Научная статья на тему 'Пилотный номер «Экрана»: мнения российских студентов'

Пилотный номер «Экрана»: мнения российских студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
115
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ "ЭКРАН" / СТУДЕНТЫ / ДИСКУССИЯ / МНЕНИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров / Викторов А.В.

Двадцатилетним читателям «Экрана» хочется видеть его более ярким и глянцевым, с широким спектром развлекательных рубрик, сильнее развернутым в сторону молодежной аудитории. Мне лично кажется вполне продуктивной и мысль о том, что «Экран» может стать журналом о российском кино и ТВ. Согласитесь, что «Premiere» и «Кинопарк» вполне в состоянии обеспечить (и, по-моему, уже успешно обеспечивают) массовую молодежную оперативной и разнообразной информацией о западном кино. Впрочем, каким будет «Экран» решать его редакции, которая, как мне известно, сейчас активно занята поиском спонсоров и меценатов. Хотелось бы верить, что таковые найдутся. Возрождающемуся российскому кино нужен российский «Экран».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пилотный номер «Экрана»: мнения российских студентов»

Дети, молодежь и медиа: социологический аспект Пилотный номер «Экрана»: мнения российских студентов

А.Е.Викторов

Еще каких-нибудь два десятка лет назад «Экран» (тогда еще «Советский») был, бесспорно, самым популярным киноизданием в стране с тиражом, в несколько миллионов экземпляров (при выходе в свет двух номеров в месяц). Увы, в 90-х тираж журнала (впрочем, как и большинства российских журналов) резко упал, и, лишенный спонсорской поддержки, года три назад журнал тихо прекратил свое существование.

Не так давно в Москве вышел в свет пилотный номер реанимированного «Экрана» (главный редактор - Б.Пинский). Он стал глянцевым и нарядным и по-прежнему намерен привлечь внимание массовой читательской аудитории, прежде всего - молодежной.

Я попросил 30 студентов одного из провинциальных педвузов (18 девушек и 12 молодых людей) ответить на специально подготовленную анкету, с помощью которой они довольно подробно выразили свое отношение к материалам основных рубрик журнала. Анализ результатов анкетирования позволил составить довольно любопытную картину того, что, собственно, ждут молодые читатели и зрители от современного издания, касающегося тематики экранных медиа.

Оказалось, что они активно заинтересованы в появлении нового яркого красочного журнала о мире кино и ТВ, откуда они хотели бы получать

оперативную и разнообразную информацию. Словом, «Экран», бесспорно, получил читательское «добро».

Приведу наиболее характерные положительные мнения:

«Прочитав весь журнал, что называется, от корки до корки, я с уверенностью могу сказать, что «Экран» нужен в наше время, потому что он содержит большое количество информации, интересной широкому кругу людей. Здесь есть интересные материалы как для молодежи, так и для более зрелого поколения. Перед каждой статьей - интригующее предисловие. Оформлен журнал классно, хотя я добавила бы еще постер и диск с записью фильмов или музыки из них. Кино занимает значительное место в нашей жизни, и такой журнал помогает лучше ориентироваться в экранном мире. В общем, журнал прочла не зря!» (Наталья Б.).

«Такое издание необходимо. Оно будет интересно различной аудитории -молодежи, детям, старшему поколению. И сможет выдержать конкуренцию со стороны «Премьера» и «Кинопарка», так как «Экран» существует и издается уже много лет» (Светлана И.).

«Я надеюсь, что «Экран» будет издаваться для молодежной аудитории, возможно, не очень искушенной в тонкостях киноискусства. Конкуренцию со стороны «Премьера» и «Кинопарка» можно выиграть за счет меньшей цены номера. Для многих цена журнала сейчас играет решающую роль при покупке. Ведь для нас даже 3-5 рублей имеют значение» (Михаил А., Наталья Т.). «Радует отсутствие в журнале рекламы» (Оксана П.).

«Оформление журнала понравилось. Он очень красочный, яркий, довольно оригинальный, статьи написаны доступным, лаконичным языком, быстро и увлекательно читается» (Анна А., Любовь М., Анатолий О., Сергей Ш., Александр С., Ксения Г. и др.).

При этом, конечно, не обошлось без критических замечаний, впрочем, тоже вполне доброжелательных.

