Научная статья на тему 'Петрозаводский университет в конце 1950-х - первой половине 1960-х годов (по материалам газеты «Петрозаводский университет»)'

Петрозаводский университет в конце 1950-х - первой половине 1960-х годов (по материалам газеты «Петрозаводский университет») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ТВОРЧЕСКИЕ КРУЖКИ / SCIENTIFIC WORK OF STUDENTS / MANUFACTURING PRACTICE PEDAGOGICAL PRACTICE / STUDENTS CREATIVE CIRCLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорохова Ирина Викторовна

Статья посвящена 75-летнему юбилею Петрозаводского государственного университета. Рассмотрен важный период в истории развития вуза, связанный с его системной внутренней реорганизацией, увеличением количества направлений профессиональной подготовки студентов и повышением качества обучения. На основе анализа содержания газеты «Петрозаводский университет» исследована научная, учебная, воспитательная, общественная и культурная жизнь вуза в конце 1950-х первой половине 1960-х годов. Особое внимание уделено проведению в вузе ежегодных научных студенческих конференций, защите дипломных работ выпускников и производственной практике студентов. Автор делает заключение о высоком уровне студенческой научной работы в Петрозаводском университете, о тесной связи обучения с практическими нуждами производства и социальной сферы республики, об активной и разнообразной студенческой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY AT THE END OF THE 1950s - FIRST HALF OF THE 1960s (FOLLOWING THE NEWSPAPER MATERIALS “PETROZAVODSK UNIVERSITY”)

The article is devoted to the 75th anniversary of Petrozavodsk State University. An important period in the history of the university associated with its internal reorganization, increase in the number of professional training areas, and improvement in the quality of higher education is considered. The article describes scientific, educational, social and cultural life of Petrozavodsk State University at the end of the 1950s the first half of the 1960s. Particular attention is paid to the scientific research carried out by the university staff, annual scientific conferences conducted by the university students, defense of the PhD and Doctoral thesis by postgraduate students, and students’ involvement with practical training. The author emphasizes the high quality of the students’ research work and their active social life. A very close link between higher professional education and industrial needs of the Republic of Karelia is also revealed.

Текст научной работы на тему «Петрозаводский университет в конце 1950-х - первой половине 1960-х годов (по материалам газеты «Петрозаводский университет»)»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Август, № 5

УДК 378

Исторические науки и археология 2015

ИРИНА ВИКТОРОВНА ШОРОХОВА

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) ivikshor@yandex. ru

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В КОНЦЕ 1950-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х ГОДОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»)*

Статья посвящена 75-летнему юбилею Петрозаводского государственного университета. Рассмотрен важный период в истории развития вуза, связанный с его системной внутренней реорганизацией, увеличением количества направлений профессиональной подготовки студентов и повышением качества обучения. На основе анализа содержания газеты «Петрозаводский университет» исследована научная, учебная, воспитательная, общественная и культурная жизнь вуза в конце 1950-х - первой половине 1960-х годов. Особое внимание уделено проведению в вузе ежегодных научных студенческих конференций, защите дипломных работ выпускников и производственной практике студентов. Автор делает заключение о высоком уровне студенческой научной работы в Петрозаводском университете, о тесной связи обучения с практическими нуждами производства и социальной сферы республики, об активной и разнообразной студенческой жизни.

Ключевые слова: научная работа студентов, производственная практика, педагогическая практика, творческие кружки

В конце 1950-х - первой половине 1960-х годов Петрозаводский университет переживал важный и интересный этап в развитии. Одним из новых явлений в жизни вуза в этот период стал выход в свет 8 октября 1956 года первого номера газеты «Петрозаводский университет». Газета пользовалась популярностью среди студентов, преподавателей и сотрудников университета. Она представляла широкий спектр информации о внутренней жизни вуза, обращала внимание на успехи и недостатки в работе. На страницах «Петрозаводского университета» печатались студенческие стихи, рассказы, рисунки и шаржи. Полнотой сведений и интересными комментариями выделялись регулярные сообщения о новостях спорта Э. Кивели и фоторепортажи Е. Кондратьева. Больше всего статей корреспондентов университетской газеты, среди которых были и студенты, и преподаватели, посвящено главным для них проблемам - обучению и воспитанию молодых специалистов.

Анализ содержания статей газеты и их проблематики позволяет представить Петрозаводский университет таким, каким его видели преподаватели и студенты, работавшие и учившиеся в нем в середине XX века.

Быстрое восстановление Карелии после Великой Отечественной войны и дальнейшее динамичное развитие республики, появление новых отраслей производства в крае требовали увеличения числа высококвалифицированных молодых специалистов, создания новых и современных программ по их обучению. Целевая профессиональная подготовка молодежи Карелии в вузах Москвы, Ленинграда и других городов СССР, а также распределение столичных выпускников

© Шорохова И. В., 2015

на работу в республику не решали проблемы нехватки квалифицированных специалистов и неравномерности пополнения ими разных отраслей производства края. Это ставило задачу открытия во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов в Петрозаводском университете новых специальностей и факультетов. Так появились специализации «машины и механизмы лесной промышленности», «лесное хозяйство», «промышленное и гражданское строительство», медицинский факультет [1; 38-41].

