Бадрак К.А.
Научный сотрудник, Федеральное государственное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры»
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДОПИНГА СРЕДИ МОЛОДЫХ СПОРТСМЕНОВ
Аннотация
В статье поднимается проблема допинга в молодежной среде. Выявлены и описаны факторы, влияющие на формирование отношения спортсменов к допингу. Приводится описание разработанной автором антидопинговой образовательной программы. Демонстрируется ее влияние на формирование негативного отношения к допингу у молодежи.
Ключевые слова: допинг, профилактика, молодежь, образовательные программы. Key words: doping, preventive, youth, educational programs.
Одна из наиболее острых проблем стоящих сегодня перед спортивным обществом -проблема допинга. Она коснулась не только спортивной элиты, но и молодых людей, не являющихся профессиональными спортсменами[3, 71]. А ведь употребление допинга опасно в социальном аспекте, так как это своего рода наркомания[1, 27].Ужесточение антидопинговых мер таких как допинг-контроль и дисквалификация - это, несомненно, важная составляющая борьбы с применением запрещенных препаратов[2, 46; 5, 10]. Однако, антидопинговая образовательная деятельность, призванная информировать и предостерегать, не достаточно развита. Следует отметить, что именно педагогический аспект антидопинговой политики играет огромную роль в формировании отношения к допингу у молодых спортсменов[7]. В рамках изучения проблемы допинга среди молодежи, проведено социологическое исследование в спортивных школах в 2008-2010 годах, в Санкт-Петербурге. Методами анкетирования и интервьюирования выявлено отношение к проблеме допинга у молодых спортсменов, тренерского состава и администрации спортивных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области[4, 38; 6, 88]. Количество опрошенных респондентов: 457 молодых спортсменов, 60 тренеров и 70 представителей администрации спортивных школ.
На первом этапе было выявлено отношение к проблеме допинга у молодых спортсменов и тренерского состава. В анкетировании приняли участие спортсмены из 10 спортивных школ, 4 спортивных секций и 1 училища олимпийского резерва Санкт-Петербурга, специализирующиеся на следующих видах спорта: тяжелая атлетика, борьба, легкая атлетика, футбол, плавание. Полученные результаты выглядят следующим образом: 16,2 % спортсменов среднего школьного возраста (11-15 лет) считают, что без допинга невозможно добиться высоких спортивных результатов. Уже 49,1 % представителей старшего школьного возраста (16-18 лет) уверены в невозможности достижения высоких спортивных результатов без применения запрещенных фармакологических средств. В свою очередь около 70 % опрошенных тренеров согласились с данным утверждением. Был задан вопрос: считаете ли вы приемлемым использовать запрещенные средства для улучшения спортивного результата. 26,2 % спортсменов среднего, 50,4 % спортсменов старшего школьного возраста и 50 % тренеров ответили - вполне приемлемо! На вопрос, какие меры необходимо предпринимать для борьбы с допингом, 20 % молодых спортсменов и 25 % тренерского состава ответили -легализация! Следует отметить, что положительное отношение к допингу у молодых спортсменов зачастую совпадало с позицией их тренера по данному вопросу. Также выявлена тенденция, определяющая изменение отношения к допингу у молодых
спортсменов в зависимости от возраста, тренировочного стажа и спортивной квалификации. Отношение меняется от более негативного в среднем, до более позитивного в старшем школьном возрасте. В ходе анкетирования, от 25 % до 66 % молодых спортсменов (в зависимости от спортивной специализации) старшего школьного возраста ответили, что у них есть друзья, употребляющие запрещенные препараты для ускоренного достижения более высоких спортивных результатов. Здесь наибольший процент продемонстрировали представители тяжелой атлетики.
