Научная статья на тему 'Песенное творчество в годы гражданской войны'

Песенное творчество в годы гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5967
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР / ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / КРАСНЫЕ / БЕЛЫЕ / CIVIL WAR / MUSICAL GENRE / SONG CREATIVITY / REDS / WHITES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карапетян Елена Аветиковна

В статье рассматриваются особенности музыкальной культуры в России в годы гражданской войны. Автор анализирует различные музыкальные жанры, возникшие в этот период, и подчеркивает характерные особенности музыкального песенного творчества того времени. Его яркой чертой была вовлеченность песенного творчества в реалии окружающей жизни. Оно напрямую было связано с военно-политическим противостоянием, развернувшемся в России после Октябрьской революции 1917 г. Автор анализирует сходства и различия, а также жанровые особенности в песенном творчестве представителей двух военно-политических лагерей – красных (большевиков и их сторонников) и белых (представителей антибольшевистского движения). Он выявляет их характерные особенности, специфику жанровой лирики. Является показательным то, что истоки песенного творчества периода гражданской войны находились в толще народного сознания, и нередко песенное творчество тех лет имело широкую народную основу. Наряду с этим, поскольку представители двух военно-политических лагерей относились к одной культуре, их музыкальное песенное творчество пересекалось между собой. Нередко использовались те же песни, те же жанровые особенности, которые были в ходу у военно-политических противников. Можно сказать, что культурная связь между представителями разных социальных слоев и политических сил в годы гражданской войны не прерывалась и оставалась прочной, несмотря на все потрясения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SONG CREATIVITY DURING THE CIVIL WAR

Features of musical culture in Russia during the Civil War are considered in the article. The author analyzes various musical genres, which have arisen during this period, and emphasizes characteristics of musical song creativity of that time. The involvement of song creativity into realities of surrounding life was its striking trait. It has been directly connected with military-political opposition of 1917 developed in Russia after October revolution. The author analyzes similarities and distinctions, and also genre features in song creativity of representatives of two military-political camps the Reds (Bolsheviks and their supporters) and the Whites (representatives of the anti-Bolshevist movement). The author reveals their characteristics and specifics of genre lyrics. The sources of song creativity of the Civil War period were in thickly national consciousness; and song creativity of those years quite often had a wide national basis. At the same time musical song creativity of representatives of two military-political camps was crossed among themselves as they belonged to one culture. Military-political opponents quite often used the same songs, the same genre features. Cultural communication between representatives of different social groups and political forces in the years of Civil War was not interrupted and it was strong, despite all shocks

Текст научной работы на тему «Песенное творчество в годы гражданской войны»

УДК 80/. 81

10.00.00 Филологические науки

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Карапетян Елена Аветиковна к.филол.н., доцент РИНЦ SPIN-код: 5417-4324 karapetyan 7@yandex. ru

Армавирский механико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Армавир, Россия

В статье рассматриваются особенности музыкальной культуры в России в годы гражданской войны. Автор анализирует различные various musical genres, which have arisen during this музыкальные жанры, возникшие в этот период, и подчеркивает характерные особенности музыкального песенного творчества того времени. Его яркой чертой была вовлеченность песенного творчества в реалии окружающей жизни. Оно напрямую было связано с военно-политическим противостоянием, развернувшемся в России после similarities and distinctions, and also genre features in Октябрьской революции 1917 г. Автор анализирует song creativity of representatives of two military-сходства и различия, а также жанровые political camps - the Reds (Bolsheviks and their

особенности в песенном творчестве supporters) and the Whites (representatives of the anti-

представителей двух военно-политических лагерей Bolshevist movement). The author reveals their

UDC 80/.81 Philological sciences

SONG CREATIVITY DURING THE CIVIL WAR

Karapetyan Elena Avetikovna Cand.Philol.Sci., associate professor SPIN-code: 5417-4324

karapetyan 7@yandex. ru

Armavir Institute of Mechanics and Technology (branch) of FSBEE HE Kuban State Technological University, Armavir, Russia

Features of musical culture in Russia during the Civil War are considered in the article. The author analyzes

period, and emphasizes characteristics of musical song creativity of that time. The involvement of song creativity into realities of surrounding life was its striking trait. It has been directly connected with military-political opposition of 1917 developed in Russia after October revolution. The author analyzes

