Научная статья на тему 'Перспективы взаимодействия вузов России и Китая при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна в рамках межвузовских ассоциаций'

Перспективы взаимодействия вузов России и Китая при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна в рамках межвузовских ассоциаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИЗАЙН / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕЖВУЗОВСКИЕ АССОЦИАЦИИ / ARCHITECTURE / INTERACTION / DESIGN / DEVELOPMENT / INTER-INSTITUTIONAL ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У Чэнь, Мамаев Иван Ильич, Молоткова Наталья Вячеславовна, Монастырев Павел Владиславович

Рассмотрены перспективы взаимодействия вузов России и Китая при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна в рамках межвузовских ассоциаций. Отношения России и КНР, несмотря на конкуренцию в ряде областей, в целом можно охарактеризовать как перспективные и значимые для обеих сторон. В сфере образования у наших стран много общих проблем и точек соприкосновения. Необходимо обобщить накопленный положительный и негативный опыт образовательного сотрудничества двух стран и придать ему новые стимулы. Сотрудничество университетов России при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна, имеющих в своей структуре Институты Конфуция, строится в основном по двусторонней вертикали. Существенный потенциал в создании и развитии совместных и / или международных ресурсных и экспертных центров при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна кроется в деятельности рабочих групп АТЭС, однако механизм инициирования проектов в них предусматривает наличие «ко-спонсоров». Взаимодействие отдельных университетов в рамках БРИКС в ближайшие годы представляется реальным лишь по отдельным группам стран, хотя пока образовательное сотрудничество при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна даже в рамках РИК пробуксовывает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR INTERACTION OF RUSSIAN AND CHINESE UNIVERSITIES IN THE DESIGN OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE SPHERE OF ARCHITECTURE AND DESIGN WITHIN THE FRAMEWORK OF INTER-UNIVERSITY ASSOCIATIONS

The theme is the prospects of interaction of Russian and Chinese universities in the design of educational programs in the sphere of architecture and design within the framework of inter-university associations. Relations between Russia and China, despite competition in some areas, in general can be described as promising and important for both sides. In education our countries have many common concerns and points of contact. It is necessary to take stock of the positive and negative experience of educational cooperation between the two countries and give it a new impetus. Russian university cooperation in the design of educational programs in the field of architecture and design is home to the Confucius Institute, based mainly on bilateral vertical. Significant potential in the creation and development of joint and / or international resource and expertise centers in the design of educational programs in the field of architecture and design lies in the working groups of Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC), but the mechanism of initiation of projects in them provides for “co-sponsors”. The interaction of individual universities within the framework of the Brazil, Russia, India, China, South Africa (BRICS) in the coming years seems real only on certain groups of countries, although it is educational cooperation in the design of educational programs in the field of architecture and design, even under the Russia, India, China (RIC) have some problems.

Текст научной работы на тему «Перспективы взаимодействия вузов России и Китая при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна в рамках межвузовских ассоциаций»

УДК 378

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ РОССИИ И КИТАЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА В РАМКАХ МЕЖВУЗОВСКИХ АССОЦИАЦИЙ

© У Чэнь

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра «Архитектура и строительство зданий», e-mail: 515603245@qq.com © Иван Ильич МАМАЕВ Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра «Архитектура и строительство зданий», e-mail: mamaeivan@yandex.ru

© Наталья Вячеславовна МОЛОТКОВА Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор, научный руководитель кафедры «Коммерция и бизнес-информатика», e-mail: nmolotkova@list.ru © Павел Владиславович МОНАСТЫРЕВ Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор технических наук, профессор, директор Института архитектуры, строительства и транспорта, e-mail: monastyrev68@mail.ru

Рассмотрены перспективы взаимодействия вузов России и Китая при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна в рамках межвузовских ассоциаций. Отношения России и КНР, несмотря на конкуренцию в ряде областей, в целом можно охарактеризовать как перспективные и значимые для обеих сторон. В сфере образования у наших стран много общих проблем и точек соприкосновения. Необходимо обобщить накопленный положительный и негативный опыт образовательного сотрудничества двух стран и придать ему новые стимулы. Сотрудничество университетов России при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна, имеющих в своей структуре Институты Конфуция, строится в основном по двусторонней вертикали. Существенный потенциал в создании и развитии совместных и / или международных ресурсных и экспертных центров при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна кроется в деятельности рабочих групп АТЭС, однако механизм инициирования проектов в них предусматривает наличие «ко-спонсоров». Взаимодействие отдельных университетов в рамках БРИКС в ближайшие годы представляется реальным лишь по отдельным группам стран, хотя пока образовательное сотрудничество при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна даже в рамках РИК пробуксовывает.