«Считаю, что такой журнал необходим. Ведь раньше он пользовался большим успехом и спросом. А ведь все новое - это хорошо забытое старое - в переработанном варианте. Поэтому не надо опускать руки, надо идти в ногу со временем и с интересами общества. Если это станет девизом журнала, то он выдержит любую конкуренцию. Пока он рассчитан и привлечет внимание более старшего поколения, а не молодого. Нужно больше увлекательных историй, а то пока как-то скучновато и слишком серьезно. Журнал хороший, я бы его покупала, но он мало чем отличается от других киножурналов. Я желаю успеха главному редактору и думаю, что у него все получится» (Любовь М.).

«Журнал такого рода должен издаваться. Но тут есть одно «но»! Редакция постаралась угодить всем слоям читателей и молодежи, и специально интересующимся кино людям. Даже язык какой-то «совмещенный». А это почти всегда приводит к тому, что хочешь угодить всем, а не получается... Но в итоге я, как «средний» представитель молодежи, могу отметить, что информация журнала заинтересовала меня на 80%. Так что, может быть, именно такой подбор рубрик и оптимален, для того, чтобы номер покупали многие. Правда, я бы уравнял по

объему материалы о западном и российском кино. Пока российского больше» (Михаил К.).

«Интересный дизайн, хорошая подборка фотографий. Но, думаю, что для нашего времени это не ново, потому что сейчас один журнал краше другого» (Марина Б.).

«Недостатки журнала - скудное оформление, не привлекающая внимание, блеклая обложка, простоватая. Хотелось бы поярче. Ведь очень многое зависит от обложки, так как, покупая журнал, мы прежде всего смотрим на картинку, а уж потом - на содержание. Еще надо увеличить формат страницы. Мало ярких, интересных фото» (Юлия В, Наталья Т., Елена О.). «На страницах журнала остается масса «пустого» пространства. Затертые в желтой прессе сплетни о личной жизни звезд также не придают «Экрану» солидности (Оксана П.).

«Что можно было бы добавить? Например, постер. Обложку сделать поярче. Или вот включить статьи, где известные люди (не из мира кино) высказывали бы свое мнение о просмотренных ими фильмах» (Владимир К.). «А еще неплохо было бы написать о режиссерах фильмов, съемках фильмов ужасов, о гриме актеров, о том, как проходит кастинг» (Елена С.). «Лучше писать только о российском кино. И расширить рубрики «Конкурсы» и «Интернет» (Марина Я.). «А я бы добавил рубрики о том, какую одежду, еду, дома предпочитают звезды. И немного поэзии» (Владимир С.). «Нужны рубрики о мультфильмах, о документальном кино, о фильмах - экранизациях русской классики, об авангардных, модернистских фильмах и режиссерах» (Оксана П.).

Я попросил студентов оценить все журнальные рубрики по привычной им пятибалльной системе и обосновать свои оценки. И вот, что получилось в результате (см. таб.1).

Таб.1. Оценка материалов пилотного номера журнала «Экран» _студенческой аудиторией._

Тематика материалов, опубликованных журнале Оценка материалов студенческой аудиторией (по пятибалльной системе)

Оценка, выставленная женской частью аудитории Оценка, выставленная мужской частьк аудитория Средняя оценка

«Попкорн» (новости кино и ТВ) 4,66 4,50 4,58

«Разговор по душам» (интервью с мастерами экрана) 4,44 4,33 4,38

«Смотрите, кто пришел» (дебюты в мире кино и ТВ) 4,50 4,16 4,33

«Съемка» (репортаж со съемочной площадки) 4,61 4,16 4,38

«Тусовка» (интернетные опросы зрителей о фильмах и телепередачах) 3,88 4,66 4,27

«Премьера» (обзор новых фильмов) 4,44 3,75 4,09

«Репертуар московских кинотеатров» 3,72 3,16 3,44

«Билет на Олимп» (портрет кино/ телезвезды) 4,88 4,00 4,44

«Звездный роман» (реальные истории любви кино/телезвезд) 4,61 3,75 4,18

«История с фотографией» (статьи из истории кино) 4,38 4,50 4,44

«Мейнстрим» (статьи о наиболее популярных киножанрах) 3,77 4,33 4,05

«Сигнальный экземпляр» (отрывки из новых книг, написанных звездами экрана) 4,44 4,58 4,22

