Научная статья на тему 'Pierre W. Orelus. Rethinking Race, class, Language, and gender: a dialogue with Noam Chomsky and other leading scholars. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Pub. , 2011. 203 p'

Pierre W. Orelus. Rethinking Race, class, Language, and gender: a dialogue with Noam Chomsky and other leading scholars. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Pub. , 2011. 203 p Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / РАСОВАЯ ТЕОРИЯ / RACE THEORY / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / SOCIAL INEQUALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Блинова Ольга Александровна

Рецензируемая книга представляет собой сборник интервью с американскими и британскими исследователями, работающими в области расовой дискриминации и социального неравенства. Беседы касаются таких вопросов, как расовая и другие типы дискриминации в современной педагогической практике, президентство Б. Обамы в расовом контексте, перспективы борьбы с неравенством в западном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pierre W. Orelus. Rethinking Race, class, Language, and gender: a dialogue with Noam Chomsky and other leading scholars. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Pub. , 2011. 203 p»

45

J?

Е

Pierre W. Orelus. Rethinking Race, Class, Language,

and Gender: A Dialogue with Noam Chomsky and Other Leading Scholars. Lanham, MD: Rowman & LittLefieLd Pub., 2011. 203 p.

Ольга Александровна Блинова

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России blinova.o@gmail.com

Рецензируемая книга представляет собой сборник интервью, взятых автором у ряда известных исследователей феномена социального неравенства и различных форм дискриминации, а также идеологов расовой теории из США и Великобритании. Автор, Пьер Орелус, в прошлом школьный учитель, уже много лет сам работает в этой области; им опубликовано около десятка книг и монографий. Собирая материал для рецензируемой книги, Пьер Орелус на протяжении двух лет беседовал с Ноамом Хом-ским, Соней Нието, Зеусом Леонардо, Дэвидом Гиллборном и другими учеными. В результате получилась интересная подборка, где индивидуальный опыт интервьюируемых чередуется с их философскими размышлениями. Складывающаяся в результате общая картина получается неутешительной: большинство собеседников сходятся в том, что дискриминация в западном обществе по-прежнему существует и если она когда-нибудь исчезнет, то совсем не скоро.

Рецензируемый сборник позиционируется в том числе как учебный материал для курсов по расовой теории, образовательным наукам, социологии, гендерным и постколониальным исследованиям. Стоит отметить, что все поднятые проблемы географически ограничены США и (в меньшей степени) Великобританией, причем иногда сравниваются ситуации в этих двух странах (см. интервью с Д. Гиллборном. Р. 17—29).

Сборник также может быть интересен широкому кругу читателей, интересующихся вопросами дискриминации. Он носит междисциплинарный характер и не требует в большинстве случаев от читателя глубоких познаний в сфере исследования дискриминации, но перед прочтением будет целесообразным ознакомиться с основными положениями критической расовой теории (Critical Race Theory), к которой апеллируют и на которую ссылаются большинство собеседников П. Орелуса.

Кроме того, один из интервьюируемых, К. Грант, довольно долго рассуждает о сходстве между принятыми в США «межкультурном» (intercultural) и в Европе «мультикультурном» (multicultural) образованиях, но не приводит никаких разъяснений для читателя, что же представляют собой эти две образовательные концепции (P. 86). Вероятно, подразумевается, что целевая аудитория книги уже знакома с этими понятиями, поскольку в других случаях П. Орелус просит собеседников объяснить очевидно незнакомые термины, например предложенное П. Маклареном понятие «критическая педагогика» (Critical Pedagogy) (P. 100).

Отметим, что, несмотря на заявленные в заголовке книги потенциальные причины дискриминации — раса, класс, язык, гендер — раса занимает главенствующее положение в большинстве интервью. Более того, ряд информантов обращают особое внимание на то, что расовые различия оказываются важнее классовых, гендерных и др.

Некоторые вопросы, которые П. Орелус задает своим собеседникам, повторяются из интервью в интервью. Это связано с тем, что автор стремится собрать различные точки зрения на определенный круг проблем (P. xxxi). Согласны ли вы с позицией марксистов, ставящих классовое неравенство выше расового? Означает ли избрание Б. Обамы на пост Президента США, что мы живем в пострасовом обществе? По вашему мнению, это поможет искоренить расовое неравенство или, наоборот, лишь усугубит его? Можете ли вы назвать наше современное общество пострасовым? Наступит ли однажды время, когда общество будет свободно от расовых предрассудков?

Первостепенность именно расового вопроса обусловлена во многом политической ситуацией в США на момент работы над рецензируемой книгой. Избрание первого в истории чернокожего президента не могло не наложить отпечаток на публичный дискурс и не возобновить дебаты о расовом равноправии в стране (P. xii; 1). Все интервьюируемые так или иначе комментируют как президентство Б. Обамы (его позицию по расовому вопросу, вернее, отсутствие таковой), так и возможные последствия для расовой борьбы в стране в будущем. Если до

избрания Б. Обамы в американском публичном дискурсе считалось хорошим тоном избегать расовых вопросов (предполагается, что США построили пострасовое общество), то развернувшаяся в прессе полемика после выборов только доказала, что расовое равенство не более чем иллюзия. Все интервьюируемые приводят примеры, когда объектом нападок становился и сам президент, и его раса, и его неамериканское происхождение, и даже его попытки имитировать чуждый ему черный американский акцент (Р. хи; 13; 150—152).

