Научная статья на тему 'Перцептивно-интерактивная компетентность как показатель готовности студентов к брачным отношениям'

Перцептивно-интерактивная компетентность как показатель готовности студентов к брачным отношениям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1671
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ / СУПРУЖЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / ПЕРЦЕПТИВНО-ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / READINESS FOR MARRIAGE / MATRIMONIAL INTERACTION / SOCIO PSYCHOLOGICAL TYPE OF PERSONALITY / PERCEPTUAL INTERACTIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минияров М., Зудилина И. Ю.

Рассматривается проблема готовности современной молодёжи к браку. Особое внимание уделяется составляющим взаимодействия супругов в браке. Анализируется влияние отношения к определённому социально-психологическому типу на уровень перцептивно-интерактивной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Минияров М., Зудилина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTUAL-INTERACTIVE COMPETENCE AS AN INDICATOR OF STUDENTS' READINESS FOR MARRIAGE

The article deals with the problem of modern youth readiness for marriage. Special attention is given to the components of the married couples in wedlock. The influence of the attitude to the definite socio-psychological type on the level of perceptual-interactive competency is analyzed.

Текст научной работы на тему «Перцептивно-интерактивная компетентность как показатель готовности студентов к брачным отношениям»

УДК 316.356.2:316.614.5

ПЕРЦЕПТИВНО-ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

© 2011 В.М.Минияров1, И.Ю.Зудилина2

поволжская государственная социально-гуманитарная академия 2Самарская государственная сельскохозяйственная академия

Статья поступила в редакцию 13.05.2010

Рассматривается проблема готовности современной молодёжи к браку. Особое внимание уделяется составляющим взаимодействия супругов в браке. Анализируется влияние отношения к определённому социально-психологическому типу на уровень перцептивно-интерактивной компетентности.

Ключевые слова: готовность к браку, супружеское взаимодействие, социально-психологический тип личности, перцептивно-интерактивная компетентность.

Укрепление брака и гармонизация семейных отношений, особенно на начальной стадии существования, является одним из ведущих направлений в практической психологии. Однако круг проблем, связанных с подготовкой молодёжи к семейной жизни в новых экономических условиях только начинает развитие в психолого-педагогических разработках. Выделяют различные направления готовности к браку: физическую готовность, социальную, психологическую, сексуальную, этическую, экономическую. Ключевой предпосылкой гармонии отношений супругов в браке и жизни семьи в целом является психологическая готовность1. Проблема психологической готовности юношей и девушек к брачным отношениям рассматривается в работах отечественных и зарубежных авторов (В.А.Сысенко, И.В.Гребенников, С.В.Ковалёв, В.С.Торохтий, И.В.Дубровина, В.В.Меньшутин, Н.Н.Обозов, В.Квинн, А.Адлер, М.Яффе, Ф.Фенвик и др.).

Одним из показателей психологической готовности к браку, рассматриваемым нами, является способность к взаимодействию. Умение общаться и взаимодействовать во многом предопределяют успех межличностных отношений. Построение проведённого исследования определялось гипотезой: специальная психолого-педагогическая программа подготовки студентов может оказать существенное влияние на формирование их психологической готовности к брачным отношениям. Исследование опиралось на изложенные ниже теоретические положения.

Минияров Валерий Максимович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования. E-mail: vminiyarov@mail. ru; Зудилина Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики. E-mail:zudilina-irina@rambler.ru

1 Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: 1991.

Межличностное взаимодействие супругов можно определить как «систему взаимнообуслов-ленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при коей поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных»2. Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие супругов наполнено различными сторонами проявления своей личности и личности партнёра. Каждый из партнёров наблюдает и оценивает своё и чужое поведение, согласуя его с целевым назначением взаимодействия. Содержательная сторона взаимодействия супругов имеет несколько составляющих, которые помогают определить к каким аспектам взаимодействия нужно быть готовым для благополучных отношений в браке.

Первой значимой составляющей супружеского взаимодействия является взаимопознание как степень адекватности оценки личностных особенностей партнёров по взаимодействию. Познание личности партнёра, связано с познанием его: взглядов, потребностей, привычек, особенностей характера и т.д., которое происходит между партнёрами ещё до брака. Но в современном обществе существует проблема, которая заведомо определяет запутанность и сложность взаимодействия супругов в будущем - это проблема рассогласования образа будущего (ей) супру-га(супруги) и предпочитаемых особенностей партнёра по общению. Современные исследования говорят о том, что почти у половины (45%) студентов и студенток выявлено практически

2 Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: 2001.