«Дети как дети» (о медиапродукции для детей) 4,44 4,00 4,22

«Звуки музыки» (музыка на экране) 4,27 4,41 4,46

«Событие» (репортажи об интересных событиях в мире экранных медиа) 4,11 4,66 4,38

«Свет далекой звезды» (портреты знаменитых мастеров экрана) 4,44 3,91 4,17

«Конкурс» (конкурсные задания для читателей журнала) 4,50 4,75 4,62

«Интернет-кино» (экранные медиа в Интернете) 4,55 4,33 4,44

«Кроссворд» (на тему экранных медиа) 4,38 4,00 4,19

Как видно из таблицы, студенческая аудитория в целом весьма доброжелательно оценила практически все материалы пилотного номера журнала. Ни одна рубрика, даже такая, прямо скажем, малоинтересная нестоличной публике, как «Репертуар московских кинотеатров», не получила оценки ниже «тройки».

У студенток лидируют рубрики «Билет на Олимп» (4,88 балла), «Попкорн»(4,66 балла) и «Звездный роман»(4,61 балла), в той или иной степени отражающий их интерес к любовной тематике и личной жизни звезд.

Студенты, в целом оценившие все рубрики журнала чуть более сдержанно, на первые места в своих предпочтениях вывели рубрики «Конкурс» (4,75 балла), «Тусовка» (4,66 балла) и событие (4,66 балла), то есть рубрики, требующие от читателя большего аналитического потенциала. Как и следовало ожидать рубрики о любовных приключениях звезд набрали у студентов меньшие баллы, чем у студенток.

Среди всех опрошенных студентов в целом наибольшее количество баллов набрали рубрики «Конкурс»(4,62 балла), «Попкорн»(4,58 баллов) и «Звуки музыки» (4,46 баллов).

Отраден интерес аудитории к рубрикам, касающимся истории киноискусства (4,44 и 4,17 баллов)

Однако при внимательном анализе конкретных ответов выяснилось, что даже за благожелательными «четверками» порой стоит довольно критическая оценка отдельных материалов номера.

Итак, попробуем обобщить мнения студентов согласно по порядку рубрик, включенных в таб.1.

1.«Попкорн»

Подавляющим большинством студентов рубрика медиановостей встречена тепло:

«Люблю узнавать новинки из мира кино и пикантные подробности из жизни звезд. Кратко, ярко, разнообразно» (Инна К., Светлана И., Наталья Б., Юлия В., Марина Б., Наталья Т., Алексей А., Роман Р., Владимир К., Анатолий О., Михаил А. и др.).

Но есть и упреки в неоригинальности подхода к такого рода информации:

«Я нашла здесь немало интересного для себя. Но считаю, что у нас хватает журналов, которые дают подобные новости. Только не надо «желтизны» (Марина Я., Юлия М.). «Рубрика не понравилась. Такие новости часто встречаются в прессе» (Сергей А.).

2.«Разговор по душам»

Большинство юных читателей активно поддерживает намерение редакции печатать обширные интервью с мастерами экрана:

«Рубрика мне очень понравилась. На мой взгляд, форма интервью передает ощущение реального общения с актером. Читающей публике предоставляется возможность узнать о характере, взглядах, творчестве полюбившегося артиста» (Галина С.).

«Читателям всегда хочется знать больше о популярных актерах, об их жизни, особенно от них самих» (Сергей А., Владимир К., Игорь К., Владимир С., Михаил К. и др.). «Я люблю читать статьи, в которых корреспонденты беседуют с актерами. Было занимательно прочесть про такого актера, как Владимир Стеклов - о его творческом пути, об отношении к друзьям и пр. Жизнь знаменитостей всегда насыщена событиями» (Юлия М., Светлана И., Елена С., Алексей А. и др.). Однако читатели, не видевшие фильмы с участием актера, выбранного для «пилотного» интервью, оказались разочарованы:

«Не очень хорошо знаю творчество этого актера, поэтому материал не вызвал особого интереса, хотя сама по себе рубрика хорошая» (Инна К., Лариса Д., Наталья Б., Юлия В., Марина Б., Анатолий О., Сергей Ш.). «Сама идея рубрики интересна, но подано пока очень утомительно, можно и покороче» (Михаил А., Григорий К.).

