Научная статья на тему 'Письмо в редакцию [о монографии И. И. Евлампиева]'

Письмо в редакцию [о монографии И. И. Евлампиева] Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Борзов Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письмо в редакцию [о монографии И. И. Евлампиева]»

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ [О монографии И.И. Евлампиева]

A LETTER TO THE EDITORIAL BOARD [On I.I. Evlampiev's monograph]

Уважаемый Михаил Викторович,

Благодаря Вашей предыдущей пересылке материалов сборника, я смог познакомиться с публикацией И.И. Евлампиева «Неискаженное христианство и его первоисточники». Теперь хотел бы поделиться с Вами некоторыми впечатлениями от этой работы.

Сразу хочу признаться, что я не философ по образованию и тем более не профессиональный специалист по заявленной теме публикации. Поэтому прошу Вас отнестись к этим строчкам скорее как к некоторому впечатлению, нежели анализу.

С первых же глав, посвященных каноническим Евангелиям, я обнаружил огромное количество информации для меня ранее неизвестной: о Маркионе, о назорействе, о разночтениях в Новом завете, о Евангелии от Фомы. Этот экскурс в глубокое историческое прошлое показался мне не просто познавательным, но и абсолютно необходимым для понимания основных концепций автора.

Самой интригующей мне показалась глава о тождестве человека и Бога. Тема смерти и бессмертия во все века была и остается до сих пор краеугольной для религии и философии. Мысль о возможности вечной человеческой жизни на земле, а не на небе звучит заманчиво и парадоксально. Христос явил нам чудо воскресения и себя и Лазаря, раздвинув возможность этого явления по оси времени и в будущее (предстание перед учениками после распятия), и в прошлое (явление перед старозаветным Авраамом). Не подвергая сомнению убедительность авторских рассуждений об абсолютности человека и о его Божественном уподоблении, задаюсь вопросом: почему за 2000 лет ни один самый праведный христианин или православный святой, посвятивший всю свою жизнь познанию самого себя, не явил нам подобного чуда в этом мире? Если же физическая смерть, хотя и неизбежна, но не являет собой конец земного бытия, а лишь попирает новую смерть («смертию смерть поправ и сущим во гро-бех живот даровав»), то, наверное, это похоже на концепцию буддийской реинкарнации? О связях назорейства с буддизмом автор, однако, ничего не пишет, говоря лишь о его возможных истоках из зороастризма.

В главах об Апокрифе Иоанна я нашел много незнакомых для себя терминов и понятий, таких как «Эннойа», «Барбело», «Ялдабаф», «Метропатор», «архонты» и т.д., которые значительно усложняли восприятие мысли и эффективность работы с текстом. Они погрузили меня в некий иностранный язык, требующий перевода. Больше всего я «интеллектуально буксовал», знакомясь с

Борзов Е.Ю. Письмо в редакцию [О монографии И.И. Евлампиева]

195

концепцией мироздания и его структуры, перечитывая страницы заново и старательно вникая в их содержание. Не уверен, что и сейчас могу логично изложить их суть. Может быть, это моя личная проблема, но если найдутся другие подобные читатели, то, вероятно, обнаруженные сложности связаны с особенностями авторского языка в изложении данных концепций.

С особым внутренним удовлетворением я знакомился с рассуждениями о месте и роли Марии Магдалины в становлении христианства и открыл в них для себя много нового. До этого моя убежденность склонялась к принятому утверждению, что любимым учеником Христа был Иоанн, но эта уверенность значительно ослабла после авторских аргументов и выводов о том, что «именно благодаря ей [Марии Магдалине] в конечном счете христианство стало всемирной религией»1. Ещё более поразительным стало для меня утверждение, что она может быть автором самого Евангелия от Иоанна, по версии Р.К. Ху-сино. Это заявление мне кажется чрезвычайно смелым, и я рад, что автор монографии тоже не склонен полностью солидаризироваться с этой точкой зрения.

Мне очень импонируют авторские рассуждения, которые касаются вопросов брака, личности женщины и самой концепции любви в учении гностиков. Позволю привести здесь несколько цитат, которые отражают сущность этой концепции:

«Для гностических христиан женщина была не только равной мужчине по своему значению и своим правам, но в определенном аспекте даже более значимой, поскольку именно она была (по)рождающим существом, т. е. обладала способностью, занимающей первое место в иерархии атрибутов совершенства (напомним, что Дух святой, ответственный за порождение всего существующего, является женским началом)»2. «... духовная любовь обладает гораздо большей «силой», чем плотская, она преображает не только людей, связанных ею, но и все вокруг (Филипп 111); она может физически действовать на мир, делая всё и всех совершенными3.

Мне известна глубокая компетность И.И. Евлампиева в области кинематографического наследия А.А. Тарковского, результатом которой стала его книга «Художественная философия Андрея Тарковского» (2012.). Приведенные выше цитаты удивительно созвучны идеям выдающегося режиссера о са-кральности любви, которые нашли свое художественное выражение в кадрах левитации в фильмах «Зеркало», «Солярис» и «Жертвоприношение» с их поразительно возвышающей духовностью.

В настоящей монографии есть немало рассуждений, благодаря которым проникаешь в очень интересное и дотоле для тебя неизвестное, хотя, может быть, и спорное. К последнему, на мой взгляд, относится следующее авторское

1 Евлампиев И.И. Неискаженное христианство и его первоисточники // Соловьёвские исследования, ИГЭУ, 2017. Вып. 3(55). С. 199

2 Евлампиев И.И. Неискаженное христианство и его первоисточники // Соловьёвские исследования, ИГЭУ, 2017. Вып. 4(56). С. 175.

3 Там же. С.173.

утверждение: «Если на Западе великое культурное прошлое Европы все в большей степени подвергается забвению - оно больше ничего не значит для современных европейцев, то в России наша великая культурная история, в единстве с великой культурой Европы, остается действенным фактором совре-

4

менной жизни» .

Данные примеры свидетельствуют о том, что работа И.И. Евлампиева побуждает к дискуссионным размышлениям и, что особенно важно, к саморефлексии и диалогу с самим собой в поисках ответов на фундаментальные вопросы христианства в контексте его исторического развития.

Мне хочется искренне поблагодарить Вас за то, что эта публикация состоялась благодаря Вашему семинару и замечательному журналу.

С уважением,

Евгений Юрьевич Борзов

Режиссер, сценарист, Творческое объединение «Классика», НПО «Консультант», кандидат филологических наук, профессор, Ивановский государственный политехнический университет,

г. Иваново E-mail: borzov_eugene@mail.ru

04.01.2018

4

Евлампиев И.И. Неискаженное христианство и его первоисточники // Соловьёвские исследования, ИГЭУ, 2016. Вып. 4(52). С.72 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.