Научная статья на тему 'Перспективы создания валютного союза и введения единой валюты в рамках ССАГПЗ'

Перспективы создания валютного союза и введения единой валюты в рамках ССАГПЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА / THE COUNCIL OF COOPERATION BETWEEN ARAB STATES OF THE PERSIAN GULF / МОНЕТАРНАЯ СТАТИСТИКА / MONETARY STATISTICS / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / CURRENCY UNION / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохшукаев Ибрагим Имранович

В статье дается анализ введения единой валюты в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Предполагается, что единая валюта позволит странам ССАГПЗ активизировать интеграционные процессы, снизить издержки во взаимной торговле, а также сократить зависимость национальных финансовых систем от глобальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the introduction of the common currency within the frames of the Council of Cooperation between Arab States of the Persian Gulf. It is supposed that such a currency could allow these states to intensify integration processes and cut costs in mutual trade. At the same time it could decline the dependence of national finance systems on global processes.

Текст научной работы на тему «Перспективы создания валютного союза и введения единой валюты в рамках ССАГПЗ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

И. И. Дохшукаев

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ВАЛЮТНОГО СОЮЗА И ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ В РАМКАХ ССАГПЗ

В статье дается анализ введения единой валюты в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Предполагается, что единая валюта позволит странам ССАГПЗ активизировать интеграционные процессы, снизить издержки во взаимной торговле, а также сократить зависимость национальных финансовых систем от глобальных процессов.

Ключевые слова и словосочетания: Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, монетарная статистика, валютный союз, финансовая система.

Во время 29-го саммита стран - членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который проходил в Маскате в декабре 2008 г., было принято решение о создании валютного союза и введении единой валюты, которая придет на смену шести национальным валютам государств «Шестерки». Первоначально страны - члены ССАГПЗ планировали ввести единую валюту с 1 января 2010 г. Предполагалось вначале ввести ее в качестве виртуальной валюты, а несколько позже осуществить переход к полноценной валюте.

Необходимо отметить, что цель введения единой валюты была заявлена уже в момент создания данного интеграционного блока. В статье 22 Единого экономического соглашения, принятого в июне 1982 г., говорится: «Страны-участницы должны стремиться к согласованию своей финансовой, денежной и банковской политики, что предполагает усиление сотрудничества денежно-кредитных организаций, центральных банков и включает введение единой валюты в целях содействия экономической и политической интеграции»1.

7 июня 2009 г. представители четырех стран - участниц ССАГПЗ - Бахрейна, Катара, Кувейта и Саудовской Аравии - подписали соглашение о создании валютного союза, однако дальнейшую реализацию этой идеи пришлось отложить в связи с отказом Омана и ОАЭ от участия в валютном союзе стран Персидского залива. ОАЭ объяснили свой отказ несогласием с решением стран - членов Совета сотрудничества разместить Центральный банк Залива в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, в то время как Эмираты первыми официально еще в 2004 г. заявили о своей готовности принять ЦБ Залива в Абу-Даби. Ранее об отказе войти в союз в указанные сроки заявил султанат Оман, который традиционно занимает осторожные позиции в своем политическом курсе и экономическом развитии.

1 Цит. по: Бяшарова А. Р. Развитие экономической интеграции между арабскими государствами : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2006. - С. 127.

Естественно, несогласие Омана и ОАЭ присоединиться к валютному союзу было серьезным ударом по проекту, ослабляющим монетарное единство ССАГПЗ, но, как ожидается, оно не повлияет на планы создания этого союза, которое теперь ожидается в 2013 г.

В настоящее время функции Центрального банка Персидского залива возложены на Валютный совет Залива, основанный в 2007 г. для выполнения задач, связанных с усилением интеграции ССАГПЗ и подготовкой к созданию единой валютной зоны. Создание единого валютного совета рассматривается руководством шести стран в качестве очередного шага на пути формирования единой для «Шестерки» финансовой системы. Также предполагается, что единая валюта позволит странам Персидского залива активизировать интеграционные процессы, снизить издержки во взаимной торговле, а также сократить зависимость национальных финансовых систем от глобальных процессов.

Ожидается, что новая расчетная единица халиджи сначала будет привязана к доллару США, а позднее - к корзине валют и будет чем-то наподобие евро. Правильный выбор состава корзины валют позволит в значительной степени сгладить колебания халиджи и уменьшить степень подверженности ассиметричным рискам в глобальном масштабе, что особенно важно для экс-портоориентированных сырьевых экономик стран ССАГПЗ.

Предполагается, что доллар США как наиболее распространенная валюта современных международных расчетов, в том числе и для стран «Шестерки», станет основой корзины. Выбор данной валюты можно еще обосновать и тем, что в ней торгуется и котируется наибольший объем нефтяных контрактов, а также рассчитывается цена на нефть на спот-рынке. В качестве остальных составляющих корзины целесообразно было бы ввести наиболее ликвидные валюты крупнейших экономик мира, такие, как евро и японская иена. Их выбор подкрепляется и тем, что данные валюты являются денежными единицами экономик регионов, с которыми ведут взаимную торговлю страны ССАГПЗ. Причем, например, по мнению аналитика инвестиционного банка Morgan Stanley Стефана Джена, американская валюта должна доминировать в корзине, а евро и иена - находиться в равных пропорциях, составляя тем самым соотношение 70:15:15х. С другой стороны, странам Совета сотрудничества разумнее было бы отказаться от привязки их будущей валюты к доллару США, так как она негативно сказывается на экономике стран региона. В большей степени ее отрицательное влияние нашло свое отражение в период глобального финансового кризиса, вызвав значительный рост инфляции и другие последствия.

