Научная статья на тему 'Пиар-деятельность Минобороны как социально-политический ресурс'

Пиар-деятельность Минобороны как социально-политический ресурс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
963
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрунин Александр Николаевич

Успешное решение задач военного строительства невозможно без постоянной и эффективной поддержки действий органов военного управления (ОВУ) со стороны власти и общественности. Понимая это и стремясь добиться общественной поддержки действий собственной армии, политическое руководство США, ФРГ и ряда других стран сознательно инициировало создание специальных структур по связям с общественностью в составе вооруженных сил. Целью их создания было формирование позитивного общественного мнения о вооруженных силах и проводимой в стране военной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пиар-деятельность Минобороны как социально-политический ресурс»

#

52

ВЛАСТЬ

06’2008

Александр ПЕТРУНИН

пиар-деятельность миновороны как

СоциАльно-политичЕСкий РЕСУРС

Успешное решение задач военного строительства невозможно без постоянной и эффективной поддержки действий органов военного управления (ОВУ) со стороны власти и общественности. Понимая это и стремясь добиться общественной поддержки действий собственной армии, политическое руководство США, ФРГ и ряда других стран сознательно инициировало создание специальных структур по связям с общественностью в составе вооруженных сил. Целью их создания было формирование позитивного общественного мнения о вооруженных силах и проводимой в стране военной политике.

ПЕТРУНИН Александр Николаевич — соискатель Военного университета

Так, после вьетнамской войны в 70-х гг. XX в. оценка действий армии в американском обществе была крайне негативной. Руководством США был разработан комплекс мер по существенному увеличению мощи вооруженных сил и их техническому переоснащению. Для изменения отношения общественности США к армии и военной службе были привлечены ведущие американские СМИ, Голливуд и общественные организации. В армии была создана система служб общественных связей, ответственных за целенаправленное информационное воздействие на гражданскую и военную аудиторию. В результате проведенной специализированными структурами работы сформировался новый имидж армии, создана система эффективной рекламы военной службы, а американская молодежь стала с бульшим желанием поступать в ряды вооруженных сил1.

В Бундесвере использование информационно-коммуникативных ресурсов и средств рассматривается в качестве эффективного инструментария снижения интенсивности применения средств вооруженного насилия. Считается, что в процессе информационной деятельности ОВУ появляется возможность избежать или быстрее завершить военные действия, добиться доверия и поддержки со стороны общественности, конфликтующих групп и населения в регионе конфликта, а также сформировать у объектов информационного воздействия заданный алгоритм поведения2.

В чем-то похожая ситуация постепенно складывается и в российских Вооруженных Силах. В конце 80-х — начале 90-х гг. советский лозунг «народ и армия едины» временно потерял свою привлекательность для части граждан: армия в целом, и многие действия военных регулярно подвергались критике. События на Северном Кавказе в 1994—1996 гг. наглядно продемонстрировали политическому руководству государства и Минобороны России, что мало одержать победу на поле боя — гораздо важнее сегодня победить противника в информационном пространстве.

С середины 90-х гг. XX в. с целью исправления сложившейся, во многом негативной для Вооруженных Сил ситуации в Минобороны была проведена работа по формированию органов информационного обеспечения, которые ранее существовали в виде пресс-служб (основной их задачей являлось, как известно,

1 Ахмадулин В. Американские психоборцы. «Независимое военное обозрение». 2004. № 29

2 Белозеров В.К. Внутренний облик современной германской армии. Армия и флот. 2003. № 3

#

06’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________53

информирование общественности). В 1997 г. пресс-секретарь Министра обороны РФ А. Шаталов предложил осуществить развитие деятельности пресс-служб по четырем направлениям:

• совершенствование нормативно-правовой базы информационного обеспечения войск (сил);

• осуществление целенаправленно -го финансирования информационного обеспечения войск (сил) вплоть до создания специальной статьи в оборонном бюджете государства;

• создание системы подготовки кадров для армейских и флотских органов информационного обеспечения;

• совершенствование материально-технического обеспечения органов информационного обеспечения войск (сил), в первую очередь за счет средств обработки и распространения информации1.

Именно в это время последовало несколько заявлений Министра обороны РФ, в которых было отмечено, что «...настало время подробно и четко разъяснить позицию Министерства обо-роны»2, «.нам не хватает понимания и общественной поддержки»3. Очевидно, что в руководстве Минобороны уже в то время понимали: престиж военной службы определяется отношением общества к армии, а это отношение нужно постоянно, тщательно и активно формировать4. Со временем органы информационного обеспечения были сведены в иерархич-ную систему.

По мере комплектования органов информационного обеспечения Минобороны столкнулось с кадровой проблемой. Выяснилось, что подготовка кадров, способных устанавливать действенные связи с общественностью и проводить информационную политику, не осуществляется ни в одном ведомственном вузе. Журналисты, которых готовит Военный университет, в первую очередь нацелены на работу в военных СМИ и

1 Крымов А. Система военной информации. «Независимое военное обозрение». 1997. № 27

2 Сергеев И. Д. В течение ближайших восьми лет Вооруженные Силы России будут полностью реформированы. «Независимое военное обозрение». 1997. № 35

3 Сергеев И.Д. Военная реформа переведена в практическую плоскость. «Независимое военное обозрение». 1998. № 26

4 Кулинченко В. Честь российского мундира.