Особенно остро в Карелии в конце 1950-х годов ощущалась нехватка медицинских работников. Было принято решение об открытии в октябре 1960 года медицинского факультета Петрозаводского университета. Началась подготовка 150 студентов-медиков (125 по специальности «лечебное дело» и 25 по педиатрии) (Петрозаводский университет (далее - ПУ). 13.05.19601). Почти все они уже имели начальное медицинское образование. Опыт работы в больницах Карелии, Мурманской, Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей позволил студентам быстро включиться в образовательный процесс и активно участвовать в подготовке обучающих экспонатов и пособий для будущих наборов студентов на медицинский факультет (ПУ. 02.09.1960; 23.12.1960).

Главной задачей Петрозаводского университета во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов было совершенствование процесса обучения. Большое количество статей университетской газеты было посвящено важной для студентов задаче - успешной сдаче сессии. В газете публиковались практические рекомендации по организации учебного времени в течение

28

И. В. Шорохова

семестра и в момент экзаменационной сессии (ПУ. 03.01.1957; 14.02.1957). Эти статьи не потеряли актуальности и для современных студентов.

Газета «Петрозаводский университет» подробно освещала ход каждой сессии. На ее страницах публиковались составы студенческих пятерок, входивших на экзамен, экзаменационные вопросы и выдержки из наиболее удачных или несуразных ответов на них (например, «В 60-е годы рабочие кружки обогнали своих руководителей») (ПУ. 13.06.1957; 03.01.1957; 22.01.1957; 21.10.1960). Такого рода подробная информация по факультетам появлялась в газете с указанием фамилий успешных студентов, двоечников и «хвостистов».

Корреспонденты обращали внимание не только на качественное содержание ответов студентов на экзаменационные вопросы, но и отмечали их наиболее распространенные речевые и стилистические ошибки (ПУ 17.01.1957; 24.01.1957). Так, студенты рубежа 1950-1960-х годов не знали, как правильно поставить ударение в слове «уголь», делали ошибки в произношении и написании слов «электрификация», «парашют», «экскаватор», «труженики» (ПУ. 13.06.1957; 18.05.1962). Это остро ставило вопрос о повышении общего культурного уровня будущих специалистов. В свое оправдание студенты университета отмечали нехватку в их образовательном процессе курсов по русскому языку, истории культуры, театра и литературы (ПУ. 30.01.1958).

Обеспокоенных результатами сессий корреспондентов «Петрозаводского университета» волновало и состояние студенческих конспектов. Из некоторых конспектов невозможно было понять, о чем шла речь на лекции. В статьях газеты приводились выдержки из студенческих конспектов. Иногда указывалась и фамилия обладателя тетради (ПУ. 24.01.1957).

Важным в жизни каждого будущего специалиста является время сдачи государственных экзаменов и защиты дипломного проекта. Корреспонденты газеты «Петрозаводский университет» отмечали удачные дипломные работы выпускников и общие результаты их защиты по факультетам (ПУ. 01.05.1957; 08.05.1958; 26.06.1958; 20.05.1960). Фамилии и фотографии наиболее успешных молодых специалистов можно было увидеть на страницах газеты. Эту традицию газета вуза продолжает и по сей день.

Дипломные работы студентов Петрозаводского университета были тесно связаны с практическими потребностями хозяйства и промышленного производства Карелии во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов. Так, диплом выпускника ЛИФа Н. Риехкалайнена «Комплексная механизация и автоматизация лесоперевалочной биржи “Петушки” Шуйской сплавной конторы» был рассмотрен в Управлении лесной промышленности Карелии и лег в основу рекон-

струкции этого предприятия (ПУ. 13.03.1958; 26.06.1958). Студент А. Лихачев разработал новый метод строительства лесовозных усов зимнего действия (ПУ. 08.07.1960). На страницах газеты рубежа 1950-1960-х годов часто можно встретить факты, подтверждающие тесную связь образовательного процесса в Петрозаводском университете с конкретными нуждами предприятий республики.

Выпускники поддерживали связь производства и вуза, обращаясь за помощью, советом, рекомендацией или с практическими предложениями и задачами к своим преподавателям (ПУ. 03.09.1958). Работодатели присылали в вуз благодарственные письма за высококачественную подготовку специалистов. Так, старший инженер отдела кадров Главкареллеса Е. Пименов высоко оценил работу первых выпускников ЛИФа, начавших трудовую деятельность в республике в 1956 году. Выпускник факультета А. Неклюдов, став главным инженером Ведлозерского леспромхоза, сумел «быстро наладить бесперебойность работы» предприятия и «повысил на нем производительность труда» (ПУ. 28.03.1957).

