Научная статья на тему 'Первые общественные организации русинов на территории Соединенных штатов Америки'

Первые общественные организации русинов на территории Соединенных штатов Америки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
587
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
русины / иммиграция / Соединенные Штаты Америки / общество взаимопомощи. / Rusins / immigration / The United States of America / mutual aid society

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глущенко Никита Андреевич

Процесс изучения этнической самоидентификации русинов с конца XX в. переживает период укрепления. Одновременно с изучением истории возникновения этноса, его языковых и культурных особенностей активизируется интерес и кпроцессам миграции русинского населения Карпатской Руси. В статье рассматривается процесс становления первых «обществ взаимопомощи» русинов на территории США – Русского православного кафолического общества взаимопомощи,Общества русских братств в Соединенных Штатах Америки, Русского объединенного общества взаимопомощи в Америке. Особое внимание уделяется целям изадачам, которые ставили перед собой данные общества, их роли в укрепленииправославия, а также сохранении русинской культуры как в Соединенных ШтатахАмерики, так и в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST SOCIAL ORGANIZATIONS OF RUSINS IN THE UNITED STATES OF AMERICA

The process of studying the national identity of Rusins is experiencing a period of strengthening from the end of the XX century. Simultaneously with the study of the history of this ethnic group and its language and culture, the interest to the migration process of Rusin population of Carpathian Ruthenia activated. The article deals with the process of making the first Rusin “mutual aid societies” in the United States of America – Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society, Russian Brotherhood Organization of the United States of America, Russian Consolidated Mutual Aid Society of America. Special attention is paid to the goals and objectives of that societies, their role in the strengthening of Orthodoxy, as well as the preservation of the Rusin culture in the United States and the world.

Текст научной работы на тему «Первые общественные организации русинов на территории Соединенных штатов Америки»

Славянский мир в условиях современных вызовов

97

УДК 94(73)(=1.47)

UDC

DOI: 10.17223/18572685/42/8

ПЕРВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РУСИНОВ НА ТЕРРИТОРИИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ*

Н.А. Глущенко

Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 E-mail: gloosten124@mail.ru SPIN-код: 6598-5614

Авторское резюме

Процесс изучения этнической самоидентификации русинов с конца XX в. переживает период укрепления. Одновременно с изучением истории возникновения этноса, его языковых и культурных особенностей активизируется интерес и к процессам миграции русинского населения Карпатской Руси. В статье рассматривается процесс становления первых «обществ взаимопомощи» русинов на территории США - Русского православного кафолического общества взаимопомощи, Общества русских братств в Соединенных Штатах Америки, Русского объединенного общества взаимопомощи в Америке. Особое внимание уделяется целям и задачам, которые ставили перед собой данные общества, их роли в укреплении православия, а также сохранении русинской культуры как в Соединенных Штатах Америки, так и в мире.

Ключевые слова: русины, иммиграция, Соединенные Штаты Америки, общество взаимопомощи.

* Работа выполнена в рамках государственного задания, проект № 2059: «Изучение историко-культурного наследия России (сибирский аспект)».

98 fPn/'euniMl 2015, № 4 (42)

FIRST SOCIAL ORGANIZATIONS OF RUSINS IN THE UNITED STATES OF AMERICA*

N.A. Glushchenko

Tomsk State University 36 Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russia E-mail: gloosten124@mail.ru

Abstract

The process of studying the national identity of Rusins is experiencing a period of strengthening from the end of the XX century. Simultaneously with the study of the history of this ethnic group and its language and culture, the interest to the migration process of Rusin population of Carpathian Ruthenia activated. The article deals with the process of making the first Rusin “mutual aid societies” in the United States of America -Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society, Russian Brotherhood Organization of the United States of America, Russian Consolidated Mutual Aid Society of America. Special attention is paid to the goals and objectives of that societies, their role in the strengthening of Orthodoxy, as well as the preservation of the Rusin culture in the United States and the world.

Keywords: Rusins, immigration, The United States of America, mutual aid society.

