Научная статья на тему 'Первые монументы в Перми'

Первые монументы в Перми Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЛЕТКУЛЬТ / Н.М. ГУЩИН / М. ГОЛУБЕВ / А. ВЕРЕЩАГИН / А.Л. ШИЛОВСКИЙ / N.M. GUSCHIN / M. GOLUBEV / A. VERESCHAGIN / A.L. SHILOVSKIY / PROLETKULT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Феденев А. А.

Статья содержит информацию о первых памятниках в городе Перми, появившихся во втором десятилетии 20 века. Впервые публикуются фотографии некоторых памятников и обстоятельства их возведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST SOVIET MONUMENTS IN PERM

The paper discusses the first monuments of the second decade of the 20 th century in Perm. Information on the construction of certain monuments and previously unpublished photographs of them are included

Текст научной работы на тему «Первые монументы в Перми»

Феденев А.А.

(ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов

культурного наследия)", Пермь)

ПЕРВЫЕ МОНУМЕНТЫ В ПЕРМИ

Ключевые слова: Пролеткульт, Н.М. Гущин, М. Голубев, А. Верещагин, А.Л. Шиловский

Статья содержит информацию о первых памятниках в городе Перми, появившихся во втором десятилетии 20 века. Впервые публикуются фотографии некоторых памятников и обстоятельства их возведения.

Fedenev A.A. (Perm)

FIRST SOVIET MONUMENTS IN PERM

Key words: Proletkult, N.M. Guschin, M. Golubev, A. Vereschagin, A.L. Shilovskiy

The paper discusses the first monuments of the second decade of the 20th century in Perm. Information on the construction of certain monuments and previously unpublished photographs of them are included.

Первые монументы Перми 1918-1920-х гг. - уникальное явление,

запечатлевшее в себе академизм и авангардизм в искусстве, большевистские взгляды на место идеологии в жизни людей и насильственное переосмысление ценностей. Долгое время в русской градостроительной традиции, ведущей корни от православной, монументы были чуждым элементом, и, как правило, рассматривались в широком диапазоне негативных коннотаций от "еретичества" до "латинянства". Со сменой власти приходила и новая эстетика. Произведения авангардизма, кубизма, футуризма, наиболее соответствовали духу резких общественных перемен. Поэтому неудивительно, что именно советские памятники стали первыми произведениями монументального искусства в Перми.

Безусловно, начало строительства всех монументов большевистской власти было положено ленинским "планом монументальной пропаганды (Ленин и искусство, 1977, с. 269-270)". Это был эффектный и недорогой механизм наглядной агитации.

Первым монументом в Перми был памятник участникам гражданской войны Хохрякову, Большакову и Светлакову (никто из них не был связан с пермским регионом ни чем иным, кроме места гибели), спроектированный выпускником пермского Алексеевского училища, а также Московской школы живописи, ваяния и зодчества - Николаем Михайловичем Гущиным, выигравшим конкурс проектов. Монумент, который был призван заменить временную конструкцию, представлял собой триумфальную арку с барельефом (ГАНИ. Ф.8043. Оп.1. Д.89Б.Л.1.), на котором были шестеро красноармейцев с раненым товарищем на руках (рис. 1). Лепкой барельефа, очевидно, занимался скульптор Кузнецов (Бурдина, 1968, с.157). По некоторым данным, с задней стороны монумента был прикреплен портрет Н.М. Гущина (Белов, 2010). На фотографии с открытия памятника перед аркой стоит конструкция, напоминающая лодку с плывущими в небытие боярами и офицером в парадной форме. Арка простояла до прихода в декабре 1918 г. армии А. Колчака. Новая власть разрушила монумент, и объявила в розыск Н.М. Гущина, которому пришлось бежать из города. Также к первому юбилею Октябрьской революции были установлены декоративные арки у вокзала Пермь II

и бюст Карлу Марксу в Кунгуре (рис.2), спроектированный архитектором, выпускником Петербуржской академии художеств, Андреем Леонидовичем Шиловским (ГАПК. Ф: Р-3, Оп. 6, Д. 610. Л.94; Рафиенко, 2002, с.109).

