Научная статья на тему 'Пиктография в системе башкирского письма'

Пиктография в системе башкирского письма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
329
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМО / ИНФОРМАЦИЯ / ПИКТОГРАФИЯ / ПЕТРОГЛИФЫ / ГРАФФИТИ / РУНИКА / БАШКИРСКИЕ ТАМГИ / ОРНАМЕНТЫ / СИСТЕМА ПИСЬМА / WRITING / INFORMATION PICTOGRAPHY / PETROGLYPHS / GRAFFITI / RUNES / BASHKIR TAMGI / ORNAMENTS / WRITING SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хусайнова Л. М.

Статья посвящена изучению одного из этапов башкирского письма пиктографии. Определены место пиктографии в грамматологии и ее роль в развитии башкирского письма. В формировании башкирского письма пиктограммы, в частности, петроглифы, а также тамги, орнаменты, сыграли большую роль. На основе большого фактического материала, зафиксированного в башкирских диалектах, рассматривается особенности пиктографического письма у башкир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PICTOGRAPHY SYSTEM BASHKIR LETTERS

The article is devoted to the study of one of the stages of the Bashkir writing pictographs. Defined place in Grammatology pictographs and its role in the development of Bashkir letter. In the formation of the Bashkir letter icon, in particular, petroglyphs and tamgi, ornaments, played a big role. Based on the large amount of factual material, recorded in Bashkir dialects are considered especially pictographic writing the Bashkirs.

Текст научной работы на тему «Пиктография в системе башкирского письма»

ского. И сосновые и пихтовые, и лиственные леса, и бурные потоки в голубых ущельях, и очарованные скалы, похожие на головы богатырей, и, наконец, чудо природы, сказочное озеро Белое, вправленное в раму из красивых холмов у подножия Синюхи» (материки водные, мир природных предметов); «Все это величие высот и разнообразие их расположений и сплетений не поддается описанию. Но стоит подняться хоть на самую небольшую высоту, как откуда-либо ваш взор ослепит белизна, сверкающая в той или иной ближайшей от вас части края. И чем выше поднимаетесь вы, тем причудливее развертывающаяся перед вами панорама. Чем шире открывается простор, тем лиловее даль и тем неожиданней возникают в разных частях белые высоты... И всегда перед вами целый ряд миров» (воздушные материки); «Если бы им удалось когда-нибудь возвысить свою жизнь до тех сверканий белизны и святости, которые блистают на высотах, как зацвела бы жизнь нашей планеты, с какой неизреченной красотой засверкала бы корона двуглавой заоблачной царицы Алтая Белухи, прозванной алтайскими народами Престолом Бога» (мир отвлеченных понятий - результат разложения культур, отживших) (а) в живой системе «Алтай»; (б) в живой системе «Россия»); «Так как на Алтае нет другого, подобного мне стрелка, то будут скоро расти в долинах белые березы, а вместе с ними завладеет всеми алтайскими народами белый царь...» (мир изделий, результат наложения мира природных предметов на мир отвлеченных понятий).

Топологические характеристики пространственной конфигурации Алтай определяют характер «топологических» черт жи-

Библиографический список

теля территории. В топологическом инварианте «Белокурая раса» последовательность событий выстраивается следующим образом: раса с зелеными (голубыми) глазами и рыжими (белокурыми) волосами, относящаяся к разряду высшей (длинноголовой, населявшей некогда Алтай) (1) - стоянки длинноголовой расы в Забайкальских отрогах, по реке Селенге; изумительная красота гипсовых масок и конфигурации черепов древнейших алтайцев, принадлежащих к длинноголовой высшей человеческой расе, обнаруженных в различных предгорьях Алтая (2) -племена с белокурыми волосами и голубыми глазами в средней Азии (наименования племен: усуни, хагясы, дин-лины, бома) (3) - дин-лины, бома: временно владели нынешними Барабински-ми равнинами, кочевали по южным окраинам Гоби, Индокитаю, внутренней и Средней Азии (4) - дин-лины (белокурые люди с удлиненной головой и возвышенным носом) овладели Китаем в 1122 году до РХ. и дали ему династию Джоу (5).