Карпато-русины начали иммигрировать в Северную Америку в начале 1870-х гг. из региона Карпатских гор (Slavs 1918). В начале 1880-х гг. многие русины-мигранты, которые приезжали в США из Австро-Венгрии в поисках работы на угольных шахтах, обосновались в антрацитовом регионе штата Пенсильвания (Миронов 2014).

Первым официальным объединением карпато-русинов на территории Соединенных Штатов Америки стало Русское православное кафолическое общество взаимопомощи (РПКОВ, Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society, ROCMAS), которое было основано 10 апреля 1895 г. в городе Уилкс-Барр, штат Пенсильвания (Dyrud 1992: 59-60). Местные отделения этого общества были образованы также в Минеаполисе, Чикаго, Питсбурге и Осеола Милс. Формально общество было зарегистрировано в 1912 г. согласно законам штата Пенсильвания. Документ, разрешавший создание общества, закреплял за ним функции страхового общества, целью которого провозглашалась помощь его членам, оказавшимся в беде, заболевшим,

* This research is supported by State task, project N 2059: "The study of the historical and cultural heritage of Russia (Siberian aspect)".

Славянский мир в условиях современных вызовов

99

получившим физические увечья или инвалидность. В случае смерти общество страхования выплачивало пособие на членов семьи. Преимущества страхования жизни были особенно полезны для вдов, часто остававшихся без кормильца в больших семьях, поскольку в то время не было другого вида финансовой помощи от промышленных предприятий или из правительственных источников. Таким образом, общество взаимопомощи явилось для многих из них спасением.

Согласно уставу 1913 г. (By-Laws 1913), утвержденному архиепископом Алеутским и Североамериканским Платоном (Holly Synod 1914), Русское православное кафолическое общество взаимопомощи вверялось «молитвенному ходатайству и попечению святителя и чудотворца Николая» (п. 2 Устава), а постоянным почетным председателем был утвержден архиепископ Алеутский и Североамериканский (п. 119 Устава).

Хотя формально Русское православное кафолическое общество взаимопомощи было обществом взаимопомощи (страховым обществом), его задачи и деятельность были значительно шире (Русское православное 2014). Его члены участвовали в строительстве храмов и открытии новых приходов, помогали не только иммигрантам в США, но также русинам в Австро-Венгрии, македонским славянам, в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. - русским воинам в Маньчжурии и военнопленным в японских лагерях, в период гражданской войны в России - войскам А.В. Колчака и А.И. Деникина (Little Russian 1920). Среди множества задач общества одной из наиболее значимых было создание русских православных приходов в Соединенных Штатах Америки (Dyrud 1992: 74). Основным печатным органом общества была газета «Свет» (русин. «СвЪть»), которая на протяжении первых лет существования общества являлась важнейшим информационным печатным органом североамериканской православной миссии (Дымова 2013: 15-16, Да-нилец 2014: 11). Итогом работы Русского православного кафолического общества в течение десятилетия стала помощь в открытии приходов в штатах Пенсильвания, Нью-Йорк, Коннектикут, Оклахома, Нью-Джерси, Миннесота, Иллинойс, Колорадо, Массачусетс, Калифорния, Алабама, Миссури, Висконсин, Индиана, Мичиган, Вашингтон, Род-Айленд, Мэриленд, а также на территории Канады и Европы (The Russian Orthodox 2015).

Русскому православному кафолическому обществу взаимопомощи принадлежит ключевая роль в организации и проведении Первого Всеамериканского собора 5-7 марта 1907 г. в Мейфилде, штат Пенсильвания (Liberovsky 2007). Он проводился параллельно с Седьмым съездом общества и положил начало соборному устроению православной церкви в Америке. Именно на этом соборе было принято новое название Алеутской и Североамериканской епархии

100

JPljfCf1И 2015, № 4 (42)

(до 1900 - Алеутская и Аляскинская): Русская православная грекокафолическая церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Российской церкви (Хайруллина 2004: 3, 20-21). Общество принимало участие в организации и последующих Всеамериканских соборов (Русское православное 2014).