Хорошей традицией университетской газеты стала публикация небольших статей об отличившихся студентах разных факультетов. Их писали как преподаватели, заведующие кафедрами, так и сами студенты (ПУ 01.05.1957; 13.03.1958; 04.12.1958; 19.02.1960; 30.04.1961). Так, студентка первого курса филологического отделения историко-филологического факультета Т. Вербная написала заметку об известном ныне профессоре, докторе исторических наук, заведующем сектором археологии КарНЦ РАН С. И. Кочкурки-ной. В 1961 году она была студенткой четвертого курса исторического отделения Петрозаводского университета, досрочно сдавала сессии, а летом участвовала в археологических экспедициях. С результатами исследований С. Кочкуркина дважды выступала с докладами по археологии в Москве (ПУ. 30.04.1961).

Еще одной важной темой, освещаемой на страницах газеты «Петрозаводский университет», было участие студентов в научно-исследовательской работе. На рубеже 1950-1960-х годов студенты вуза были заняты в 26 научных кружках при кафедрах. С целью широкого привлечения будущих молодых специалистов к исследовательской и научной деятельности в университете с 1947 года под руководством А. С. Лантратовой успешно функционировала добровольная студенческая организация - Научное студенческое общество (ПУ. 21.03.1957).

Наиболее интересные исследования студентов публиковались в сборниках научных студенческих работ (ПУ. 08.01.1957). Чаще всего в них появлялись результаты научных изысканий студентов сельскохозяйственного, историко-фило-

Петрозаводский университет в конце 1950-х - первой половине 1960-х годов...

29

логического и физико-математического факультетов.

Студенческая научная работа всегда требовала хорошей методической организации, постоянного контроля и помощи научного руководителя. Позиция доцента Л. Одынца по этому вопросу звучит и сегодня очень актуально. На страницах университетской газеты он обращал внимание коллег на то, что качественное улучшение научной работы студентов Петрозаводского университета произойдет только тогда, когда научные кружки станут итогом методической и научной работы кафедры, при которой они создавались и работали (ПУ. 23.03.1962).

Сегодня Петрозаводский университет продолжает традицию проведения ежегодных студенческих научных конференций. Статьи университетской газеты позволяют оценить их работу во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов.

Корреспонденты газеты отмечали ежегодное увеличение числа участников научного мероприятия. Наиболее дискуссионными, находившими живой отклик у слушателей, оказывались доклады студентов, связанные с их практической работой, основанные на материалах карельской истории и культуры, добытых в ходе экспедиций и практики (ПУ. 03.09.1958; 04.04.1957). Студентами широко использовались элементы исследовательского и конструкторского труда, выводы аргументировались данными эксперимента и наблюдений.

Будущие молодые специалисты интересовались особенностями жизни растений и животных в природных условиях Карелии, поведением плазмы, влиянием магнитного поля и особенностями карельского языка, предлагали комплексы мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях республики. Так, отвечая духу времени, студентка В. Байкова изучала особенности роста кукурузы в Карелии [2; 96-111]. Она отмечала, что для получения «неплохих» показателей урожайности культуры в республике требовались большое количество разнообразных удобрений и упорный труд. И хотя студентка не указала в исследовании на нецелесообразность посевов кукурузы в Карелии, такой вывод из ее доклада у современного читателя напрашивается сам собой.

Доклады студентов по итогам экспериментов и научно-практических работ вызывали интерес у специалистов, которые трудились в разных областях производства Карелии. Так, в 1958 году только на секции геологических наук во время студенческой научной конференции присутствовали работники Карельского филиала АН СССР и Северо-Западного геологического управления (ПУ. 24.04.1958). Они проявляли интерес к выступлениям докладчиков, задавали им много вопросов, связанных с практическим использованием студенческих изысканий.

Одной из главных проблем студенческих научных конференций университета на рубеже 1950-1960-х годов была плохая их посещаемость студентами. Докладов на конференции заслушивалось много (в 1957 году - 114 выступлений) (ПУ. 04.04.1957; 11.04.1957). Однако университетская газета отмечала, что доклады студентов редко вызывали дискуссии и обсуждения. Одной из причин такого положения дел, по мнению корреспондентов, была загруженность студентов. Они из-за нехватки времени несколько раз выступали с одним докладом на различных семинарах и конференциях. Это снижало новизну и остроту восприятия этих сообщений (ПУ. 04.04.1957; 11.04.1957).

Нарекания со стороны университетской газеты вызывала и организация студенческих научных конференций. Она проходила в обстановке острой нехватки времени. В программах конференций были ошибки и досадные опечатки. Часто докладчики становились невольными виновниками появления технических проблем в проведении конференции, затягивая сдачу тезисов выступления в оргкомитет (ПУ. 03.09.1958).

Ситуацию усугублял неудачный выбор времени проведения студенческих научных конференций. Так, в соответствии с учебными планами в апреле студенты многих факультетов проходили практику или заканчивали обучение в университете. Участие в научной конференции выпускников университета по этой причине было ограничено. Нерациональное распределение времени в ходе самих заседаний, число которых было слишком велико, также негативно сказывалось на посещаемости научного мероприятия (ПУ. 04.04.1957).

В Петрозаводском университете велась активная работа над изменением формата студенческих научных конференций, оптимизации времени и сроков ее проведения. Так, с начала 1960-х годов на страницах университетской газеты встречается гораздо больше, чем раньше, материалов о научных успехах студентов. Замечания по поводу работы ежегодных научных студенческих конференций стали носить рабочий характер.

