Научная статья на тему 'Перспективы внешне экономического развития северных морских портов на примере портов Ненецкого автономного округа'

Перспективы внешне экономического развития северных морских портов на примере портов Ненецкого автономного округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУГ / ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДНОУГЛУОБИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / МОРСКОЙ ПОРТ / ВЗАИМНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / HARBOUR / QUAY / RIVER / SEWAGE DISCHARGE / CLEAR-OWNED INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романченко Ольга Викторовна, Покидышева Юлия Васильевна

Статья посвящена вопросам проблематики экономического развития Ненецкого автономного округа и перспективам решения поставленных задач за счет фФедеральных государственных программ, решению вопросов социально-экономической значимости региона: строительство жилья, дорог, расширения морских портов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романченко Ольга Викторовна, Покидышева Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of external economic development of north seaports: case of Nenets Autonomous Okrug

The article highlights the use of water resources in the city and long distance, less urbanized conditions. The interaction of the city with nature mediates the lack of proper treatment facilities, inadequate technologies that are used in their creation and maintenance in the required condition

Текст научной работы на тему «Перспективы внешне экономического развития северных морских портов на примере портов Ненецкого автономного округа»

УДК 332.145.711.453.4

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ МОРСКИХ ПОРТОВ НА ПРИМЕРЕ ПОРТОВ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Ольга Викторовна Романченко, канд. техн. наук, доц., декан факультета Экономики и финансов E-mail: oromanchenko@muiv.ru Юлия Васильевна Покидышева, ст. преподаватель кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания E-mail: upokidysheva@muiv.ru Московский университет имени С.Ю. Витте http://www.muiv.ru/

Статья посвящена вопросам проблематики экономического развития Ненецкого автономного округа и перспективам решения поставленных задач за счет федеральных государственных программ, решению вопросов социально-экономической значимости региона: строительство жилья, дорог, расширения морских портов.

Ключевые слова: округ, городское поселение, инвестиционный климат, экономическая политика, дноуглубительные работы, морской порт, взаимное сотрудничество.

Ненецкий автономный округ (рисунок 1) расположен на севере ВосточноЕвропейской равнины, большая часть расположена за Полярным кругом. Включает острова Колгуев и Вайгач, полуострова Канин и Югорский. Омывается Белым, Баренцевым, Печорским и Карским морями Северного Ледовитого океана. На юге округ граничит с Республикой Коми, на юго-западе - с Архангельской областью, на северо-востоке - с Ямало-Ненецким автономным округом.

Рисунок 1 - Физико-географическое положение Ненецкого автономного округа

На территории Ненецкого автономного округа образованы две основные административные единицы муниципального уровня - городской округ «Город Нарьян-Мар» и

муниципальный район «Заполярный район». Территория городского округа совпадает с территорией столицы Ненецкого автономного округа. В свою очередь, в состав территории муниципального района входит городское поселение «рабочий поселок Искателей» и 18 сельских поселений [1].

В настоящее время Нарьян-Мар является развитым промышленным центром Ненецкого автономного округа. Основу экономики города составляет топливная промышленность: нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и газодобывающая промышленность. Кроме того, Нарьян-Мар является крупным торговым портом. Большое значение для экономики также имеет геологоразведка тундровых и шельфовых месторождений.

Экономика Ненецкого автономного округа в последние годы развивается в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование модернизации и технологического перевооружения производств. Социально-экономическое развитие Ненецкого автономного округа характеризуется положительной динамикой в основных отраслях и сферах экономики. Численность постоянного населения в Ненецком автономном округе на начало 2013 года составляла 42,4 тыс. человек с увеличением к 2015 году до 43,3 тыс. человек [2].

На протяжении планируемого периода в округе прогнозируется естественный прирост населения и положительное сальдо миграции.

Романченко

Таблица 1 - Перспектива роста населения НАО

Показатели Единица измерения отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Общий коэффициент рождаемости Число родившихся на 1 тыс. чел. населения 16,40 15,21 15,84 16,01 16,15 16,08

Общий коэффициент смертности Число умерших на 1 тыс. чел. населения 11,70 10,39 10,16 9,89 9,78 9,74

Коэффициент естественного прироста населения на 1 тыс. чел. населения 4,70 4,83 5,68 6,12 6,37 5,90

Коэффициент миграционного прироста На 10 тыс. чел. населения - 32,23 20,11 2,35 4,67 3,49 2,31

Социально-экономическая ситуация в округе стабильна.

По уровню развития экономики Ненецкий автономный округ относится к числу лидеров, наряду с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, Тюменской и Московской областями, Краснодарским краем, Республикой Татарстан и Ямало-Ненецким автономным округом.

