Научная статья на тему 'Перспективы возрождения российского института меценатства через внедрение эффективных инструментов фандрайзинга'

Перспективы возрождения российского института меценатства через внедрение эффективных инструментов фандрайзинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ФАНДРАЙЗИНГ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФАНДРАЙЗИНГА / ИНВЕСТИЦИИ В КУЛЬТУРУ / CULTURE / CULTURAL COMMUNICATIONS / FUNDRAISING / INTERNATIONAL EXPERIENCE IN FUND-RAISING / INVESTMENT IN CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Ю. П.

В последние годы проблемам культуры уделяется много внимания. Более того, на самом высшем уровне подчеркивается важность использования стратегического ресурса культуры в контексте формирования инновационной экономики. Приходится констатировать, что в настоящий момент ухудшилось финансирование культуры. В связи с этим актуальной проблемой становится поиск альтернативных источников финансирования, фандрайзинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF REVIVAL OF THE RUSSIAN INSTITUTE OF PATRONAGE THROUGH INTRODUCTION OF EFFECTIVE TOOLS OF A FANDRAYZING«

In recent years to problems of culture it is paid much attention. Moreover, at the highest level importance of use of a strategic resource of culture in a context of formation of innovative economy is emphasized. It is necessary to note that culture financing at the moment worsened. In this regard search of alternative sources of financing, fandrayzing becomes an actual problem.

Текст научной работы на тему «Перспективы возрождения российского института меценатства через внедрение эффективных инструментов фандрайзинга»

УДК 304.44 ГРНТИ 13.11.21 Код ВАК 24.00.01

Ю. П. Куликова

Москва, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА МЕЦЕНАТСТВА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФАНДРАЙЗИНГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Культура, культурные коммуникации, фандрайзинг, международный опыт фандрайзинга, инвестиции в культуру.

АННОТАЦИЯ: В последние годы проблемам культуры уделяется много внимания. Более того, на самом высшем уровне подчеркивается важность использования стратегического ресурса культуры в контексте формирования инновационной экономики. Приходится констатировать, что в настоящий момент ухудшилось финансирование культуры. В связи с этим актуальной проблемой становится поиск альтернативных источников финансирования, фандрайзинг.

Ju. P. Kulikova

Moscow, Russia

PROSPECTS OF REVIVAL OF THE RUSSIAN INSTITUTE OF PATRONAGE THROUGH INTRODUCTION OF EFFECTIVE TOOLS OF A FANDRAYZING

KEY WORDS: Culture, cultural communications, fundraising, international experience in fundraising, investment in culture.

ABSTRACT: In recent years to problems of culture it is paid much attention. Moreover, at the highest level importance of use of a strategic resource of culture in a context of formation of innovative economy is emphasized. It is necessary to note that culture financing at the moment worsened. In this regard search of alternative sources of financing, fandrayzing becomes an actual problem.

К институту фандрайзинга на современном этапе следует относить деятельности по привлечению финансовых ресурсов в целях реализации социально значимых инициатив, программ и проектов. В узком понимании данного термина следует вести речь о привлечении инвестиционных пакетов для реализации своей деятельности. В данном случае следует помнить о том, что формируемые инвестиционные пакеты, состоящие из привлеченных средств частных или корпоративных инвесторов, должны быть выгодны с финансовой точки зрения для лица

инвестирующего, а следовательно вести за собой прибыль. Фандрайзинг в сфере культуры отличается тем, что средства привлекаются под некоммерческие проекты и, как привило, некоммерческими и неправительственными организациями, а следовательно, вопросы прибыли становится вторичным, что и определяет ключевую сущность фандрайзинга в культуре. В данном контексте фандрайзер или некоммерческая организация ставит перед собой цели реализации социальной деятельности, а не поддержание и расширение основных фондов.

Термин «фандрайзинг» зародился в США и сегодня определяется ключевой особенностью в субъекте деятельности, которым выступает, как правило, некоммерческая негосударственная организация (фонд, партнерство и пр.). Если в начале 20 века данный сектор оставался менее распространен и востребован, то к середине века фандрайзинг стал приоритетной нишей деятельности ряда негосударственных некоммерческих организаций и уровень занятых в данной сфере стал возрастать в геометрической прогрессии.

Как дисциплина фандрайзинг появился в 80-е годы 20 века. В это время СССР переживает первую стадию наметившейся тенденции к распаду, что влечет за собой усилившиеся международные контакты и широкие международные связи. Открытие страны для внешних связей побудило становлению в России институтов некоммерческих организаций, наметились очевидные сдвиги в общей картине мира, и тема культуры и социальных взаимоотношений стала интересовать группы общественности.