Фрагментом когерентного дискурса «Алтай» в тексте Г.Д. Гребенщикова предстает транзитивное отношение «Россия», зарождающееся, как и все человечество, в колыбели «Алтай», в хайдеггеровском Нечто. Транзитивное отношение зарождается в точке, «расширяется кругообразною линией, обегающей линию оси (прямую); спираль - круголиния; в ней эволюция, как и догмат, - проекция конуса обращенья на плоскостях, перпендикулярно поставленных» (А. Белый) - белая роза, символ Сил цветных, оживающих в непрерывной и неизменной текучести Алтая, роза ветров Мир.

1. Duranti Duranti, Alessandro. Linguistic Anthropology. Cambridge: Cambridge - Cambridge, 1997.

2. Hauser, Marc D., Noam Chomsky, and W. Tecumseh Fitch. «The Faculty of Language: What Is It, Who Has It, and How Did It Evolve?» -

Science, 2002.

3. Goodwin, Charles. «Action and Embodiment within Situated Human Interaction». Journal of Pragmatics 32:1489-522. - 2000.

4. Finnegan, Ruth. Communicating: The Multiple Modes of Human, 2002.

5. Хоружий, С.С. Очерки синергетической антропологии. - М., 2005.

6. Гребенщиков, Г.Д. Моя Сибирь. - Барнаул, 2002.

7. Белый, А. Символизм как миропонимание.- М., 1994.

8. Акчурин, И.А. Причины телеономические и формообразующие: первые шаги в рациональном понимании // Причинность и телеоно-мизм в современной научно-естественной парадигме. - М., 1992.

Bibliography

1. Duranti Duranti, Alessandro. Linguistic Anthropology. - Cambridge, 1997.

2. Hauser, Marc D., Noam Chomsky, and W. Tecumseh Fitch. «The Faculty of Language: What Is It, Who Has It, and How Did It Evolve?» -

Science, 2002.

3. Goodwin, Charles. «Action and Embodiment within Situated Human Interaction». Journal of Pragmatics 32:1489-522. - 2000.

4. Finnegan, Ruth. Communicating: The Multiple Modes of Human, 2002.

5. Khoruzhiyj, S.S. Ocherki sinergeticheskoyj antropologii. - M., 2005.

6. Grebenthikov, G.D. Moya Sibirj. - Barnaul, 2002.

7. Belihyj, A. Simvolizm kak miroponimanie.- M., 1994.

8. Akchurin, I.A. Prichinih teleonomicheskie i formoobrazuyuthie: pervihe shagi v racionaljnom ponimanii // Prichinnostj i teleonomizm v sovremennoyj nauchno-estestvennoyj paradigme. - M., 1992.

Статья поступила в редакцию 13.05.13

УДК 811.512.141:003.212

Khusainova L.M. PICTOGRAPHY SYSTEM BASHKIR LETTERS. The article is devoted to the study of one of the stages of the Bashkir writing - pictographs. Defined place in Grammatology pictographs and its role in the development of Bashkir letter. In the formation of the Bashkir letter icon, in particular, petroglyphs and tamgi, ornaments, played a big role. Based on the large amount of factual material, recorded in Bashkir dialects are considered especially pictographic writing the Bashkirs.

Key words: writing, information pictography, petroglyphs, graffiti, runes, Bashkir tamgi, ornaments, writing system.

Л.М. Хусайнова, канд. филол. наук, доц., зав. каф. башкирского языка Стерлитамакского филиала

Башкирского гос. университета, г. Стерлитамак, E-mail: lejla-kh@yandex.ru

ПИКТОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ БАШКИРСКОГО ПИСЬМА

Статья посвящена изучению одного из этапов башкирского письма - пиктографии. Определены место пиктографии в грамматологии и ее роль в развитии башкирского письма. В формировании башкирского письма пиктограммы, в частности, петроглифы, а также тамги, орнаменты, сыграли большую роль. На основе большого фактического материала, зафиксированного в башкирских диалектах, рассматривается особенности пиктографического письма у башкир.

Ключевые слова: письмо, информация, пиктография, петроглифы, граффити, руника, башкирские тамги, орнаменты, система письма.

Пиктография (от лат. рю^ - писанный красками и греч. дгарЬю - пишу) - система письма, средством которого являются рисунки, т.е. передача образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. Пиктограммы представляют собой сложный рисунок или же серию рисунков (а не иллюстрирующие), какое-либо целое сообщение, графически не расчлененное на отдельные слова. Таким образом они воспроизводят только содержание сообщений и не отражают языковых форм [1, с. 38].

