Научная статья на тему 'Перспективы внедрения традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов в практику охраны окружающей среды и рационального природопользования'

Перспективы внедрения традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов в практику охраны окружающей среды и рационального природопользования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1155
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Никитчук Ксения Леонидовна

Предлагается рассмотреть взаимодействие общества и природы с позиции традиционного природопользования коренных малочисленных народов, где главным инструментом являются традиционные экологические знания, роль которых была признана на Конференции ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В результате сформулированы рекомендации о возможности их использования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно: экологический мониторинг и экспертиза, сохранение видового разнообразия, особо охраняемые природные территории, экологическое образование и просвещение, туризм. Представлен механизм внедрения традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов при принятии управленческих решений в сфере управления природопользованием. Отмечается, что изучение, использование и распространение традиционных знаний должно проводиться для каждого региона в отдельности, т.к., во-первых, природные условия территорий различны, а, во-вторых, специфика этноса позволяет выявлять уникальные знания коренных малочисленных народов, сохранившиеся до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Никитчук Ксения Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов в практику охраны окружающей среды и рационального природопользования»

УДК 911.8 ББК 20.18

К.Л. Никитчук

перспективы внедрения традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов в практику охраны окружающей среды и рационального природопользования

Предлагается рассмотреть взаимодействие общества и природы с позиции традиционного природопользования коренных малочисленных народов, где главным инструментом являются традиционные экологические знания, роль которых была признана на Конференции ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В результате сформулированы рекомендации о возможности их использования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно: экологический мониторинг и экспертиза, сохранение видового разнообразия, особо охраняемые природные территории, экологическое образование и просвещение, туризм. Представлен механизм внедрения традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов при принятии управленческих решений в сфере управления природопользованием. Отмечается, что изучение, использование и распространение традиционных знаний должно проводиться для каждого региона в отдельности, т.к., во-первых, природные условия территорий различны, а, во-вторых, специфика этноса позволяет выявлять уникальные знания коренных малочисленных народов, сохранившиеся до настоящего времени.

Ключевые слова:

охрана окружающей среды, рациональное природопользование, традиционные экологические знания.

Никитчук К.Л. Перспективы внедрения традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов в практику охраны окружающей среды и рационального природопользования // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 1. - С. 87-91.

© Никитчук Ксения Леонидовна - старший преподаватель, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск; e-mail: k.nikitchuk@yandex.ru

В настоящее время из-за происходящих социальных и технологических процессов ежедневно увеличивается негативное воздействие на окружающую природную среду. В результате научное и политическое сообщества особое внимание стали уделять поиску решений по оптимизации взаимодействия общества и природы, от результатов которого зависит будущее всего человечества [5]. Ответственное отношение к природе является неотъемлемой составляющей этнической культуры коренных малочисленных народов Севера. По определению Л.Н. Гумилева, этнос представляет собой коллектив людей, естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения, который устанавливает своеобразные отношения с географической средой и ландшафтной сферой своего ареала и, как результат, участвует в прогрессивном общественном развитии человечества, при этом поддерживая контакт с природой [2]. По мнению В.В. Рудского и В.И. Стурмана, проблема устойчивого развития региона как ареала обитания определенного этноса (или этносов) будет решена в случае, если к ней будут подходить с позиций мировосприятия данного этноса, его культурного и природного наследия, весьма осторожно используя опыт других стран и народов.

Поэтому важнейший аспект в понимании данной концепции связан с осознанием понятия «место». Как отмечают авторы, во-первых, повышается роль территориального, комплексного аспекта в природопользовании, а территория рассматривается наиболее широко - как совокупность экономических, социальных, культурных, духовных, экологических и других особенностей, конкретизированных в пространственно-временном отношении; во-вторых, подчеркиваются духовные, культурные начала в решении проблем природопользования, бережное отношение к традициям природопользования, опыту других народов и прошлых цивилизаций, а значит, необходимость оценок рационального природопользования каждого народа и цивилизации только с учетом исторического и духовного опыта его развития» [7].

В.Е. Борейко выделяет четыре основных вида народных традиций:

- утилитарные - основываются на получении прямой пользы человеку;

- религиозные - предполагают покло- ^ нение духам, тотемам, божествам; ^

- экологические - отражают гармонизацию существования человека с окружа- ° ющей природой на основе традиционных экологических знаний;

- этические - демонстрируют проявление добра, справедливости, симпатии, жалости и любви по отношению к животным, растениям, природе в целом, и не имеющие какой-либо прямой пользы для человека [1].

