Научная статья на тему 'Первичная профилактика наркомании у школьников, отнесенных к специальным медицинским группам'

Первичная профилактика наркомании у школьников, отнесенных к специальным медицинским группам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
236
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ШКОЛЬНИКИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / DRUG ADDICTION PROPHYLACTIC / PUPILS / SPECIAL MEDICAL UNITS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аксенова Ольга Эдуардовна, Моисеева Инна Викторовна

В работе показана возможность использования средств физической культуры в программе первичной профилактики наркомании в общеобразовательной школе. Разработанная программа направлена на изменения в структуре ценностных ориентаций и отношения школьников к психоактивным веществам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аксенова Ольга Эдуардовна, Моисеева Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF PRIMARY DRUG ADDICTION PROPHYLACTIC WITH PUPILS, WHO BELONG TO THE SPECIAL MEDICAL UNITS

Our work shows the possibility of using different means of physical training in program of primary drug addiction prophylactic in school. Elaborated program directed to change the pupil's attitude to drugs and to form the priorities in physical health, to rise up the level of physical abilities, self actualization and self expression in the field of sports.

Текст научной работы на тему «Первичная профилактика наркомании у школьников, отнесенных к специальным медицинским группам»

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ,

ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНЫМ МЕДИЦИНСКИМ ГРУППАМ

Ольга Эдуардовна Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент,

Инна Викторовна Моисеева, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П. Ф.

Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта)

Аннотация

В работе показана возможность использования средств физической культуры в программе первичной профилактики наркомании в общеобразовательной школе. Разработанная программа направлена на изменения в структуре ценностных ориентаций и отношения школьников к психоактивным веществам.

Ключевые слова: профилактика наркомании, физическая культура, школьники, специальные медицинские группы.

THE PROGRAM OF PRIMARY DRUG ADDICTION PROPHYLACTIC WITH PUPILS, WHO BELONG TO THE SPECIAL MEDICAL UNITS

Olga Eduardovna Akseonova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Inna Victorovna Moiseeva, candidate of pedagogical sciences,

The St.-Petersburg state university ofphysical training of a name ofP.F.Lesgaft

Abstract

Our work shows the possibility of using different means of physical training in program of primary drug addiction prophylactic in school. Elaborated program directed to change the pupil’s attitude to drugs and to form the priorities in physical health, to rise up the level of physical abilities, self actualization and self expression in the field of sports.

Keywords: drug addiction prophylactic, pupils, special medical units.

В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска алкоголизма и наркомании у подростков, коррекции их поведения, эмоциональных нарушений.

Стратегия первичной физкультурно-спортивной профилактической деятельности должна предусматривать проведение активных профилактических мероприятий, направленных на:

- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей, подростков и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;

- формирование личной позиции и активности в достижении спортивных результатов, успешного и ответственного поведения в борьбе за спортивные показатели: как личные, так и командные;

- внедрение в спортивно-педагогической среде инновационных спортивных технологий, обеспечивающих освоение ценностей физической культуры и спортивного стиля жизни;

- развитие эффективных форм и способов организации и проведения позитивно-ориентированной физкультурно-спортнвной деятельности. [1].

Для подростков, которые занимаются в специальных медицинских группах, в профилактике наркомании средствами физической культуры должны использоваться средства адаптивной физической культуры. В этом случае будет учтено состояние их здоровья, и дети, имеющие противопоказания, смогут наравне со здоровыми детьми принять участие в профилактических мероприятиях.

Недостаточная изученность вопросов профилактики наркомании в школе и использования средств физической и адаптивной физической культуры в программах профилактики наркомании и определяет высокую актуальность исследований в этом направлении.

Предварительное анкетирование школьников показало, что 23,3% учащихся, посещая занятия физической культурой, хотели бы добиться улучшения своих спортивных показателей; 20,5% к таким занятиям относятся как к полезному и нужному делу (для улучшения здоровья, самочувствия, работоспособности и т. д.); 30,8% занимаются скорее по необходимости, для получения оценки, по настоянию врача или родителей, 25,5% затруднились ответить на вопрос, для чего они занимаются физической культурой.

Среди опрошенных детей среднего школьного возраста 50% положительно относятся к курению и иногда курят; 30% курят каждый день; до 90% школьников иногда употребляют спиртные напитки; 52% подростков никогда не употребляли наркотики; 43,5% все же пробовали и 4,5% - признались, что иногда принимают наркотики. Такие результаты констатируют терпимое отношение части молодежи к употреблению психоактивных веществ.

