Научная статья на тему 'Перспективы рецепции отечественного опыта сельскохозяйственной потребительской кооперации'

Перспективы рецепции отечественного опыта сельскохозяйственной потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СФЕРА / CONSUMER COOPERATION / AGRICULTURE / AGRARIAN SECTOR / FOOD SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степичева Ольга Александровна, Протасевич Борис Геннадьевич, Путинцев Виктор Вячеславович

В настоящей статье рассматриваются перспективы рецепции отечественного опыта потребительской кооперации. Выявлены исторически обусловленные организационные параметры потребительской кооперации, позволяющие ей реализовать функции обеспечения стабильного поступательного развития сельских территорий, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния кооперативного сектора на социально ориентированном рынке продовольственных товаров, и обеспечения безопасности страны в продовольственной сфере. В соответствии с этим, целью данной статьи является исследование современных исторических условий развития потребительской кооперации как основы эффективного развития сельских территорий. Объектом исследования выступает потребительская кооперация. Предметом исследования являются исторические предпосылки развития новой потребительской кооперации. В ходе исследования были получены следующие результаты. Выявлены основные условия развития новой потребительской кооперации на примере Тамбовской области в следующих аспектах: кризис «старой» потребительской кооперации, коренные проблемы сельского хозяйства, новая потребительская кооперация как форма «поднятия» села, институциональная основа новой потребительской кооперации, конкурентные преимущества новой потребительской кооперации. Ретроспекция потребительской кооперации позволяет сделать вывод, что благодаря объединению в кооперативы мелкие и средние сельхозтоваропроизводители могут повысить конкурентоспособность своей продукции, решив для себя, как минимум, две актуальные проблемы - малых объемов и дорогой логистики. При этом развитие кооперативного движения не может рассматриваться автономно по отношению к крупным фирмам и государственным производственным структурам, но предполагает поиск организационно-экономической и институциональной формы взаимодействия трех сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степичева Ольга Александровна, Протасевич Борис Геннадьевич, Путинцев Виктор Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF RECEPTION OF DOMESTIC EXPERIENCE OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATION

The present article considered prospects of reception of domestic experience of consumer cooperation. Authors revealed historically caused organizational parameters of consumer cooperation allowing it to realize functions of ensuring stable forward development of rural territories, expansions and intensifications of activity, acquisition of influence of cooperative sector in the socially oriented market of foodstuff, and safety of the country in the food sphere. According to it, the purpose of this article is research of modern historical conditions of development of consumer cooperation as bases of effective development of rural territories. Consumer cooperation acts as object of research. An object of research is historical prerequisites of development of new consumer cooperation. During research authors received the following results. The main conditions of development of new consumer cooperation on the example of the Tambov region in the following aspects are: crisis of «old» consumer cooperation, fundamental issues of agriculture, new consumer cooperation as village raisings form, institutional basis of new consumer cooperation, competitive advantages of new consumer cooperation. The flashback of consumer cooperation allows to draw a conclusion that thanks to association in cooperatives small and average agriculture and goods manufacturing can increase competitiveness of the production, having solved for themselves, at least, two actual problems of small volumes and expensive logistics. Thus development of the cooperative movement can't independently be in relation to major companies and the government production institutions, but assumes search of an organizational and economic and institutional form of interaction of three parties.

Текст научной работы на тему «Перспективы рецепции отечественного опыта сельскохозяйственной потребительской кооперации»

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

СТЕПИЧЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: st_ola@mail.ru

ПРОТАСЕВИЧ БОРИС ГЕННАДЬЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: info@zau.ru

ПУТИНЦЕВ ВИКТОР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: econom_404@mail.ru