- красных (большевиков и их сторонников) и белых (представителей антибольшевистского движения). Он выявляет их характерные особенности, специфику жанровой лирики. Является показательным то, что истоки песенного творчества периода гражданской войны

characteristics and specifics of genre lyrics. The sources of song creativity of the Civil War period were in thickly national consciousness; and song creativity of those years quite often had a wide national basis. At the same time musical song creativity of representatives of two military-political camps was crossed among themselves

находились в толще народного сознания, и нередко as they belonged to one culture. Military-political

песенное творчество тех лет имело широкую народную основу. Наряду с этим, поскольку представители двух военно-политических лагерей относились к одной культуре, их музыкальное песенное творчество пересекалось между собой. Нередко использовались те же песни, те же жанровые особенности, которые были в ходу у военно-политических противников. Можно сказать, что культурная связь между представителями разных социальных слоев и политических сил в годы гражданской войны не прерывалась и оставалась прочной, несмотря на все потрясения

Ключевые слова: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР, ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, КРАСНЫЕ, БЕЛЫЕ

opponents quite often used the same songs, the same genre features. Cultural communication between representatives of different social groups and political forces in the years of Civil War was not interrupted and it was strong, despite all shocks

Keywords: CIVIL WAR, MUSICAL GENRE, SONG CREATIVITY, REDS, WHITES

В годы гражданской войны новое художественное выражение обрело песенное творчество, находящееся в состоянии значительного подъема. Он

был связан с теми историческими потрясениями, которые переживала страна в это время. Политический кризис, революционные события, а затем и ожесточенное вооруженное противостояние наложили свой отпечаток на музыкальную культуру того времени. В данный период мыслительные установки сознания обрели совершенно новые выражения, определяемые общим характером массовизации культуры, формированием упрощенных образов и ценностных установок сознания, в которых «выражаются настроения людских масс, социальных групп, классов, всего общества» [1]. Все эти факторы определили основную тематику создаваемых песенных произведений.

Главное место в ней, без преувеличения, занимала сама гражданская война, развернувшаяся на пространствах бывшей Российской Империи. Поэтому наибольшей популярностью пользовались песенные сюжеты на военную тему, тему боевого героизма. Наряду с этим были популярны песни о тяжелой народной доле и о тех бедствиях, которые обрушились на население страны после начала гражданского конфликта.

Особую тематику представляли песни о личностной судьбе, о значении эпохальных исторических событий в жизни отдельного человека. Были песни и о новом времени, наступившем в человеческой истории, о революции и о борьбе с нею. Представления, опорные символы, ориентиры, характерные для общественного сознания и национального менталитета, мировосприятие социума находят свое непосредственное выражение в языке, где они обретают логические структурированные черты, формируя образы, основанные на отражении окружающей действительности [2].

При этом в ряде случаев в песенном творчестве периода гражданской войны использовались дореволюционные песни и мелодии еще времени Первой Мировой войны. Это было вполне естественно, исходя из того, что запомнить старые песни в новой обработке было

значительно легче, они, как правило, накладывались уже на знакомый мотив и широко расходились среди слушателей.

При этом поражает сходство песенного творчества представителей двух военно-политических лагерей в гражданской войне: как красных, так и белых. Так, например, широко известная песня «Смело мы в бой пойдем» у красных содержала такие строки: Смело мы в бой пойдем // За власть Советов // И, как один, умрем //В борьбе за это! У белых был свой вариант этой песни: Смело - вперед, за Отчизну Святую, // Дружно, как братья, пойдем!» («Смело - вперед, за Отчизну Святую»). Данное обстоятельство представляется вполне закономерным, учитывая то, что они жили в одной стране, были гражданами одного государства и людьми одной культуры. При этом, естественно, содержание их песен было различно.

У красных главными мотивами в песенном творчестве была борьба за Власть Советов, за народное счастье и волю. Декларировалась верность интернациональной Родине, пролетарскому Отечеству, Республике трудящихся, трудовому народу, власти рабочих и крестьян. Особе место в их песенном творчестве занимало понятие «коммуны» как некого идеального политического строя, общественного устройства, новой государственной системы, созданной «людьми труда».