По нашему мнению, особое внимание должно уделяться экологическим традициям, вобравшим в себя культуру гармоничного существования человека в природе на основе сформированных и адаптированных столетиями традиционных экологических знаний. Следовательно, бережное отношение человека к природе целесообразно рассматривать с позиции традиционного природопользования коренных малочисленных народов, где главным механизмом должны выступать их традиционные экологические знания, роль которых была признана еще во время проведения Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В результате актуальным становится разработка и внедрение мер по сохранению природной среды на основе этнокультурной специфики местности - опыт коренных малочисленных народов, чье природопользование не противоречит глобальным биосферным закономерностям и основывается на бережном (щадящем) отношении к природе.

В настоящее время отсутствует единое и общепринятое определение термина «традиционные (экологические) знания», т.к. исследователи данное понятие трактуют с разных позиций. Ch. Antweiler замечает, что в научном сообществе имеется 23 терминологических вариаций понятия «традиционные экологические знания» [8]. На наш взгляд, проблемное поле здесь создается из-за слияния в данном определении разных сфер жизнедеятельности коренных народов: от культуры, истории, этнографии до экологии, географии, экономики и т.п.

Согласно Конвенции о биологическом разнообразии, традиционные знания есть знания, нововведения местных и коренных общин во всем мире, развитое в результате опыта, сформированного на протяжении многих столетий, и приспособленное к местной культуре и окружающей среде, традиционные знания передаются традиционных путем от поколения к поколению ... в форме историй, песен, фольклора, пословиц, культурных ценностей, верований, ритуалов, законов общины, местного языка...[3]. В данной статье традиционные экологические знания понимаем как знания об окружающей среде, проистекающих из опыта традиционной культуры и природопользования определенной группы коренного населения, чьи образ жизни и практическая деятельность

тесно связаны с использованием ресурсов живой природы [6].

Международным Союзом охраны природы выделено 5 признаков «ощутимых благ традиционных экологических знаний» [4]:

- они могут давать новое экологическое понимание;

- правила, разработанные для управления ресурсами и усиленные социальными и культурными нормами, позволяют использовать их как управленческий инструмент;

- применение знаний может быть эффективным в управлении особо охраняемыми природными территориями, когда их структура позволяет продолжать традиционное природопользование и при этом получать пользу от охраны природы, а также в экологическом образовании;

- коренные народы своими знаниями о ресурсах и природных системах способны повысить успешность развития особо охраняемых природных территорий;

- традиционные экологические знания о местных ресурсах полезны при оценке воздействия на окружающую среду.

В настоящее время типизацию традиционных экологических знаний принято рассматривать на основе традиционного природопользования коренных малочисленных народов. При этом в любую классификацию включены фактические данные, основанные на непосредственных наблюдениях, достоверность которых всегда может быть проверена, а также ценностные ориентиры, которые принимаются во внимание при управлении ресурсами, оценке наносимого ущерба с целью предотвращения нарушения баланса в системе «природа-человек». Рассмотрим более подробно некоторые из них.

О.А. Мурашко классифицирует на основе хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов различные виды традиционных знаний [4]:

- о способах использования природных ресурсов и форм хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство, речной, озерный и морской зверобойный промысел, мясная и пушная охота, собирательство дикорастущих растений);

- о территориях с биологическими ресурсами (популяции животных, виды и свойства культурных и дикорастущих съедобных и лекарственных растений);

- об особенностях хозяйственного освоения различных территорий, а также природно-климатических зон;

- о традиционной системе самоуправления, обеспечивающей долговременность использования возобновляемых природных ресурсов посредством передачи эко-

логически и этнически значимой информации, таких как традиционный хозяйственный календарь, способы лова, период сбора и обработки продукции, навыков в изготовлении орудий труда и предметов домашнего обихода, промысловых запретов, системы изъятий из хозяйственного оборота участков территории в виде священных, запретных для посещения зон, формы распределения угодий и продукции, домашние ремесла, правила воспитания детей.

В проекте «Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия на территории полуострова Таймыр, Россия: поддержание взаимосвязи ландшафтов» выделено три основных типа данных, получаемых от коренного населения в качестве традиционных экологических знаний [6]:

S-data (systemdata) - объективные данные (наблюдения в природе). Применяются для естественнонаучных исследований: зоологических, ботанических, климатических, ландшафтно-экологических и др. Эти знания коренного населения об окружающей природной среде могут быть интерпретированы учеными с точки зрения современной научной проблематики.