«Независимое военное обозрение». 1998. № 16

их подготовка имеет другую направленность. С учетом того, что таких специалистов уже готовили гражданские вузы, руководством Минобороны России было принято решение о подготовке специалистов для вооруженных сил на базе Воронежского государственного университета, а переподготовку и повышение квалификации кадров осуществлять на базе Военного университета.

Основной метод работы ОВУ и информационного обеспечения заключается в выстраивании и поддержании постоянных коммуникаций с объектами информационного воздействия Минобороны. Для большинства специалистов понятно, что без выстраивания таких устойчивых коммуникаций оборонная политика не может эффективно реализовываться. Путем постоянного наполнения информацией этих коммуникаций военное ведомство стремится обеспечить поддержку своих действий в информационном пространстве.

Сегодня основные задачи государства в информационной сфере заключаются в реализации национальных интересов России. Государство должно обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий и защиту государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. В «Доктрине информационной безопасности РФ» постулируется необходимость повышения активности различных органов государственной власти в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан5. То есть государство выступает гарантом открытости информации, в том числе — информации о деятельности органов власти. Необеспеченность же прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения.

Органам военного управления и информационного обеспечения целесообразно сформулировать и реализовывать программу военного пиара (связей с обще-

5 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. «Консультант-Плюс».

ф

54_______________________ВЛАСТЬ____________________06’2008

ственностью). То есть перейти от пассивного и ситуативного информирования общественности к формированию целостного общественного мнения в стране и за рубежом. В результате пиар-деятельности, осуществляемой ОВУ, должно формироваться общественное мнение не просто в той или иной степени знакомое с тем, что происходит в армейской среде, но и поддерживающее официальную позицию и действия Минобороны. Такая поддержка может оформиться только на основе постоянной подготовки объективной информации о состоянии Вооруженных Сил, решаемых ими задачах и активного ее предоставления внешним потребителям. На наш взгляд, сегодня такое понимание в ряде ОВУ уже сформировалось.

Деятельность Управления информации и общественных связей Минобороны (далее—Управления) — специализированной армейской пиар-структуры — имеет многовекторный характер. А основное содержание деятельности его сотрудников изложено в нескольких приказах Министра обороны РФ. Сотрудники постоянно осуществляют сбор и анализ информации о тенденциях развития общественно-политической ситуации в России. При этом в фокусе внимания оказываются позиции различных политических и общественных объединений по отношению к Минобороны и проводимой политике в области обороны. На основе анализа тенденций развития общественно-политической ситуации разрабатываются предложения по различным направлениям деятельности Управления, связанным с формированием и реализацией государственной информационной политики в области обороны. Такая работа носит плановый характер и способствует взаимопониманию и взаимодействию между Вооруженными Силами и обществом.

Общественные связи Минобороны в настоящее время понимаются как институционально оформленное взаимодействие органов информационного обеспечения непосредственно с политическими, религиозными и общественными организациями. Это взаимодействие, по сути, направлено от Вооруженных Сил к российскому обществу. В то же время общественные связи Вооруженных Сил

понимаются и как внутренняя деятельность органов информационного обеспечения по планированию этих связей, анализу общественно-политической обстановки в стране (в регионе) и выработке практических рекомендаций по их совершенствованию.

Сегодня основными объектами, на которые направлена информационная деятельность Минобороны, выступают: российские и зарубежные СМИ; органы власти и местного самоуправления; общественные и религиозные организации; граждане страны. Доведение информации до основных объектов о деятельности Вооруженных Сил является ключевым моментом в понимании сути внешней информационной деятельности военного ведомства.

Обращает на себя внимание возрастающая динамика активности центральных ОВУ в информационном обеспечении Вооруженных Сил. В январе 2006 г. с их участием было подготовлено 340 публикаций в СМИ, в январе 2007 г. — около 400, в январе 2008 г. — 595. Минобороны становится более открытым и активным в информационном пространстве по вопросам, которые волнуют органы госвласти, общественные организации и граждан.

В настоящее время внешняя информационная деятельность отечественного Минобороны развивается в соответствии с теми тенденциями, которые получили развитие в армиях ведущих государств мира, и во многом заменяет сегодня пропаганду и агитацию. При этом основной целью внешней информационной деятельности Минобороны России является создание благоприятной политической, социальной и психологической среды для самого министерства и войск (сил) в целях достижения необходимого поддержки в обществе. Иными словами, ведется работа по созданию таких условий во власти, в обществе и в информационном пространстве, при которых войска (силы) могут наиболее эффективно выполнять задачи по предназначению. Минобороны в этом процессе играет ключевую роль, являясь субъектом информационной деятельности, а главные и центральные органы военного управления Вооруженных Сил — ее активными участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.