Ключевые слова: архитектура; взаимодействие; дизайн; проектирование; межвузовские ассоциации.

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-1(153)-11-16

«Мировой экономический кризис внес существенные изменения в ландшафт мировой экономики. Огромную роль в процессе трансформации играет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР): доля этого региона в мировом ВВП - 62 %, или около 62100 млрд долл. США» [1].

Основные игроки в регионе - это еще пытающиеся доминировать США, все увереннее заявляющий о себе Китай, а также Япония, Республика Корея и КНДР. Россия

до последнего времени оставалась не таким привлекательным партнером для стран АТР, как и они для нее. Китай позиционирует себя как локомотив экономического роста в АТР и через 20-30 лет рассчитывает стать региональным лидером, при этом он ищет равноправного сотрудничества с мировым сообществом в поддержании глобальной и региональной стабильности.

Отношения России и КНР, несмотря на конкуренцию в ряде областей, в целом мож-

но охарактеризовать как перспективные и значимые для обеих сторон. Обе страны нуждаются друг в друге как в партнерах, готовых к конструктивному диалогу, что создает благоприятную ситуацию для укрепления позиций России в регионе. С другой стороны, для развития Сибири и Дальнего Востока России не обойтись без привлечения инвестиций стран АТР и без делового содружества с КНР в различных областях.

В сфере образования у наших стран много общих проблем и точек соприкосновения. Необходимо обобщить накопленный положительный и негативный опыт образовательного сотрудничества двух стран и придать ему новые стимулы [2].

В настоящее время сотрудничество реализуется как в формате двустороннего взаимодействия, так и в рамках международных организаций, в частности - через Образовательный фонд Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В Соглашении правительств государств - членов ШОС «О сотрудничестве в области образования» сказано: «Концепция создания евразийского образовательного поля как составной части мирового образовательного пространства приобретает особую актуальность в академическом, социальном и геополитическом плане» (Шанхай, 2006) [3]. Используя опыт стран - участниц Болонско-го процесса, страны ШОС имеют уникальную возможность обогатить формальный набор требований Болонской системы содержанием, более соответствующим национальным традициям своих образовательных моделей. Конечная цель - присоединиться к Болонскому процессу, обогатив его новыми идеями.

В АТР инициаторами и движущими силами интеграции образования выступают межправительственные и неправительственные организации: ЮНЕСКО, Университетская сеть Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (AUN), организация «Университетская мобильность в АТР» (UMAP), Ассоциация тихоокеанских университетов (АПРУ) (APRU) и др. Ведущие университеты мира, прежде всего США, также тщательно разрабатывают стратегию конкурентной борьбы за образовательный рынок КНР.

«В рамках направлений деятельности, намеченных российским руководством и обсуждавшихся на саммитах АТЭС, ставится задача подготовить комплекс рекомендаций и пошаговый план совершенствования образовательного сотрудничества в АТР в ближайшей (1 год) и среднесрочной (2-4 года) перспективах» [3]. На Втором Азиатско-Тихоокеанском форуме, организованном Российским советом по международным делам (РСМД) в октябре 2012 г. в Москве, было принято решение разработать проект «Интернационализация российских вузов: китайский вектор» и учесть в нем опыт России и КНР, накопленный за последние два десятилетия [4; 5, с. 29].

Сегодня во всем мире наблюдается тенденция к переходу от двустороннего сотрудничества отдельных вузов в рамках специфических образовательных или исследовательских программ к многостороннему взаимодействию консорциумов университетов по широко формулируемым проблемам и вопросам. «Возникновение этого тренда связано как с тем фактом, что все больше научных проблем при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна требуют сотрудничества ученых различных стран, так и с тем, что целью современных образовательных программ становится подготовка специалиста, обладающего навыками и опытом взаимодействия с носителями максимального количества культур и потому востребованного на глобальном рынке» [6].

В последние несколько лет эта тенденция начинает затрагивать и сферу сотрудничества России с образовательными и научными центрами КНР при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна (табл. 1).

Субъектами этого процесса с российской стороны потенциально выступают:

- Ассоциация ведущих университетов России (АВУР), основана в 2010 г., объединяет 40 университетов;

- Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), 2012 г., объединяет 18 университетов;

- консорциум вузов, в состав которых входят Институты Конфуция (ИК) (17 университетов).

