Научная статья на тему 'Первый кинофестиваль китайского кино во Владивостоке'

Первый кинофестиваль китайского кино во Владивостоке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
274
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый кинофестиваль китайского кино во Владивостоке»

Научные сообщения

УДК 791.43/.45

Рыкунов Д.Э.

Первый кинофестиваль китайского кино во Владивостоке

The first film festival of the Chinese cinema in Vladivostok

Взаимоотношения между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой в политической, экономической, культурных областях, на протяжении всего периода существования государств складывались не просто. На смену этапу дружбы и сотрудничества в 40-50-х годах ХХ века, пришел этап свертывания всяческих отношений, плавно переросший в 60-е годы в открытую конфронтацию между двумя сверхдержавами, вершиной которого стал пограничный конфликт у острова Даман-ский в марте 1969 года. До сих пор существует довольно много "белых пятен" в вопросах сотрудничества между странами, в том числе в культурной сфере. Здесь мы обратимся к одному из таких эпизодов, касаю-щимуся проката китайских фильмов во Владивостоке в конце 50-х годов XX века.

Китайская диаспора долгое время играла важную роль в социально-экономической жизни города. Так, по переписи 1916 года из 97 509 человек гражданского населения, китайцев насчитывалось 38 187, в 1911 году из 1316 торговых заведений 703 (53%) были китайскими [1]. В городе существовал район компактного проживания "подданных поднебесной" — "миллионка", работали два китайских театра. Поэтому не удивительно, что уже в сентябре 1910 года в Городскую Управу обратился некий господин Коркин с просьбой "...отвести ему на Корейской улице против театра "Тихий Океан" участок земли для обустройства иллюзиона для китайского населения" [2, с. 4]. В силу неизвестных причин, инициатива у властей города поддержки не получила и пришлось ждать долгих 19 лет пока идея нашла свое воплощение.

В конце 20-х годов ХХ века численность китайцев в городе отнюдь не уменьшилась, по переписи 1926 года во Владивостоке их проживало 43,5 тыс. Низкий культурно-образовательный уровень, распространение в их среде таких пагубных явлений как курение опиума, про-

ституция и т. д, заставили власть не только привлекать карательные органы ОГПУ в борьбе с пороками среди китайцев, но и вести культурно-просветительную работу в их среде. В 1927 году во Владивостоке стало вещать, правда, не долго, китайское радио. На следующий год открылся клуб имени 1-го Мая, где читались лекции, тематика которых была довольно разнообразна, начиная с вопросов личной гигиены и заканчивая политической агитацией.

Наконец летом 1929 года Дальневосточное отделение Совкино в приступило к реконструкции здания бывшего театра Тао Миняна с целью обустройства в нем китайского кинотеатра. По планам, помимо демонстрации идеологически выдержанных художественных и научно-просветительских фильмов, в здании кинотеатра должна была расположиться читальня, с правильной, с точки зрения марксизма-ленинизма, литературой. Кинотеатр был рассчитан на 500 мест, обслуживающий персонал был смешанным — киномеханиками были русские, буфетчик, библиотекарь — китайцы, в качестве билетеров привлекались студентки Восточного института, с хорошим знанием китайского языка [3, с. 4].

18 августа 1929 года в торжественной обстановке кинотеатр был открыт. Название у него было довольно мудреное: "Первый Дальневосточный китайский кинотеатр Совкино имени 2-го конгресса Тихоокеанских профсоюзов". После вступительных речей представителей окружкома ВКП (б) тов. Гайлета и Ян Шин Хуна, и китайских делегатов конгресса Тихоокеанских профсоюзов, зрителям был продемонстрирована картина "Чжоу-де-шен" 400 миллионов" — драма из гражданской войны в Китае [3]. Эта китайская картина была первой и единственной в китайском кинотеатре. Репертуар кинотеатра в последствии ничем не отличался от других кинотеатров города. Единственной особенностью было присутствие китайского переводчика, доносящего до соотечественников смысл происходящего на экране. Интересно, что первые показы фильмов сопровождала музыка тапера, но ввиду того, что она заглушала речь переводчика, ее убрали, оставив исполнение национальной музыки оркестром рабочих-любителей перед началом сеансов [4, с. 4]. К слову сказать, проекция картин в китайском кинотеатре, в отличие от других кинотеатров города была практически безукоризненной.