В своей работе известный грамматолог В.А. Истрин указывает несколько функций пиктографии: магическую (например, с целью обеспечить успех в охоте), мнемоническую (напомина-тельную), мемориальную (например, надгробные надписи), коммуникативную (пиктографические сообщения о событиях охоты и др.) [1, с. 63-66].

Элементы пиктографического письма встречаются в художественных произведениях. В своей книге А.М. Кондратов приводит такой пример: «Даниэль Дефо в «Робинзоне Крузо» описал встречу героя романа с Пятницей. Робинзон сначала попробовал объясниться с дикарем с помощью слов, затем жестов. Однако лишь «язык рисунков», начертанных на песке, помог найти общий язык. К такому «языку рисунков» не раз и не два прибегали путешественники и купцы, не знавшие языка страны, в которой находились... Словом, практика пазиграфии солидна» [2, с. 216].

У английского писателя Р Киплинга есть сказка «Как было написано первое письмо». В ней рассказывается, как маленькая девочка Таффи нарисовала на березовой коре письмо-рисунок матери с просьбой принести отцу новый багор для ловли рыбы. Но, к сожалению, ее послание было «прочитано» совершенно по-другому. Когда все выяснилось, главный вождь говорит следующее: «О, шалунья, ты напала на великое изобретение. ... Это великое изобретение впоследствии люди назовут письмом. Пока это лишь рисунки, а, как мы сегодня видели, рисунки не всегда понятны. Но настанет время, когда мы узнаем буквы и сможем читать и писать» [3, с. 18]. В данном случае показан основной недостаток пиктографического письма - смысл, заложенный в основу рисунка, может быть понят совершенно по-другому, ведь даже самая простая картинка допускает множество толкований, прочтений.

Представляющие интерес науке примеры пиктографического письма сохранились в виде изображений на камне, дереве, глине. Пиктограммы, высеченные или нарисованные на скалах, имеют особое наименование - «петроглифы». Профессор К.М. Мусаев отмечает, что территория бывшего Советского Союза располагает богатой коллекцией древних писаниц - наскальных рисунков, возраст которых исчисляется тысячелетиями. Самые древние рисунки имеют возраст двадцать, а то и тридцать тысяч лет. Почти все эти изображения представляют реальные предметы; символы и эмблемы встречаются очень редко. Они вполне могли служить основой для возникновения письменности в современном ее понимании [4, с. 15].

До сих пор этнографы не обнаружили племени, которое не пользовалось бы «языком рисунков» или, как его еще называют, пиктографией [5, с. 16]. Манера изображения (людей, зве-

Рис. 1. Иллюстрация из книги «Каталог древнетюркских памятников Горного Алтая» Графитти и надписи Туекта II и III

рей и т. п.) почти одинакова у всех народов.

Петроглифы неолитического времени часто непосредственно соседствуют с граффити и надписями. Исследователи руни-ки в Горном Алтае отмечают, что основной корпус древнетюркских надписей определяет сравнительно небольшие надписи среди наскальных изображений [6, с. 22-23]. Авторами «Каталога древнетюркских памятников Горного Алтая» описывается гра-фитти и надписи Туекта II и III следующим образом: «Особенно красивую композицию из рисунков и надписей мы находим на скальном экране в окрестностях села Туекта... Тончайшими, еле видными резными линиями запечатлены образы стреляющего из лука всадника, пешего лучника, бегущих с высунутыми языками собак, пронзенной стрелой косули. Тонкость линий рисунков позволила древнему художнику передать детали одежды, снаряжения охотника. Возможно, что глагол уа1- «скакать рысцой», который прочитывается в надписи Туекта III, комментирует содержание рисунка».

В качестве примеров пиктографического письма мы рассматриваем рисунки, которые найдены на стенах пещер Шуль-ган-Таш (Капово) (в Бурзянском районе РБ в верховьях р. Белой) и Сыймалы-Таш (Игнатьевская) (на берегу реки Сим, притока реки Белой, близ села Серпиевка Челябинской области РФ). В системе тюркского письма шульганташские петроглифы исследованы турецким ученым К. Миршан [7, с. 25], башкирским лингвистом Б.Т. Ганиевым [8, с. 105].