Двусторонние ассоциации:

- Ассоциация технических университетов России и Китая - АТУРК (Association of Sino-Russian Technical Universities - ASRTU), основана в 2011 г. на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана и Харбинского политехнического университетов, объединяет по 15 университетов каждой страны;

- Ассоциация университетов Дальнего Востока и Сибири России и северо-восточных регионов Китая, создана в 2012 г. по инициативе китайской стороны и по поручению профильных министерств двух стран. Вузы-учредители: Тихоокеанский государственный университет (Хабаровск) и СевероВосточный сельскохозяйственный университет (Харбин).

Многосторонние консорциумы, в которые входят российские университеты:

- консорциум 53 университетов - членов Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС);

- АПРУ (Association of Pacific Rim Universities, APRU): 42 ведущих исследовательских университета из 16 стран;

- инициатива по созданию Лиги университетов стран БРИКС (2013 г., с российской стороны в нее входят НИУ ВШЭ, МГИМО (У) МИД России, УрФУ и ДВФУ, с китайской - университеты Фудань, Цинхуа, Сычуаньский, Восточно-Китайский и Чжэц-зянский педагогические университеты) [7]. При оформлении Лиги ожидается вступление других университетов стран БРИКС. Задача вузов Лиги - наметить ключевые сферы совместных образовательных и научных проектов, стать лидерами по их отдельным направлениям. Пока в УрФУ и НИУ ВШЭ создаются Центры исследований ШОС и БРИКС.

Таблица 1

Сотрудничество ассоциаций вузов России и КНР на 2012/2013 учебный год [8]

Ассоциация России или с ее участием Ассоциация КНР или с ее участием Форма сотрудничества (год) Результат

АВУР CEAIE «Круглый стол» ведущих университетов России и КНР в рамках «Экспо-Образование» (2012) Договоренность об организации регионального сотрудничества, в т. ч. в рамках ассоциаций

АВВЭМ Инициатива КНР по созданию Союза экономических вузов двух стран

АВРИК АВРИК Заседание Исполкома (2013) Инициативы по освобождению студентов всех уровней от оплаты за обучение в вузе-партнере и по созданию института аспирантуры и магистратуры

ATУPК Инициатива вузов КНР по сотрудничеству Ежегодные саммиты; I российско-китайский форум «Синей силиконовой долины» (2013); «Поезда дружбы» студенческой самодеятельности (2012/2013 учебный год)

ДВФУ АПРУ Встреча лидеров студенческих организаций на базе ДВФУ (2013); ежегодная встреча президентов университетов АПРУ (2013); ежегодная конференция деканов юридических школ университетов -членов АПРУ (2013) Потенциал формирования ресурсных центров. Совместные программы дополнительного образования и повышения квалификации по интернационализации высшего образования; совместные проекты по предпринимательскому образованию

ДВФУ АТЭС Конференция «Формирование образовательного пространства АТЭС» (2012)

Со стороны КНР взаимодействие должно выстраиваться на базе следующих объединений:

- Китайской ассоциации высшего образования (China Association of Higher Education);

- Китайской ассоциации международных обменов в образовании (China Education Association for International Exchange, CEAIE);

- Китайского центра услуг по научному обмену (Chinese Service Center for Scholarly Exchange, CSCSE);

- Китайского национального офиса преподавания китайского языка как иностранного «Ханбань» (Hanban) и университетов - партнеров российских Институтов Конфуция.

По ряду направлений (мониторинг качества и совершенствование стандартов образовательных программ, содействие подбору кадров на межвузовском рынке специалистов) перспективы сотрудничества с КНР есть у АВВЭМ.

В рамках АТУРК накоплен значительный потенциал сотрудничества при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна российских вузов с инновационными предприятиями Китая, обмена опытом инженерного образования, взаимного признания и эквивалентности дипломов вузов - членов ассоциации [8].

«Сотрудничество университетов России при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна, имеющих в своей структуре Институты Конфуция, строится в основном по двусторонней вертикали: «Ханбань» - китайский партнер - российский вуз. Однако, как показывает опыт УрФУ, сотрудничество через Институты Конфуция может выйти за рамки распространения китайского языка и культуры и быть расширено до академических обменов» [9; 10].

В рамках ШОС с 2006 г. проводятся регулярные совещания министров образования, а с 2008 г. - ежегодные Недели образования. Их участники ставят в т. ч. задачи перехода к системному взаимодействию, внедрения собственной системы рейтингов вузов, разработки совместных критериев и процедур аккредитации вузов.