Параллельно растет авангардистская мысль. В этот период дискурс многих художников смещается в сторону отождествления с революцией всего прогрессивного и нового, а всего отсталого с имперской Россией. Теперь уже революция - это не просто приход к власти новой политической силы, а новый мировой порядок и образ мыслей. В Перми данный процесс был связан с активностью художественных кружков, которые возглавлялись и идейно вдохновлялись видными представителями новых направлений в искусстве и педагогике: Н.М. Гущин, И.И. Туранский, П.И. Субботин-Пермяк. Так, недолгое время в 1918 году существовал Союз свободных художников (далее ССХ), и существующее при нем художественное училище (Семянников, 1987),

взрастившее новое поколение художников, среди которых были будущие скульпторы Л.А. Старков (впоследствии основатель первой изостудии в г. Березники) и А. Верещагин (АГП. Ф.1053. ОП. 2 Д.278. Л.1.).

В 1920 г. П.И. Субботиным-Пермяком по заданию Наркомпросса создаются Высшие художественно-промышленные мастерские в Перми. А плакатный кубизм П.И. Субботина-Пермяка берется учениками за основу при декоративном оформлении праздников новой власти.

Подготовка к 3-й годовщине октябрьской революции должна была стать фееричным моментом в жизни города. Летом 1920 года при художественной секции Губкома под руководством председателя секции И. Григорьева, был организован конкурс на лучшие эскизы для монументов, памятников, арок и плакатов, о котором объявили в Газете "Звезда" (Газета "Звезда", 11.06.1920. с. 4). Участие в конкурсе принял даже известный пермский фотограф М.И. Кузнецов (АГП. Ф.1053 ОП.1 Д.48 Л.1 об.). Впрочем, победу одержали только четверо: Л.А.Старков, В.Е. Гомзиков, А. Верещагин, М. Голубев (Газета "Звезда",

11.09.1920. с.4). Последние двое - наиболее загадочные личности, о которых неизвестно доподлинно, какой именно они создали монумент. Зато сохранились фотографии их памятников: яркий представитель кубизма - памятник

"Освобожденный труд" рядом с гостиным двором и памятник в стиле символизма "Воин, стоящий на страже" в сквере Разгуляя (треугольный постамент сохранился до сих пор).

Изначально планировалось щедрое вознаграждение для победителей конкурса: "за эскизы для монументов назначено три премии - в 18, 15 и 12 тысяч рублей; за эскизы памятников - 18, 15 и 12 тысяч рублей и за эскизы для плакатов и арок - 5, 3 и 2 тысячи рублей" (Газета "Звезда", 11.06.1920, с. 4). Однако реальные выплаты осуществлялись в натуральной форме: В.Е. Гомзикову и Плюснину (которого, видимо, тоже выбрали победителем конкурса, но постфактум, вероятно, имеется в виду рабочий Мотовилихинского завода Василий Плюснин, которого уволили с завода в 1905 году за забастовку (Революционеры Прикамья, 1966, с. 734) вручили премию в виде пары сапог (ГАНИ. Ф.25. Оп.1.Д.75. Л.19), а Л.А. Старкову - пуд крупчатки (ГАНИ. Ф.25. ОП.1. Д.75. Л.10). Более того, письмом ВЦИКа было рекомендовано отменить само празднование 3-й годовщины революции из-за голода и гражданской войны. В результате исполнения части рекомендаций циркуляра, И. Григорьев сообщает, что "весь подготовленный материал на плакаты был перешит на рубашки и послан подарком на фронт красным бойцам" (ГАНИ Ф.25. Оп.1. Д.74 Л.37).

Впрочем, создание памятников было необременительным делом для власти большевиков, и осуществлялось за счет привлечения труда рабочих при помощи специализированных субботников с мест работы авторов эскизов (Газета "Звезда", 12.10. 1920. с. 4.). В.Е. Гомзиков, тогда - чертежник строительного цеха, вспоминает, что "строили его рабочие строительного цеха в нерабочее время... оплачивал строительный цех, материалы отпускал [Мотовилихинский] завод" (ГАНИ. Ф.25. Оп.1.Д.75. Л.19), лишь незначительная организационно-финансовая помощь поступала из райкома (ГАНИ. Ф.25. ОП.1. Д.75. Л.11). Л.А. Старков, тогда - слесарь главных железнодорожных мастерских, получал рабочую силу с тех же главных железнодорожных мастерских (ГАНИ. Ф.25. ОП.1. Д.75. Л.10).