Проведенный корреляционный анализ показал:

1. Существует корреляционная связь между отношением к двигательной активности и к психоактивным веществам. Школьники, которые занимаются двигательной активностью на уроках физической культуры и в секциях, считают наркотики неизлечимой болезнью (стойкая положительная корреляционная связь г=0,840, р<0,01) и говорят, что их нельзя принимать ни в каких случаях (г=-0,726, р<0,01).

2. Выявлена высокая положительная взаимосвязь между посещением различных форм занятий физической культурой и целью посещения этих занятий (г=0,877, р<0,01). То есть подростки, которые занимаются физической культурой на уроках в школе и посещают спортивные секции, делают это для улучшения самочувствия, спортивных показателей, для того, чтобы сделать свой образ жизни здоровым. Школьники, не проявившие желание заниматься двигательной активностью, ответили, что занимаются на уроках физической культурой в школе с целью получения оценки.

Школьники, не занимающиеся в спортивных секциях, допускают, что в некоторых случаях, таких как полоса невезения в жизни, желание получить удовольствие или создание дружеской атмосферы в компании, наркотики принимать всё-таки можно.

Анализ медицинских карт школьников показал, что нарушения здоровья, связанные с различными хроническими заболеваниями, имеют от 11% до 60% школьников контрольных и экспериментальных классов, которые вынуждены заниматься по программе общеобразовательной школы без включения средств адаптивной физической культуры. Данный контингент подростков попадает в группу риска вероятности приобщения к употреблению психоактивных веществ. Такая ситуация требует вовлечение детей с отклонениями в состоянии здоровья в занятия физической культурой с использованием технологий адаптивной физической культуры.

Нами разработана программа первичной профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников показали, что эффективная профилактика наркомании возможна, если она строится как системное воздействие, способное повысить возможности личности для самореализации в динамичной социальной сфере, где одно из важных мест занимает физическая культура.

При разработке педагогических мероприятий использовались данные литературных источников и результаты собственных исследований [2]. Особое внимание уделялось и психофизиологическим особенностям подростков.

Цель программы: противодействие потреблению подростками психоактивных веществ путем приобщения к двигательной активности, организации физкультурноспортивных занятий; изменение в структуре ценностных ориентаций и отношения школьников к наркотикам за счет формирования приоритетов физического здоровья, самореализации и самосовершенствования, расширения физических возможностей, самовыражения в спортивной деятельности.

Задачи программы:

1. Создать условия, при которых занятия физической культурой формируют ценность социальных отношений.

2. Показать возможности физической культуры в поисках ценностных оснований жизнедеятельности.

3. Научить оценивать свои возможности, находить положительные качества и прогнозировать позитивное развитие.

4. Развить навыки саморегуляции; переоценить отношение к вредным привычкам и сформировать к ним нетерпимое отношение.

5. Ориентировать на преодоление трудностей в разрешении сложных проблем и ситуаций.

В рамках программы первичной профилактики реализуются два направления: формирование ценностных ориентаций и мировоззрения и развития физических способностей как следствия двигательной активности.

Материл программы представлен двумя разделами: теоретическим (лекции, беседы, доклады) и практическим (классно-урочные и внеклассные формы занятий с использованием средств физической культуры).

Разработанная программа первичной профилактики была внедрена в учебновоспитательный процесс общеобразовательной школы №700 г. Санкт-Петербурга в 3й учебной четверти среди учащихся 8-9 классов.

Результаты проведенного исследования дают основания заключить, что экспериментальная программа позволила изменить отношение школьников к физической культуре, задуматься о своем здоровье и попытаться вести здоровый образ жизни с использованием физической культуры, о чем свидетельствуют достоверные результаты анкетирования. Это, в конечном счете, привело к улучшению показателей развития физических способностей, увеличило уверенность ребят экспериментальных классов в собственных силах и дало дополнительный стимул для дальнейшего совершенствования физической формы. Эффективность программы первичной профилактики подтверждена следующими результатами.