На втором этапе данного исследования в 2009-2010 годах был проведен опрос администрации 70 ДЮСШ и СДЮШОР Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Целью являлось выявление отношения руководителей спортивных учебных заведений к необходимости внедрения антидопинговых образовательных программ в педагогический процесс. Исследование демонстрирует следующие результаты: в 50 % спортивных школ никогда не проводили мероприятий по профилактике допинга. Руководство 32,9 % спортивных школ считает, что в этом нет необходимости, поскольку образовательные программы по профилактике допинга среди молодежи не принесут результата. 11,4 % заявили, что среди учащихся детско-юношеских школ проблемы допинга вообще не существует. Только 55,7 % руководителей считают необходимым внедрять в педагогический процесс информационно-образовательные программы по профилактике допинга в спорте, как для молодых спортсменов, так и для тренерского состава [4, 38].
На основании полученных результатов были выявлены факторы, влияющие на формирование отношения спортсменов к допингу. Методом ранжирования результатов анкетирования, выявлена иерархия факторов:
1. Авторитет тренера - важное влияние на решение принимать или не принимать допинг, оказывает мнения тренера к данной проблеме. Отслеживается определенная взаимосвязь между мнениями спортсменов и тренерского состава. То, насколько тренер способен повлиять на юного спортсмена относительно проблемы допинга, а также учитывая тенденции этого влияния, вырисовываются далеко не лучшие перспективы развития не только молодежного, но и спорта в целом.
2. Отношение администрации спортивных школ к проблеме допинга - здесь важным элементом проблемы является отношение администрации некоторых спортивных школ к проблеме допинга. Позиция административных работников еще больше усугубляет ситуацию, поскольку заинтересованность во внедрении антидопинговых информационно-образовательных программ в ряде случаев отсутствует, или отрицается само существование данной проблемы, как таковой. Отсюда отсутствие у молодых спортсменов и их тренеров построить свои представления о вреде допинга и на их основании ценностные ориентиры будущего поколения и их тренерского состава.
3. Искажение моральных ориентиров - опрос выявил у молодых спортсменов стремление к высоким спортивным результатам любой ценой. Отсутствие понятий честной спортивной игры. Переориентация с духовного начала на материальную составляющую вопроса (который и приносит победа на соревнованиях высокого уровня), то есть морально-нравстенная деградация. Не понимания вреда приносимому допингом здоровью спортсменов. Отсутствие понимания нарушения закона, что может привести к временной или пожизненной дисквалификации.
4. Влияние отношения друзей и сверстников молодых спортсменов к проблеме допинга - создаются прецеденты в командах нарушения антидопинговых правил, которые в итоге и приводят к высоким спортивным результатам, рекомендации друзей по принципу «не пойман не вор», отсутствие жесткой позиции тренерского состава и администрации, отсутствие моральных принципов. На примере анкетирования учащихся спортивных школ, в частности - тяжелоатлетов, продемонстрировавших самые негативные результаты, мы видим, что у 66 % из них есть друзья, употребляющие
запрещенные средства для достижения спортивных результатов. Это в свою очередь способно объяснить и весьма большое количество одобрительных высказываний в пользу допинга, продемонстрированное молодыми штангистами.
С учетом выявленных социально-педагогических факторов было сформировано «дерево проблем» и предложены основные направления для формирования отрицательного отношения молодых спортсменов к допингу и создания условий для соблюдения спортсменами антидопинговых правил. Первое и наиболее значимое направление - первичная профилактика применения допинга в спорте среди учащихся в учреждениях системы дополнительного физкультурного образования. Второе - это работа с администрацией школ и тренерским составом.
Моделирование образовательного процесса проводилось для определения целей, способов их достижения и получения требуемых результатов. Поэтому главная цель модели - повышение эффективности процесса, профилактики нарушения антидопинговых правил в спорте. Для реализации в модели предлагается система элементов антидопингового образования: целевой элемент, деятельный элемент, аксиологический элемент, когнитивный элемент, мониторинговый элемент. Последний элемент позволят осуществлять контроль-мониторинг, основанный на количественных и качественных критериях оценки результативности антидопинговой программы. Все элементы построены вокруг центральной фигуры - личности молодого спортсмена и направлены на развития умения делать правильный жизненный выбор и нести за него ответственность.
