Научная статья на тему '«Пишу, читаю. . . думаю о Крыме» (методические аспекты преподавания темы «Крымский период в жизни и творчестве А. С. Пушкина» в школе)'

«Пишу, читаю. . . думаю о Крыме» (методические аспекты преподавания темы «Крымский период в жизни и творчестве А. С. Пушкина» в школе) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
379
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. ПУШКИН / A.S. PUSHKIN / ЮЖНАЯ ССЫЛКА / SOUTH EXILE / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / LITERATURE LESSON / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / METHODOLOGICAL PROBLEM / ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ / STUDY OF LITERATURE WORK AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Марина Викторовна

В статье представлены методические материалы по изучению темы «Южная ссылка в жизни и творчестве А.С. Пушкина», основной акцент сделан на крымский период в творчестве поэта. Автором анализируется проблема периодизации при изучении творчества А. С. Пушкина в школе, предлагаются и обосновываются новые подходы в раскрытии данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«I WRITE, READ... THINK ABOUT THE CRIMEA» (METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING THE TOPIC «SOUTH EXILE IN THE LIFE AND WORKS OF A.S. PUSHKIN» AT SCHOOL)

This article presents methodological materials for studying of the topic «South exile in the life and works of A. S. Pushkin». The main emphasis is made on the Crimean period of the poet's creative work. The author analyses the problem ofperiodization in the study of A.S. Pushkin's work at school, the new approaches to disclosure of the topic are proposed and substantiated.

Текст научной работы на тему ««Пишу, читаю. . . думаю о Крыме» (методические аспекты преподавания темы «Крымский период в жизни и творчестве А. С. Пушкина» в школе)»

УДК 372.882

М. В. Васильева

«ПИШУ, ЧИТАЮ ... ДУМАЮ О КРЫМЕ» (МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «КРЫМСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА» В ШКОЛЕ)

В статье представлены методические материалы по изучению темы «Южная ссылка в жизни и творчестве А.С. Пушкина», основной акцент сделан на крымский период в творчестве поэта. Автором анализируется проблема периодизации при изучении творчества А. С. Пушкина в школе, предлагаются и обосновываются новые подходы в раскрытии данной темы.

Ключевые слова: А. С. Пушкин, южная ссылка, урок литературы, методическая проблема, изучение художественного произведения в школе.

M. V. Vasilieva

«I WRITE, READ... THINK ABOUT THE CRIMEA» (METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING THE TOPIC

«SOUTH EXILE IN THE LIFE AND WORKS OF A.S. PUSHKIN» AT SCHOOL)

This article presents methodological materials for studying of the topic «South exile in the life and works of A. S. Pushkin». The main emphasis is made on the Crimean period of the poet's creative work. The author analyses the problem ofperiodization in the study of A.S. Pushkin's work at school, the new approaches to disclosure of the topic are proposed and substantiated.

Key words: A.S. Pushkin, South exile, literature lesson, methodological problem, study of literature work at school.

А. С. Пушкин — одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом. Глубокое знание и понимание его произведений может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя. Система уроков литературы и внеклассной работы может помочь в решении этой задачи.

Творческое наследие Пушкина столь разнообразно и богато, что возникает необходимость проведения новых исследований его лирики, стихотворных, эпических жанров, драматургии и прозы. Пушкинское творчество представляет собой целостный художественный мир, который определяется, по словам Д. Д. Благого, в своем движении общими закономерностями развития литературы и специфическими закономерностями индивидуального творческого пути автора.

Крым в творчестве Пушкина.... Был ли крымский период в творчестве поэта? А надо ли в школе говорить об этом? Не делаем ли мы это в угоду новым политическим обстоятельствам? Ответ на этот вопрос постараемся найти далее.

В школе сложилась определенная традиция изучения творчества А. С. Пушкина. Она обоснована методически. Творчество А. С. Пушкина изучается в соответствии с принципом ступенчатости, то есть практически в каждом классе, начиная с

начальной школы. Отбираются произведения, доступные возрасту учеников, готовящие их к восприятию в дальнейшем творчества поэта как многогранного и сложного художественного феномена.

Жизненный и творческий путь поэта интересен для изучения прежде всего как процесс стремительного, исключительно сложного внутреннего развития. В девятом классе жизнь и творчество поэта рассматривается хронологически (линейно), то есть в соотнесении с определенными периодами: «Детские и юношеские годы», «Лицей», «Петербург», «Южная ссылка», «Михайловская ссылка», «Болдинский период» (или «Болдинская осень») и т. д. Здесь мы опускаем проблему, широко обсуждаемую известными пушкинистами во второй половине ХХ века: что следует взять за основу периодизации — события жизни или этапы творчества — и ведем разговор о сложившейся уже практике преподавания творчества А. С. Пушкина в школе.