Внедрение экспериментальной программы первичной профилактики наркомании у школьников средствами физической культуры позволило достичь достоверных положительных сдвигов в отношении к занятиям физической культурой у школьников экспериментальных классов. Так, на 46,1% в восьмом и на 40% в девятом экспериментальных классах стало больше подростков, которые, посещая занятия по физической культуре, считают ее полезным делом и занимаются для улучшения здоровья, самочувствия, работоспособности, показателей развития физических способностей. В контрольных классах достоверных положительных сдвигов за время эксперимента не наблюдалось.

Возрос процент ответов о негативном отношении к курению - на 15,4% в восьмом и 6,7% в девятом экспериментальных классах; к употреблению алкоголя, количество негативных ответов в экспериментальных классах увеличилось на 34,6% (8 класс), на 46,6% (9 класс). За время проведения эксперимента в восьмом контрольном классе количество школьников, положительно относящихся к курению, увеличилось на 11,8%, употребляющих спиртные напитки - на 5,9%. В девятом контрольном классе также возрос процент курящих подростков на 11,8%, употребляющих алкоголь - на

11,7%.

Увеличилось количество мнений, что наркотики - это неизлечимая болезнь - на 28,8% в восьмом экспериментальном классе. В девятом экспериментальном классе данный показатель увеличился на 31,1%. В контрольных классах достоверных положительных сдвигов за время эксперимента не наблюдалось.

Количество мнений, что занятия физической культурой оберегают от приобщения к употреблению психоактивных веществ, увеличилось в экспериментальных классах на 26,9% (8 класс) и на 33,3% (9 класс).

Установлено, что применение в общеобразовательном процессе специально

разработанной экспериментальной программы способствует развитию у школьников социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни. Наиболее значительные изменения в определении ценностных ориентаций к концу эксперимента показали ответы подростков ментальной группы, которые в категорию «абсолютные приоритеты» отнесли «здоровье», «умение понять чужую точку зрения», «духовное и физическое совершенствование» и «учеба», что в сравнении с контрольным классом является статистически достоверным (р<0,01).

Вместе с положительным изменением ценностных ориентаций подростков в системе их мировоззрения, возросшим положительным отношением к физической культуре и негативным отношением к психоактивным веществам у школьников экспериментальных классов выявилась тенденция к улучшению показателей развития физических способностей, по сравнению с показателями ребят контрольных классов. Полагаясь на результаты исследования, можно говорить о том, что включение средств физической культуры в комплексную программу первичной профилактики наркомании среди школьников позволит сформировать ориентацию на здоровый образ жизни с целью уменьшения вероятности приобщения к употреблению психоактивных веществ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаврентьева, З.И. Основные концепции отношения общества к спорту и модель физкультурно-профилактической работы среди детей, подростков и молодежи в новосибирском регионе / З.И. Лаврентьева // Адаптивная физическая культура. -2002. - № 3. - С. 18-19.

2. Моисеева, И.В. Профилактика наркозависимости средствами адаптивной физической культуры // Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России (25-27 октября 2005) : материалы международной научнопрактической конференции «Ананьевские чтения - 2005» / под редакцией Л.А. Цветковой, Л.М. Шипициной ; СПГУ. - СПб., 2005. - С. 460.

ОЛИМПИЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МИНИ-ФУТБОЛА (ФУТЗАЛА)

Эмиль Гуметович Алиев, кандидат педагогических наук, генеральный директор Ассоциации мини-футбола России (АМФР),

Семен Николаевич Андреев, кандидат педагогических наук, доцент, президент Ассоциации мини-футбола России (АМФР), г. Москва

Аннотация

В статье рассматривается проблема дальнейшего развития отечественного и мирового мини-футбола во взаимосвязи с олимпийскими перспективами данной спортивной игры, анализируется роль Российской Федерации в этом процессе и предлагаются пути кардинального решения данной проблемы как на общероссийском, так и международном уровнях.

Ключевые слова: Олимпийские игры, проблема, динамика развития, мини-футбол (фут-

зал).

OLYMPIC PERSPECTIVES OF MINI-FOOTBALL

Emil Gumetovich Aliev, the candidate of pedagogical sciences, the general director of Association of mini-football of Russia (АМ¥К),

Simeon Nikolaevich Andreev, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the president of Association of mini-football of Russia (АМ¥К),

Moscow

Abstract

In article the problem of the further development of domestic and world mini-football in interrelation with Olympic perspectives of the given sports game is considered, the role of the Russian Federation in this process is analyzed and also the ways of the cardinal decision of the given problem on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.