Научная статья на тему 'Первые семьдесят педиатрического факультета игми-игма: близкое прошлое'

Первые семьдесят педиатрического факультета игми-игма: близкое прошлое Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые семьдесят педиатрического факультета игми-игма: близкое прошлое»

Редакционная статья

ПЕРВЫЕ СЕМЬДЕСЯТ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИГМИ-ИГМА:

БЛИЗКОЕ ПРОШЛОЕ

Караваев В.Е., Чемоданов В.В.

ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава

Кафедра детских инфекционных болезней и эпидемиологии педиатрического факультета Кафедра детских болезней лечебного факультета

Нам нет спасения без истории В. Ключевский

История педиатрического факультета Ивановской государственной медицинской академии уходит своими корнями в прошлое столетие, трудные тридцатые годы, когда 3 января 1934 года было принято постановление ВЦИК о подготовке детских врачей в Ивановском медицинском институте. Первые занятия студентов на вновь открытом факультете начались 1 октября 1935 года, поэтому датой его рождения мы считаем 1935 год. Руководителем вновь образованного факультета с 1935 по 1937 год был ассистент кафедры гистологии С.А. Агурейкин, в последующем заслуженный врач Латвийской ССР, доцент кафедры гистологии Рижского мединститута.

Однако становление педиатрического факультета связано с именем Бориса Павловича Аполлонова - талантливого клинициста-педи-атра, на плечи которого легла вся организационная, методическая и педагогическая работа. При его непосредственном участии происходило создание новых кафедр и укрепление материальных баз факультета, закладывались ставшие в последующем традиционными формы обучения студентов непосредственно на больном ребенке. Он явился инициатором и организатором не только первой детской клинической больницы на ул. Ермака, но и ряда других клиник и отделений города. Но недолго сотрудникам молодого факультета довелось заниматься благородным трудом -подготовкой детских врачей (перед войной состоялось три выпуска). Вероломное нападение фашистской Германии прервало мирный труд наших граждан, в том числе преподавателей и студентов ИГМИ. В грозные военные годы работа вуза строилась по принципу «Все для фронта, все для победы!», а вся его деятельность была связана с нуждами военного времени, потому что страна нуждалась в терапевтах и хирургах.

В годы Великой Отечественной войны в действующую армию призываются студенты -старшекурсники и многие преподаватели института.

С 1941 года резко сокращается программа подготовки врачей, увеличивается продолжительность рабочего дня. Обучение проходило в исключительно трудных условиях: часть преподавателей ушла на фронт, часть мобилизовали в госпитали, возникли проблемы с питанием, в институте не хватало топлива. Враг стремительно приближался к столице, поэтому возникла необходимость строительства оборонительных сооружений, поскольку Иваново становится прифронтовым городом. Нелегкий труд студентов и сотрудников вуза пришлось сочетать с дежурствами в госпиталях, на заготовке торфа и дров. С приближением линии фронта увеличился поток раненых, возникла необходимость постоянных дежурств на вокзале в медицинском пункте, куда поезда с ранеными прибывали стихийно. Трудились до изнеможения, в тяжелейших условиях, которые усугублялись нехваткой пищи и холодами. В обязанности дежуривших студентов входили встреча, выгрузка и транспортировка раненых в госпитали. Увеличилось количество воздушных налетов. Многие добровольцами отправляются в отряды народного ополчения, на борьбу с эпи деми ями, в освобождающиеся районы для организации медицинской помощи местному населению.

В годы Великой Отечественной войны отмечается всплеск народного патриотизма. Более 200 выпускников и сотрудников института полегли на фронтах за свободу Родины, а те, кто уцелел в ожесточенной войне, вернулись домой, чтобы восстанавливать разрушенное ею. Горе сменилось надеждой, бессилие — ожесточенным трудом, скорбь - яростью. Но вера в победу вдохновляла. Эта вера помогла выстоять, совершать подвиги, казавшиеся будничным делом.

Несмотря на военное лихолетье, руководство института и факультета думало о перспективе, об улучшении подготовки врачей-пе-диатров. В октябре 1943 года была организована кафедра детских инфекционных болезней, которую возглавил доцент Сергей Дмитриевич Носов, впоследствии член-корреспондент АМН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии.

