Научная статья на тему 'Петр Нестеров. Живые петли судьбы'

Петр Нестеров. Живые петли судьбы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Петр Нестеров. Живые петли судьбы»

Петр Нестеров. Живые петли судьбы

А. Жаркова

студентка группы Дг-1-1

Петр Николаевич Нестеров - мой земляк - нижегородец, интересный человек, сильная личность, которую не пугали труд и упорство, в истории же он наиболее известен как основатель высшего пилотажа. В 2014 году исполняется 100 лет со дня его гибели - самая печальная дата из возможных юбилеев.

Целью моей работы было изучить и, насколько возможно, понять его творческую деятельность. Я без стеснения называю его работу именно творчеством, поскольку этот человек не просто открыл новые горизонты для авиации, в частности - военной, но работал из благородных побуждений, захваченный своими мыслями и идеями.

Петр Николаевич родился в семье офицера, воспитателя Нижегородского кадетского корпуса в 1887 году. Отец умер рано, и по его стопам Нестеров отправился в кадетский корпус, который окончил с отличием, затем окончил и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Но его увлекало не только военное дело, интересы были разнообразны: музыка, рисование, черчение, физика, математика, а также - книги.

Выпускник училища мог построить хорошую карьеру в европейской части России, однако, он отправился на Дальний Восток, чтобы получить возможность жениться на Надежде Рафаиловне Галицкой, которая стала ему поистине надежным тылом. Нестеров разительно отличался от офицеров Владивостока, да и, наверно, царской России: ценил уважение к нему, а не страх перед чином.

Ненадолго он был прикомандирован к Владивостокской воздухоплавательной роте, после чего переведен во Владикавказ по состоянию здоровья. Сам Нестеров вспоминал: «Мое увлечение авиацией началось с 1910 года... Меня не приводили в восторг происходившие в России и за границей полеты, ибо я считал их до крайности несовершен-

204

ными и не чувствовал в них победы гордого духа над косной материей. Наоборот, в этих полетах меня не удовлетворяла рабская зависимость пилота от капризов стихии... Поэтому я поставил себе задачей построить такой аэроплан, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и который всецело подчинялся бы воле пилота... Только тогда авиация из забавы и спорта превратится в прочное и полезное приобретение человечества...». Однако проект Нестерова был отклонен главным инженерным управлением.

В 1911-м, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Петр Николаевич вместе с Петром Соколовым, учеником Жуковского, построили планер, который успешно запустили с помощью лошади. Тогда же был разработан проект второго самолета с новой системой управления, его постигла участь предыдущего.

Чтобы доказать возможность воплощения своих «выдумок» в реальность, конструктор стал летчиком.

В октябре 1911 года Нестеров поступил в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу, где за 11 месяцев достиг многого. Его идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о «мертвой петле», считали сумасбродством. Но любому прорыву летчика-эксперимен-татора предшествовала долгая работа и точный расчет: «Прежде чем я не изучу машину, летать не буду».

Изучить машину он требовал и солдат авиационного отряда в Киеве, куда в мае 1913-го Нестеров был назначен. Нестеров отмечал особую необходимость развития авиации для военных целей, в частности полеты в группе и полеты на дальние расстояния. Один из таких перелетов был рекордным - за один день от Киева до Гатчины (18 часов, из которых 8 - в воздухе).

Нестеров считал, что «фигурные полеты - это основа мастерства». Только освоив их, летчик сможет не опасаться непредвиденных ситуаций. Петр Николаевич доказал возможность вертикального переворота сначала теоретически, и уже потом проверил эту гипотезу на практике 27 августа 1913 года над Сырецким военным аэродромом Киева. Динамическое равновесие не позволило выпасть летчику. Однако автором считали француза Адольфа Пегу. Но этот миф был развенчан. 31 марта 1914 года, несмотря на запрет, Нестеров повторил петлю, увеличив радиус, при котором бы сохранялась центробежная сила, и самолет оставался бы управляемым. Великий летчик и конструктор считал, что его петля должна быть включена в обязательную программу обучения. «Мертвая петля» стала живой, как и мечтал герой, и теперь носит его имя.

Препятствия не остановили Нестерова. Ночные полеты, полеты с прожектором, полеты со спутником... Однако его интересовала научная конструкторская работа, наконец, был одобрен план нового

205

самолета, но строительство не началось. Нестеров мечтал уйти в отставку, а пришлось лететь на фронт - сначала в Радзивилов, а вскоре - в Жовкву. Ведь началась Первая мировая война.

Русский пилот отстаивал мысль о необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то время на самолете пулемета, он усматривал в таране, причем, считая, что неприятельская машина должна быть сбита ударом сверху. 26 августа 1914 года летчик таранил биплан «Альбатрос» австрийского барона Фридриха фон Розенталя, который вел воздушную разведку передвижения русских войск. Погибли все трое: Нестеров, Розенталь, его пилот Франц Малина. До сих пор неизвестно, где умер Нестеров: на земле или в небе?

Его с почестями похоронили на Аскольдовой могиле. О его бессмертном подвиге писала вся мировая пресса. Его «мертвую петлю» и воздушный таран многократно повторили советские летчики в годы Великой Отечественной войны, доказав, что нападающий при таране -не самоубийца

Он прожил 27 лет.

За эти годы Нестеров успел сделать столько, сколько не успевают некоторые и за 74.

Нам еще есть, к чему стремиться.

Не мир хочу я удивить,

Не для забавы иль задора,

А вас хочу лишь убедить,

Что в воздухе везде опора...

Он доказал. Он преодолел почти все.

206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.