По материалам, представленным Правительством Российской Федерации 4 июня 2014 года «Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2013 года с учетом динамики показателей за 3-летний период», отмечено снижение уровня и динамики социальных показателей по Ненецкому автономному округу.

Основные социально-экономические проблемы, требующие скорейшего решения:

- отсутствие развитой инфраструктуры (дороги, жилищно-коммунальная инфраструктура в городе и в сельских населенных пунктах);

- монопрофильная структура экономики региона.

Задачи экономической политики Ненецкого автономного округа на ближайшие годы:

- создание условий для диверсификации экономики округа;

- привлечение частных инвестиций в экономику региона;

- создание дополнительных рабочих мест, обеспечение занятости населения в сельской местности, повышение качественного уровня трудовых ресурсов в регионе;

- развитие социальной и транспортной инфраструктуры региона;

- обеспечение качества жизни населения: строительство жилья, повышение качества оказываемых услуг в сфере образования и здравоохранения, безопасность проживания;

- реализация комплекса программ направленных на расширение морского порта Нарьян-Мар на реке Печора (реконструкция причалов, тыловых площадок, операционной акватории, подходного канала);

- строительство универсального и специализированных перегрузочных комплексов для перевалки грузов в районе поселка Индига на побережье Баренцева моря.

Все эти стратегические задачи поставлены перед региональными органами власти, прежде всего, Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина, и результатом их реализации должно стать комплексное развитие экономики округа, повышение его инвестиционной привлекательности с учетом геополитических интересов России. В целях улучшения качества жизни в соответствии с Указом Президента Российской Федерации вся территория Ненецкого автономного округа вошла в Арктическую зону Российской Федерации.

Основной сложностью реализации указанных выше проблем являлось отсутствие у окружных властей в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий на осуществление финансового обеспечения данных проблем.

Для решения задачи по обеспечению населения комфортным жильём и повышение качества жилищно-коммунальных услуг реализуется государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Ненецкого автономного округа» с общим объемом финансирования до 2024 года 15,5 миллиардов рублей.

С января 2015 года появится возможность в полном объеме осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Это позволит осуществить проекты, направленные на развитие транспортной системы региона - строительство автомобильных дорог Нарьян-Мар-Усинск, Нарьян-Мар-Индига и реконструкция городских автодорог с учётом строительства «объездной дороги» с мостовым переходом Нарьян-Мар-посёлок Искателей.

По строительству дороги Нарьян-Мар-Усинск: есть положительная виза Президента РФ о том, что до 30.09.2014 профильные министерства и федеральные органы власти должны представить конкретные предложения по включению средств на указанные мероприятия в федеральный бюджет на условиях софинансирования.

В настоящее время идет подготовка Указа Президента Российской Федерации о передаче морского порта в городе Нарьян-Мар из федеральной собственности в региональную. Инфраструктура порта на сегодняшний день морально и физически устарела. Тре-

буется ремонтировать причалы, покупать новые краны, приводить в порядок административное здание и саму территорию порта, проводить дноуглубительные работы [3].

Планируется проработать вопрос по дноуглублению реки Печора до города, совместно с коллегами из Республики Коми, а специалисты из НАО, в свою очередь, от порта до «приемного буя», чтобы иметь возможность захода в акваторию крупнотоннажных судов. На сегодняшний день тоннаж ограничен тремя тысячами тонн.

Капитальное дноуглубление и работы по расширению портов (рисунок 2) имеют огромное экономическое значение, поскольку развитие мировой торговли заставляет порты увеличивать свою пропускную способность. Это ведёт либо к углублению акваторий портов и существующих подходных каналов, что позволяет принимать более крупные торговые суда, либо к строительству совершенно новых портов. Большая часть новых портов проектируется из расчёта постоянно увеличивающихся потребностей в сырье и объёмах международной торговли. Для оборота основных сырьевых материалов, например, угля, железной руды и основных металлов, а также для торговли нефтью и газом, по всему миру строятся специальные новые порты [4].

Рисунок 2 - Капитальные дноуглубительные работы

В целях обеспечения регионального развития на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге от имени Ненецкого автономного округа подписано соглашение с крупнейшей мировой нефтяной компанией «Роснефть», которое определяет инфраструктурное развитие округа на ближайшее десятилетие. В связи с этим появляется возможность стать одной из площадок выхода на Северный морской путь. Использование климатических возможностей Баренцева моря делает перспективным строительство морского порта в посёлке Индига.

Рисунок 3 - Ремонтные дноуглубительные работы

Ремонтные дноуглубительные работы представляют собой наиболее часто встречающиеся работы по углублению дна (рисунок 3). Для выполнения таких работ требуется специальное оборудование, состоящее из разнообразных современных самоотвоз-ных трюмных рефулерных земснарядов с волочащимися грунтоприемниками, что позволяет проводить ремонтные дноуглубительные работы даже на мелководье.