Широкое развитие фандрайзинга в российской модели следует связывать с актуализацией благотворительной деятельности и ее социальной миссии. Вспоминая годы СССР, следует заметить, что понятие благотворительности воспринималось как общественно чуждое явление, идеологически неконструктивное, в отличие от времен царской России, когда благотворительная деятельность составляла весомую сферу деятельности промышленников и предпринимателей, аристократии и зажиточного населения империи, как основы духовности, милосердия и патриотизма. Обращаясь к Большой Советской Энциклопедии, мы находим определение благотворительности как « явление, свойственное лишь классовому обществу». В изданиях более поздних мы находим, что «благотворительность в социалистическом обществе не нужна, так как в советском обществе уничтожены нужна и нищета».

Лишь в конце 80-х годов 20 века стали возрождаться благотворительные начала и начался процесс социальных основ деятельности российского гражданина. А уже в 1990х годах понятие «благотворительность» было закреплено в основном законе Российской Федерации. В этот период активно развиваются и усиливают свою роль некоммерческие организации и партнерства, занятых в социокультурной сфере, нацеленных на поддержку социально значимых проектов, отводящих извлечению прибыли крайнее место, а значит встает вопрос о поиске источников финансирования своей деятельности. По этой причине западная модель привлечения средств для развития социокультурных проектов, иначе «фандрайзинг» приобретает значительный интерес.

На современном этапе особенно эффективным является внутренний фандрайзинг. Так, например, сегодня успешно функционируют фонды, осуществляющих финансирование ряда проектов в науке и искусстве, грантовый отдел которых состоит из пяти человек. Каждый сотрудник обладает ученой степени, дающий право экспертной деятельности в своем узком направлении. Благодаря успешным связям с российским и зарубежным корпоративным сектором удается искать привлекательные проекты для конкретной корпоративной группы, вести их экспертизу и осуществлять управленческую деятельность вплоть до завершающего этапа сдачи проекта инвестору и отчетности перед ним.

Данный формат сотрудничества является наиболее конкурентным и для исполнителей, творческих личностей, которые избавлены от бюрократических вопросов и составления отчетов.

В современных условиях снижения интереса к вопросам меценатства и возрождения его как уникального национального института российским организациям сферы культуры и искусства приходится работать в сложных экономических и идеологических условиях, зачастую оставляя проекты без исполнения по причи-

не отсутствия достаточного финансирования. Хотя ряд творческих организаций и коллективов сегодня сумели перейти на рыночный формат взаимоотношений, ведя активную работу с промоутерами и про-дюсарами.

Самым ярким примером данной тенденции можно назвать филармонию Екатеринбурга. В годы закрытости Свердловска (ныне Екатеринбурга) местным творческим коллективам приходилось сложно в условиях ограниченности региональных контактов. Но отличительной особенностью коллектива стало создание сильной управленческой структуры, которая занялась вопросом создания в организации отдела планирования, маркетинга, рекламы и фандрайзинга. Под проекты привлекались корпоративные структуры, которые и поддерживали реализацию деятельности, тем самым выступая в качестве спонсоров государственного задания на культурно-просветительскую деятель-

ность, что безусловно, было выигрышно для местной власти.

Отличительной особенностью деятельности филармонии Екатеринбурга сегодня является внедрение современных технолгий и методик в области управления фандрайзинговой деятельности. Широкое распространение получили пластиковые карты «друзей филармонии», которые дают возможность производить заказ билетов посредством интернет. В библиотеках установлены экраны для транслирования концертов. Данные примеры свидетельствуют об инновационном развитии культуры Екатеринбурга как ключевого элемента современной инновационной экономики России. Именно к этому и призывал участников Московского форума культуры в 2011 году ныне Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев.

Отдельного упоминания в деятельности филармонии заслуживает деятель-

ность волонтеров. Они активно привлекаются для работы в Екатеринбурге. В последние же несколько лет добровольные помощники совместно с Лигой друзей филармонии начали работать в районных центрах Свердловской области, в которых имеются ее филиалы. С целью поощрения волонтеров филармония прибегает к различным средствам, среди которых существенные скидки на билеты, возможность льготного посещения концертов членами их семей, памятные подарки и другие. К сожалению, в настоящее время волонтерское движение в России еще не приобрело таких масштабов, как на Западе. Их привлечение к работе в филармонии является, скорее, исключением, нежели правилом.

Активное использование современных технологий фандрайзинга, без преувеличения, позволило филармонии Екатеринбурга сформировать один из самых узнаваемых музыкальных коллективов России, выступления которого проходят с одинаковым успехом, как внутри страны, так и за рубежом.

Следует признать, что привлечение негосударственных средств в культуру имеет многовековые традиции, однако большое значение имеет модель ее финансирования со стороны государства, обусловленная национальными традициями, особенностями законодательства и другими факторами. Несмотря на существование разных подходов и различных моделей финансировании культуры со стороны государства, прослеживается важное сходство - это отношение к культуре как к фактору духовного и экономического развития общества. Вследствие этого многочисленные организации в сфере культуры входят в единый экономический сектор, требующий к себе внимания и комплексного подхода, как от государства, так и со стороны частного капитала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А.. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Иркутск: БГУЭП, 2004.

2. Культура и будущее России. Новый взгляд. Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры А.А.Калягина. [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.oprf.ru/files/files/dokladculturastrategy.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.