Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования порядка представления в финансовой отчетности информации, характеризующей эффективность деятельности экономического субъекта'

Перспективы совершенствования порядка представления в финансовой отчетности информации, характеризующей эффективность деятельности экономического субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уланова И.Н.

Важным фактором роста экономического потенциала России выступает сбалансированное развитие экономики. Преобразования в системе экономических отношений, осуществляемые с конца1980-х начала1990-х гг., вызвали развитие различных организационно-правовых форм существования бизнеса, включая единоличное владение, партнерство и корпорацию. В этой связи информация о степени эффективности управления ресурсами того или иного экономического субъекта дает возможность потенциальным и настоящим инвесторам развивать наиболее прибыльные сферы бизнеса, направляя туда свои финансовые потоки. В условиях дальнейшего развития цивилизованных рыночных отношений задача формирования информационного пространства, призванного обеспечить различных заинтересованных пользователей субъектов этих отношений надежными данными для принятия ими различного рода решений, весьма важна и актуальна. Именно раскрытию этой проблемы и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования порядка представления в финансовой отчетности информации, характеризующей эффективность деятельности экономического субъекта»

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

И. И. УЛАНОВА, кандидат экономических наук Кубанский государственный университет

Важным фактором роста экономического потенциала России выступает сбалансированное развитие экономики. Преобразования в системе экономических отношений, осуществляемые с конца 1980-х - начала 1990-х гг., вызвали развитие различных организационно-правовых форм существования бизнеса, включая единоличное владение, партнерство и корпорацию. В этой связи информация о степени эффективности управления ресурсами того или иного экономического субъекта дает возможность потенциальным и настоящим инвесторам развивать наиболее прибыльные сферы бизнеса, направляя туда свои финансовые потоки. В условиях дальнейшего развития цивилизованных рыночных отношений задача формирования информационного пространства, призванного обеспечить различных заинтересованных пользователей - субъектов этих отношений - надежными данными для принятия ими различного рода решений, весьма важна и актуальна.

В качестве одной из основных характеристик эффективности деятельности коммерческой организации рассматривается прибыль. Как величина, образовавшаяся в результате превышения полученных организацией доходов над понесенными ею расходами, прибыль представляет собой стоимостный показатель рентабельности. Максимизация абсолютной величины прибыли — цель любой коммерческой деятельности. Для сопоставления работы нескольких организаций стоимостных показателей прибыли становится

недостаточно, поскольку эти организации могут различаться размером, объемами деятельности. Ввиду этого при сравнении эффективности деятельности различных компаний применяют относительные показатели — коэффициенты рентабельности, которые позволяют определить долю прибыли в выручке, соотношение себестоимости проданных товаров с доходами, полученными от продаж, и т. п. Для расчета таких показателей в бухгалтерском учете должны быть сформированы данные о размере доходов и расходов, принимаемых в расчет результата деятельности. Раскрытие таких данных в финансовой отчетности обеспечивает заинтересованным пользователям получение информации об эффективности деятельности коммерческой организации, о степени ее привлекательности для инвестиций по сравнению с другими субъектами, действующими на рынке. Носителем данных об успешности работы предприятия является отчет о прибылях и убытках.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) рекомендуют приводить в отчете о прибылях и убытках аналитическую характеристику доходов и расходов, уместную при оценке стабильности, предсказуемости результата при его прогнозировании. Эта информация представляется одним из двух способов. Первый называется методом характера затрат, формат отчета о прибылях и убытках которого выглядит следующим образом:

• поступление от реализации (+);

• затраты на производство;

— материалы (—);

— заработная плата (—);

— амортизация (—);

— прочие затраты (—);

себестоимость запасов готовой продукции и незавершенного производства:

— на начало периода (—);

— на конец периода (+);

• операционный результат от реализации (+) / (-);

• иные доходы и поступления (+);

• иные расходы и убытки (—);

• прибыль до налогообложения (+) / (—);

• налог на прибыль (—);

• чистая прибыль.

При этом методе затраты, призванные обеспечить получение операционного результата, классифицируются по видам (материальные, на оплату труда, на социальное обеспечение, амортизационные отчисления и др.). Общий объем затрат корректируется на изменение запасов готовой продукции и незавершенного производства на начало и конец периода, чтобы увязать доходы и расходы отчетного периода.

Данные, служащие источником информации для оценки эффективности деятельности, могут раскрываться в отчетности методом функций затрат или себестоимости продаж, формат о прибылях и убытках которого выглядит следующим образом:

• поступление от реализации (+);

• себестоимость реализованной продукции (—);

• управленческие расходы (—);

• коммерческие расходы (—);

• операционный результат от реализации (+) / (-);

• иные доходы и поступления (+);

• иные расходы и убытки (—);

• прибыль до налогообложения (+);

• налог на прибыль (—);

• чистая прибыль.