3.«Смотрите, кто пришел»

Рубрика о кино/теледебютах понравилась многим. На мой взгляд, в значительной степени из-за того, что возраст экранных дебютантов, как правило, близок к студенческому:

«Дебют - интересная вещь. Интересная потому, что актер, удачно сыгравший всего несколько ролей, притягивает к себе внимание. Зрители задаются вопросами: «Кто он? Откуда?». Их интересуют его творческие планы и мысли по поводу уже сыгранных им ролей. Особенность данной рубрики в том, что на не навязывает читателю определенного мнения о дальнейшей творческой карьере актера, а предоставляет возможность самому предсказать ее» (Галина С.).

«Новые актеры, режиссеры. Всегда занимательно узнать о них как можно больше. Что представляет из себя новичок? Так ли он талантлив? Чем он заявил о себе?» (Екатерина К.).

«Это, что называется попали в «десятку». О таких талантливых дебютантах, как А.Макаров, читать интересно» (Инна К., Юлия М., Лариса Д., Наталья Б., Юлия В., Марина Б., Наталья Т., Елена С. и др.). «О молодых актерах надо давать больше информации. Рубрика нравится» (Сергей А., Владимир К., Анатолий О., Сергей Ш. и др.).

Но, оказывается, некоторым читателям «Экрана» хочется «узнать о более знаменитых актерах» (Алексей А.), потому что «дебют артиста еще не повод, чтобы о нем писать. Бывали случаи, когда после дебюта актеры быстро «сходили со сцены». Артистов следует представлять после нескольких удачных ролей в фильмах массового успеха» (Игорь К., Михаил К.). Двум, видимо, наиболее критично настроенным студентам, показалось также, статья «написана суховато» (Анна А., Григорий К.).

4.«Съемка»

Репортажи со съемочной площадки, очевидно, интересуют почти всех опрошенных:

«Полезная рубрика об обычно скрытой от зрителей стороне кино. Много подробностей о съемочном процессе» (Инна К., Юлия М., Светлана И., Лариса Д., Наталья Б., Наталья Т., Сергей А., Алексей А., Анатолий О., Владимир С. и др.).

Но в тоже время, опять-таки некоторым студентам «читать было скучно, не возникло ощущения подлинной съемки, статья показалась растянутой (хотя, может быть, следующие репортажи о съемках будут интереснее)» (Юлия В., Любовь М., Елена С., Владимир К., Михаил А., Григорий К.).

5.«Тусовка»

Мне лично идея редакции использовать интернетные опросы для публикации дискуссий о фильмах показалась весьма продуктивной и новой. Похоже, того же мнения придерживается и большинство студентов, заполнивших анкету:

«Неплохая рубрика. Можно сравнить мнение других людей, оценивающих тот или иной фильм, со своим. Да и фильмы подобраны спорные, такие по поводу которых много разных мнений» (Юлия М., Светлана И., Лариса Д., Наталья Б., Марина Б., Алексей А., Роман Р., Владимир К. Анатолий О., Михаил А. и др.). «Классная подборка отзывов. Хочется тоже вступить в дискуссию о фильмах (Юлия В., Елена С., Григорий К., Игорь К.).

Студенты, избегающие дискуссий о просмотренном и не любящие читать рецензии на них, оказались в меньшинстве:

«Читать чужие мнения о фильмах мне не очень нравится» (Инна К., Наталья Т., Анна А.). «О фильмах можно поговорить и с друзьями, без чтения таких разговоров в журнале» (Сергей А.).

6.«Премьера»

Краткий обзор новых фильмов в целом понравился «реципиентам» (скорее всего, именно своей краткостью):

«О новинках экрана знать хочется всегда» (Юлия М., Светлана И., Лариса Д., Юлия В., Сергей А., Алексей А., Роман Р., Анатолий О. и др.). «Рубрика будет нужна, если не превратиться в рекламу» (Владимир К.).

Правда, от одной из читательниц не ускользнула «однобокость» этого обзора, поэтому возник резонный вопрос: «А где же премьеры русских фильмов ?» (Наталья Б.).