Наиболее тяжелым обстоятельством, которое сказалось на качестве строительных работ, было запоздалое объявление конкурса (Газета "Звезда",

11.06.1920. с. 4) и жесткие сроки сдачи объектов: открытие было назначено на 7 ноября, тогда как 11 сентября успели только определить победителей конкурса (Газета "Звезда", 11.09.1920, с. 4). Так, в результате двухмесячной гонки, одному монументу, который планировали построить по проекту Плюснина "около часовни Николая Чудотворца, там, где были общественные весы, а сейчас трамвайное кольцо", успели организовать только официальную церемонию закладки памятника: "вырыть котлован под фундамент и бросить серебряный рубль" (ГАНИ. Ф.25. Оп.1.Д.75. Л.19). При цейтноте присутствие на стройке являлось скорее принудительным, чем добровольным: уход для покоса травы для коровы обернулся В.Е. Гомзикову арестом (ГАНИ. Ф.25. Оп.1.Д.75. Л.20).

Тяжелые погодные условия, которые являлись следствием просчета И. Григорьева со сроками, привели в дальнейшем к ломкости памятников. В частности, Л.А. Старков вспоминает об обстоятельствах строительства: «Стало совсем холодно, часто шел снег, все это очень сильно мешало работе. Пришлось сделать из фанеры шалаш, ведь памятник был немаленький - восемь метров высотой» (Шатров, 1971, с. 105).

Ко всем тяготам, сопровождавшим строительство, вскоре добавилась еще одна: непрофессионализм исполнителей. У монумента на Вышке не сделали подсыпку для фундамента, и он треснул (ГАНИ. Ф.25. Оп.1.Д.75. Л.19). Да и сами авторы монументов (кроме В.Е. Гомзикова) были новичками в проектировании: для них это стало первым и единственным опытом.

Закономерным следствием всех вышеприведенных обстоятельств было то, что первоначальная идея, запечатленная в эскизе, терялась, и творческий акт происходил непосредственно во время создания монументов. Так, постамент монумента В.Е. Гомзикова "предполагалось соорудить на вершине земного шара, которую [планировали] выложить из цветного бетона с картой северного полушария. На углах памятника - бетонные гробы" (ГАНИ. Ф.25. Оп.1.Д.75.Л.20). Но эти элементы проекта либо не были реализованы, либо были вскоре демонтированы. Л.А.Старков замечает, что все фазы строительства происходили практически одновременно: "Каменщики укладывали фундамент, я указывал, где и как нужно поставить каркасы. Никаких предварительных форм создать не удалось. Все делалось спешно, тут же на месте" (Шатров, 1971, с. 105).

Последним и главным результатом вышеприведенных просчетов была слабость конструкции монументов. Через пару лет из-за угрозы разрушения были снесены памятники "За власть Советов" Л.А. Старкова и монумент "Воин на страже" в Разгуляе. Вскоре и "Освобожденный труд" постигла та же участь. До наших дней сохранился только первенец отечественного индустриализма-монумент павшим борцам на Вышке.

Следует перечислить на примере первых монументов г. Перми ряд характерных черт монументов большевистской власти, которые были отличны от дореволюционной русской монументальной традиции и сохраняются в практике в почти неизменном виде до сегодняшнего дня.

Во-первых, новой особенностью монументального строительства большевистской власти было понимание города как кладбища, на карте которого увековечивались погибшие в годы (гражданской) войны, что является пропагандистским и идеологическим приемом. Такими были монумент Н.М. Гущина, возведенный на могиле Хохрякова, Светлакова, Большакова, которые были перезахоронены после нашествия Колчака на Егошихинском кладбище, и монумент на Вышке с урной с прахом революционеров. Позднее, в 1960-е множество монументов в честь гражданской войны строилось заведомо ложно как братские могилы, хотя на самом деле являлись кенотафами.

Во-вторых, характерно и то, что возведение новых памятников носило характер подмены культовых ценностей: места, где в 1914 году планировался к возведению памятник Александру 2 (План гостиного двора..., 1914) заменили памятники "Освобожденный труд" и "За власть Советов" Л.А. Старкова. Установка парового молота на Вышке велась рядом с действующей Преображенской часовней (Харитонова, 2000, с. 102), которую позже снесли, а сам "план монументальной пропаганды" предполагал демонтаж дореволюционных скульптур, но так как в Перми их не было, эта часть плана была не применима.