Судьба китайского кинотеатра сложилась печально. В 1935 году, он был перестроен и под названием "Родина" работал до начала 90-х годов. А китайское кино не появлялось на экранах города почти тридцать лет.

В 50-х годах китайское кино переживало не простые времена, на смену застою в кинопроизводстве в начале десятилетия, наступила эпоха расцвета национального кино. 27 февраля 1957 года на 11-м расширенном заседании Верховного Государственного Совещания Мао Цзэдун выступил с речью, в которой наметил, кроме прочих вопросов и основные направления развития научной и художественной деятельности, в частности применительно к курсу — "Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ" [7, с. 33-34].

Киностудии Китая выпускали по несколько сот картин в год, как художественных, так и документальных, в основном пропагандистских. Но, качество многих из них, к сожалению, оставляло желать лучшего. Именно с этого момента китайские фильмы пробивают дорогу на советские экраны.

В ознаменовании 10-летия образования Китайской Народной Республики во Владивостоке в сентябре-октябре 1959 года прошел ряд мероприятий, посвященных этой знаменательной дате. В Приморском краевом краеведческом музее им. В.К. Арсеньева открылась выставка, посвященная трудовым свершениям братского китайского народа.

Рыкунов Д.Э. Первый кинофестиваль китайского кино

123

ВНИМАНИЮ КИНОЗРИТЕЛЕЙ! Ч

В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 10-й годовщины Китайской Народной Я Г еспублики

в кинотеатрах „Уссури", „Вымпел" и „Маяк" с 29 сентября по 4 октября ПРОВОДИТСЯ КИНОФЕСТИВАЛЬ китайских художественных фильмов

Й Во время фестиваля будут демонстрироваться кинофильмы) I «ДОЧЬ ПАРТИИ», «ОПАЛЕННЫЕ ЗНОЕМ», «ЗАПИСКИ % МЕДСЕСТРЫ», «ОБЫКНОВЕННАЯ ПРОФЕССИЯ», «КРЫЛАТЫЕ 8 ЦЩСЕМЕНА», «КРЫЛАТЫЕ ЗАЩИТНИКИ».

^дог^эаэдамдоа&дааяпсага!»гзгая^огагатагтгягаяаетягаитаг^

Рис. 1. Объявление в газете "Красное Знамя" о кинофестивале китайского кино во Владивостоке

В фондах музея (фонд Е.И. Зусмана, в то время начальника краевого управления кинофикации Приморского крайисполкома) отложилась хорошая подборка фотографий, иллюстрирующих ход фестиваля китайского кино. В цирке большим успехом пользовалась программа "Китайские игры", подготовленная молодыми китайскими актерами. Номер краевой партийной газеты "Красное Знамя" за 1 октября 1959 года был полностью посвящен Китаю. Здесь было все: от стенограммы визита в Китай Н.С. Хрущева до стихотворных вирш Мао Цзэдуна. Но апогеем культурной программы стал кинофестиваль китайского кино. Вернее их было запланировано целых два — в несуществующем ныне кинотеатре "Хроника" должна была демонстрироваться подборка научно-популярных и хроникально-документальных фильмов, а в "Уссури", "Вымпеле" и "Маяке" — художественные. Проанансированные документальные картины, в отличие своих художественных собратьев, судя по всему, отличались большим разнообразием затрагиваемых тем: "Жизненный путь Лу Синя" рассказывал о жизни и творчестве великого китайского писателя, историко-революционный фильм "Искра разгоралась" повествовал о зарождении китайской народной армии. Также в программе стояли две видовые картины — "Гора Лушань" (об одном из дивных уголков природы Китая) и "Достопримечательности Пекина", который знакомил зрителей с архитектурными и историческими памятниками китайской столицы. О творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства рассказывал фильм "Художественная вышивка в Сучжоу", а о разведении декоративных видов рыб — "Золотая рыбка". Завершать программу должен был фильм-концерт "Детский вечер" название, которого говорит само за себя. Большинство фильмов были сняты на Шанхайской студии документальных фильмов, за исключением картины "Искра разгорелась" (производство Центральной студии документальных фильмов). Все фильмы, кроме картины о Лу Сине, были цветными [5, с. 4].