P-data (perceptiondata) - субъективные данные, отражающие особенности восприятия окружающего мира коренным населением с точки зрения его традиционной культуры. Эти данные в большинстве случаев используются для гуманитарных исследований, т.к. отражают иную модель мировосприятия, свойственную человеку традиционного общества и отличную от научной картины мира.

T-data (traditionaltechnologies - know-how) - традиционные технологии - комплекс практических знаний и навыков, дающих возможность человеку традиционного общества существовать в окружающей его природной среде - кормящем ландшафте (рис. 1).

Подтипы рассмотренных видов традиционных экологических знаний отражают следующее содержание:

- фактические сведения о природной среде - эмпирические наблюдения за животными, погодой и др.;

- сведения о биоресурсопользовании (охоте, рыболовстве, оленеводстве и др.): местах, сроках, способах и количестве используемых биоресурсов;

Рис. 1. Типизация традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов (составлена автором по проекту «Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия на территории полуострова Таймыр, Россия: поддержание взаимосвязи ландшафтов», 2012).

- ценностные ориентации и императивы, регулирующие экологическое поведение коренного населения;

- традиционные представления о природе и месте в ней человека, возникшие, как правило, на традиционной мифологической основе;

- топонимика; названия животных, растений, явлений погоды, типов снежного покрова и т.д. [6].

Отметим, что изучение и использование традиционных знаний должно быть ориентировано на каждый регион в отдельности, т.к. во-первых, существенно могут отличаться условия природной среды данной местности, а, во-вторых, присутствие специфических черт каждого этноса в отдельности. Следовательно, для сохранения устойчивого природопользования на территории региона необходимо выработать оптимальные сбалансированные условия, при которых будет обеспечено воспроизводство и охрана природно-ресурсного потенциала, т.е. гармонизация взаимоотношений общества и природы за счет развития хозяйственной деятельности в пределах экологической емкости биосферы.

Из рис. 2 видно, что традиционные экологические знания могут применяться при проведении экологической экспертизы, т.е. для установления соответствия документов по реализации какой-либо хозяйственной или иной деятельности в местах проживания коренных народов. Мониторинг окружающей природной среды предполагает проведение в установленные сроки (квартал, месяц, год и др.) комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды в экосистемах. Данные такого рода позволяет передавать качественную и истинную информа-

о

о

3 ю О

Рис. 2. Сферы использования традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов.

цию в научные и управленческие структуры с целью дальнейшего их анализа.

В результате предлагается использовать традиционные экологические знания при создании особо охраняемых природных территорий. Знание коренных народов природных условий данных участков местности позволит описать ландшафт территорий, рекреационные ресурсы, тем самым оптимизируя работу по сбору информации. В дальнейшем малые народности могут быть наделены полномочиями общественных инспекторов для проведения рейдовых осмотров территорий с целью выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Это, на наш взгляд, будет способствовать сохранению природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Особое внимание должно уделяться традиционным экологическим знаниям малочисленных народов при работе Координационных экологических советов, когда на заседаниях принимаются решения по выделению рыбопромысловых участков для любительского и промышленного рыболовства, а также охотничьи угодья; предлагаются схемы контроля за лесозаготовками на арендованных площадях. Традиционные экологические знания также могут применяться при разработке документов по сохранению видового биологического разнообразия, а именно для определения сроков охоты, орудий лова, видов и объемов рыбных и охотничьих ресурсов.

Приоритетным направлением является развитие экологического туризма. На наш взгляд, роль коренных малочисленных народов здесь колоссальна: они могут выступать и в качестве гидов по местности, и в качестве принимающих сторон, и в качестве «учителей» по выживанию в условиях сурового климата. Предполагается, что

турист попадает в абсолютно изолированную от индустрии среду и приспосабливается к жизни внутри природы. Такой подход, во-первых, позволит туристу познать окружающую среду во всем ее многообразии: познакомиться с новыми биологическими ресурсами (животный и растительный мир), овладеть орудиями лова, проанализировать табу и ограничения при ведении хозяйственной деятельности. Для малых народностей такой подход позволит сохранить свою самобытную культуру и развивать традиционное природопользование на территориях, унаследованных от их предков.