7.Репертуар московских кинотеатров»

Уверен, что если бы анкетирование проводилось в Москве, ответы студентов оказались бы совсем другими. А так практически все студенты отнеслись к этой рубрике негативно:

«Хорошая рубрика. Но для Москвы» (Юлия М., Наталья Т.). «Бесполезно для не москвичей, а занимает целых 4 станицы» (Юлия В.). «Экран» должен быть журналом не только для москвичей. Я бы убрала эту рубрику. Мне не интересно, что идет в столичных кинотеатрах» (Марина Я., Алексей А.).

8.«Билет на Олимп»

Портреты кино/телезвезды - очень часто появляются на страницах десятков глянцевых журналов нынешней России. Но судя по всему, большинство студентов это не смущает:

«Мне очень понравилось. Рубрика позволяет посмотреть на звезд с другой стороны. Она разрушает устоявшиеся стереотипы, приоткрывает завесу личной жизни знаменитости. Ведь судьба известного человека подчас таит в себе много неожиданности и наверняка отличается от их публичного образа» (Галина С.).

«Очень интересная рубрика. Здесь мы можем познакомиться с жизнью звезд, узнать пикантные подробности» (Инна К., Юлия М., Светлана И., Лариса Д., Наталья Б., Юлия В., Марина Б., Алексей А., Анатолий О., Михаил А., Григорий К. и др.).

Но поскольку «портретируемой фигурой» в этом конкретном номере стала такая постоянная гостья прессы (особенно желтой), как Мадонна, некоторые студенты оказались от статьи не в восторге:

«Не понравилось, так как о Мадонне уже написано достаточно много» (Сергей А., Владимир К., Владимир С.). «Место Мадонны в «Плейбое», а не на страницах «Экрана» (Марина Я).

9.«Звездный роман»

Реальные истории любви кино/телезвезд нынче тоже в моде. И студентам, как правило, нравится читать об интимной жизни знаменитостей:

«Любовные перипетии актеров всегда приковывали к себе повышенное внимание, поэтому освещение на страницах журнала звездных романов будут весомым рычагом к поднятию рейтинга издания» (Галина С.).

«Люблю читать про «звездные пары» (Инна К., Юлия М., Светлана И., Юлия В., Наталья Т., Сергей А., Алексей А., Роман Р. , Михаил А., Григорий К. и др.). «Статья о любви Депардье и Буке читается на одном дыхании, как история о Красавице и Чудовище» (Наталья Б.).

Но нашлись (и не так уж мало) студенты, которым претит «подглядывать в замочную скважину»:

«Я сторонник той позиции, что личная жизнь человека - это его личная жизнь, и не надо ее выносить на страницы журнала. Никто не имеет права вмешиваться в личную жизнь человека, будь то кинозвезда, или простой рабочий» (Анатолий О., Сергей Ш., Игорь К.). «Может кому-то это и интересно, но, по-моему это сбор сплетен, которые нужно помещать в желтую прессу» (Марина Я.). «Мне лично рубрика не понравилась, так как мне глубоко плевать на романы западных звезд» (Александр С.).

Есть и более мягкие версии прохладного отношения к подобного рода заметкам:

«Я не в восторге от этой статьи, но если бы было о Дроздовой и Певцове, то, наверное, было бы интереснее» (Владимир К.). «Не очень приятно, когда вторгаются в личную жизнь, но без этого не было бы интереса для читателей, которые всегда хотят знать подробности, которых никто не знает (Владимир С.).

10.«История с фотографией»

«Очень интересно! Узнаешь о Раневской много нового для себя» (Юлия М., Светлана И., Лариса Д., Марина Б., Наталья Т., Сергей А., Алексей А. , Александр С. и др.). «Судьба человека всегда волнует, когда он добился всего сам, своими усилиями. Такие истории всегда интересны и поучительны. Даже краткий рассказ о жизни Раневской дает пример того, как можно реализовать свое призвание» (Владимир С.).

Впрочем, последовательные любители исключительно современных кинотем: «Не люблю ретроисторий» (Роман Р.). «Рубрика предназначена для читателей старшего поколения» (Владимир К., Михаил А., Григорий К., Михаил К.).