Формирование уникального очага культуры мирового значения, представленного наскальной живописью этих пещер, происходило около 14-12 тыс. лет назад [9, с. 42]. Здесь найдены различные рисунки, сделанные красной охрой. К настоящему времени в пещере Шульган-Таш выявлено более 50 разнотипных красочных изображений. Среди них - рисунки зверей, особенно часто мамонта, различные условные знаки и расплывшиеся красные пятна. Рисунки размещаются как на среднем, так и на верхнем ярусах пещеры на расстоянии от 170 до 300 м от входа. Главные рисунки сделаны на двух стенах верхнего этажа - зале Рисунков и Купольном зале, где имеются изображения семи мамонтов, двух лошадей, носорога. Размеры фигур - от 44 до 112 см. Все животные переданы в реалистичной манере и в движении идут влево. Обращает внимание наложение одного рисунка на другой. Так, в зале Рисунков рядом с фигурой мамонта имеются едва заметные контуры изображения человека. Учитывая это, ученые пришли к заключению о том, что рисунки на стенах пещеры Шульган-Таш были сделаны в разное время. Новейшие исследования показали, что рисунки выполнены в XII-X тысячелетиях до нашей эры. При исследовании культурных отложений около рисунков обнаружены обломки каменного сосуда и глиняного сосуда, где хранилась краска. Химический анализ позволил установить, что в составе краски (охры) имелся животный клей [10, с. 12-13].

Красочные изображения зверей пещеры Шульган-Таш в целом отличаются реалистическим характером, хотя и не лишены примитивизма и схематизма. Животные показаны достаточно живо, в движении, видимо, такими, какими их видел первобытный художник. Хорошо узнаются, в частности, мамонты -

наиболее популярные звери среди анималистических рисунков этой пещеры. С большой выразительностью переданы лошади. Можно распознать в изображениях носорога и, по-видимому, бизона. Однако есть рисунки и непонятных зверей.

Важнейшим и численно преобладающим компонентом живописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического облика. Раньше их связывали со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей. Надо отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш своеобразны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм изображений в палеолитической настенной живописи Западной Европы.

Смысловая нагрузка этих знаков трактуется учеными по-разному: кто-то связывает их со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей, кто-то воспринимает их как знаки пола. Большинство этнографов видит в них аналоги тамг более позднего времени.

Следы настенной живописи, аналогичные шульганташской, обнаружены в пещере Сыймалы-Таш. Там тоже имеются изображения мамонта, лошади, человека, нарисованные охрой и углем. Возраст рисунков определен в пределах XIII тысячелетия до н.э. [11, с. 43].

С какой целью первобытные мастера покрывали стены своих темных пещер рисунками? Одни исследователи предполагают, что рисунки передавали «ощущения художника», его радость по поводу удачной охоты. Другие исследователи полагают, что изображения служили своего рода «магическими знаками», рисунками-заклинаниями, с помощью которых можно одолеть могучих, бизонов и мамонтов, стремительных козлов и кабанов [12, с. 15]. Вполне возможно, что первобытный охотник, возвратившись с охоты, стремился рисунком закрепить образ поразившего его зверя: изображения животных выполнены с поразительным знанием их анатомии и повадок.

В своих работах по грамматологии В.А. Истрин пиктограммы рассматривает в системе фразографии. По его мнению, наряду с пиктограммами, другой разновидностью фразографии являются древнейшие условные знаки. К таким знакам относятся родовые и племенные знаки, в том числе тотемные, знаки собственности, различные магические знаки (например, знаки табу) и др. В качестве примера рассмотрим тамги башкирских родов.

Изучению башкирских родовых тамг посвящены работы Д.Н. Соколова, Р.Г. Кузеева. Краевед, геолог и натуралист Д.Н. Соколов в работе «Опыт разбора одной башкирской летописи» выступил со статьей «О башкирских тамгах», занявшую весь 13-й выпуск «Трудов» Оренбургской ученой архивной комиссии (Оренбург, 1904). Он одним из первых оценил значение в изучении прошлого башкирского народа родового знака тамги. В статье сделана попытка вывести происхождение орхоно-ени-сейских рун из тюркских тамг. Всего исследователем было собрано и обработано 3500 башкирских тамг.