У белых звучала тема сохранения прежней России, подвига во имя Родины, борьбы с революционной стихией. При этом Россия чаще всего представала как мать, а себя адепты белого движения мылили как ее верные сыновья. Ими прославлялись нравственные ценности, среди которых были патриотизм, верность Родине и т.д. Значительное место отводилось ценностям духовным: православной вере, культурному наследию прошлого и т.д. Отдельной темой в их творчестве была верность традиционному русскому государству: Российской империи, державе, русскому народу, русской земле и т.д.

Во многих песнях тех лет мы находим отклик на разнообразные события окружающей человека действительности. В первую очередь это события, связанные с изменением общественно-политической реальности. Кроме того, события, происходящие на разнообразных фронтах гражданской войны. Но весьма показательным в этом случае является то, что песни, основанные на мотивах конкретного эпизода боевых действий в ходе гражданской войны, например, участие в бою какого-то полка, роты, отдельного эскадрона и т.д. быстро забывались, ведь человеческому сознанию несвойственно долго помнить изолированные, малозначительные конкретные детали сражения. Значительно лучше оставались в коллективной памяти песни о чьем-либо героическом подвиге, личностном поступке, который обессмертил имя героя и т.д.

Отдельной темой в песнях тех лет звучат представления о будущем, которое ожидается после окончания гражданской войны, о его светлых и притягательных сторонах. Напротив, реальность чаще всего рисуется участниками тех событий достаточно мрачными красками, что неудивительно: война, острая общественная конфронтация, политическая борьба, угроза физической гибели в те годы были обычными спутниками человеческой жизни.

Исходя из этого, нередко в песнях тех лет звучал трагический мотив человеческого существования в непростых жизненных обстоятельствах кризисного времени. В них много пелось об опасностях различного рода, которые подстерегали человека на каждом шагу: опасность быть убитым или раненым, потери родных и близких, разрушения своего дома и собственной семьи, попадания в плен к военно-политическим противникам и т. д.

Широко были также распространены и сатирические, гротескные песни, их сюжеты отчасти пришли еще из дореволюционного времени. Уже после начала гражданской войны они были дополнены многими

новыми реалиями. При этом, чтобы не акцентировать внимание на бесконечно трагических и ужасах гражданской войны, авторы этих песен умели находить в окружающей действительности и много поводов для шутки, юмора, сатирико-гротескного восприятия существующей реальности.

Значительное число песен революционного времени перешло и в постреволюционный период и надолго сохранилось в советском песенном творчестве. В особенности это относится к так называемой комсомольской песне. Она повествовала о жизни молодых людей в годы гражданской войны, об их специфических проблемах и настроениях. В этих песнях отражается уверенность в победе в гражданской войне, скорбь по погибшим товарищам, подлинный энтузиазм и героизм молодых людей того времени, всю свою жизнь положивших на алтарь революционной борьбы и борьбы за народное счастье.

В песнях тех лет очень сильно ощущалась фольклорная струя. И действительно, слова многих из них были народные, конкретного их автора было найти чрезвычайно сложно, авторы мелодий к ним также чаще всего оставались неизвестными. Вместе с тем значительную популярность в этот период обретали песни, сочиненные на стихи известных и не очень отечественных поэтов. Они очень быстро и широко распространялись в самых разных слоях российского общества и постепенно также приобретали поистине народный характер и часто ассоциировались их исполнителями с народным песенным творчеством, хотя в этом случае авторы этих песенных произведений были вполне известны и нередко являлись современниками тех, кто эти песни исполнял.

Особенный жанр в те времена представляли собой частушки. Как правило, они были написаны на злобу дня, и их авторство было народным. В краткой сжатой форме они передавали народное восприятие событий и явлений периода гражданской войны, а также настрой представителей

двух военно-политических лагерей: До свиданья, мать родная, // До свиданья брат, отец // Я решаю: белу банду // Под горячий брать венец! («До свиданья, мать родная»). Дайте новеньку винтовку, // Вороного мне коня, //Мы поедем бить буржуев // и буржуйского царя! («Дайте новеньку винтовку»). В частушках хорошо отражалось народное отношение к различного рода персоналиям тех лет, ведущим политикам и общественным деятелям, а также к злободневным проблемам современности, которые в особенности волновали широкие народные массы.