В этом случае расходы классифицируются в зависимости от выполняемых ими функций, т.е. подразделяются на расходы, обеспечивающие производственный процесс (себестоимость проданной продукции, работ, услуг), расходы, возникающие при распространении продукта, и расходы, связанные с организацией работы предприятия (административные расходы). При этом МСФО отдает предпочтение второму методу как наиболее информативному с точки зрения интересов пользователей. По этой причине он

распространен в большинстве учетных систем мира, включая и российскую учетную систему.

Российская практика раскрытия информации в отчете о прибылях и убытках предполагает наличие в отчетной форме нескольких показателей прибыли, характеризующих разные промежуточные итоги деятельности организации: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Они используются для расчета коэффициентов рентабельности продаж, рентабельности активов, рентабельности собственного капитала.

Наряду с названными, важнейшими характеристиками считаются безубыточный объем производства и производственный левередж. Безубыточный объем производства — это стоимость реализации, при которой предприятие не получит прибыли, но и не понесет убытков. Для его определения необходимо владеть информацией о соотношении постоянных и переменных расходов и величине маржинальной прибыли. Основа данных расчетов — маржинальная прибыль определяется путем вычетов из выручки от продаж переменных расходов. Безубыточный объем производства по стоимости (<2ст) подсчи-тывается на основе коэффициента маржинальной прибыли (Кмп), определяемом как отношение маржинальной прибыли (МП) к выручке (В) от реализации:

К = МП/В

МП '

О = р /к

пос' мп

При делении постоянных расходов (Рпос) на коэффициент маржинальной прибыли получают безубыточный объем производства. Сравнивая данный показатель с результатами маркетинговых исследований о емкости рынка, можно сделать вывод о том, стоит ли компании выходить на рынок в данном регионе при заданных ценах и объемах продаж.

Производственный левередж (Л ) позволяет увязать структуру расходов по продажам с динамикой прибыли от продаж и определяется соотношением маржинальной прибыли (МП) и прибыли от продаж (П) по формуле: Л =МП/П.

пр '

Компании с более высоким левереджем (у которых в структуре расходов большую долю занимают постоянные расходы) имеют возможность получать большую динамику прибыли при меньшей динамике выручки, поскольку

увеличение объемов продаж, например в два раза, обеспечивается соответствующим увеличением переменных расходов на производство проданной продукции, товаров, работ, услуг. Постоянные расходы при этом остаются неизменными, что дает дополнительный рост массы прибыли. Эффект левереджа может действовать на результат прямо (положительно) и обратно (отрицательно). При благоприятной конъюнктуре предприятия с высоким левереджем способны обеспечить ускорение темпов роста прибыли, при неблагоприятной — не способны оградить себя от более интенсивного ее сокращения. Таким образом, информация о соотношении постоянных и переменных расходов, об объеме маржинальной прибыли представляет интерес для внешних пользователей и должна быть раскрыта во внешней отчетности.

Правила российской учетной практики предусматривают, что приводимый в отчете о прибылях и убытках показатель себестоимости продаж формируется с учетом не только переменных расходов, но и части постоянных. Такая практика обеспечивается включением в себестоимость проданной продукции, работ, услуг, наряду с затратами, обеспечивающими производственный процесс (прямые затраты на производство видов продукции, затраты на обслуживание и эксплуатацию машин и производственного оборудования), и цеховых затрат (оплата труда управленческого персонала цеха, амортизация зданий цехов и др.). Цеховые затраты согласно

Плану счетов учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы», субсчет 2 «Цеховые расходы» и подлежат списанию на себестоимость производимой продукции в дебет счета 20 «Основное производство». Подобное списание осуществляется пропорционально прямым затратам. В этой связи представляется целесообразным изменить порядок включения данных расходов в себестоимость продаж. Предлагается расходы, учтенные на счете 25, списывать следующим образом. Технологические затраты, связанные с обслуживанием и эксплуатацией машин и оборудования (как условно-переменные), относить на себестоимость производимой продукции с их распределением между остатками незавершенного производства, продукцией на складе, проданной продукцией в разрезе объектов калькулирования. Цеховые расходы как расходы периода списывать на себестоимость продаж в дебет счета 90 «Продажи», что даст возможность в отчете о прибылях и убытках отдельной строкой приводить административные расходы, обеспечивающие функцию управления как предприятия в целом, так и его отдельных цехов. В этом случае внешние пользователи получат информацию о структуре постоянных и переменных расходов, о величине маржинальной (а не валовой, что имеет место в настоящее время) прибыли, которая позволит им с большей точностью рассчитывать риски получения прибыли (убытка) интересующей их компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.