Особое значение должно уделяться формированию экологической культуры населения на основе включения традиционных экологических знаний в процесс образования и просвещения. Именно их экологическое сознание, мышление, поведение позволят описать взаимодействие с природой не с точки зрения потребителя, а с позиции индивида природной среды.

Для того, чтобы данные аспекты могли учитываться в практике управления природопользования, необходимо разработать механизм включения традиционных экологических знаний в этот процесс (рис. 3).

Из рис. 3 видно, что для включения традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов в сферу принятия управленческих решений в местах их проживания, необходимо четко сформулировать задачи, направленные на решение проблемы. В этот процесс необходимо вовлечь не только научное, бизнес-сообщество и административное управление, но и представителей малых народностей, владеющих знаниями неистощительного природопользования. Следовательно, тогда поставленная задача может решаться с разных позиций. Главное условие - это обоснование выдвигаемых решений и рассмотрение рисков с целью предотвращения экологического ущерба природной среде. Далее коллегиально принимается решение и отдается на экспертизу (надзорные и контролирующие органы) с целью оценки качества принятого решения. При успешном ее прохождении принимается положительное заключение; в случае отказа проводится установочное совещание о причинах отклонения и определяется дальнейшее направление по решению данного вопроса. Такой подход, на наш взгляд, будет способствовать вовлечению коренных малочисленных народов

Задача

Комиссия

t Научное сообщество

1 +

кмнс

V Административный аппарат

\ Бизнес-

сообщество

Экспертиза (контроль принятия решений)

Обсуждение и обоснование

Риски

Принимаемое решение

Определение причины отклонения

Результат

Рис. 3. Механизм включения традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов при принятии управленческих решений в сфере управления природопользованием.

2. Подготовка нормативно-правовых документов, а также региональных программ в области сохранения видового биологического разнообразия; в определении видов, объемов, сроков добычи объектов животного мира и водных биологических ресурсов; при распределении участков для любительского и промышленного рыболовства.

3. Проведение мониторинга состояния окружающей среды на определенной территории с целью оценки степени ее изменений с учетом интеграции традиционных

в управление экосистемами, а также интеграции научных знаний с традиционными. В отдельных случаях, это позволит экономить средства на постоянное проведение полевых экологических исследований.

Как итог сказанного могут быть сформулированы рекомендации по применению традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов в сфере охраны окружающей среды, управления природопользованием, развития экологического туризма, а также идей экологического образования и просвещения для регионов.

1. Со-менеджмент земельными и природными ресурсами: управление особо охраняемыми природными территориями в местах проживания коренных малочисленных народов; разработка региональных программ рационального природопользования земельными и природными ресурсами.

Список литературы:

[1]

Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику / 3-е изд. - Киев: Изд-во Киевский эколого-культурный центр, 2003. - 228 с.

[2] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 33 с.

[3] Конвенция о биологическом разнообразии. - 1992. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. lesozavod2.ru/downloads/fsc/konv_o_biolog_raznoobr.pdf

[4] Мурашко О.А. Значение традиционных знаний для устойчивого развития коренных народов: пособие по сбору, документированию и применению традиционных знаний для организаций коренных народов. - М.: 2007. - 60 с.

[5] Никитчук К. Л. Традиционные экологические знания коренных малочисленных народов в контексте коэволюционного развития общества и природы // Проблемы региональной экологии. - 2015, № 1. - С. 99-101.

[6] Проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия на территории полуострова Таймыр, Россия: поддержание взаимосвязи ландшафтов». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.ethnoexpert.ru/ru/undp-taimyr.html

[7] Рудский В.В., Стурман В.И. Основы природопользования: учебное пособие для студентов вузов. -М.: Аспект Пресс, 2007. - 271 с.

[8] Antweiler Ch., Mersmann Ch. Local Knowledge and Cultural Skills as Resources for Sustainable Forest Development. - Eschborn: BNZ, Germany, 1996. - 50 p.

экологических знаний коренных малочисленных народов и научных знаний.

4. Образовательные процессы в средней и высшей школе, центрах дополнительного образования с привлечением к участию представителей коренных малочисленных народов.

5. Приглашение представителей малых народностей в состав Координационных экологических советов для участия в принятии решений по итогам заседания.

6. Развитие экологического туризма в местах проживания коренных малочисленных народов.

Такой подход, во-первых, позволит развивать традиционное природопользование малых народностей на территории региона; во-вторых, сохранять уникальность этнического состава региона; в-третьих, организовать устойчивое природопользование, способствующее со-развитию общества и природы.

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.