С 2010 г. функционирует УШОС - самый масштабный образовательный проект на территории Евразии, сформированный как

единое сетевое образовательное пространство, объединяющее 75 университетов России, КНР, Казахстана, Киргизии и Таджикистана [11]. УШОС задуман как экспериментальный полигон для совместных научных исследований, отработки инновационных подходов в подготовке кадров по ряду ведущих направлений (экология, нанотехнологии, IT-технологии, энергетика, регионоведение), он являет собой новую инфраструктуру третичного обучения. Однако, несмотря на перспективы, УШОС до сих пор работает лишь в сторону приема студентов из стран Центральной Азии в российские университеты. Участие же университетов КНР в этом процессе является формальным, хотя ее представители ежегодно декларируют возможность выделения квот для студентов этих стран и России.

Участие Российской Федерации в АПРУ перспективно, но недостаточно. В ассоциации представлен только ДВФУ, а от КНР -семь университетов, хотя, участвуя во многих приоритетных научно-исследовательских программах при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна, ни один из них пока не стал головным в их реализации.

«Существенный потенциал в создании и развитии совместных и / или международных ресурсных и экспертных центров при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна кроется в деятельности рабочих групп АТЭС, однако механизм инициирования проектов в них предусматривает наличие «ко-спонсоров». Главная образовательная инициатива России (ДВФУ) в рамках АТЭС - создание университетской сети региона на базе АПРУ» [12].

Список литературы

1. Борликов Г.М. Поликультурная миссия университетов в образовательном пространстве России // Интеграция образования. 2012. № 1.

2. Боревская Н.Е. [и др.]. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / гл. ред. И.С. Иванов. М., 2013.

3. Китай лидирует по числу студентов, обучающихся в США - отчет // CNTV. 2012. 14 ноября. URL: http://www.cntv.ru/2012/11/ 14/ARTI1352876332265626.shtml (дата обращения: 20.10.2015).

4. Кияненко К.В. Высшие архитектурные школы России: попытка инвентаризации // Вологодский государственный технический универ-

ситет, Россия, Вологда. URL: http://uar.ru/pdf/ kiyanenko.pdf (дата обращения: 20.10.2015).

5. Арефьев А.Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования. М., 2010.

6. Количество иностранных студентов в мире удвоилось // Oncampus. 2012. 17 сентября. URL: http://www.oncampus.ru/publicacii/koli chestvo-inostrannyh-studentov-v-mire-vyroslo-v-dva-raza (дата обращения: 20.10.2015).

7. Отчет EOL. China о тенденциях отправки на учебу за рубеж в 2013 г. URL: http://www. eol.cn/html/lx/baogao2013/page1. shtml (дата обращения: 20.10.2015).

8. Переверзев Е.В. Сотрудничество вузов центральной части России с образовательными учреждениями КНР: проблемы, решения, перспективы. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/ bitstream/123456789/6722/1/Pereverzev_Sotrud nichestvo.pdf (дата обращения: 20.10.2015).

9. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования: принято в Шанхае 15 июня 2006 г. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php ?id=1497 (дата обращения: 20.10.2015).

10. 2 International Briefs for Higher Education Leaders. 2012. № 1. URL: http://www.acenet. edu/newsroom/Documents/International-Briefs-2012-April-China.pdfshtml (accessed: 20.10.2015).

11. Цветкова Н.А. Российское образование в АТР: забытые уроки СССР, актуальный опыт США: Университеты как платформа продвижения интересов России в АТР // Российский совет по международным делам. 2012. 31 октября. URL: http://www.russiancouncil.ru/inner /?id_4=986 (дата обращения: 20.10.2015).

12. Чоудаха Р. Мобильность китайских и индийских студентов-бакалавров: преимущества и недостатки // Journal of International Higher Education. 2012. Issue 68. URL: http://www. ihe.nkaoko.kz/archive/282/2483 (дата обращения: 20.10.2015).

References

1. Borlikov G.M. Polikulturnaya missiya universi-tetov v obrazovatelnom prostranstve Rossii. In-tegratsiya obrazovaniya, 2012, no. 1.

2. Borevskaya N.E. [i dr.]. Internatsionalizatsiya rossiyskikh vuzov: kitayskiy vektor / gl. red. I.S. Ivanov. Moscow, 2013.

3. Kitay lidiruet po chislu studentov, obuchayush-chikhsya v SShA - otchet. CNTV, 2012, 14 November. Available at: http://www.cntv.ru/

2012/11/14/ARTI1352876332265626.shtml (accessed 20.10.2015).