Фестиваль научно-популярных и документально-хроникальных фильмов запустили на месяц раньше художественного. Он прошел с 28 августа по 6 сентября 1959 года [4, с. 4]. Картины демонстрировались в утренние и дневные киносеансы — в 11.00 и 16.20, и причудливо соседствовали с фильмами о Демократической Республике Конго и новостями с полей СССР.

Художественные картины, а их в программе было шесть — "Дочь партии", "Красные семена", "Опаленные зноем", "Крылатые защитники", "Записки медсестры", "Обыкновенная профессия" — отличались

Рис. 2. Кинотеатр "Уссури" в дни кинофестиваля китайского кино во Владивостоке. 1959 г.

патриотическим пафосом, рассказывали о "... большом и трудном пути революционной борьбы и побед, который прошла китайская партия коммунистов, объединившая вокруг себя многомиллионные массы народа". Сюжет фильма "Дочь партии" во многом перекликался с сюжетом известного советского фильма Фридриха Эрмлера "Она сражалась за Родину" (1943 г.), когда одинокая женщина вступает в непримиримую борьбу с врагом, только в отличие от советского фильма, героиня китайской картины в финале трагически погибает... Темой освободительной борьбы были проникнуты фильмы: "Красные семена", "Опаленная зноем". Примечательно, что главными действующими лицами большинства фильмов выступали женщины. Исключение составили герои-летчики из фильма "Крылатые защитники" сражавшиеся в небе Кореи с американскими империалистами. Заметим, что тема Корейской войны (1950 — 1953 гг.) и участия в них китайских добровольцев и на сегодняшний день практически не известна российскому зрителю. Два других фильма ("Обыкновенная профессия" и "Записки медсестры") рассказывали о послевоенном поколении китайской молодежи, самоотверженно работающем на благо Великого Китая [6, с. 4].

Фильмы демонстрировались с 28 сентября по 4 октября 1959 года, одновременно в трех кинотеатрах города, но сеансы были составлены таким образом, чтобы зрители могли посмотреть их в любое удобное время. Если в кинотеатре "Уссури" в основном показывали китайские картины в вечерние сеансы - 20.40; 22.10, в кинотеатре "Маяк" в 17.30, то кинотеатр "Вымпел" варьировал сеансы - 14.00; 19.45; 21.00. Стоимость показа была обычной - 50 коп.

К сожалению, резкое ухудшение отношений между КНР и СССР в начале 60-х годов не позволили продолжить обоюдополезный опыт про-

Рк||Л/ЫПП Л ПрПКк|М |/ММГН+|РГТМВЯПк 1/МТЯМГ1/ПГП 1/ММП

Рис. 3. Плакаты кинофестиваля китайского кино во Владивостоке. 1959 г.

ведения подобных кинофестивалей. Прокат китайских фильмов в нашей стране возобновился только в 1986 году, а кинофестиваль китайского кино в нашем городе прошел сравнительно недавно — в 2005 году.

Литература

1. Анча Д.А., Калинин В.И., Позняк Т.З. Владивосток в фотографиях Мэррила Хаскела. 11 августа 1919 — 23 февраля 1920 гг. Хабаровск.: РИОТИП, 2009.

2. Дальний Восток. 1910. 10 сентября.

3. Красное Знамя. 1929. 21 августа (№ 190).

4. Красное Знамя. 1929. 2 октября (№ 227)

5. Красное Знамя. 1959. 27 августа. (№ 202 (12529))

6. Красное Знамя. 1959. 27 сентября. (№ 229 (12556))

7. Мао Цзэ-дун. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа. М.: Правда, 1957. 38 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.