Высокий теоретический и научный уровень докладов студентов Петрозаводского университета, принимавших участие в научных конференциях, позволял им успешно участвовать в студенческих научных мероприятиях в Ленинграде, Киеве, Тарту. Студенты достойно представляли Петрозаводский университет за пределами республики, оставляя положительное впечатление о качестве образовательного процесса в нем (ПУ. 03.05.1957).

Еще одним направлением специальной и научной подготовки студентов университета во второй половине 1950-х годов была организация работы спецкурсов по научной, специальной

30

И. В. Шорохова

проблематике и вопросам современной науки. Дискуссия по вопросу об их обязательном посещении всеми студентами, отраженная на страницах университетской газеты, привела к оптимальному решению проблемы: основная масса спецкурсов стала добровольной. Это позволило избежать чрезмерной загруженности студентов, но сохранило возможность расширения кругозора для всех желающих (ПУ. 16.01.1958).

С той же целью, но уже для интересующихся из среды рабочих республики преподаватели Петрозаводского университета читали лекции по различным вопросам современной науки в районах Карелии и на предприятиях края (ПУ. 30.01.1958). Студенты вуза во время прохождения производственной практики также были вовлечены в процесс культурного и политического просвещения жителей глубинки республики. Так, студент агрономического отделения сельскохозяйственного факультета А. Нестеров в течение 6-месячной практики в совхозе «Маяк» читал в местном клубе лекции по международному положению (ПУ. 04.12.1958).

Обращает на себя внимание то, что в конце 1950-х годов акцент ставился главным образом не на научно-исследовательской работе преподавателей вуза, а на их воспитательной и преподавательской деятельности. За увлечение научной работой и отстранение от просветительской работы со студентами и общественностью преподаватели университета подвергались резкой критике на страницах университетской газеты (ПУ. 22.05.1958). Не раз ее корреспонденты призывали преподавателей делать лекции увлекательными и интересными для студентов, а «не читать их по бумажке» (ПУ. 08.01.1960).

На рубеже 1950-1960-х годов Петрозаводский университет славился связью теоретического и практического обучения студентов. Этому в немалой степени способствовал принятый в 1958 году закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Главной целью реформы образования была подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. В связи с этим в Советском Союзе расширилась сеть вечернего и заочного обучения, предоставлялись преимущества для поступления в вуз абитуриентам, которые уже поработали на производстве. Появилась возможность внеконкурсного зачисления в вузы студентов, направленных для обучения предприятиями, колхозами и совхозами.

С целью реализации Закона «Об укреплении связи школы с жизнью...» в работе университета также произошли изменения. В 1958 году в Петрозаводском университете были введены новые правила приема, согласно которым преимущество при поступлении получили абиту-

риенты с трудовым стажем не менее двух лет и демобилизованные из рядов Советской армии [3; 79]. В 1956 году на лесоинженерном факультете было открыто вечернее отделение для рабочих и служащих Онежского тракторного завода [3; 78]. В 1962 году открылся общетехнический факультет (ОТФ). В него входило четыре потока: механический, строительный, энергетический и технический. Факультет осуществлял подготовку по вечерней и заочной форме обучения почти по 50 специальностям в течение трех лет. Затем студентов переводили на другие инженерные специальности университета и других технических вузов страны [3; 79].

За факультетами Петрозаводского университета были закреплены базы практик [3; 81]. Газета вуза широко освещала производственную практику будущих молодых специалистов. Эта информация содержала точные указания времени ухода студентов факультетов на практику, мест ее проведения, сообщалось о ходе практического обучения и его результатах (ПУ. 07.01.1958; 08.01.1959; 27.05.1960).

В связи с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью. » особое место в университетской газете стали занимать материалы о педагогической практике студентов в школах республики. Так, в 1959 году студенты-филологи 5-го курса проходили педагогическую практику в 30 школах Карелии (Пу 11.09.1959). В 1962 году только историко-филологический и физико-математический факультеты направили для прохождения педагогической практики в школы республики 94 студента-практиканта (ПУ. 25.05.1962). На страницах газеты подробно, на конкретных примерах рассматривались успехи и проблемы студентов в этом сложном деле. Сообщения и рассказы самих практикантов помогали студентам младших курсов избежать трудных ситуаций во время их педагогической практики (ПУ. 07.03.1957).

В начале 1960-х годов география мест прохождения педагогической практики студентами Петрозаводского университета расширилась. Они выезжали в Ленинград, Мурманскую область и даже в Венгрию (ПУ. 31.05.1963). Так, по итогам практики в г. Мончегорске Мурманской области студентка Н. Карачева написала дипломную работу, в которой сравнивала методические приемы и достижения в работе учителей Петрозаводска и Мончегорска (ПУ. 31.05.1963).

С начала 1960-х годов педагогическая практика студентов Петрозаводского университета стала носить стажерский характер. За учителем-практикантом закреплялся один класс, в котором он вел уроки, внеклассные мероприятия и являлся для его учеников классным руководителем (ПУ. 05.12.1963). Такой способ подготовки учителей был признан успешным и получил в дальнейшем широкое распространение.