4. Kiyanenko K.V. Vysshie arkhitekturnye shkoly Rossii: popytka inventarizatsii. Vologodskiy go-sudarstvennyy tekhnicheskiy universitet, Rossiya, Vologda. Available at: http://uar.ru/pdf/ kiyanenko.pdf (accessed 20.10.2015).

5. Arefev A.L. Sostoyanie i perspektivy eks-porta rossiyskogo obrazovaniya. Moscow, 2010.

6. Kolichestvo inostrannykh studentov v mire udvoilos. Oncampus. 2012. 17 September. Available at: http://www.oncampus.ru/publicacii/ kolichestvo-inostrannyh-studentov-v-mire-vyroslo -v-dva-raza (accessed 20.10.2015).

7. Otchet EOL. China o tendentsiyakh otpravki na uchebu za rubezh v 2013 g. Available at: http://www.eol.cn/html/lx/baogao2013/page1.sht ml (accessed 20.10.2015).

8. Pereverzev E.V. Sotrudnichestvo vuzov tsen-tralnoy chasti Rossii s obrazovatelnymi uchrezhdeniyami KNR: problemy, resheniya, perspektivy. Available at: http://dspace.bsu.edu.ru/ bit-stream/123456789/6722/1/Pereverzev_Sotrudnic hestvo.pdf (accessed 20.10.2015).

9. Soglashenie mezhdu pravitelstvami gosudarstv -chlenov Shankhayskoy organizatsii sotrudni-chestva o sotrudnichestve v oblasti obrazova-niya: prinyato v Shankhae 15 iyunya 2006 g. Available at: http://www.conventions.ru/view_ base.php?id= 1497 (accessed 20.10.2015).

10. 2 International Briefs for Higher Education Leaders. 2012. № 1. Available at: http://www. acenet.edu/newsroom/Documents/International-Briefs-2012-April-China.pdfshtml (accessed 20.10.2015).

11. Tsvetkova N.A. Rossiyskoe obrazovanie v ATR: zabytye uroki SSSR, aktualnyy opyt SShA: Universitety kak platforma prodvizheniya interesov Rossii v ATR. Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam, 2012, 31 oktyabrya. Available at: http://www.russiancouncil.ru/inner/ ?id_4=986 (accessed 20.10.2015).

12. Choudakha R. Mobilnostkitayskikh i indiyskikh studentov-bakalavrov: preimushchestva i nedos-tatki. Journal of International Higher Education, 2012, Issue 68. Available at: http://www.ihe. nkaoko.kz/archive/282/2483 (accessed 20.10.2015).

Поступила в редакцию 11.01.2016 г. Received 11 January 2016

UDC 378

PROSPECTS FOR INTERACTION OF RUSSIAN AND CHINESE UNIVERSITIES IN THE DESIGN OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE SPHERE OF ARCHITECTURE AND DESIGN WITHIN THE FRAMEWORK OF INTER-UNIVERSITY ASSOCIATIONS

Wu Chen, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, "Architecture and Building" Department, e-mail: 515603245@qq.com

Ivan Ilyich MAMAEV, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, "Architecture and Building" Department, e-mail: mamaeivan@yandex.ru

Natalya Vyacheslavovna MOLOTKOVA, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, First Provost, Scientific Adviser of "Commerce and Business-Informatics" Department, e-mail: nmo-lotkova@list.ru

Pavel Vladislavovich MONASTYREV, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Doctor of Technics, Professor, Head of Architecture, Building and Transport Institute, e-mail: monastyrev68@mail.ru

The theme is the prospects of interaction of Russian and Chinese universities in the design of educational programs in the sphere of architecture and design within the framework of inter-university associations. Relations between Russia and China, despite competition in some areas, in general can be described as promising and important for both sides. In education our countries have many common concerns and points of contact. It is necessary to take stock of the positive and negative experience of educational cooperation between the two countries and give it a new impetus. Russian university cooperation in the design of educational programs in the field of architecture and design is home to the Confucius Institute, based mainly on bilateral vertical. Significant potential in the creation and development of joint and / or international resource and expertise centers in the design of educational programs in the field of architecture and design lies in the working groups of Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC), but the mechanism of initiation of projects in them provides for "co-sponsors". The interaction of individual universities within the framework of the Brazil, Russia, India, China, South Africa (BRICS) in the coming years seems real only on certain groups of countries, although it is educational cooperation in the design of educational programs in the field of architecture and design, even under the Russia, India, China (RIC) have some problems. Key words: architecture; interaction; design; development; inter-institutional association. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-1(153)-11-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.