На основе образовательной модели, нами была сформирована образовательная модель профилактики допинга среди юных спортсменов. Предлагаемая программа предназначена для первичной профилактики применения допинга в спорте в учреждениях дополнительного физкультурного образования и спортивных классах общеобразовательных школ. Целевая аудитория - молодые спортсмены старшего школьного возраста (16-18 лет).
Целью образовательной программы является сформировать у юных спортсменов отрицательное отношение к нарушению антидопинговых правил; привить высокие морально-волевые качества, основу которых составляет внутреннее убеждение индивидуума о благородстве и справедливой спортивной борьбе.
Задачи программы: 1. Обеспечить положительную динамику формирования устойчивого негативного отношения подрастающего поколения к применению допинга в спорте; 2. Сформировать у юных атлетов устойчивые ценностные ориентации к олимпийским идеалам и ценностям; принципам справедливой игры «Фэйр Плэй»; 3. Изучение основных факторов и тенденций антидопинговой политики; 4. Умение применять полученные теоретические знания для анализа текущих проблем и реалий спортивной подготовки; 5. Обеспечить безусловное выполнение спортсменами антидопинговых правил; 6. Обеспечить участие подростков в первичной профилактике применения допинга в качестве волонтеров.
Программа курса предназначена для формирования целостной системы взглядов в данной области. Она носит теоретический и проблемный характер и, вместе с тем, предполагает прикладной анализ современных проблем воспитания достойных представителей российского спорта. В результате она должна создать у юных спортсменов:
1. представление о допинге в спорте и самое важное о его последствиях для спортсменов, общества и спорта высших достижений.
2. представление о законодательных и программно-нормативных документов по антидопинговой политике в спорте.
3. четкие ценностные морально-этические ориентации к принципам «Честной игры» в спорте.
Содержание предложенной автором программы включает теоретические основы проблемы в области физической культуры и спорта, историю развития дисциплины, философские, правовые, психологические и другие элементы спортивных процессов, а также тенденции изменения мирового Олимпийского образования. Программа рассматривается как научная дисциплина, в центре внимания которой изучение факторов, определяющих формирование отношения к проблеме применение допинга в спорте. Подобные разделы программы в первую очередь связаны с результатами опроса и исследования, проводимого автором в спортивных школах. Также при составлении данной программы учитывался основной принцип информационно-образовательных программ, изложенный во Всемирном антидопинговом кодексе[7]. Таким образом, целесообразно предложить в программе следующую тематику. Во-первых, этически-нравственный аспект проблемы допинга в спорте. В этой части лекций рассматривается система спортивных ценностей, нравственный мир человека, этические нормы в спорте, но и формируется гражданская позиция у спортсменов и тренеров. Во-вторых, рекомендуется представить классификацию допинговых средств и методов. Здесь рассматриваются разновидности допинга, а также разъясняется вся степень угрозы здоровью спортсмена. Большинство молодых спортсменов не знают о вреде допинга. Отдельной проблемой является, что они не видят в чем разница между допинговыми средствами и спортивными добавками. В третьем разделе рассматриваются существующие в России и за рубежом антидопинговые организации, а также, какие меры борьбы используются спортивными федерациями. В частности особое внимание отводится Всемирному антидопинговому агентству (ВАДА) - его истории создания, структуре, деятельности. В четвертых сделан акцент на Всемирном антидопинговом кодексе. Рассматривается история создания кодекса, основные положения и основные определения, согласно антидопинговому кодексу. Также уделено внимание правовому аспекту проблемы допинга в спорте. Учащихся знакомят с законодательством Российской Федерации и стран мира по вопросам, касающимся применения и распространения допинга. Правовая база международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы). И, наконец, рассмотрены политический и экономический аспекты проблемы допинга в спорте. В этом разделе дается представление о формировании государственной политики Российской Федерации и стран мира в области допинга. Проблема международного сотрудничества. Финансирование антидопинговых организаций и антидопинговых исследований.