Одним из наиболее крупных обществ русинов (продолжающее существовать и сегодня) стало Общество русских братств в Соединенных Штатах Америки (ОРБ, Russian Brotherhood Organization of the United States of America, RBO). Это некоммерческое общество взаимопомощи и взаимного страхования было основано 1 июля 1900 г. в Маханой-Сити, штат Пенсильвания, группой галицийских и карпато-русинских горняков и рабочих (Dyrud 1992: 60).

Миссией данного общества являлось обеспечение взаимопомощи при возникновении трудностей у иммигрантов из Галиции и Карпат, а также помощь последующим поколениям иммигрантов (Dyrud 1992: 105). ОРБ предоставляло страховые льготы, поддерживало детские дома, содержало собственный стипендиальный фонд. Организация также вносила свой посильный вклад в развитие общеобразовательных и церковно-приходских школ на «старой родине» и в США, помогала гражданским и благотворительным организациям. Кроме этого, ОРБ издавало учебную и художественную литературу, а также способствовало сохранению национальной культуры и наследия.

В феврале 1902 г. Виктор Гладык, один из основателей ОРБ, и несколько русинских активистов, встретившись в Нью-Йорке, решили издавать «настоящую русинскую газету». В конце марта 1902 г. вышел первый выпуск газеты «Правда» (Dyrud 1992: 43-44), владельцем и главным редактором которой стал В. Гладык. Ничего общего с «Правдой», издававшейся в 1908-1912 гг. в Вене под редакцией Л.Д. Троцкого, она не имела. Однако «Правде» Гладыка было очень сложно конкурировать со «Светом» Русского православного кафолического общества взаимопомощи и другими русиноязычными газетами, поэтому газету пришлось продать ОРБ за 400 долларов.

До начала 1930-х гг. «Правда» состояла из 4 полос и выходила дважды в неделю, по вторникам и пятницам, и стоила 3 цента. Так как большинство карпато-русинских иммигрантов не обладали знанием английского языка на достаточном для комфортной жизни уровне, в газете часто использовались английские слова, но написанные в кириллической транскрипции. На первой полосе газеты помещались самые важные новости, касающиеся Карпатской Руси и всего славянского мира. Кроме местных новостей, газета также перепечатывала в переводе международные новости, так как большинство читателей

Славянский мир в условиях современных вызовов

101

не знали английского языка и не имели возможности читать американские газеты. На второй полосе, как правило, публиковались две или три редакторских статьи о православной церкви, социальной и политической жизни Америки или Европы. Третья полоса газеты отводилась для финансовых отчетов и прочих организационных вопросов Общества русских братств в Соединенных Штатах Америки. В годы Второй мировой войны на страницах газеты публиковались детальные сводки с фронта. Газета прекратила свое существование в 1975 г.

Общество русских братств в Соединенных Штатах Америки также занималось с 1909 г. изданием ежегодного иллюстрированного русско-американского альманаха, более известного как «Альманах», «Американо-русский календарь на год» или «Русский календарь на год». Альманах освещал активность общества, а также на его страницах выходили литературные и исторические статьи (Гулевич 2013). Всего же в США в начале XX в. русинами издавалось порядка 40 различных газет и журналов (Миронов 2014).

Основание общества взаимопомощи для иммигрантов стало закономерным, так как в то время в угольной и горнодобывающей промышленности не было предусмотрено компенсаций по потере трудоспособности или кормильца. Заявленными целями ОРБ были: предоставление материальной, моральной и культурной помощи его членам; обеспечение выплат пособий в случае болезни, инвалидности или смерти, а также предоставление займов; поддержание русских культурных традиций, укрепление домашних и социальных связей членов общества (Custer 2008).