С 1944/45 учебного года факультет возобновил свою деятельность по подготовке врачей-педиатров. В трудные послевоенные годы шла перестройка на нормальную жизнь. Много внимания и времени требовалось для восстановления деятельности педиатрического факультета, много сил уходило на организацию учебного процесса, методическую работу, вопросы интеграции и профилирования преподавания на разных курсах. С 1 сентября 1946 года факультет перешел на шестилетнее обучение.

С 1947 года деканом факультета избран профессор С.Д.Носов, который оставался на этом посту вплоть до своего отъезда в Москву (до 1958 года). В пятидесятые годы в обязанности декана педиатрического факультета входило составление расписания занятий для всего института и руководство студентами на сельскохозяйственных работах. Несмотря на чрезвычайно сложные условия работы, учебный процесс постоянно совершенствовался. С 1950/1951 учебного года в институте вводится субординатура с целью первичной специализации студентов по педиатрии или детской хирургии. Активизировалась работа студентов путем ведения протоколов опытов, ку-рации больных, выступлений с докладами и сообщениями и др. Изменялась направленность преподавания, переосмысливались содержание и формы изложения учебного материала. На лекциях начали демонстрировать опыты, что позволяло глубже представить теоретические основы и улучшить наглядность преподавания. Сохраняя преемственность и славные традиции, заложенные профессором Б.П. Аполлоновым, трудолюбивый и дружный коллектив педиатрического факультета совершенствовал свою деятельность и прилагал максимум усилий для подготовки квалифицированных специалистов.

С годами факультет рос. В шестидесятые годы прием на первый курс сравнялся с таковым на лечебный факультет и составил 250 человек, развивались профильные кафедры, появлялись новые дисциплины, строились новые корпуса клиник и лабораторий.

В 1961 году из единой кафедры детских болезней были организованы две кафедры: госпитальной педиатрии, расположившейся на базе детской клиники 1 городской клинической больницы, и пропедевтики детских болезней и факультетской терапии (ул. Ермака). Кафедрой пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии руководит профессор Олимпия Максимовна Лаго. Коллектив сосредотачивает свои усилия на изучении патогенеза, методов лечения и профилактики инфекционно-алиментарных анемий. Олимпия Максимовна Лаго долгие годы была председателем предметной методической и проблемной комиссий, председателем

областного отделения Всероссийского общества детских врачей. Ее богатейший клинический опыт и педагогическое мастерство, клинические обходы больных, лекции для студентов запомнились многим поколениям врачей. Знаком признания и результатом достигнутых успехов в области охраны здоровья и развития медицинской науки явилось награждение Олимпии Максимовны орденом Ленина.

Кафедру госпитальной педиатрии возглавила Анна Николаевна Карлова, защитившая в 1965 г. докторскую диссертацию. Научные вопросы, разрабатываемые сотрудниками данной кафедры, были посвящены изучению особенностей течения и лечения пневмонии и ревматизма у детей раннего возраста.

С 1965 по 1982 годы кафедрой детской хирургии руководит прекрасный клиницист доцент Наталья Викторовна Булыгина, продолжатель славных традиций отечественной хирургической школы. Коллектив кафедры проводит большую методическую, плановую и экстренную консультативную работу. Научным направлением кафедры на долгие годы становится хирургическая гастроэнтерология. Кафедра стала базой подготовки научно-педагогических кадров не только для Ивановской области, но и для многих регионов России.

После переезда С.Д.Носова в Москву кафедрой детских инфекций руководила выпускница нашего института, дочь основателя педиатрического факультета Ирина Борисовна Аполлонова, в дальнейшем работавшая на кафедре педиатрии института Дружбы народов им П.Лу-мумбы. А с 1963 по 1967 гг. кафедрой заведовала доцент Римма Викторовна Нечаева, ученица С.Д. Носова, опытный клиницист и педагог. С 1967 года руководителем кафедры, внесшим большой вклад в ее развитие, был избран профессор Виктор Михайлович Сухарев, прошедший дорогами Великой Отечественной войны, кавалер многих орденов и медалей.

В 1964 году факультет получил свой студенческий дом — общежитие № 2 на ул. 2 Авиационная (ныне ул. Велижская), где были созданы хорошие условия для проживания и учебы: имелся читальный зал, красный уголок, столовая, буфет, медпункт, камера хранения, душевые и другие подсобные помещения. Ввод общежития значительно улучшил условия жизни студентов-педиатров.