Петрозаводский университет в конце 1950-х - первой половине 1960-х годов...

31

Во время летних каникул студенты работали вожатыми в пионерских лагерях для школьников. Дополнительная педагогическая практика студентов позволяла улучшать качество подготовки будущих педагогов (ПУ. 02.09.1960).

Основными проблемами в их подготовке в университете были: «пробелы в методической и организационной подготовке практикантов», необеспеченность студентов наглядными и методическими пособиями, слабое владение студентами «формами опроса учащихся» (ПУ. 25.05.1962). Не всегда благополучно у будущих учителей обстояли дела с воспитательной работой со школьниками и организацией внеклассных мероприятий (ПУ. 05.12.1963). Как можно выяснить из материалов газеты «Петрозаводский университет», этому направлению работы с подрастающим поколением студентов в вузе не учили (ПУ. 11.09.1959; 05.12.1963; 20.03.1958).

В целом педагогическая практика студентов Петрозаводского университета проходила успешно. Учащиеся школ поддерживали связь со своими учителями-практикантами. Дети писали им трогательные письма. Выдержки из этих писем публиковались. Директора школ республики просили некоторых студентов после окончания практики остаться работать в школе для замещения отсутствовавших учителей (ПУ. 25.05.1962).

Петрозаводский университет в конце 1950-х годов поддерживал связи с Карельским филиалом АН СССР. Так, студенты-историки ежегодно принимали участие в его летних археологических экспедициях. Это было полезное сотрудничество как для карельских ученых, так и для студентов (ПУ. 11.09.1959; 30.04.1961). Студенты-историки также получали профессиональные навыки во время практики в архивах Карелии. Директор Национального музея РК заслуженный работник образования РК, кандидат педагогических наук М. Л. Гольденберг был отмечен руководителем архивной практики как студент, «работавший с увлечением» (ПУ. 09.02.1962).

В конце 1950-х годов в Петрозаводском университете серьезное развитие получили вечерняя и заочная формы обучения (ПУ. 03.09.1958). Однако сложности совмещения работы с учебой дополнялись проблемами учебно-методической и материально-технической оснащенности процесса обучения студентов-заочников. Доступ к необходимой литературе они имели только во время сессии. Корреспондентов газеты и преподавателей, писавших об этих проблемах, беспокоило то, что такая ситуация негативно сказывалась на уровне знаний студентов-заочников и качестве их подготовки как специалистов (ПУ. 24.01.1957; 19.06.1958).

Маленькая пропускная способность читального зала университетской библиотеки не позволяла всем студентам воспользоваться ее возможностями. Особенно остро эта проблема

стояла в предсессионное и экзаменационное время (ПУ. 09.05.1957). Важно отметить, что в конце 1950-х - начале 1960-х годов в фонд университетской библиотеки ежегодно поступало свыше 20 тысяч новых книг, пособий и справочной литературы (ПУ. 09.09.1960). Это позволяло студентам получать актуальные знания по многим отраслям науки. Студенты и преподаватели университета были в курсе последних научных разработок того времени. Также в помощь студентам и преподавателям университета в 1960 году был открыт новый справочно-библиографический отдел, облегчивший поиск необходимой литературы (ПУ. 09.09.1960). Рост интенсивности работы с учебными и научными изданиями в библиотеке Петрозаводского университета в рассматриваемый период показан в таблице.

Работа научной библиотеки Петрозаводского университета в 1950-1964 годах [5; 194]

Показатели библиотеки

Петрозаводского 1950 год 1960 год 1964 год

университета

Количество читателей (чел.) 1042 2878 6377

Количество выданной литературы (экз.) 106914 169669 515716

Положительно повлияло на образовательный процесс в университете и открытие вычислительного центра с самыми современными ЭВМ (с точностью до 9 знаков и скоростью в 30 арифметических действий в секунду) (ПУ. 24.01.1957).

В конце 1950-х - начале 1960-х годов не все студенты Петрозаводского университета стремились овладевать новыми знаниями и профессией. За это они попадали на страницы университетской газеты с резкой критикой в свой адрес (ПУ. 09.12.1960; 24.01.1957). Студентов и преподавателей беспокоило падение инициативы студентов в обучении. Некоторые из будущих специалистов «молча отсиживали» 5 лет, не принимая участия в обсуждениях ключевых вопросов научной и культурной жизни вуза (ПУ. 03.01.1957). На страницах университетской газеты звучало вполне обоснованное требование «увольнять из числа студентов прогульщиков и хронических хвостистов» (ПУ. 22.05.1958).

В 1962 году прошел общеуниверситетский диспут по обсуждению статьи профессора А. Д. Александрова «Пусть больше будет одержимых». Основная идея всех выступавших на нем студентов и преподавателей вуза сводилась к тому, что необходимо добиваться увеличения числа добросовестных студентов университета через повышение качества лекций его преподавателей (ПУ. 05.01.1962).