Также широко в годы гражданской войны было представлена народная массовая песня. Многие из выдающихся песенных произведений были созданы неизвестными тогда авторами, а некоторые имели подлинно народный характер и в них воплотились основные идеи того времени в преломлении народного сознания. В этих песнях также прослеживалось отношение широких народных масс к происходящим в годы гражданской войны общественно-политическим изменениям, к событиям и реальности того исторического времени.

Имели место тогда и песни лирического и бытового жанра, которые основывались на полюбившихся в народной среде еще дореволюционных сюжетах, но получивших значительное распространение в период гражданской войны. Иногда они обретали новую лексическую форму и идейное содержание, но нередко в них по-прежнему угадывались старые знакомые мотивы, отражающие еще довоенную, мирную жизнь российского общества. При этом в рамках данного направления часто переделывались не только русские, но и украинские, а также белорусские песни. Как правило, они имели бодрое оптимистическое содержание, в котором проглядывалась надежда на решение в скором времени существующих в настоящий момент общественных и бытовых проблем, тоска по мирной жизни и по стабильной, устоявшейся действительности.

Как правило, в них зачастую выражалась надежда на преодоление имеющихся трудностей, проглядывал социальный оптимизм и энтузиазм в деле решения возникающих сложных бытовых и повседневных вопросов.

Отдельным песенным жанром в то время была драматически скорбная песня. Она рассказывала о гибели героев, их преждевременной смерти, в этих песнях проявлялась вся грусть по безвременно ушедшей жизни, ранней смерти или потере здоровья. Данный песенный жанр был естественным отражением событий гражданской войны с ее драматическим накалом военного противостояния, беспощадности к врагам и восхищением деяниями павшим героев. В них отражалось время потерь, безразмерных утрат и весь трагизм человеческого бытия в данный исторический период.

Важной особенностью песенного творчества в годы гражданской войны было частое использование для исполнения песен хоровых коллективов. У красных это были 214-й Симбирский полк, чапаевский полк имени Степана Разина, у белых - Корниловский ударный полк. Хоровые коллективы были даже у махновцев. В обстановке военного времени хоровое пение звучало особенно торжественно. Оно воздействовало на сознание бойцов, укрепляло их моральный дух и призывало к новым боевым подвигам. Тематика в основном, конечно, носила военный характер и отражала ту ситуацию, которая сложилась в тот момент в гражданском противостоянии: Готовился отважно к бою // Войной взволнованный Кавказ... («К берегам Тигра») [3].

Помимо боевых будней, в песнях звучали бытовые темы, а также давалась оценка собственному военному начальству: командирам, тем офицерам, которые непосредственно управляли полками. Иногда песни были достаточно информативны, в них содержались самые различные сведения, причем нередко относившиеся к реальной жизни на фронте и

боевым действиям: Наш полк на врага наступает... //Спешим на поддержку, - нужна она там, //Где русский солдат погибает [4, 10].

Можно сказать, что эти песни были своеобразными историческими и культурными хрониками, которые фиксировали все происходящие события в ходе гражданской войны, а также быт и повседневную жизнь солдат воюющих армий: Как солдаты на войне // Три дня хлеба не ели, // Три дня хлеба не ели, //Щей, водички не пили. [5, 78-79].

В песнях нередко отражались многочисленные перемещения полков и дивизий по необъятному российскому пространству: Как приходит нам приказ наступать нам на Кавказ. // Как приходит тут другой, отправляться нам домой. // Вот с Кавказа мы пошли, к Дунай речке подошли. // Здравствуй, реченька Востока, мы пришли к тебе здалека.

Нередко с действиями полков в песнях увязывались известные исторические личности, пример которых должен был вдохновлять солдат на подвиги. При этом авторами песен часто дальновидно учитывалась национальная специфика действующих соединений. Так, например, для крымских татар, воюющих в белой армии, была придумана песня, прославляющая былинного татарского героя Чингис-хана: Лихое племя Чингис-хана, // Пришельцы дальней стороны, // Заветам чести и Корана // Мы до сих пор еще верны... В союзе тесном наша сила // И вот, как в прежние века, // Нас Валидэ опять сроднила // Под стягом Крымского полка [6, 69].

Главное предназначение хоровой песни заключалось в предоставлении бойцам чувства коллективного единения, всеобщего боевого братства. Поэтому каждый коллектив (батальон, полк, дивизия) должен был иметь свою песню, которая бы помогала ему сражаться и отдыхать от долгих кровопролитных боев.