В своих работах академик Р.Г. Кузеев пишет, что из поколения в поколение башкиры передавали сведения о границах родовой территории при помощи родовых тамг. Известно, что раньше было принято на бревнах предварительно вырезать свою тамгу и закапывать в землю на границах своих владений. И если возникали земельные споры, каждая сторона доказывала свою правоту, выкопав спрятанные под землей межевые знаки [13, с. 74].

Общеродовая тамга являлась выражением единства рода. Видимо поэтому в XVIII в. часть родов и некоторые племена (Усерган, Тангаур) имели общую тамгу. Как отмечает академик Р.Г. Кузеев, в XVIII в. тамги у башкир в большинстве случаев были семейными. Так, башкиры-бурзянцы имели следующие тамги (дер. Старо-Субханкулово):

Несмотря на некоторые различия семейных тамг, все они исходят от одной основной тамги, дополняя или варьируя ее. Эту закономерность в свое время заметил и Д.Н. Соколов [14, с. 24-34]. В своей работе академик Р.Г. Кузеев приводит в качестве примера тамги племени усерган [15, с. 127].

Одним из источников древнейших условных знаков, в том числе знаков первоначального письма, был также орнамент.

Орнамент, в первую очередь как разновидность украшения, широко использовался башкирами.

Так, интересная информация представлена в книге С. Ну-риджановой (Хордикайнен) «Читайте полотенца!». Автор призывает учиться читать полотенца. «Как всякий язык, тем более художественный язык узорного тканья башкирских, татарских полотенец - тастамалов, он требует знаний: понимания расположения составляющих его частей, наименования их, то есть, прежде всего, обращает на себя внимание композиция узора, соотношение величин различных геометрических фигур». С. Нуриджанова убеждена, что каждый орнамент представляет собой сообщение, информацию, и чтобы правильно «прочитать» его необходимо знать этот язык. «Я вчитывалась в описание техники, материалов, узора, колорита и сверяла с собственными впечатлениями от своих полотенец. Я училась их «читать»... А потом я «прочитывала» их ученикам, слушателям, и всегда такое «прочтение» завершалось невероятным изумлением, открытием красоты, ведущим к постижению духа национальной культуры» [16, с. 6, 10]. При описании полотенца, автор башкирские и татарские изделия называет «та-стамалами», признавая за ними особую культурологическую, можно сказать, знаковую роль в укладе, в обрядовых традициях народной жизни. Здесь же мы находим и элементы предметного письма: невеста, переступая порог дома жениха, должна была повесить свое полотенце в новом доме; полотенце последней вышедшей замуж перед Сабантуем молодой невесты развевается в праздник на высоком шесте и достанется победителю, добравшему до него по шесту; лучшее полотенце приносили мулле в мечеть с надеждой на силу его молитв; в память об усопшей дарили на кладбище ее полотенца близким и друзьям.

Несколько примеров «прочтения» тастамалов С. Нуриджа-ной: «... в центре - двойной разомкнутый ромб (блестящие белые нитки, точно шелк) и странные «цитаты» из разомкнутых ромбов, зигзагов, какая-то одна его сторона, на конце которой геометрическая композиция больше всего похожа на стилизованный цветок. В зеркальных полосах геометрические фигуры вызывают в памяти изображения бабочек. Великолепное торжественное песнопение о силе народного духа, о силе традиций»; «.поразительной силы, масштаба композиция из тонких двойных шестигранников (усеченных сверху и снизу ромбов). Особенно выразительно серединное поле: два окна! Распахнуто, уверенно смотрящие в мир. Широкие, цвета льна, полосы держат всю композицию»; «.ритм центральной полосы понятен: веселые маленькие розовые ромбы со сказочными гребнями-отростками, или это такие Х-фигуры с пузиками? И три аккуратных уже настоящих ромба с серединкой, тканной металлической нитью. «Прочитать» следующие две полосы, зеркальные, не могу: такой необычный, вызывающий ассоциации чуть ли не с модерном, геометрический узор».