Интересный способ решения проблемы успеваемости студентов в середине 1960-х годов стали реализовывать на физико-математическом факультете. Перед занятиями там проводили

32

И. В. Шорохова

«производственные совещания» во всех студенческих группах с целью повысить мотивацию студентов в учебе на предстоявший день (ПУ. 08.01.1965).

Студенческая жизнь в Петрозаводском университете во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов не была ограничена только учебой. В это время в вузе были заложены современные традиции активного студенческого отдыха и досуга: проводились студенческие фестивали, где выступали вокальные группы и хоры факультетов, факультетские смотры самодеятельности и вечера отдыха.

В Петрозаводском университете в 1959 году спортом регулярно занималось 765 студентов (ПУ. 18.12.1959; 04.12.1959; 04.11.1961). В конце 1950-х - начале 1960-х годов среди них было 12 мастеров разных видов спорта [4; 53-57]. В эти годы при университете успешно работали 17 секций: по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, гимнастике, хоккею, боксу, художественной гимнастике, настольному теннису, туризму, шахматам и шашкам, лыжная, городошная и др. В 1959 году студенты-спортсмены завоевали 30 переходящих кубков и призов Петрозаводска и Карелии [4; 7].

Однако студенты Петрозаводского университета, не занимавшиеся спортом активно, на рубеже 1950-1960-х годов ощущали нехватку спортивного инвентаря, особенно лыж. В 1957 году в вузе 80 пар лыж приходилось на 1500 студентов (ПУ. 24.01.1957).

Для деятельной молодежи в стенах университета функционировали радиокружок, кружок политэкономии во главе с завкафедрой политэкономии Я. С. Якушкиным, две группы танцев, литературно-творческий кружок под руководством И. П. Лупановой и Л. Я. Резникова. В сентябре 1958 года в университете начал работу философский кружок. Студенты изучали категории причинности, философию волюнтаризма, проблему детерминизма и другие философские проблемы (ПУ. 05.03.1959). В кружке по истории студенты исследовали отечественную и зарубежную историю, а также представляли результаты археологических экспедиций (ПУ. 21.02.1957). Кружок физиологии растений, работавший в университете с 1942 года, позволял студентам как познакомиться с достижениями биологической науки, так и делать доклады по итогам научных экспериментов (ПУ. 14.03.1957). Студенты вуза, занимавшиеся в литературно-творческом объединении при кафедре литературы, могли получить оценку своих стихов и прозы, а также консультацию от членов Карельского отделения Союза советских писателей (ПУ. 05.11.1963).

В 1957 году в Петрозаводском университете начала работать станция наблюдения за движением искусственных спутников Земли, что для молодежи тех лет было грандиозным событием.

В эти годы больших успехов добились студенты-артисты В. Иванов и А. Амосова. Драматический кружок под руководством Ю. Сунгурова с пьесой П. Когоута «Такая любовь» выступал даже в Финском драматическом театре. Заслуженная артистка КАССР Э. М. Хиппеляйнен помогала подготовить его к показу по телевидению (ПУ. 15.05.1959). Спектакли драмкружка университета по пьесам А. Н. Островского и М. Горького были «тепло встречены зрителями» (ПУ. 01.05.1957). Эстрадный оркестр университета в те годы был известен виртуозным исполнением произведений советских и зарубежных композиторов. А в 1962 году благодаря Г. Е. Терацуянцу был создан известный сегодня в мире хор студентов и преподавателей Петрозаводского университета (ПУ. 28.06.1963).

С апреля 1960 года в вузе успешно работал студенческий клуб, охвативший почти всю внеучебную деятельность студентов, преподавателей и сотрудников университета. Теперь уже в его рамках регулярно проводились вечера отдыха, вопросов и ответов с участием преподавателей университета и ректора В. В. Стефанихи-на, студенческие смотры-конкурсы, фестивали (ПУ. 01.11.1957; 11.01.1960; 22.12.1961).

Студенты рубежа 1950-1960-х годов большую часть дня проводили в стенах университета. Организация и качество их питания также стали темами для обсуждения на страницах университетской газеты. Администрация вуза искала способы улучшения работы студенческой столовой (ПУ. 01.01.1959; 03.09.1958). «Буфет без продавца», экономивший время студентов, оказался нерентабельным из-за огромных сумм недостачи. Он был вскоре ликвидирован (ПУ. 17.01.1957). Плохое качество пищи, нехватка молочных продуктов, черствый хлеб вынудили городской совет Петрозаводска обсудить проблему снабжения питанием студентов университета и снизить расценки в столовой на 10 % (ПУ. 03.09.1958). Однако быстро наладить работу студенческой столовой не удалось (ПУ. 01.01.1959). Жалобы студентов на плохое обслуживание в столовой продолжались на страницах газеты и в последующие годы.