С 1969 по 1974 гг. кафедрой госпитальной педиатрии заведовала доцент Нонна Алексеевна Лаврищева. В марте 1972 года клинической базой кафедры становятся детские специализированные отделения на 200 коек областной клинической больницы. А с 1974 года кафедру возглавил доцент Евгений Викторович Путинцев. На-

правление научных поисков было ориентировано на изучение бронхолегочной патологии, исследовались аспекты адаптации, прогнозирования, клинического течения острых и хронических заболеваний органов дыхания в зависимости от медико-социальных условий.

В 1972 году курс пропедевтики детских болезней вырастает в самостоятельную кафедру, которую возглавила доцент Эвелина Ивановна Дружинина. Научные интересы сотрудников кафедры направлены на изучение болезней органов пищеварения.

С 1973 по 1988 гг. кафедрой детских болезней руководит заслуженный деятель науки России, профессор Мария Сергеевна Философова. Наряду с учебно-методической и лечебной работой сотрудники активно занимаются научными исследованиями патогенеза, профилактики и лечения повреждений эритроцитарной системы. За 15 лет на кафедре выполнены и защищены 3 докторские и 15 кандидатских диссертаций, выпущено пять моно-тематических сборников научных трудов.

Среди значимых событий семидесятых годов было проведение на педиатрическом факультете конкурсов «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни !», выход стенной газеты «Пульс». В это время в институте работает Совет отличников, проводятся слеты студентов-отличников. За активную работу в студенческих строительных и трудовых отрядах студенты получают государственные награды. За научные работы в области гематологии ряду студентов-кружковцев присуждена областная премия Ленинского комсомола.

Сотрудники вуза многое сделали по оптимизации, научной организации учебного процесса. Достижения факультета семидесятых годов во многом связаны с именем его декана Виктора Николаевича Городкова — талантливого организатора, видного ученого, клинициста и педагога. Он притягивал к себе не только коллег, но и студентов, которые отмечали его доброжелательность, требовательность и принципиальность.

Питомцы педиатрического факультета стали разлетаться далеко за пределы Ивановской области и Центрального региона по многим городам и весям - по всему Советскому Союзу.

В начале 90-х резко сократился прием, получила свое развитие система подготовки врача общей практики, согласно которой сократился выпуск врачей-педиатров до 50 человек. В 1996 году наш вуз постигла страшная беда - сгорел главный учебно-административный корпус, поставивший ИГМА на грань выживания. Но благодаря усилиям администрации, коллектива сотрудников института, получившего в 1994 году статус академии, удалось преодолеть последствия трагического события. В конце 90-х годов набор студентов на факультет увеличился до

130 человек, что позволило стабилизировать кафедральные коллективы.

Бережное хранение накопленных традиций, здравый консерватизм в сочетании с современными тенденциями сегодня являются залогом развития факультета. Мерой эффективности нашей работы является конечный результат - качество подготовки врачей. Главная задача, поставленная основоположниками, решается сегодня их последователями — научить учиться всю жизнь.

Сейчас на педиатрическом факультете учатся... Впрочем, зачем о них рассказывать, вы видите их, оживленно беседующих, сидящих с о ткр ытым и книгами на с кам ей ках в хо л лах, шумными веселыми группами идущих по вестибюлю нам навстречу. В последние годы среди них есть индусы, арабы, камерунцы, нигерийцы и студенты других национальностей. Они живут, учатся, дружат на исконно русской ивановской земле, и хотя они говорят на разных языках, общие интересы и дружба помогают им понимать друг друга.

Так же как и предшественники, современные студенты любят свой студенческий дом. Здесь они встречаются с первой любовью, играют свадьбы, празднуют дни рождения, встречи групп. Много горячих споров и нежных при-

знаний слышат стены этого дома. Они умеют хранить и тайны.... Об изменениях, которые происходят в наши дни, можно говорить много, но, сколько бы нового ни появлялось на факультете и каким бы необыкновенным оно ни было, мы по-прежнему с благодарностью будем вспоминать имена замечательных основоположников и учителей, которые вывели нас в люди.