Местные отделения ОРБ назывались «братства». После вступления в братство его члены получали детально разработанный «сертификат членства» или «договор», описывавший условия страхования, а также атласную церемониальную ленту и медаль или булавку для лацкана. Каждое братство имело святого-покровителя, и в день, посвященный этому святому, в церкви проводилась особая служба.

С самого своего основания Общество русских братств неизменно способствовало улучшению благосостояния семей тех иммигрантов, которые прибывали из Восточной Европы в Соединенные Штаты Америки в поисках лучшей жизни. Хотя существовали определенные ограничения по возрасту для вступления в общество, все его члены платили одинаковый взнос. В начале 1930-х гг. были введены повышенные страховые выплаты, зависившие от времени пребывания члена в обществе. В годы Великой депрессии 1930-х гг. для того, чтобы не растерять всех своих членов, общество давало беспроцентные ссуды безработным для внесения членских взносов.

102

JPljfCf1И 2015, № 4 (42)

В годы Второй мировой войны ОРБ и его члены пристально следили за политическими событиями на родине. В 1942 г. ОРБ выступило организатором Лиги освобождения Галиции и Карпатской Руси - политической организации Филадельфии, целью которой было «всеми возможными методами способствовать воссоединению всех западнорусских земель с Союзом Советских Социалистических Республик» (Миронов 2014). ОРБ также участвовало в создании Лем-ковского комитета взаимопомощи, который занимался социальным обеспечением иммигрировавших русинов-лемков (Миронов 2014).

ОРБ принимало участие в местных общественных кампаниях по сбору помощи для американского Красного Креста, а также в сборе средств для других прорусских организаций. Во время Второй мировой войны ОРБ предоставляло своим членам полный пакет страховых услуг. Пятьдесят два члена ОРБ погибли на службе во время войны, а общество в полном объеме выплатило пособия членам семьи. Обществом помощи России в войне также был снят документальный фильм «Наш Русский фронт», вышедший на экраны 11 февраля 1942 г.

После Второй мировой войны финансовое положение общества оставалось хорошим. В 1954-1955 гг. был взят курс на расширение сферы помощи на немедицинские услуги. В настоящее время общество предлагает своим членам полную линейку современных полисов страхования жизни. Кроме того, в членские взносы включается страхование жизни новорожденного ребенка. Пособия для детей, больных раком, предоставляет семье безвозмездное пособие в 500 долларов на ребенка (до 18 лет), у которого обнаружено онкологическое заболевание. Программа дома престарелых включает в себя содержание члена общества в доме для престарелых при необходимости на постоянной основе. ОРБ также предлагает для своих членов ряд других услуг: стипендии, потребительские кредиты и ипотечное кредитование (Миронов 2014).

Общество всегда было заинтересовано в сохранении русской культуры и наследия. Многие отделения общества тесно связаны с местными приходами. ОРБ активно поддерживает православные церкви как в Соединенных Штатах Америки, так и за рубежом, а также выделяет гранты приходским школам. Общество внесло свой вклад в развитие школьного и приходского образования в Галиции. ОРБ также поддерживает русское искусство, музыку, театральные постановки и балет. Местные отделения во многих городах США организовывают хоровые группы, балалаечные музыкальные ансамбли и коллективы народного танца с целью пропаганды и сохранения народного музыкального творчества.

Славянский мир в условиях современных вызовов

103

Другим русинским обществом, которое впоследствии вошло в состав ОРБ, стало Русское объединенное общество взаимопомощи в Америке (РООВА, Russian Consolidated Mutual Aid Society of America, RCMASA), основанное в 1926 г. РООВА было создано, чтобы действовать в интересах своих членов в качестве финансовой и социальной организации. Общество состояло из местных филиалов, открытых преимущественно в Нью-Йорке и Филадельфии. Оно предлагало страховые полисы, финансовую поддержку для инвалидов, дешевые ипотечные кредиты, приюты для бездомных и престарелых. Оно также организовывало много общественных и спортивных мероприятий в течение года. С 1936 г. РООВА выпускало ежемесячный (за исключением номеров, выходящих раз в два месяца - февраль-март и октябрь-ноябрь) журнал «Русский вестник». После слияния с ОРБ в 1965 г. выпуск «Русского вестника» был прекращен.