полное расхождение в образе друга (подруги) и будущего мужа (жены)3.

Обобщив образ девушки (небольшое расхождение в значимости тех или иных качеств зависит от профессиональной направленности), молодыми людьми ценятся в них, прежде всего (в порядке убывания): внешние данные, положительные качества характера, ум, коммуникативные данные, чувство юмора (весёлость), хорошее отношение лично к респонденту, духовное и культурное развитие. Образ будущей жены включает в себя характерологические (нравственные) особенности: порядочность, честность, умение держать слово, верность, уступчивость, трудолюбие, долготерпение, умение прощать, доброта, далее следует ум избранницы, внешний облик и развитость ценятся примерно одинаково, а коммуникативные качества, весёлость, живость и чувство юмора отходят на последние места, сильно уступая чертам-лидерам. У девушек для предпочитаемого партнёра по общению наиболее важными качествами являются: внешность, чувство юмора, коммуникабельность, эрудиция. А у будущего супруга девушки ценят, прежде всего: заботливое, любовное отношение к себе и личностную зрелость, обеспеченность будущего супруга.

Следующий элемент супружеского взаимодействия - взаимопонимание заключается в выраженности общих интересов, умении понять точку зрения супруга(ги), согласовании мыслей, чувств и поведения. Характер супружеского взаимодействия и взаимопонимание наиболее показателен при распределении семейных ролей. Поведение одного супруга в его семейной роли не должно противоречить представлениям другого супруга, и наоборот. Распределение ролей, разрешение конфликтов и другие акты взаимодействия супругов совершаются более благополучно, если супруги способны к самокоррекции, саморефлексии, осознанию значимости поступков другого, что в свою очередь обуславливает наличие взаимовлияния, которое образует ещё один аспект взаимодействия супругов. В связи с этим представление о важности выбора брачного партнёра, о том, что избранный человек будет влиять на нас, а мы на него, должно формироваться в добрачный период. В браке же супругам необходимо «слышать» друг друга, считаться с мнением друг друга, быть готовым к осознанию и принятию своих ошибок.

Для конструктивного взаимодействия в семье, как малой социальной группе также необходимо наличие у супругов таких показателей интерактивной компетентности как: социальная адаптивность, социальная автономность и социальная интегративность. Под адаптацией понимается целостная система активных и направленных дей-

3 Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. - СПб.: 2005. - С.33.

ствий индивида, способствующих не только поддержанию динамического равновесия в конкретных социальных условиях, но и обеспечивающих возможность эволюции при их изменении. В семейном взаимодействии существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая. Указанные ниши имеют подвижную иерархизированную структуру, сдвиги в ней предопределяются фазой индивидуального развития семьи. Приспособление супругов носит интегральный характер, а элементарные отношения (в том числе и психологические) являются лишь его составляющими4. Интеграция в семье предполагает создание внутреннего единства, сплочённости, что выражается в принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Автономия - «антирутинный механизм» отношений супругов в семье. Социализированный человек в каких-то пределах автономен. Чем ярче член социума признаёт себя как индивидуальность, тем насущнее его потребности в обособлении5. Во взаимодействии супругов каждый выступает по отношению к другому, как в определённой степени автономная личность, и только действительно личностно близкие люди способны при этом осмысленно поощрять своеобразие друг друга.

Среди факторов, определяющих психологическую готовность к брачным отношениям, на наш взгляд, большое значение имеют типологические особенности личности. В психологии известны типологические теории, в основе которых рассматриваются следующие характеристики: темперамент (И.П.Павлов), жизненные установки (К.Юнг), «локус контроля» (¡.Б.Койег), акцентуации (К.Леонгард), нейротизм (Х.Айзенк), инстинкты (В.И.Гарбузов), конституции телосложения (Кречмер), социальный характер (Б.С.Братусь) и др. В используемой нами типологии В.М.Миниярова, в основе лежит социально-психологический тип личности. Социально-психологический тип личности - это типический образ, отражающий систему общественных отношений, закреплённых в особенностях индивидуального поведения человека6. Автор рассматривает семь социально-психологических типов: конформный, доминирующий, сензитивный, инфантильный, тревожный, интровертивный, гармоничный. Необходимо отметить, что «...социально-психологические типы личности не являются результатами психической аномалии индивидуума,

4 Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал. - 1995. - №6.