Таким образом, пиктографическое письмо широко представлено среди башкирского народа. Пережитком этого вида письма в быту являются сохранившиеся вывески торговых и ремесленных заведений в форме рисунков: очки - «оптика», сапоги - «ремонт обуви», часы -«ремонт часов», ложка и вилка - «столовая». Дорожные знаки тоже имеют пиктографический характер. Интересное описание общения при помощи пиктограмм находим в работе Е.Н. Панова «Знаки, символы, языки»: «Вы выходите на улицу и видите перед собой синий круг с нарисованной внутри него фигуркой спешащего человека. Этот знак сулит вам безмятежную прогулку по пешеходной дорожке. Неожиданно вспыхивающий впереди красный сигнал светофора заставляет вас вернуться к действительности. «Начинаю поворачивать налево!» - сообщает ритмичное мигание подфарника подъезжающего к перекрестку троллейбуса. «Перестраиваюсь в правый ряд» - сигналит своим случайным попутчикам человек, сидящий за рулем громыхающего грузовика. «Собираюсь остановиться» - отвечают ему красные стопсигналы идущего впереди комфортабельного рейсового автобуса. День и ночь не прекращается этот

из ара Аргынбай ■ЗЦ ‘-Ч

тамги башкир из ара Апсалям \Л/ м т

тамги башкир из ара Куян ГП Г“1 гН

Тамга племени усерган X

Тамга рода бишей племени усерган 5

Тамга родового подразделения ибанай рода бишей

Тамга семей, входящих в родовое подразделение ибанай

немой разговор, настойчиво ограничивающий многообразие человеческих желаний и планов жесткими рамками стереотипных дорожных ситуаций» [17, с. 66].

В своей работе Е.Н. Панов показывает некоторое преимущество пиктографического письма. Действительно, регулирование уличного движения при помощи огней и знаков, а не посредством, например, надписей или плакатов, правильнее и эффективнее. Броский, лаконичный, хорошо видный издалека рисунок играет роль команды, требующей однозначного понимания и мгновенного выполнения. Именно поэтому, считает Е.Н. Панов, устные команды постепенно вытесняются простыми зрительными сигналами всюду, где наша деятельность регламентируется немногими стандартными правилами, отклонение от которых должно быть пресечено незамедлительно.

Так, и спортсменам, и зрителям, присутствующим па футбольном матче, одинаково хорошо понятен решительный жест судьи, поднимающего над головой небольшую карточку яркожелтого цвета. В словесной форме этот сигнал мог бы быть интерпретирован следующим образом: «Игрок № 9 команды «Зе-

Библиографический список

1. Истрин, В.А. Возникновение и развитие письма. - М., 1965.

2. Кондратов, А.М. Книга о букве. - М., 1975.

3. Киплинг, Р Сказки. - М., 2002.

4. Мусаев, К.М. Языки и письменности народов Евразии (региона бывшего СССР). - Алматы, 1993.

5. Павленко, Н.А. История письма: учеб. пособие для филологических факультетов вузов. - Минск, 1987.

6. Тыбыкова, Л.Н. Каталог древнетюркских рунических памятников Горного Алтая / Л.Н. Тыбыкова, И.А. Невская, М. Эрдал. - Горно-

Алтайск, 2012.

7. Mirean, K. Alfabetik Yazi Baelangici. - Bodrum, 1994.

8. Ганеев, Б.Т. Язык. - Уфа, 2001.

9. Республика Башкортостан: историко-культурный энциклопедический атлас / гл. ред. А.И. Акманов. - М.; Уфа, 2007.

10. Мажитов, Н.А. История Башкортостан. Древность. Средневековье / Н.А. Мажитов, А.Н. Султанова. - Уфа, 2009.

11. Республика Башкортостан: историко-культурный энциклопедический атлас / гл. ред. А.И. Акманов. - М.; Уфа, 2007.

12. Кондратов, А.М. Книга о букве. - М., 1975.

13. Кузеев, Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Родо-племенные организации башкир в XVII-XVIII вв. - Уфа, 1957. - Ч. 1.

14. Соколов, Д.Н. О башкирских тамгах (с приложением башкирских тамг) // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. - Оренбург, 1904. - Т. XIII.

15. Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. - Уфа, 2012.

16. Нуриджанова, С.А. Читайте полотенца! - Уфа, 2011.

17. Панов, Е.Н. Знаки, символы, языки. - М., 1983.