11.«Мейнстрим»

Рубрика задумана как серия статей о наиболее популярных киножанрах. В пилотном номере представлен фантастический жанр, у которого в молодежной аудитории масса поклонников:

«Хорошая рубрика, но хотелось бы узнать о фантастике еще больше» (Светлана И., Анна А., Алексей А., Владимир К., Анатолий О., Григорий К., Александр С., Игорь К. и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поклонников, конечно, масса, но не все студенты желают к ней присоединиться. Противники фантастики встретили материал «Менстрима» без особого энтузиазма:

«Неплохая рубрика, но многим читателям жанр фантастики не очень интересен» (Юлия М., Наталья Б., Юлия В., Марина Б., Наталья Т., Михаил А.).

Один из студентов отметил при этом, что у статьи «слишком навороченные фразы, трудно читать» (Михаил К.).

12.«Сигнальный экземпляр»

В этой рубрике редакция решила знакомить читателей с отрывками из новых книг, написанных звездами экрана. Начали с забавных рассказов известного комедийного артиста С. Фарады. И не прогадали:

«Рубрика полезна тем, что, познакомившись с выдержками из будущей книги, у читателя может возникнуть желание прочесть ее целиком, пойти в магазин и купить» (Екатерина К.).

«Фарада завораживает и увлекает своими анекдотами. Веселые истории читать всегда приятно. Смешно, интересно, занимательно, главное - не нудно» (Юлия М., Лариса Д., Наталья Б., Сергей А., Алексей А., Роман Р., Владимир К., Анатолий О. и др.), хотя «рубрика была бы интереснее, если бы анекдоты рассказывал бы не один человек, а несколько» (Инна К.).

Но в бочке меда оказалось 2 студенческие ложки дегтя:

«Не смешно. Мне Фарада никогда не нравился» (Юлия В., Марина Б.).

13.« Дети как дети»

Рубрика о детском кино в целом была встречена студентами благосклонно:

«Ситуация, которая царит сейчас в российском детском кинематографе очень печальна. Но радует, что продолжает выходить «Ералаш». Над этой рубрикой могут задуматься кинематографисты и, может быть, постараются что-либо изменить в лучшую сторону» (Карина Д.).

«Эта рубрика будет интересна не только для детей, но и для взрослых. Интересно было прочесть о том, как проводится отбор детей для «Ералаша» и т.д.» (Инна К., Юлия М., Лариса Д., Наталья Б., Сергей А., Алексей А., Романенко Р., Александр С., Игорь К. и др.).

Вместе с тем одна юная читательница (Юлия В.) высказала предположение, что читателем этого раздела будут только школьники.

14.« Звуки музыки»

Тема музыки на экране оказалась весьма популярной у участников анкетирования:

«Музыка играет огромную роль в фильме. Если я услышу музыку от фильма, то обязательно вспомню сюжет, актеров и т.д.» (Наталья Б., Григорий К.). «Мне давно хотелось узнать, как подбирают музыку к фильму и вообще о музыке в кино. Можно даже подробнее» (Инна К., Юлия М., Светлана И., Юлия В., Роман Р., Анатолий О., Михаил А., Игорь К. и др.). Отрицательные мнения оказались единичными:

«Читать о музыке не люблю, люблю музыку слушать» (Владимир К.). «Для меня эта рубрика была не интересна, так как я в музыке не разбираюсь» (Наталья Т., Сергей А.).

15.«Событие»

Репортажи об интересных событиях в мире экранных медиа начались в «Экране» с материала о каскадерах. Анализ заполненных студентами анкет показал, что она больше понравилась представителям сильной половины человечества, хотя и некоторые девушки тоже отметили свою увлеченность трюками на экране:

«Хорошая статья, из которой можно узнать многое о захватывающей профессии каскадеров» (Юлия М., Юлия В., Анна А., Алексей А., Роман Р., Владимир К., Анатолий О., Михаил А., Александр С., Игорь К., Владимир С. и др.).

Противников у этого репортажа оказалось мало, и, как и следовало ожидать, среди них не было юношей:

«О каскадерах - лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать» (Наталья Б.). «Не люблю читать про каскадеров, но, на мой взгляд, автор сумел справиться со своей задачей. Да и написано нудно» (Инна К., Лариса Д.).