5 Там же.

6 Минияров В.М. Психология семейного воспитания (ди-

агностико-коррекционный аспект). - М.; Воронеж: 2000.

а представляют собой лишь отклонения в пределах нормы от идеальных форм поведения...»7.

Ход работы и методы исследования. Задачей исследования было выяснить, изменяются ли показатели психологической готовности к брачным отношениям студентов в зависимости от их социально-психологического типа личности в результате внедрения формирующей программы. В качестве показателей психологической готовности к брачным отношения мы рассматриваем: 1) личностные особенности; 2) уровень проявления перцептивно-интерактивной компетентности.

С целью выявления результативности формирующего эксперимента исследование уровня перцептивно-интерактивной компетентности студентов имеет первичную и повторную диагностики. Методика изучения социально-психологического типа личности имеет только входную диагностику для выявления социально-психологического типа личности студентов, который определяет исходный уровень психологической готовности к браку и её динамику в ходе формирования. В результате формирующего эксперимента считаем возможным изменение показателей в структурных компонентах психологической готовности к брачным отношениям, но формирование нового («более благополучного») типа личности за этот период считаем невозможным.

В качестве респондентов приняли участие студенты 4 курса агрономического факультета Самарской государственной сельскохозяйственной академии в количестве 164 человека. Из них девушек - 62(37,8 %), юношей - 102(62,2 %). Исследуемые представляют собой группу однородную по возрасту - 19-22 года. Четыре человека (2 юноши и 2 девушки) состоят в браке, стаж семейной жизни не превышает двух лет. Основными этапами исследования явились: 1) Диагностика и анализ исходного уровня сформированности психологической готовности студентов различных социально-психологических типов к брачным отношениям; 2) Внедрение в учебный процесс ВУЗа курса «Психология современного брака»; 3) Анализ результатов внедрения программы по формированию психологической готовности студентов к брачным отношениям.

На констатирующем этапе были использованы следующие методические средства: 1) Определение социально-психологического типа личности производилось с помощью теста В.М.Миниярова, который позволяет определить актуальную выраженность тех или иных личностных качеств и прогнозировать ситуативное проявление различных типов личности по шести сферам: отношение к людям; отношение к различным вилам деятельности; оценка своих возможностей; отношение к

7 Минияров В.М. Психология семейного воспитания....

коллективу, отношение к себе; отношение к критике, замечаниям; волевые проявления8. 2) Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П.Фетис-кина). Данный тест изучает личностную готовность к формированию интегративных критериев интерактивной компетентности в малых группах, к которым относится и семья. Характеристика представлена автором в виде шести шкал, которые чётко отражают значимые аспекты супружеского взаимодействия и измеряют готовность к ним. Методика позволяет помимо количественной обработки наглядно представить уровень компетентности студентов в процессе взаимодействия и дать некую качественную оценку9. На этапе формирования психологической готовности студентов к брачным отношениям использовалась обучающая программа «Психология современного брака». Программа реализовывалась в условиях специфики учебного процесса в ВУЗе и предусматривала проведение лекционных и тренинговых занятий в общем объёме 30 часов, консультации.

Основные результаты исследования. В результате проведения теста по определению социально-психологического типа был определён количественный состав каждого из типов: гармоничный (юноши - 27 человек, девушки - 13 человек) - 24,4%; сензитивный (юноши - 21, девушки - 15) - 21, 9%; интровертивный (юноши -23, девушки - 14) - 22,5%; доминирующий (юноши - 18, девушки - 17) - 21,4%; инфантильный (юноши - 10, девушки - 1) - 6,7%; тревожный (юноши - 1. девушки - 1) - 1,2%; конформный (юноши - 2, девушки - 1) - 1,8%.

Заметим, что группу тревожных студентов составляет 2 человека, конформных - 3 человека. Небольшое число этих типов мы объясняем наличием отбора при поступлении в ВУЗ. Так как результаты указанного количества студентов не могут являться показательными, а также то, что «чистых» типов, как правило, мало, то представляется возможным отнесение студентов тревожного и конформного социально-психологических типов к тем, признаки которых также проявляются в их личности. В связи с этим образовался «смешанный тип» (инфантильный - тревожный - конформный). Анализ исходного уровня перцептивно-интерактивной компетентности студентов свидетельствует о том, что низкий уровень имеют 150 человек, это составляет 91,5% от общего количества респондентов, средний уровень -14 человек (8,5%), высокий не имеет ни один студент. Наиболее высокие баллы и у юношей и у девушек видим у доминирующего социально-

8 Там же. - С.106.