Таким образом, песенное творчество периода гражданской войны носило самый разнообразный стилистический и жанровый характер. Это

были песни которые отражали обстановку на фронтах и особенности боевых действий того времени, лирические и бытовые песни, песни на различные общественно-политические темы, частушки и т.д. Авторами данных песенных произведений были как бойцы действующих армий, так и обычные граждане, представители самых разнообразных кругов российского общества.

Многие из песен того времени имели народный характер, они сами рождались в массах и становились очень популярными в народной среде. От песен мирного времени песни гражданской войны отличал пафосный трагизм повседневного существования и острой общественной конфронтации. Они показывали всю бескомпромиссность и весь накал военно-политической борьбы. В них ощущалась печаль и тоска по утраченной общественной стабильности и потерянному гражданскому миру.

Исходя из этого, они в полной мере передавали ту историческую эпоху, в которой распадалась прежняя общественно-политическая система и формировалась новая, еще неизвестная в человеческой истории. Они языком литературных образов отражали всю эпохальную сущность происходящих общественных изменений, связанных с рождением нового мира и трагическим крушением старого, который должен был смениться совершенно неизведанной общественно-политической реальностью.

В них нашли свое выражение определенная потерянность и дезориентация человеческого сознания, его ментальная расчленённость и фрагментарность. Они отражали особенности восприятия им происходящих изменений, поиск стабильной опоры в постоянно меняющемся мире. Все это в полной мере нашло свое выражение в песне этого трагического периода отечественной истории. Его наследие и по сей день ощущается в российской музыкальной культуре и поэтическом творчестве нашего времени.

Литература

1. Карапетян Е. А. Языковая репрезентация ментальных концептов «Мужество», «Храбрость», «Героизм» в военной песне 1941-1945 гг. / Е.А. Карапетян // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №09(093). С. 938 - 950. - IDA [article ID]: 0931309064. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/64.pdf, 0,812 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,346.

2. Карапетян Е. А. Картина мира и ее отражение в культурно-языковой среде / Е.А. Карапетян // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №06(090). С. 369 - 382. С. 379. - IDA [article ID]: 0901306023. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2013/06/pdf/23.pdf

3. Мугуев Х.-М. К берегам Тигра. М.: Воениздат, 1953.

4. Тардов М. Фронт. Харьков: Радяньска лггература, 1934.

5. Георгиевский А.П. Русские на Дальнем Востоке. Фольклорно-диалектический очерк. Вып. IV. Фольклор Приморья. Владивосток, 1929а. (Труды Дальневосточного гос. университета. Серия III. №9).

6. Сборник российской военной поэзии: Полковые и судовые песни и стихотворения / Под ред. А. А. Геринга. Вып. 2. Париж: Общекадетское объединение, 1961.

References

1. Karapetyan E.A. Yazykovaya reprezentatsiya mental'nykh kontseptov «Muzhestvo», «Khrabrost'», «Geroizm» v voennoi pesne 1941-1945 gg. / E.A. Karapetyan // Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyi zhurnal KubGAU) [Elektronnyi resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №09(093). S. 938 - 950. - IDA [article ID]: 0931309064. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/64.pdf, 0,812 u.p.l., impakt-faktor RINTs=0,346.

2. Karapetyan E.A. Kartina mira i ee otrazhenie v kul'turno-yazykovoi srede / E.A. Karapetyan // Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyi zhurnal KubGAU) [Elektronnyi resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №06(090). S. 369 - 382. S. 379. - IDA [article ID]: 0901306023. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/23.pdf

3. Muguev Kh.-M. K beregam Tigra. M.: Voenizdat, 1953.

4. Tardov M. Front. Khar'kov: Radyan'ska literatura, 1934.

5. Georgievskii A.P. Russkie na Dal'nem Vostoke. Fol'klorno-dialekticheskii ocherk. Vyp. IV. Fol'klor Primor'ya. Vladivostok, 1929a. (Trudy Dal'nevostochnogo gos. universiteta. Seriya III. №9).

6. Sbornik rossiiskoi voennoi poezii: Polkovye i sudovye pesni i stikhotvoreniya / Pod red. A.A. Geringa. Vyp. 2. Parizh: Obshchekadetskoe ob"edinenie, 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.