Специальные работы для компаний нефтегазового сектора предусматривают проведение дноуглубительных работ в прибрежной зоне для выходов морских трубопроводов на берег, включая устройство кофердамов, отсыпку камнем и выравнивание морского дна для укладки трубопроводов, заглубление нефтяных и газовых трубопроводов в траншеях на морском дне, обратную засыпку трубопроводов гравием и камнем, стабилизацию буровых установок посредством отсыпки камнем и балластировки, и выемку грунта для так называемых «Glory Holes» - глубоких открытых воронок.

Специфические требования проектов по добыче нефти и газа на шельфе (рисунок 4) требуют использования особого оборудования, что позволяет вести работы на глубине до 155 м - фрезерные земснаряды для разработки скальных грунтов, суда с системой динамического позиционирования для боковой отсыпки камня и одноковшовые штанговые земснаряды экскаваторного типа.

Строительство морского порта в поселке Индига вошло в реестр инвестпроектов

Ненецкого автономного округа, утвержденный распоряжениями управления экономического развития региона. Инициатор проекта - Управление международных и межрегиональных связей, информации и массовых коммуникаций Ненецкого автономного округа. Инвестор проекта и объем финансирования пока не определены.

В реестр включено и строительство железной дороги Сос-ногорск-Индига, а также автомобильной дороги Нарьян-Мар-Усинск, которая обеспечит НАО круглогодичную связь с автодорожной и железнодорожной сетью России. Инициатор проекта - Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа. Объем финансирования - 5 млн 197 тыс. руб. Срок окупаемости - 11 лет [5].

В ходе проведения Международного инвестиционного форума в Сочи 19 сентября 2014 года Администрация Ненецкого автономного округа, ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Ненецкая нефтяная компания» заключили соглашение о сотрудничестве при реализации инвестиционных проектов по строительству универсального и специализированных перегрузочных комплексов для перевалки грузов в перспективном морском порту Индига и реконструкции морского порта Нарьян-Мар.

Документ подписали первый заместитель главы Администрации Ненецкого автономного округа Евгений Алексеев, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко и генеральный директор ОАО «Ненецкая нефтяная компания» Владимир Хвиюзов.

Рисунок 4 - Работы на шельфе

В рамках данного соглашения его участники намерены осуществлять взаимное сотрудничество на период разработки декларации о намерениях инвестирования в реконструкцию причалов, тыловых площадок, операционной акватории, подходного канала на реке Печора в морском порту Нарьян-Мар, а также строительство универсального и специализированных перегрузочных комплексов для перевалки грузов в районе поселка Индига в Ненецком автономном округе, на побережье Баренцева моря.

По результатам согласования Росморречфлотом декларации о намерениях инвестирования в указанные проекты, стороны заключат соглашение, определяющее порядок взаимодействия сторон при проектировании и последующем строительстве соответствующих объектов, а также размер и порядок финансирования соответствующих работ [6].

Подписание данного соглашения позволит увеличить объемы ввозимых и вывозимых товаров, экспорт нефти и природного газа.

Несмотря на введенные в отношении РФ санкции в округе продолжается активное освоение месторождений, а в ближайшие годы планируется нарастить объемы добычи нефти и газа на шельфе Баренцева и Карского морей, примыкающих к территории НАО. Поэтому строительство порта в пос. Индига подтолкнет развитие нефтегазового комплекса всего Ненецкого автономного округа.

Литература:

1. Региональный портал Ненецкого АО. URL: http://www.info83.ru/

2. Информационный портал. URL: FineFinance.ru

3. Сайт ФГУП «Росморпорт». URL: http://www.rosmorport.ru/news.html?id=3148

4. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом: монография / В.К. Виттенбек, О.В. Романченко, В.А. Шумаев. М.: ЗАО «Новые технологии», 2013. 128 с.

5. Портал органов государственной власти Ненецкого автономного округа.

6. Сайт Информационного агентства Двина-Информ. URL: http://www.dvinainform.ru/economy/2014/07/29/26557.html

Perspectives of external economic development of north seaports: case of Nenets Autonomous Okrug

Olga Viktorovna Romanchenko, Head of the faculty of Economics and Finance, Moscow Witte University

Yulia Vasilievna Pokidysheva, senior lecturer of the Department of Urban Economics, Moscow Witte University

The article is devoted to the issues of economic development of Nenets Autonomous Okrug and perspectives of solutions to these problems by Federal Public Programmes. The article is also devoted to the social and economic important issues of the region: housing development, road construction, development of sea ports.

Keywords: district, city, investment climate, economic policy, dredging, seaport, mutual partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.