9 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: 2005.

психологического типа (113,0 и 114,0 соответственно). Этому способствовала уверенность в своей безукоризненности представителей данного типа. Самый высокий балл выявлен по шкале, определяющей значимость личностной позиции в совместной деятельности - «социальная автономность» (23,1 балл у юношей, 23,3 - у девушек). Эгоцентризм, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, а главное -сосредоточенность на собственной защите проявляются при высоком проявлении деятельной активности. Они не терпят возражений и дают сильный отпор тем, кто с ними спорит.

У девушек гармоничного социально-психологического типа наблюдается самая высокая степень адекватности оценки личностных особенностей партнёров по взаимодействию (21,0 балла), умения понять точку зрения другого человека (20,1), наибольшая способность адаптироваться, быть гибким при взаимодействии с другими (16,8). У юношей один из ведущих показателей по мотивам взаимодействия с окружающими, эффективности совместной деятельности (18,0 балла). Необходимо отметить тенденцию, которая наблюдается у представителей всех социально-психологических типов: самые высокие баллы выявлены по шкале «социальная автономность», т.е. для студентов высокую значимость имеет их личностная позиция при организации и участии в совместной деятельности, при этом шкала «социальная адаптивность», отражающая благополучность взаимоотношений, удовлетворённость своим положением в группе, гибкость поведения, контактность внутри коллектива и с внешним окружением, имеет самые низкие баллы. Такие качества, как самокоррекция, саморефлексия, степень значимости поступков других в наибольшей степени принадлежат сензитивному социально-психологическому типу (юноши - 16,8. девушки - 17,0 балла). В общении и взаимодействии с товарищами они не стремятся к превосходству, помогают во всём бескорыстно. У них сильно развито коллективистское чувство, во имя общих интересов они всегда готовы свои принести в жертву.

Юноши интровертивного социально-психологического типа отличаются низкой степенью адаптации во взаимодействии с другими (14,1 балла). Это скромные люди, которые как и сензитивный тип, занижают свои возможности. Их основным недостатком является безынициативность. Если они берутся за выполнение какой бы то ни было работы, то добросовестно выполняют только то, что необходимо, не привнося своих новаций. Принижение своего достоинства отрицательно сказывается на установлении дружеских отношений и может препятствовать успешному вступлению в брак. Девушки этого типа по указанной шкале показали сравнительно высокий балл

(16,3). Возможно, это связано со способностью девушек быть более гибкими в общении, а также более быстрым взрослением девушек по сравнению с юношами, ведь по мере своего взросления представители этого типа всё больше тяготеют к общению в коллективе и становятся хорошими товарищами, пользующимися уважением.

Студенты смешанного типа имеют самые низкие баллы. Это объясняется тем, что для них характерно проявление деструктивных характеристик при общении и взаимодействии с другими людьми. Особенно низкий уровень, по сравнению с другими типами, наблюдается в умении считаться с мнением других людей, саморефлексии и самокоррекции (15,0).

Анализ показывает, что в целом показатели у девушек выше, чем у юношей. Это соответствует традиционным представлениям о гендерных различиях, т.е. юноши чаще используют шаблонные типы взаимодействия, девушки же более гибки и вариативны в общении10. Шкальные результаты подтверждают сказанное (все показатели выше у девушек). Наибольшее расхождение наблюдается по шкалам «взаимопознание» (0,9 балла), «взаимопонимание» (0,7 балла), «социальная активность» (0,7 балла), наименьшее - по шкале «социальная автономность» (0,2 балла), т.е. девушки превосходят юношей по способности адекватно оценивать личностные особенности партнёров по взаимодействию, умении понять точку зрения другого, эффективно взаимодействовать. По уровню значимости личностной позиции при взаимодействии юноши и девушки различаются меньше всего. Статистически квотирование по полу не подтвердило различия в уровне перцептивно-интерактивной компетентности юношей и девушек (Ш=23 при р > 0,01).