Критерием эффективности программы служили:
- уровень знаний спортсменов о вреде допинга;
- снижение положительного отношения к допингу среди юных спортсменов.
Педагогический эксперимент являлся одним из методов практической части
исследования и использовался для проверки эффективности применения различных образовательных методик в рамках образовательной программы и заключался в организации лекций. Перед циклом лекций слушателям были розданы анкеты, где они должны были продемонстрировать свое отношение к проблеме допинга. Были получены данные, которые характеризовали знания молодых спортсменов о проблематике курса. После окончания курса лекций была снова проведена процедура анкетирования. Данные, полученные на этот раз, позволили проанализировать влияние прочитанного курса по разработанной авторской образовательной программе, и понять насколько изменилось мнение о допинге у слушателей. Также это дало возможность оценить значение образовательной составляющей в антидопинговой деятельности.
В эксперименте приняли участие 20 спортсменов-борцов. Возраст участников эксперимента - от 16 до 18 лет. Спортивная квалификация - от III взрослого до I взрослого разряда.
В начале и в конце курса было проведено анкетирование учащихся, позволившее оценить отношение к проблеме допинга. Анкета включала в себя 9 вопросов.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность экспериментальной антидопинговой информационно-образовательной программы. Для подтверждения достоверности полученных результатов использовался критерий Фишера для малых непараметрических выборок. После внедрения образовательной программы количество спортсменов считающих допинг приемлемым для достижения высоких спортивных результатов снизилось с 40% до 15% (р=0,034). Так же с 60% до 30% (р=0,026) сократилось количество молодых спортсменов считающих, что невозможно добиться высоких спортивных результатов без применения запрещенных средств. В вопросе, касающемся мер борьбы с допингом, среди возможных вариантов ответа, особое внимание уделялось ответу - легализация. Количество молодых спортсменов посчитавших легализацию самой оптимальной мерой сократилось с 25% до 5% (р=0,03). Итоговый контроль в виде теста включал в себя 10 вопросов по вариантам по всем разделам программы для оценки полученных знаний. Количество правильных ответов у учащихся, после внедрения образовательной программы, составило более 80%. Это в свою очередь доказывает, что материал у учащихся усвоился. Таким образом, выбранные критерии для оценки эффективности экспериментальной антидопинговой образовательной программы, доказали ее положительное воздействие на формирование негативного отношения к допингу у молодых спортсменов.
Педагогический аспект антидопинговой политики играет огромную роль в формировании отношения к проблеме допинга у молодых спортсменов. Внедрение в педагогический процесс образовательных программ, направленных на профилактику применения допинга в спорте, способно в значительной мере изменить отношение к проблеме у учащихся. На примере данного эксперимента можно увидеть явное изменение отношения у учащихся к применению допинга, от более лояльного (до использования экспериментальной программы), до, в значительной степени, отрицательного (после использования экспериментальной программы). Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют подтвердить большую эффективность предлагаемой образовательной модели и образовательной программы.
Литература
1. Абзалов Р., Павлова О., Нестеров Д. Тема года: спорт и допинг. // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №3. - С. 27,38.
2. Абсолямов Т.М., Савин Л.В. Борьба с допингом в Российской Федерации. // Вестник спортивной науки. - 2004. - №1. - С. 45-49.
3. Бадрак К.А. Допинг в спорте - как проблема нравственности. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - №1. - С. 70-72.
4. Бадрак К.А. Отношение к проблеме допинга в спортивных школах. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - №2. - С. 37-38.
5. Ратнер А.Б. МОК и борьба с допингом в спорте на современном этапе. // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №7. - С. 9-10.
6. Baryaev A., Shelkov O., Shelkova L., Badrak K. The attitude to problem at sports schools of Russia. // Nordic conference: Interdisciplinary perspectives on health, participation and effects of sport and exercise. - Denmark, 28-30 October, 2010. - P. 88.
7. World anti-doping code. // World anti-doping agency. Montreal, Quebec, Canada. 2009. - 135 p.