В школе мы обычно говорим, что южная ссылка — «качественно новый этап в развитии всеохватного таланта Пушкина» (УМК под ред. В. Ф. Чертова и др.). При отъезде из Петербурга в мае 1820 г. Пушкин получил назначение в Екатеринослав, в канцелярию начальника иностранных на юге И. Н. Инзова. По приезде в конце мая 1820 г. Пушкин из-за болезни был отпущен вместе с семейством Раевских в Крым и на Кавказ (он посетил Кавказские Минеральные Воды, Бахчисарай, Гурзуф, Алупку, Симеиз, Севастополь, Симферополь).

С семьей Раевских у А. С. Пушкина сложились теплые отношения. Именно Н. Н. Раевскому посвятил поэт строки:

Прими с улыбкою, мой друг, Свободной музы приношенье: Тебе я посвятил, изгнанной лиры пенье И вдохновенный свой досуг.

В конце сентября он вернулся к Инзову, но уже в Кишинев, куда перебралась канцелярия, теперь уже превращенная в канцелярию наместника всей Бессарабии. Эхо крымских и кавказских впечатлений, отголоски общения с представителями большой семьи Раевских и сердечных увлечений дочерями Раевского потом почти десятилетие звучали в пушкинской поэзии:

Волшебный край! Очей отрада! Все живо там: холмы, леса, Янтарь и яхонт винограда, Долин приютная краса, И струй и тополей прохлада, Все чувство путника манит... Когда, в час утра безмятежный, В горах дорогою прибрежной Привычный конь его бежит, И зеленеющая влага Пред ним и блещет и шумит Вокруг утесов Аю-дага...

Но подлинное прощание с югом состоялось у Пушкина в Михайловском. Здесь он перерабатывает элегию «К морю», пишет «Цыган».

Таким образом, перед нами возникает методическая проблема, связанная с тем, что не всегда творчество можно жестко «вставить» в определенные рамки пе-

риодизации. Важно понять, чтоглавное для учителя литературы — уйти от формализма, от «привычного» изучения творчества А.С. Пушкина, с одной стороны. А с другой — при изучении жизни и творчества необходимо следовать определенным принципам (которые сформировались у нас в практической деятельности на протяжении многих лет):

1. Изучение творческих периодов в жизни поэта в их единстве и взаимосвязи.

2. Изучение не отдельных произведений, а циклов произведений (например, южные поэмы), когда это целесообразно.

3. Изучение художественного произведения в школе как уникального культурного явления.

1. Изучение творческих периодов в жизни поэта в их единстве и взаимосвязи.

Как объяснить ученикам, что стихотворение «К морю» написано в 1824 году в Михайловской ссылке, но написано так, как будто поэт только что стоял на его берегу? Почему «в леса, в пустыни молчаливы» он хочет перенести свои яркие впечатления о морской стихии? Эти вопросы мы вполне можем обсудить и с учащимися.

Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был написан Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к этому посланию поэт уже в «новой» ссылке — в Михайловском, в 1824 году. Это стихотворение завершало собой романтический период творчества Пушкина. («Прощай, свободная стихия!»). Это прощание — и с реальным Черным морем (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайлов-ское, под надзор отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом.

Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. («К морю», 1824)

2. Изучение циклов произведений.

Рассмотрим особенности изучения циклов произведений в 9 классе на примере южных поэм.

«Южные поэмы» — 1820-1824 гг. написаны под сильным влиянием «Восточных поэм» Дж. Г. Байрона (1813-1816). «Южные поэмы» представляют собой цикл, то есть произведения, входящие в состав цикла, объединены достаточно тесно.

В состав южных поэм традиционно включают «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». Написанные на юге в то же время «Гавриилиада» (1821) и «Братья-разбойники» (1821-1822) в составе цикла стоят несколько особняком, потому что им не присущи все те черты, которые характерны для цикла как художественного единства.

С учащимися на уроке мы пытаемся выяснить, что объединяет цикл южных поэм: какие общие темы, художественные особенности их сближают?

Вестник Псковского государственного университета Предлагаем заполнить таблицу:

«Кавказский пленник» «Бахчисарайский фонтан» «Цыганы»

Романтический герой Пленник — одинокий, разочарованный в жизни человек, ищущий свободы. «Отступник света, друг при-роды».Его прошлое неопределенно, на него в тексте поэмы содержатся лишь намеки Хан Гирей — страстная натура в байроническом духе (по сравнению с остальными поэмами здесь байронический герой явно отодвинут на второй план) Алеко — одинокий, разочарованный, с темным прошлым (сообщается, что «его преследовал закон», однако так и остается тайной причина преследования), ищет свободы, ради чего бежит в цыганский табор

Идея свободы Свобода — единственная цель Пленника («ее одной он искал в подлунном мире»). Но в поисках свободы Пленник оказывается в плену (мотив плена противопоставлен мотиву свободы) Идея свободы реализуется через ее противоположность — Мария пленница в гареме Алеко ищет свободу и находит ее у цыган, в живущем по естественным законам цыганском таборе

Место действия Кавказ, черкесская деревня. Бахчисарай (Крым), ханский дворец. Бессарабия, цыганский табор.