Что касается выбора между политикой ограниченно плавающих и свободно плавающих курсов, то на данный момент более предпочтителен первый вариант, так как ввиду высокой степени зависимости от состояния мировой конъюнктуры данным странам будет проще избежать макроэкономических шоков, проводя плавную корректировку валютного курса в зависимости от макроэкономической конъюнктуры. Однако введение свободно плавающих валютных курсов может снизить издержки государственного контроля, но

1 Jen St. A 70:15:15 Currency Basket Numeraire for the GCC // Morgan Stanley. - 2008. - January 25.

116 Вестник РЭУ • 2012 • № 9

серьезное внимание этому аспекту стоит уделить только после значительного снижения доли углеводородов в ВВП и во внешней торговле стран ССАГПЗ. В настоящее время в государствах - членах «Шестерки» нет соответствующих подходящих условий для введения плавающих курсов, так как это потребовало бы большей свободы доступа иностранных инвесторов на финансовые рынки для обеспечения достаточной ликвидности данных инструментов.

В качестве базовых правил для принятия в члены валютного союза стран ССАГПЗ Генеральный секретариат Совета сотрудничества провозгласил критерии вхождения в Европейский валютный союз (маастрихтские критерии). Они заключаются в следующем:

- дефицит бюджета страны должен быть менее 3%;

- долг публичного сектора не должен превышать 60% ВВП;

- запасов иностранной валюты в стране должно быть достаточно для покрытия как минимум 4-месячной потребности в импорте;

- процентные ставки не должны превышать ставки в 3 странах с наименьшим их уровнем более чем на 2%;

- ставка инфляции не должна превышать среднюю ставку 6 стран более чем на 2%:.

Основываясь на данных монетарной статистики стран ССАГПЗ за 2010 г. (таблица), проведем анализ соответствия стран «Шестерки» вышеизложенным критериям.

Монетарная статистика стран ССАГПЗ в 2010 г.*

Страна Профицит бюджета, % ВВП Долг публичного сектора, % ВВП Запасы иностранной валюты и золота, млрд долл. Импорт, млрд долл. Ставка РЕПО, % Ставка инфляции, %

Бахрейн 7,4 29,6 4,9 10,14 2,8 1,95

Катар 14,0 6,0 16,8 22,00 5,6 -2,43

Кувейт 31,9 7,2 10,6 22,40 3,8 4,02

ОАЭ 16,5 22,4 67,4 180,73 1,0 6,40

Оман 10,3 2,4 11,1 18,16 3,6 3,20

Саудовская Аравия 11,7 17,7 49,4 103,63 2,0 5,34

* Составлено по данным UNCTADstat, МВФ и Центральных банков стран ССАГПЗ: URL: http://www.bma.gov.bh, http://www.qcb.gov.qa, http://www.cbk.gov.kw, http://www.centralbank.ae, http://www.cbo-oman.org, http://www.sama.gov.sa

В целом страны - члены ССАГПЗ отвечают всем указанным выше критериям. Для всех стран «Шестерки» в 2010 г. был характерен профицит бюджета. Долг публичного сектора не превысил 60% ВВП, колеблясь в пределах от 30 до 2% ВВП. Средняя ставка инфляции составляла 4,2%. Среди стран

1 Hanna D. A New Fiscal Framework for GCC Countries ahead of Monetary Union // Chatham House Briefing Paper. - 2006. - May. - P. 4.

ССАГПЗ только ОАЭ превосходят ее более чем на 2%, а в Катаре в данный период наблюдалась дефляция -2,43%. Также монархии ССАГПЗ обладают достаточными запасами иностранной валюты и золота, которые способны с избытком покрыть потребности этих стран в импорте.

Принимая во внимание тот факт, что маастрихтские критерии вхождения в валютный союз разрабатывались для европейских стран, которые не обладают столь схожей структурой народного хозяйства и в большей степени подвержены асимметричным рискам, данные требования по отношению к странам ССАГПЗ есть смысл смягчить. Кроме монотоварного характера, интеграцию данных стран значительно упрощает приблизительно одинаковая степень открытости их экономик и мобильность рабочей силы, чью миграцию также упрощает арабский язык, присущий всем странам Совета сотрудничества. Таким образом, даже по состоянию на сегодняшний день аравийские монархии Персидского залива в большей степени готовы к введению единой валюты, нежели чем Евросоюз в его нынешнем составе.

Целесообразность введения единой валюты в странах - членах ССАГПЗ можно охарактеризовать при помощи SWOT-анализа, который позволяет сопоставить преимущества и недостатки, а также дополнительные факторы, свойственные данному региону и способные оказать влияние на народное хозяйство стран Совета сотрудничества.

Анализируя данные SWOT-анализа, можно сделать вывод, что валютная форма интеграции стран «Шестерки», предполагающая введение единой валюты и единого центрального банка региона, несет в себе больше положительных эффектов, нежели отрицательных. Однако одной из угроз, которые могут встать перед ССАГПЗ, является замедление либерализации экономик стран-членов, что может получить свое отражение прежде всего в кризисе долгосрочных инфраструктурных проектов, а также в снижении потоков взаимных инвестиций. Но в данном случае поддержание разумной степени открытости позволит государствам - членам Совета сотрудничества распределять доходы от экспорта энергоносителей с максимальной отдачей и сохранить большую часть резервов на случай непредвиденных ситуаций как в экономике арабского региона, так и в мире в целом. Использование согласованной таможено-тарифной политики во внешней торговле будет способствовать развитию конкуренции в странах Персидского залива.

Список литературы

1. Сосин М. Перспективы введения единой валюты странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива // Экономические науки. - 2009. - № 1.

2. Шкваря Л. В. Предпосылки региональной экономической интеграции арабских стран // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2005. - № 2 (6).

3. Jen St. A 70:15:15 Currency Basket Numeraire for the GCC // Morgan Stanley. - 2008. - January 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.