16.«Свет далекой звезды»

Рубрика, посвященная портретам знаменитых мастеров экрана прошлых лет, оказалась интересной немалому числу опрошенных:

«В данной рубрике мы смогли узнать об актере Михаиле Глузском. Приходилось читать о нем и раньше, но не так подробно и интересно. О великих людях надо помнить» (Инна К., Юлия М., Светлана И., Лариса Д., Владимир С. и др.). «Раньше мало знали об этом актере. Было интересно прочесть о его судьбе» (Юлия В., Сергей А., Алексей А., Владимир К., Александр С.).

Хотя, как и в случае с материалом о Ф.Раневской, некоторым студентам показалось, что материал о М.Глузском рассчитан не на их возрастную категорию:

«Думаю, что рубрика будет больше интересна людям старшего поколения» (Наталья Б., Анна А., Михаил А., Григорий К., Михаил К.). «Интересно, но пересекается с рубрикой о Раневской. Лучше, чтобы в журнале была одна ретро-рубрика» (Игорь К.).

17.«Конкурс»

Конкурсные задания для читателей журнала пришлись студентам по душе: «Как хорошо вы знаете тот или иной фильм? Внимательны ли вы при просмотре? Загляните в рубрику «Конкурс», ответьте на предложенные редакцией вопросы и вам станет ясно. Помимо развлечения, эта рубрика несет в себе и познавательный элемент. Совмещая приятное с полезным, любой читатель не обойдет эту страничку в журнале» (Галина С.).

«Очень интересно было проверит свои знания о кино. Рубрика увлекательная» (Марина Я., Юлия М., Лариса Д., Наталья Т., Елена С., Владимир К. , Игорь К. и др.). «Конкурс очень интересен. Приходилось напрягать свою память, чтобы вспомнить цитаты из известных фильмов. Неплохо бы сделать его призовым» (Инна К., Наталья Б., Юлия В., Анатолий О.).

Только одна студентка отметила, что ее не заинтересовала эта рубрика:

«Я обычно информацию о конкурсах пролистываю» (Марина Б.).

18.«Интернет-кино»

Как говорится, шагая в ногу со временем информационных технологий, редакция решила включить в «пилот» рубрику об экранных медиа в Интернете. В результате оказалась права - студенты высказали горячую заинтересованность в подобных материалах:

«Много полезной и нужной информации. Адреса сайтов дают возможность прямого доступа к актуальным материалам о кино и ТВ. Радует, что редакция «Экрана» держит связь с «паутиной»» (Марина Я., Инна К., Юлия М., Наталья Б., Юлия В., Сергей А., Алексей А., Михаил А., Александр С. и др.).

Увы, немалое число студентов после прочтения рубрики с сожалением отметило, что у них пока нет домашних компьютеров, чтобы использовать эту информацию:

«Интересно, но я не имею доступа к Интернету» (Наталья Т., Роман Р., Владимир К., Анатолий О., Сергей Ш.). 19.«Кроссворд»

Кроссворд по тематике экранных медиа большинству студентов показался интересным, сложным (Инна К., Юлия М., Светлана И., Наталья Б., Юлия В., Марина Б., Анатолий О., Михаил А. и др.). Лишь немногие из ответивших заявили, что «Кроссворд в этом журнале не нужен, их и так много во всех журналах» (Наталья Т., Сергей А.).

Как видно из ответов, двадцатилетним читателям «Экрана» хочется видеть его более ярким и глянцевым, с широким спектром развлекательных рубрик, сильнее развернутым в сторону молодежной аудитории. Мне лично кажется вполне продуктивной и мысль о том, что «Экран» может стать журналом о российском кино и ТВ. Согласитесь, что «Premiere» и «Кинопарк» вполне в состоянии обеспечить (и, по-моему, уже успешно обеспечивают) массовую молодежную оперативной и разнообразной информацией о западном кино. Впрочем, каким будет «Экран» решать его редакции, которая, как мне известно, сейчас активно занята поиском спонсоров и меценатов. Хотелось бы верить, что таковые найдутся. Возрождающемуся российскому кино нужен российский «Экран».

Медиапедагогика за рубежом

Медиаобразование в Германии, Австрии и

Швейцарии*

А.В. Федоров доктор педагогических наук, профессор

*Данная статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект N 04-06-00038a «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах

Запада»)

История медиаобразования в Германии, по сути, началась еще в XVII веке с инициативы знаменитого педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), который весьма оптимистично отнесся к тогдашней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.