В Петрозаводском университете обучались студенты из многих районов Карелии и СССР. Они, как правило, проживали в общежитиях. В них, к сожалению, не всегда обеспечивались условия для спокойного отдыха и самостоятельных занятий студентов. Газета университета неоднократно отмечала нарушение дисциплины, «шум и хамство» студентов в общежитиях. Доцент А. Рачкова писала о том, что после бессонных ночей в общежитии и ночных танцев в их вестибюле студенты пропускали утренние занятия (ПУ. 17.01.1957). Корреспонденты газеты гневными статьями пытались бороться с таким поведением студентов. Они взывали к сознательности

Петрозаводский университет в конце 1950-х - первой половине 1960-х годов...

33

и совести нарушителей порядка (ПУ. 17.01.1957; 15.05.1958).

При осмотре условий жизни в общежитиях корреспонденты газеты «Петрозаводский университет» приветствовали коммунальное ведение хозяйства студентами как «наиболее экономичное» и «отвечающее духу социализма» (ПУ. 11.04.1957). Но о бытовых условиях проживания в студенческих общежитиях университетская газета на рубеже 1950-1960-х годов практически ничего не сообщала.

Петрозаводский университет второй половины 1950-х - начала 1960-х годов как средоточие молодежи республики сталкивался с нарушениями распорядка и правил поведения в стенах вуза. Существенными проблемами студенческого сообщества тех лет были также случаи пьянства и хулиганства (ПУ. 16.04.1958). На танцах в университете дружинники задерживали до 15 человек в состоянии алкогольного опьянения (ПУ. 25.03.1960). Корреспонденты университетской газеты под псевдонимами (Колючка, Ёж и др.) пыталась в шутливых и шаржевых формах пробудить здравый смысл и совесть у таких «отличившихся» студентов (ПУ. 02.12.1960). За недисциплинированное поведение, позорившее всех студентов, читатели газеты, студенты и преподаватели требовали более строгих наказаний, нежели простое лишение стипендии на 2-3 месяца (ПУ. 08.01.1957; 15.05.1958).

Бороться с этими проблемами в Петрозаводском университете решили силами самих студентов. В марте 1959 года в вузе была создана студенческая народная дружина по охране общественного порядка. Первоначально в дружину входило 120 студентов. Их разделили на 4 отряда по факультетам (ПУ. 16.10.1959). Дружина обеспечивала порядок на вечерах отдыха в университете. Со временем ее функции стали шире. Университетские дружинники «несли службу» на остановках, улицах и вечерах отдыха в столице Карелии. Состав дружинников увеличился до 165 человек. Они проводили и воспитательную работу с задержанными хулиганами. Злостных нарушителей порядка дружинники высмеивали в собственной сатирической газете «Не проходите мимо». Она вывешивалась около кинотеатра «Победа» и пользовалась популярностью у горожан (ПУ. 25.03.1960).

На рубеже 1950-1960-х годов немало статей в университетской газете было посвящено проблеме испорченной студенческими надписями учебной мебели. Корреспонденты писали о «настольной литературе студентов» с точным указанием номера аудитории и парты в ней. Если удавалось по косвенным данным установить имя автора надписи, оно тоже публиковалось в университетской газете (ПУ. 25.11.1960).

Преподавателей и студентов Петрозаводского университета беспокоила неэффективность воспитательной работы, проводимой в вузе с мо-

лодым поколением (ПУ. 21.10.1965). Во второй половине 1950-х годов в целях ее улучшения в красных уголках студенческих общежитий Петрозаводского университета в вечернее время стали проводить тематические встречи и вечера вопросов и ответов. В них принимали участие преподаватели вуза, представители общественных и творческих организаций республики, ректор университета В. В. Стефанихин. На этих мероприятиях обсуждали как насущные проблемы студенческой жизни, так и вопросы международной политики, организации молодежного движения в странах социалистического лагеря и капиталистических государствах (ПУ. 23.01.1958; 04.04.1957; 16.01.1958).

Для конца 1950-х - начала 1960-х годов нормой было широкое участие студентов в общественных и производственных работах. Студенты активно привлекались к озеленению приуниверситетской территории и работали на предприятиях Карелии. Ежегодно в апреле - мае и в сентябре - первой половине октября студенты Петрозаводского университета оказывали помощь колхозам и совхозам республики в посадке сельскохозяйственных культур и уборке урожая. Летом студенты вуза занимались косьбой и силосованием (ПУ. 14.10.1957; 02.09.1957; 29.05.1959; 23.10.1959; 16.09.1960; 03.07.1964). Между студентами разных факультетов разворачивались соревнования на скорость и качество уборки урожая. Часто руководители сельхозпредприятий Карелии писали благодарственные письма в университет (ПУ. 14.10.1957; 23.10.1958).

В 1959 году студенты ЛИФа оказывали помощь Шуйско-Виданскому леспромхозу на сплаве леса (ПУ. 23.10.1958). Кроме того, регулярно проводились воскресники на предприятиях Петрозаводска. Это важное дело для хозяйства республики сплачивало студентов, делало их жизнь полной, насыщенной и интересной, но отрывало их от непосредственных учебных занятий.

В результате серьезной работы по совершенствованию и модернизации образовательного процесса в Петрозаводском университете, благодаря появлению новых специальностей профессиональной подготовки студентов к середине 1960-х годов вуз занял важное место в системе подготовки рабочих кадров Карелии, Мурманской и Ленинградской областей.