В годы Второй мировой войны Русское объединенное общество взаимопомощи основало и поддерживало работу Русско-американского центрального комитета для помощи русским. Через данный комитет за годы войны было собрано медицинской помощи на сумму более 5 тыс. долларов.

В 1934 г. с целью сблизить отделения Нью-Йорка и Филадельфии Русское объединенное общество взаимопомощи в Америке основало компанию «РОВА Фармс» на 1 400 акрах земли в Кэшвилле, штат Нью-Джерси. «РОВА Фармс» - коммерческая, культурная и полублаготворительная организация, которая основала и управляла базами отдыха, детскими лагерями, библиотекой, парком, домом престарелых, а также обрабатывала землю, выращивала овощи, разводила домашний скот на своей земле. На «РОВА Фармс» в Русском мемориальном парке была построена библиотека, посвященная истории и архивам русской иммиграции в Америку. В этом же месте был возведен памятник русскому национальному гению и создателю русского литературного языка А.С. Пушкину. Также был построен монумент в память о погибших на полях сражений Второй мировой войны. После Второй мировой войны на землях «РОВА Фармс» был возведен приход Святой Марии. В 1956 г. был построен русский православный храм Святого Владимира в память о князе Владимире Святославиче, при котором состоялось крещение Руси в 988 г. (согласно «Повести временных лет»).

Общество русских братств в Соединенных Штатах Америки, Русское православное кафолическое общество взаимопомощи и Русское объединенное общество взаимопомощи в Америке сыграли значительную роль в сохранении и приумножении культурного наследия русинов в иммиграции, а также в поддержании связей «американских» карпато-

104

JPljfCf1И 2015, № 4 (42)

русинов с «европейскими». Действующие уже более 100 лет Общество русских братств и Русское православное кафолическое общество взаимопомощи имели немаловажное значение в улучшении жизни славянских мигрантов, прибывавших в Соединенные Штаты Америки из Европы, а также укреплении православия на всем североамериканском континенте.

ЛИТЕРАТУРА

By-Laws 1913 - By-Laws of Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society in U.S.A. 1913. URL: http://rolandanderson.se/rocmabylaws.php (дата обращения: 11.09.2015).

Custer 2008 - CusterR.D. Carpatho-Rusyns in Nothern Pennsylvania. Munhall: Carpatho-Rusyn Society, 2008. 2 p.

Dyrud 1992 - Dyrud Keith P. The quest for the Rusyn soul: the politics of religion and culture in Eastern Europe and in America, 1890-World War I. Philadelphia: Balch Institute Press, 1992. 157 p.

Holly Synod 1914 - Holly Synod calls Archbishop Platon // The New York Times. 1914. 31 May.

Liberovsky 2007 - Liberovsky A. The 1907 Mayfield Church Council. URL: http://oca.org/PDF/NEWS/2007/2007-1028-mayfield/mayfield_sobor_an-niv_10282007.pdf (дата обращения: 10.09.2015).

Little Russian 1920 - Little Russian movement // The New York Times. 1920. 4 January.

Slavs 1918 - Slavs as our Allies [map] // The New York Times. 1918. 16 June.

The Russian Orthodox 2015 - The Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society and its role in the growth of The Orthodox Church in America. URL: http://web.archive.org/web/ 20070812200226/www. rocmas.org/role.html (дата обращения: 24.09.2015).

Гулевич 2013 - Гулевич В. Русская Правда Америки. URL: http://www.se-godnia.ru/ content/125730 (дата обращения: 10.09.2015).

Данилец 2014 - Данилец Ю.В. К истории православия в Угорской Руси накануне Первой мировой войны (по материалам американской газеты «СвЪть») // Русин. 2014. № 3 (37). С. 9-21.

Дымова 2013 - Дымова М.Г Издательская деятельность Русской православной миссии в США и Канаде: история и современность (1896-2006 гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2013. 25 с.