Bibliography

1. Istrin, V.A. Vozniknovenie i razvitie pisjma. - M., 1965.

2. Kondratov, A.M. Kniga o bukve. - M., 1975.

3. Kipling, R. Skazki. - M., 2002.

4. Musaev, K.M. Yazihki i pisjmennosti narodov Evrazii (regiona bihvshego SSSR). - Almatih, 1993.

5. Pavlenko, N.A. Istoriya pisjma: ucheb. posobie dlya filologicheskikh fakuljtetov vuzov. - Minsk, 1987.

6. Tihbihkova, L.N. Katalog drevnetyurkskikh runicheskikh pamyatnikov Gornogo Altaya / L.N. Tihbihkova, I.A. Nevskaya, M. Ehrdal. - Gorno-Altayjsk, 2012.

7. Mirsan, K. Alfabetik Yazi Baslangici. - Bodrum, 1994.

8. Ganeev, B.T. Yazihk. - Ufa, 2001.

9. Respublika Bashkortostan: istoriko-kuljturnihyj ehnciklopedicheskiyj atlas / gl. red. A.I. Akmanov. - M.; Ufa, 2007.

10. Mazhitov, N.A. Istoriya Bashkortostan. Drevnostj. Srednevekovje / N.A. Mazhitov, A.N. Sultanova. - Ufa, 2009.

11. Respublika Bashkortostan: istoriko-kuljturnihyj ehnciklopedicheskiyj atlas / gl. red. A.I. Akmanov. - M.; Ufa, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kondratov, A.M. Kniga o bukve. - M., 1975.

13. Kuzeev, R.G. Ocherki istoricheskoyj ehtnografii bashkir. Rodo-plemennihe organizacii bashkir v XVII-XVIII vv. - Ufa, 1957. - Ch. 1.

14. Sokolov, D.N. O bashkirskikh tamgakh (s prilozheniem bashkirskikh tamg) // Trudih Orenburgskoyj uchenoyj arkhivnoyj komissii. - Orenburg, 1904. - T. XIII.

15. Kuzeev, R.G. Proiskhozhdenie bashkirskogo naroda. Ehtnicheskiyj sostav, istoriya rasseleniya. - Ufa, 2012.

16. Nuridzhanova, S.A. Chitayjte polotenca! - Ufa, 2011.

17. Panov, E.N. Znaki, simvolih, yazihki. - M., 1983.

Статья поступила в редакцию 29.04.13

УДК 811.512

Abutalipova R.A. INTERNAL DETERMINATION OF DURATION OF ACTION IN TURKIC LANGUAGES. In this article internal determination of duration of action in Turkic languages is described. When the verbal lexemes expressing this or that action, simultaneously and out of the context contain the, indication on duration of the action designated in its basis, in aspectology it is accepted to speak about internal determination of aspectual meaning.

Key words: duration of action, internal determination, a verbal lexeme, out of the context.

РА. Абуталипова, д-р филол. наук, проф. каф. башкирского языка Стерлитамакского филиала Башкирского гос. университета, г. Стерлитамак, E-mail: rabutalipova@mail.ru

ВНУТРЕННЯЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ В ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ

В данной статье описывается внутренняя детерминация длительности действия в тюркских языках. Когда глагольные лексемы, выражающие то или иное действие, одновременно и вне контекста содержат указание на длительность обозначенного в его основе действия, в аспектологии принято говорить о внутренней детерминации аспектуального значения.

Ключевые слова: длительность действия, внутренняя детерминация, глагольная лексема, вне контекста.

нит», я предупреждаю вас за грубую игру, вызвавшую травму у игрока № 5 команды «Динамо». При повторении подобной ошибки вы будете удалены с поля». Нужно ли выкрикивать столь длинную тираду, которую все равно мало кто услышит на огромном стадионе, если достаточно короткого жеста, чтобы и игрокам, и зрителям стал вполне ясен смысл происходящего?

И дорожные знаки, и сигналы светофоров, фар и подфарников, ставшая традиционной жестикуляция спортивных судей - все это, несомненно, средства общения, средства коммуникации. Однако таковыми они становятся лишь в силу того, что каждый сигнал, каждый жест может быть легко переведен в словесную форму, или, иначе, в форму дискретных знаков, отвечающих дискретным понятиям нашего естественного языка [17, с. 66-67].

Таким образом, пиктография, хотя и не образовывала «систему письма», продолжает свое существование в процессе общения. По мнению В.А. Истрина, она служила основой, на которой развивалась логографические системы письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.