По своему характеру монументы 1918 года были выполнены в академической манере, что обуславливается тем, что авторы получили образование в ведущих консервативных художественных институциях страны того времени. Новые художественные веяния: кубизм, абстракционизм,

проникали в академическую художественную среду очень медленно, а в результате политического давления в начале 30-х гг. ХХ в. были вовсе искоренены из публичного пространства городов соцреализмом. Именно благодаря отсутствию в Перми авторитетной художественной организации и наличия кружков молодых художников-авангардистов, памятники 1920 года были уникальными артефактами модных художественных течений, жесткого цейтнота и непрофессионализма исполнителей, что выгодно их отличает от надежных, но типовых и безликих проектов поздней советской скульптуры.

Литература и источники:

АГП. Ф.1053 ОП.1 Д.48. М.И. Кузнецов. Эскиз памятника Борцам революции АГП. Ф.1053. ОП. 2 Д.278. Л.1. Вечерняя изостудия ССХ. - 1917.

Белов, 2010 - Белов Б. Позапрошлое, прошлое, настоящее: Художник

Н.М. Гущин. Подготовка текста, предисловие, комментарии Л.В. Пашковой //«Волга» -2010. - №3-4. - Саратов.

Бурдина, 1968 - Бурдина А.Г. Памятники Борцам//Календарь-справочник

Пермской области на 1969 год. - Пермь, 1968.

Газета "Звезда" - № 100. - 12 Октября 1920 Газета "Звезда" - № 22. - 11 июля 1920 г.

Газета "Звезда" - 11 сентября 1920 г.

ГАНИ Ф.25. Оп.1. Д.74. Подготовительный материал для статьи «Памятник на Вышке» (перепечатки документов и др.)

ГАНИ. Ф.25. ОП.1. Д.75. Л.10. Рукопись статьи Б. Назаровского "Памятник на Вышке".

ГАПК. Ф: Р-3, Оп. 6, Д. 610. Из протокола заседания членов Исполнительного Комитета Кунгурского Совета рабочих и крестьянских депутатов от 6 сентября 1918 г.

Ленин и искусство, 1977 - В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. сост. Шлеев В.В. Изд. "Изобразительное искусство" - М., 1977. - С. 552.

Памятники, 1971 - Памятники истории и культуры пермской области. Сост. Л.А. Шатров. - Пермь. 1971. - 234 с.

План части города Перми - гостинного двора, театральной площади, сада и проект места для постановки памятника иператору Александру II. Составлен в 1914 г. Рафиенко, 2002 - Рафиенко Л.С. Художник-архитектор А.Л. Шиловский в Кунгуре // Ярмарки на Урале. История и современность: Тезисы докл. и сообщ. III регион. науч.-практ. конф. «Грибушинские чтения» (г. Кунгур. 28-29 марта 2002 г.). - Кунгур, 2002. - С. 107-110.

Революционеры Прикамья. - Пермь: кн. из-во, 1966

Семянников, 1987 - Семянников В. Пришли иные времена // "Вечерняя Пермь" -№ 67 (5518) - 21 марта 1987.

Харитонова, 200 - Харитонова Е.Д. Храмы Мотовилихи начала XX века / Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. (275-летию Перми). Исследования и материалы. - Пермь. Изд-во: "Пермск. гос. худ. гал.", 2000. - С. 369.

Сокращения:

ГАНИ - Государственный архив новейшей истории г. Перми

АГП - Архив города Перми

ГАПК - Государственный архив Пермского края

Рис.1. Открытие памятника Хохрякову, Большакову, Светлакову. Архитектор Н.М. Гущин. 1918г. ГАНИ. Ф.8043. Оп.1. Д.89Б.

Рис. 2. Открытие памятника К.Марксу в Кунгуре. Архитектор А. Шиловский. 1918 г. ГАНИ. Ф.8043. Оп.1. Д. Б-155.

Рис. 3. "За власть Советов". архитектор Л.А. Старков. Архив Города Перми. Фонд

1053. Опись 2. Дело 181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.