Научная статья на тему 'Первый российский морской порт: сохраняя традиции'

Первый российский морской порт: сохраняя традиции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3250
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы —

Морской порт «Архангельск» — старейший в России. Он ос нован более 400 лет назад в устье реки Северная Двина, впадающей в Двинский залив Белого моря. Сегодня это крупный транспортный узел на севере европейской части России и перевалочный пункт грузов, предназначенных для арктических районов. Это один из немногих портов Европейской России, имеющих беспрепятственный выход в Мировой океан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый российский морской порт: сохраняя традиции»

Первый россиискии

морской порт: сохраняя традиции

РЕГИОНЫ

Морской порт «Архангельск» — старейший в России. Он основан более 400 лет назад в устье реки Северная Двина, впадающей в Двинский залив Белого моря. Сегодня это крупный транспортный узел на севере европейской части России и перевалочный пункт грузов, предназначенных для арктических районов. Это один из немногих портов Европейской России, имеющих беспрепятственный выход в Мировой океан.

Архангельский морской порт с честью хранит традиции русских мореплавателей и помнит о тех обязательствах, которые налагает на него статус порта, где при Петре I зародился наш флот. Ведь именно здесь более 300 лет назад был спущен на воду первенец русского флота корабль «Святой Павел», впервые в России была учреждена государственная лоцманская служба и создана фактически первая отечественная система безопасности мореплавания.

Архангельск — порт круглогодичной навигации. В зимнее время проводка судов в нем осуществляется с помощью ледоколов Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт». Архангельский

порт принимает суда шириной до 30 м, длиной до 175 м, с максимальной осадкой по каналам акватории порта 9,2 м.

Для обеспечения швартовых операций в порту имеются буксиры мощностью от 600 до 2500 л. с.

В морском порту «Архангельск» базируются суда компаний, обслуживающих регулярные рейсы. Это четыре ледокола — два речных и два морских мощностью от 5360 до 12 350 л/с — и девять буксирных теплоходов мощностью до 2500 л. с., танкеры-бункеровщики, водоналивные суда, сборщики льяльных и фекальных вод. Кроме того, в порту имеется плавкран грузоподъемностью 100 т, рейдовые пассажирские суда и катера, лоцманские ка-

тера и суда для выполнения спасательных операций.

Порт «Архангельск» — основная база освоения месторождений нефти и природного газа арктического шельфа, в первую очередь Баренцева и Карского морей. Это многопрофильный торговый порт для перегрузки генеральных грузов, нефти, нефтепродуктов, целлюлозы, картона, контейнеров, лесоматериалов, металла, удобрений, тяжеловесного оборудования, мороженой рыбопродукции, насыпных и навалочных грузов (см. таблицу). Морской вокзал может обслуживать морские и речные пассажирские суда.

Администрация морского порта «Архангельск» осуществляет в акватории и на территории порта государственный надзор за безопасностью плавания всех судов и плавучих средств, за соблюдением национального законодательства и международных договоров в области безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, предупреждения загрязнения окружающей природной среды. В ее компетенции находится также организация движения судов, информационное, буксирное и ледокольное обеспечение мореплавания и контроль режима охраны и порядка в порту.

В частности, навигационная безопасность в порту обеспечивается системой плавучих и береговых знаков, а также системой радиолокационной проводки судов СУДС Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт». Проводку судов в порту осуществляют лоцманы Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт».

Сегодня система безопасности мореплавания порта — это отлаженный механизм, включающий в себя лоцманскую службу — старейшую в России, службу управления движением судов, службу морских каналов и отдел дноуглубительных работ, службу капитана порта. Цель работы этого сложного и отлаженного механизма — обеспечение безопасности в первом порту России.

ФГУ «Администрация морского порта Архангельск» (ФГУ «АМП Архангельск»)

163000, Архангельск, ул. К. Маркса, д. 6 Тел./факс: (8182) 65-43-84 office@mapa.ru www.mapa.ru

Грузооборот (тыс. т) порта «Архангельск» в 2007-2009 гг. и прогноз на 2010-2012 гг.

Номенклатура груза 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Всего по порту 5 243,9 4 712,7 3 271,5 3 641,0 3 641,0 3 641,0

Импорт 287,2 349,0 390,5 390,5 390,5 390,5

Экспорт 1 555,4 1 804,2 1 352,0 1 417,5 1 417,5 1 417,5

Лесоматериалы, целлюлоза, бумага, 750,5 676,9 569,3 569,3 569,3 569,3

контейнеры

Уголь 40,2 501,8 179,5 179,5 179,5 179,5

Прочие генеральные 148,6 97,2 68,7 68,7 68,7 68,7

грузы

Нефтепродукты 616,1 528,3 534,5 600,0 600,0 600,0

Каботажные

перевозки: 3401,3 2 559,5 1 529,0 1 833,0 1 833,0 1 833,0

Каботаж - 170,4 192,5 153,4 153,4 153,4 153,4

прибытие

Контейнеры 3,9 10,1 29,8 29,8 29,8 29,8

груженые

Прочие генеральные 166,5 182,4 123,6 123,6 123,6 123,6

грузы

Каботаж -

отправление 3 230,9 2 367,0 1 375,6 1 679,6 1 679,6 1 679,6

Уголь 37,1 30,9 18,8 18,8 18,8 18,8

Металлы черные 51,0 54,9 99,0 99,0 99,0 99,0

Контейнеры 76,9 32,6 47,2 47,2 47,2 47,2

груженые

Прочие генеральные 703,2 647,1 441,5 864,6 864,6 864,6

грузы

Сырая нефть 2 362,7 1 601,5 769,1 650,0 650,0 650,0

18 «ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 5 (30) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.