Петрозаводский университет в 1960 году выпустил 315 молодых специалистов (ПУ. 08.07.1960). В результате сложных структурных изменений 1950-х годов в университете сложилась система многопрофильной подготовки кадров по 13 специальностям, возрос ежегодный выпуск специалистов по ним [1; 40]. Общая же численность студентов на всех формах обучения в Петрозаводском университете увеличилась в 1960 году до 2617 человек (для сравнения: в 1950 году в вузе насчитывалось 810 студентов).

34

И. В. Шорохова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 1960-е годы в вузе открылось 15 новых кафедр. Большинство из них начали работать в 1962-1964 годах [1; 59].

Со страниц университетской газеты второй половины 1950-х - начала 1960-х годов Петрозаводский университет предстает живой, активно развивающейся и ищущей образовательной площадкой. В эти годы вуз провел ряд существенных внутренних реорганизаций. Это позволило качественно улучшить образовательный процесс. Именно тогда были заложены многие существующие и сегодня традиции научной и воспитательной работы со студентами, организации их досуга и культурной жизни. Студенческая жизнь

того времени со страниц газеты вуза предстает яркой, разнообразной и приносящей пользу обществу. Стремление Петрозаводского государственного университета наладить в современном образовательном процессе тесную связь подготовки специалистов с решением конкретных практических задач во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов уже было успешно реализовано. Газета «Петрозаводский университет» сохранила лучшие традиции в освещении актуальных вопросов современной жизни Петрозаводского государственного университета, заложенные во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов.

*Статья подготовлена в рамках комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 гг. Подпроект «Лаборатория “Философские, исторические и культурологические исследования”».

ПРИМЕЧАНИЕ

1 В круглых скобках указывается нумерация газеты «Петрозаводский университет» (ПУ): число, месяц и год издания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петрозаводскому государственному университету - 50 лет: [1940-1950] / Под ред. М. И. Шумилова, И. П. Покровской. Петрозаводск: Карелия, 1990. 302 с.

2. Сборник научных работ студентов Петрозаводского университета. Вып. 6. 1957. Петрозаводск: Государственное издательство КАССР, 1957. 132 с.

3. Страницы истории Петрозаводского государственного университета, 1940-2000 / Сост.-ред. М. И. Шумилов, И. П. Покровская. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. 540 с.

4. Шесть спортивных десятилетий Петрозаводского государственного университета: Учебно-метод. пособие / Под ред. Ю. С. Ланева, А. А. Липнина. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. 58 с.

5. 25 лет Петрозаводского государственного университета им. О. В. Куусинена. Петрозаводск: Карельское кн. изд-во, 1965. 226 с.

Shorokhova I. V., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)

PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY AT THE END OF THE 1950s - FIRST HALF OF THE 1960s (FOLLOWING THE NEWSPAPER MATERIALS “PETROZAVODSK UNIVERSITY”)

The article is devoted to the 75th anniversary of Petrozavodsk State University. An important period in the history of the university associated with its internal reorganization, increase in the number of professional training areas, and improvement in the quality of higher education is considered. The article describes scientific, educational, social and cultural life of Petrozavodsk State University at the end of the 1950s - the first half of the 1960s. Particular attention is paid to the scientific research carried out by the university staff, annual scientific conferences conducted by the university students, defense of the PhD and Doctoral thesis by postgraduate students, and students’ involvement with practical training. The author emphasizes the high quality of the students’ research work and their active social life. A very close link between higher professional education and industrial needs of the Republic of Karelia is also revealed.

Key words: the scientific work of students, manufacturing practice pedagogical practice, students creative circles

REFERENCES

1. Petrozavodskomu gosudarstvennomu universitetu - 50 let: [1940-1950] [Petrozavodsk State University - 50 years: [19401950]] / Edited by M. I. Shumilov, I. P. Pokrovskay. Petrozavodsk, Kareliya Publ., 1990. 302 р.

2. Sbornik nauchnykh rabot studentov Petrozavodskogo universiteta. Vyp. 6. 1957 [Collection of scientific works of students of Petrozavodsk State University Edition 6. 1957]. Petrozavodsk, Gosudarstvennoe izdatel’stvo KASSR Publ., 1957. 132 p.

3. Stranitsy istorii Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, 1940-2000 [The pages of history of Petrozavodsk State University, 1940-2000] / Edited by M. I. Shumilov, I. P. Pokrovskay. Petrozavodsk, Izdatel’stvo PetrGU Publ., 2005. 540 р.

4. Shest’sportivnykh desyatiletiy Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta: Uchebno-metodicheskoe posobie [Six decades of sports of Petrozavodsk State University. Teaching aid] / Edited by J. S. Lanev, A. A. Lipnina. Petrozavodsk, Izdatel’stvo PetrGU Publ., 2001. 58 p.

5. 25 let Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta im. O. V Kuusinena [25 years of Petrozavodsk State University named after O. V Kuusinen]. Petrozavodsk, Karel’skoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1965. 226 p.

Поступила в редакцию 02.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.