Любовный треугольник Пленник — черкешенка — северная красавица Гирей — Зарема — Мария Алеко — Земфира — молодой цыган

Трагический финал Черкешенка бросается в реку и погибает Мотив смерти в произведении представлен весьма выразительно — за счет того, что повествование ведется о далеком прошлом, в эпилоге сообщается, что все действующие лица мертвы за давностию лет Алеко убивает Земфи-ру и молодого цыгана, своего соперника

Неясное будущее Судьба Пленника неопределенна, известно, что он выбрался ксвоим, но как сложится его судьба в дальнейшем — неизвестно Неизвестно, что случилось со всеми персонажами, потому что в тексте поэмы содержатся только намеки на их дальнейшую судьбу. Убила ли ЗаремаМарию? Отмстил ли хан Гирей Зареме за смерть любимой наложницы? Умерла ли Мария своей смертью? Неизвестна дальнейшая судьба Алеко: табор уходит, оставляя его сидящим в одиночестве посреди степи. Куда он планирует податься дальше — остается тайной

Противопоставление дикости и цивилизации Пленник и Черкешенка — разные миры, разные культуры Противостоят два мира: Мария (христианский Запад) — Зарема и Гирей (мусульманский Восток) Сталкиваются Алеко (цивилизованный мир) и цыгане (дикий народ)

Разрушение традиций романтизма Разрушение романтизма на сюжетном уровне: неромантический поступок Пленника(он не бросился спасать Черкешенку или за ней следом). Разрушение на структурно-композиционном уровне: в поэму включены дополнительные материалы (эпилог, написанный в жанре оды и противопоставленный основной части — элегии; отрывки из стихотворений Г. Р. Державина и В. А. Жуковского о Кавказе) Разрушение на структурном уровне: в поэму включены отрывки из «Путешествия по Тавриде» (1823) И. М. Муравьева-Апостола и отрывок из письма Пушкина к А. А. Дельвигу от 1820 г., дающие реалистическое описание Бахчисарайского дворца Разрушение на сюжетном уровне: Алеко дискредитирован как романтический герой, ибо совершает преступление, руководствуясь принципом абсолютной свободы. Подчеркивается эгоистичность романтических ценностей — Алеко, как романтический герой, признает право на абсолютную свободу только за самим собой, лишая этого права всех остальных

3. Изучение художественного произведения в школе как уникального культурного явления может осуществляться, в отличие от других учебных дисциплин, в нескольких ракурсах: научном, эстетическом, бытийном и коммуникативном.

В. С. Непомнящий в книге «Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина» писал: «Не хочу выдавать желаемое за действительное и утверждать, что заметно повысился общий уровень понимания Пушкина, до этого далеко, и количество заблуждений и нелепостей не меньше, чем полвека назад, но ... происходит радикальнейший методологический сдвиг в изучении творчества Пушкина, его жизни и личности — сдвиг в сторону постижения смысла того, что он писал и делал (раньше о смысле-то как раз не очень думали, больше о «тенденциях»). Исследование его поэтики, структуры его художественного мышления приобретает философский и ценностный характер. Разговор о нем <...> стремительно перерастает рамки литературы, переходя на главные проблемы и ценности человеческого бытия, на «последние вопросы». Пушкин стал одной из «горячих точек», по температуре сходной со всем тем в современной литературе и культуре, в чем светится угль, пылающий огнем, что жжет сердца людей, что на наших глазах возрождает в полном объеме русскую традицию художества как совестного служения.» [1, с. 14 ].

Таким образом, пребывание в Крыму, несмотря на всю его краткость (всего несколько недель), сыграло огромную роль в жизни и поэзии А. С. Пушкина: к этому времени восходят многие творческие замыслы и впечатления, которые потом раз-

рабатывались и трансформировались в сознании поэта. Но с этим же временем связаны и исключительно важные жизненные впечатления. На Кавказе и в Крыму для Пушкина ожили романтические реалии: образ моря, пейзаж, следы античной культуры, образы людей... Романтизм, казавшийся в Петербурге экзотической сказкой, на Кавказе обернулся явью.

Но и истоки «пушкинского реализма» также можно искать в южной ссылке. 10 ноября 1836 года в письме к князю Н. Б. Голицыну из Петербурга в Артек А. С. Пушкин пишет: «Как завидую вашему прекрасному крымскому климату: письмо ваше разбудило во мне множество воспоминаний всякого рода. Там колыбель моего «Онегина» и вы, конечно, узнали некоторых лиц» [2, с. 468].

Южная ссылка и крымский период в творчестве А. С. Пушкина — важная веха на пути духовных исканий поэта. Это встреча со стихией моря, и сам он — стихия.

Литература

1. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. М.: Советский писатель, 1987.

2. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 10. Л.: Наука, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.