Миронов 2014 - Миронов Г Русинская Американская Русь. URL: http:// rusk.ru/st.php?idar=68584 (дата обращения: 11.09.2015).

Русское православное 2014 - Русское православное кафолическое общество взаимопомощи. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русское_

Славянский мир в условиях современных вызовов

105

православное_кафолическое_обще-ство_взаимопомощи (дата обращения: 10.09.2015).

Хайруллина 2004 - Хайруллина П.А. Русская Православная Церковь в США: поиск путей модернизации и деятельность святителя Тихона (Белла-вина) (последняя треть XIX - начало XX в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2004. 32 с.

REFERENCES

Russian Orthodox Mutual Aids Society. (2013) By-Laws of Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society in U.S.A. [Online] Available from: http://rolandan-derson.se/rocmabylaws.php. (Accessed: 11th September 2015).

Custer, R.D. (2008) Carpatho-Rusyns in Nothern Pennsylvania. Munhall: Carpatho-Rusyn Society.

Dyrud, K.P. (1992) The quest for the Rusyn soul: the politics of religion and culture in Eastern Europe and in America, 1890-World War I. Philadelphia: Balch Institute Press.

The New York Times. (1914) Holly Synod calls Archbishop Platon. May 31st.

Liberovsky, A. (1907) The 1907 Mayfield Church Council [Online]. Available from: http://oca.org/PDF/NEWS/2007/2007-1028-mayfield/mayfield_sobor_an-niv_10282007.pdf. (Accessed: 10th September 2015).

The New York Times. (1920) Little Russian movement. January 4th.

The New York Times. (1918) Slavs as our Allies [map]. June 16th.

Russian Orthodox Mutual Aids Society. (2015) The Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society and its role in the growth of The Orthodox Church in America. [Online] Available from: http://web.archive.org/web/20070812200226/www. rocmas.org/role.html. (Accessed: 24th September 2015).

Gulevich, V. (2015) Russkaya Pravda Ameriki [Russian Truth of America]. [Online] Available from: http://www.segodnia.ru/content/125730. (Accessed: 10th September 2015).

Danilets, Yu.V. (2014) To the history of Orthodoxy in Ugrian Russia on the eve of World War I (on the basis of the American newspaper “Svet”). Rusin. 3(37). pp. 9-21.

Dymova, M.G. (2013) Izdatel’skaya deyatel’nost’ Russkoy pravoslavnoy missii v SShA i Kanade: istoriya i sovremennost’(1896-2006 gg.) [Publishing activity of Russian Orthodox mission in the United States and Canada: past and present (1896-2006)]. Abstract of thesis. St. Petersburg.

Mironov, G. (n.d.) Rusinskaya Amerikanskaya Rus’ [Rusin American Rus]. [Online] Available from: http://rusk.ru/st.php?idar=68584. (Accessed: 11th September 2015).

Wikipedia.org. (n.d.) Russkoe pravoslavnoe kafolicheskoe obshchestvo vzaimopomoshchi - Vikipediya [Russian Orthodox Catholic Mutual Aid So-

106

JPljfCf1И 2015, № 4 (42)

ciety - Wikipedia]. [Online] Available from: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Русское_православное_кафолическое_общество_взаимопомощи. (Accessed: 10th September 2015).

Khayrullina, PA. (2004) Russkaya Pravoslavnaya Tserkov’ v SShA: poisk putey modernizatsii i deyatel’nost’svyatitelya Tikhona (Bellavina) (poslednyaya tret’XIX - nachalo XX vv.) [Russian Orthodox Church in the United States: The ways of modernization and activity of St. Tikhon (Bellavin) (the late 19th - early 20th centuries)]. Abstract of Thesis. Chelyabinsk.

Глущенко Никита Андреевич - кандидат исторических наук, инженер-исследователь Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (Россия).

Glushchenko Nikita - Tomsk State University (Russia).

E-mail: gloosten124@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.