Удивительно «помолодевшими» и красивыми выглядят кафедры, расположившиеся в главном здании ИГМА и по ул. Пушкина, 20. Здесь разместились кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин — нормальной физиологии, патофизиологии, биологии, фармакологии, патологической анатомии, общественных наук, иностранных языков, общественного здоровья и здравоохранения. Пристройка по ул. Пушкина и отремонтированное сгоревшее здание вдохнули в студентов и профессорско-преподавательский состав новую жизнь. Восстановленные помещения изменились не только внешне, у коллектива появились новые возможности в проведении учебно-воспитательной и научной работ. Значительно улучшились условия для занятий.

В настоящее время педиатрический факультет ИГМА является одним из ведущих факультетов России, успешно осуществляющих не только педагогическую и лечебную, но и научную работу. ИвГМА входит в десятку ведущих

вузов России. Вклад научных разработок ивановских педиатров в дело охраны здоровья детей весом. Вся медицинская общественность знает имена наших ученых-новаторов. Научные разработки наших коллег отвечают запросам практического здравоохранения, ориентированы на жизненные потребности пациентов. Используя богатейший опыт, авторы нашли удачные решения многих сложнейших проблем детской патологии. Педиатрия изучает человеческий организм от рождения и даже от последних месяцев утробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возраста включительно и является по существу медициной растущего организма. Очень правильно выражено это положение в словах профессора М.А. Скворцова: «Педиатрия не есть медицинская специальность в общепринятом понимании этого выражения (как терапия, хирургия, глазные, кожные, нервные болезни, гинекология и т.п.), а — вся медицина, передвинутая в детский возраст». Поэтому в научных трудах кафедральных коллективов отражен опыт работы и новации по многим вопросам педиатрической науки, рассматриваемым под углом зрения анатомо-физиологических особенностей и своеобразных реакций растущего организма, причем в разных стадиях его развития. Большое количество работ выполнено по гематологии, пульмонологии, рахиту, лимфатизму, гастродуоденальной патологии, детским инфекциям, детской хирургии и многим другим проблемам детского здоровья.

На педиатрическом факультете за 70 лет сложилось много славных традиций, которые передаются из поколения в поколение, что делает полновесней нашу жизнь. Прежде всего, это легендарные личности, которые создали славу ивановской педиатрии. Этому способствуют и профессиональный конкурс на звание «Лучший педиатр», который в этом году будет проводиться в тридцатый раз, и Рождественские встречи, и выставки, и физиологический КВН, отметивший свое сорокалетие, и группа «Академгородок», продолжающая славные традиции

СТЭМовцев 50-60-х годов. Это и праздники в студенческом доме, олимпиады, СНК, дискотеки, многие другие добрые дела, способствующие воспитанию будущих педиатров, создающие имидж родному факультету.

Наши питомцы разлетелись по многим городам и весям России, ближнего и дальнего зарубежья. И все же летом, преодолевая дальние расстояния, они собираются в родное гнездо на традиционные встречи выпускников. Как и раньше, встречаются друзья, несмотря на звания, награды, с юностью встречаются мэтры медицины. Времена меняются, а они по-прежнему Саши, Тани, Юли... Традиции продолжаются, потому что сохранился в нас особый микроклимат души - ивановский, педиатрический.

Среди наших выпускников много известных людей: ученых, врачей, организаторов здравоохранения, общественных деятелей. Следует упомянуть практически всех заведующих профильными кафедрами факультета, профессоров, докторов наук, заслуженных деятелей науки и заслуженных врачей республики. В числе первых выпускников педиатров была Н.Н.Гри-горьева, работавшая заместителем Министра здравоохранения РСФСР, председателем ЦК профсоюза медицинских работников СССР. Наш выпускник профессор Н.Н.Ваганов работал заместителем Министра здравоохранения РФ, в настоящее время возглавляет Республиканскую детскую клиническую больницу. Т.В.Яковлева -председатель комитета по здравоохранению Государственной Думы. Среди уважаемых людей и многие тысячи рядовых врачей, верой и правдой служащих делу здоровья детей. Всех их объединяет общность корней, неразрывная связь с малой Родиной. Воспоминания о матери-кормилице сознательно или бессознательно наполняют нас всю жизнь.

Педиатрический факультет сегодня - это все студенты и сотрудники, которые не только с любовью сохраняют и поддерживают то, что создано нашими предшественниками, но продолжают развивать и приумножать добрые дела его.

Поступила 04.03.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.