В то время как политику Б. Обамы в сфере устранения социального, расового и других типов неравенства разные участники беседы оценивают по-разному, во «вскрытом нарыве» общественного диалога все они усматривают прежде всего положительные стороны. Практикующие педагоги жалуются, что расовые вопросы так долго оказывались под негласным запретом, что их было тяжело обсуждать в классе. Знакомство с ними вследствие этого оказывалось фрагментарным и приносило больше вреда, чем пользы. Кроме того, постоянные опасения задеть как-либо расовые моменты привели к тому, что раса как таковая исчезла из поля обсуждения, и это создало иллюзию отсутствия проблем. То же, впрочем, можно отнести и к другим формам дискриминации (гендерной, языковой и т.д.). Сейчас общество гораздо более открыто к дебатам по поводу расы (Р. 134).

Другой важный аспект, упоминаемый большинством информантов, — неравенство возможностей и дискриминация в области образования. Популярность этой темы, может быть, отчасти вызвана не только априорной важностью образования как такового, но и тем, что абсолютное большинство собеседников П. Орелуса заняты преподавательской и исследовательской деятельностью в вузах США и Великобритании, а потому эта область им наиболее знакома и близка.

В книге прослеживается и довольно явная политическая линия критики капитализма в неомарксистских традициях (в частности, в интервью с Н. Хомским и П. Маклареном; последний является автором введения к рецензируемой работе). Выдвигается тезис, что существующее неравенство, будь то классовое, расовое и т.д., есть продукт капиталистических отношений в современном западном обществе. Эти беседы порой принимают более глобальный масштаб; так, П. Макларен говорит об общемировой экспансии американского образования, которая влечет за собой утрату национальной образовательной традиции в других странах (Р. 103).

Н. Хомский, наверное, наиболее известен отечественному читателю из всех участников бесед с П. Орелусом. Будучи линг-

2

о

и

вистом, Н. Хомский не обходит стороной проблему доминирования английского языка в современном мире; кроме того, он демонстрирует, как один региональный вариант английского языка (британский) уступил главенствующую роль другому (американскому) вслед за перераспределением политического влияния на мировой арене. Стоило США стать ведущей мировой державой, как американский вариант английского языка перестал восприниматься как диалектный1 и стал стандартным (Р. 117).

Наконец, немалая роль отведена в беседах и специфичной американской стороне расового неравенства, а именно истории рабовладения и последующей борьбы за равноправие (Р. 14; 27).

К сожалению, интервью не сопровождаются никаким комментарием, кроме краткого содержания беседы в начале каждой главы. Дело в том, что во многих интервью встречаются моменты, которые вызывают непонимание. Так, З. Леонардо называет ироничным то, как цветные люди цепляются за свою расу. По его мнению, цветной человек проигрывает при этом больше, чем выигрывает (Р. 48). Достаточно спорно, и наверняка многие с ним не согласятся. Жаль, что П. Орелус не останавливается на этом подробнее. Общий тон сборника скорее говорит о необходимости всем угнетенным группам держаться вместе и сотрудничать, что неоднократно повторяет в своем интервью Э. Бонилья-Силва (Р. 155).

Хотелось бы уточнить и такую деталь беседы с З. Леонардо. Он говорит о том, что многие цветные исследователи начинали как марксисты, но потом отвернулись от основных цветных классиков марксизма, потому что те ставили на первое место проблему класса, а не расы. При этом в качестве примера такого цветного идеолога Леонардо приводит Че Гевару (Р. 42). Однако в силу реалий аргентинского общества не правомернее ли было бы отнести Эрнесто Гевару к доминантной группе представителей белой элиты Латинской Америки, в то время как угнетенной «не белой» группой по отношению к нему будут потомки коренных индейских народов?

К сожалению, охватить весь спектр неравенства в современном западном обществе едва ли возможно в пределах одной книги. Практически за рамками обсуждения остался вопрос гендерного неравенства (дискриминация женщин упоминается лишь вскользь несколькими интервьюируемыми), а расовые проблемы рассматриваются преимущественно применительно

Н. Хомский использует слово «диалект» не в широком смысле как «региональная разновидность языка», а в узком и, в данном контексте, немного уничижительном, как «региональная разновидность языка, отличающаяся от нормы» [ТгиЬдЖ 1995: 184-185].

2

о

э Ё

к людям африканского и латиноамериканского происхождения. За кадром остается дискриминация на национально-религиозной почве — остро вставший в последние годы вопрос, особенно касающийся мусульман. Возможно, все эти моменты будут освещены в дальнейших работах. Немного странно, к сожалению, для российского читателя выглядит и сетование Д. Гиллборна на то, что феминисткам якобы не приходится постоянно оправдывать состоятельность предмета их исследования, в отличие от теоретиков расовых исследований (P. 22).

Книга П. Орелуса интересна и в контексте современного российского общества. Сегодня, когда столь часто поднимаются вопросы толерантности, национализма, миграционной политики, не так уж просто представить издание подобного сборника интервью в России, да и на постсоветском пространстве в целом. Играет свою роль отсутствие соответствующих кафедр в вузах и в принципе отсутствие традиции изучения других типов неравенства, кроме классового. Пока еще в русском языке не сложились нормы языковой политкорректности. Собранные в работе интервью заставляют задуматься, существует ли потребность в таком сборнике на отечественном материале? Какие вопросы задали бы мы отечественным исследователям форм дискриминации?

Библиография

Trudgill P. Sociolinguistics: An Introduction to Language and Society. L.: Penguin Books, 1995.

Ольга Блинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.