В целом полученные результаты свидетельствуют о низком уровне готовности студентов к формированию интегративных критериев интерактивной компетентности в пределах малых групп. Причиной этого могут быть индивидуалистические тенденции в сознании современной молодёжи, неумение и нежелание считаться с мнением других людей, уступать при выработке общей стратегии взаимодействия, отсутствие гибкости в контактах. В результате проведения программы формирования по подготовке студентов к брачным отношениям у студентов всех социально-психологических типов, кроме доминирующего, наблюдается увеличение показателей уровня перцептивно-интерактивной компетентности.

10 Тырнов О.А. Психологические особенности общительности у юношей и девушек // Принцип системности в современной психологической науке и практике: Третьи Международные научные Ломовские чтения. - Т.2. -М.: 1996.

Представители доминирующего типа не показали стабильного роста баллов: у юношей баллы увеличились (+0,3 балла), у девушек - уменьшились (-2). Статистически разницы показателей не обнаружено ^=8.5 и ^=14.5 при p>0,05). Отсутствие положительного влияния программы формирования на представителей доминирующего социально-психологического типа можно объяснить таким качеством, являющимся для него главным, как сосредоточенность на собственной защите, т.е. они считают себя всегда правыми, не считаются с мнением других, не терпят критических замечаний. Наибольшее влияние программа формирования оказала на сензитивный социально-психологический тип (+15,3 балла, t=59, при p<0,05). Такому результату у студентов данного типа способствовали адекватное восприятие информации в процессе лекционных занятий, проявление волевых качеств, общительности и интенсивная работа над собой в процессе тренинго-вых занятий. Существенный результат наблюдается и у гармоничного типа (+8,2 балла, t=0 при p<0,05). Считаем, что самое большое увеличение баллов по шкале «социальная автономность» свидетельствует об утверждении своей личностной позиции, приобретении большей уверенности у студентов этого типа. Увеличение баллов у ин-тровертивного типа (+3,7) не подтвердило существенной разницы показателей до и после эксперимента ^=252,5 при p>0,05). Мы объясняем это тем, что характерными особенностями этих учащихся является замкнутость, осторожность, неуверенность в себе. Они тяготятся общением с большим количеством людей. Смешанный социально-психологический тип показал увеличение на 6,8 балла ^=14,5 при p<0,05). Для юношей

программа формирования в большей степени оказала влияние на осознание значимости мнения, поступков других членов группы (+1.1 балл), для девушек - на способность адаптироваться внутри коллектива (+2,7).

Заключение. Подготовка молодёжи к браку -одна из важных психолого-педагогических задач современности, решаемая российскими и зарубежными исследователями. Это объясняется появлением широкого поля социальных проблем, связанных с жизнью семьи. Важным аспектом исследований является психологическая готовность к браку, её показатели, которые определяют готовность к браку в целом. Формирующий эксперимент по исследованию готовности к браку, проведённый со студентами Самарской государственной сельскохозяйственной академии, подтвердил наше предположение, что отношение к определённому социально-психологическому типу оказывает влияние на уровень перцептивно-интерактивной компетентности, который может изменяется в ходе психолого-педагогического воздействия. Наиболее результативный положительный сдвиг показателей, измеряющих уровень перцептивно-интерактивной компетентности выявлен у сензитивного и гармоничного типов. Эксперимент позволил получить данные, акцентирующие внимание на конкретных аспектах проявления пре-цептивно-интерактивной компетентности у представителей различных социально-психологических типов. Это является основанием для выработки в дальнейшем рекомендаций, позволяющих осуществлять психолого-педагогическую корректировку при групповой и индивидуальной работе не только с представителями юношества, но и с другими возрастными категориями.

PERCEPTUAL-INTERACTIVE COMPETENCE AS AN INDICATOR OF STUDENTS' READINESS FOR MARRIAGE

©2011 V.M.Miniyarov1, I.Y.Zudilina2°

1 Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 2Samara State Agricultural Academy

The article deals with the problem of modern youth readiness for marriage. Special attention is given to the components of the married couples in wedlock. The influence of the attitude to the definite socio-psychological type on the level of perceptual-interactive competency is analyzed.

Keywords: readiness for marriage, matrimonial interaction, socio - psychological type of personality, perceptual - interactive competence.

Valery Maksimovich Miniyarov, D. Sc. in Pedagogics, Professor, Head of the Psychology of education Department. E-mail: vminiyarov@mail. ru Irina Yuryevna Zudilina, Cand. Sc. in Psychology, Associate Professor of the Pedagogy Department. E-mail:zudilina-irina@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.