В настоящей статье рассматриваются перспективы рецепции отечественного опыта потребительской кооперации. Выявлены исторически обусловленные организационные параметры потребительской кооперации, позволяющие ей реализовать функции обеспечения стабильного поступательного развития сельских территорий, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния кооперативного сектора на социально ориентированном рынке продовольственных товаров, и обеспечения безопасности страны в продовольственной сфере. В соответствии с этим, целью данной статьи является исследование современных исторических условий развития потребительской кооперации как основы эффективного развития сельских территорий. Объектом исследования выступает потребительская кооперация. Предметом исследования являются исторические предпосылки развития новой потребительской кооперации. В ходе исследования были получены следующие результаты. Выявлены основные условия развития новой потребительской кооперации на примере Тамбовской области в следующих аспектах: кризис «старой» потребительской кооперации, коренные проблемы сельского хозяйства, новая потребительская кооперация как форма «поднятия» села, институциональная основа новой потребительской кооперации, конкурентные преимущества новой потребительской кооперации. Ретроспекция потребительской кооперации позволяет сделать вывод, что благодаря объединению в кооперативы мелкие и средние сельхозтоваропроизводители могут повысить конкурентоспособность своей продукции, решив для себя, как минимум, две актуальные проблемы - малых объемов и дорогой логистики. При этом развитие кооперативного движения не может рассматриваться автономно по отношению к крупным фирмам и государственным производственным структурам, но предполагает поиск организационно-экономической и институциональной формы взаимодействия трех сторон.

Ключевые слова: потребительская кооперация, сельское хозяйство, аграрный сектор, продовольственная сфера

Усиление на продовольственном рынке крупных торговых представителей, которые обеспечивают в значительной части торговлю за счет импорта продовольствия, образует новые препятствия и угрозы обеспечения безопасности России в продовольственной сфере. Достаточно медленными темпами осуществляется восстановление уровня материального обеспечения, защиты и культурно-бытового обслуживания населения сельской местности, удовлетворения его насущных потребностей. Развитие рыночных отношений было связано с конкуренцией, стремлением к увеличе-

нию экономической отдачи от хозяйственной деятельности, в том числе через сокращение внимания к социальной сфере удаленных сельских территориях.

К основным условиям формирования новой потребительской кооперации следует отнести:

1) кризис «старой» потребительской кооперации;

2) коренные проблемы сельского хозяйства;

3) новая потребительская кооперация как форма «поднятия» села;

4) институциональная основа новой потребительской кооперации;

O. A. STEPICHEVA, B. G. PROTASEVICH, V. V. PUTINTSEV

5) конкурентные преимущества Тамбовской новой потребительской кооперации.

Иными словами, потребительская кооперация играет важную роль в укреплении экономического потенциала малых форм хозяйствования, их конкурентоспособности, создании стимулов для роста товарной продукции.

Кризис «старой» потребительской кооперации. Потребительская кооперация в нашей стране выступает важнейшей и крупнейшей системой, которая реализует производственную, заготовительную и торговую деятельность, оказывает бытовые и социальные услуги населению. Отечественная потребительская кооперация существует более 175 лет, характеризуется сохранением специфических традиций и существенным человеческим потенциалом. В то же время, в 80-90-е гг. ХХ в. данное явление хозяйственной жизни теряет свое экономическое и политическое значение и былую богатую материально-техническую базу. Сегодня она сохраняет единство и целостность организации лишь только формально. Иными словами, проблемы у сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области такие же, как и везде. К ним относятся: несовершенство правовых и организационных механизмов кооперирования и интегрирования сельхозтоваропроизводителей, небольшие доходы, не позволяющие обеспечить необходимый стартовый капитал для создания кооперативов, недоступность банковских кредитов, недостаточная информированность селян о преимуществах кооперации. Сказываются также низкий уровень правовой культуры на селе и недоверие сельских жителей к любым создаваемым структурам.

Принципиальное значение в этой связи приобретает государственная поддержка развития сельскохозяйственной кооперации в регионе, которая определена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 20132020 гг.

Иными словами, становление и дальнейшее развитие кооперации малых форм на селе невозможно без господдержки. Государственная поддержка развития сельской кооперации в дальнейшем будет продолжаться: Минсельхоз России направил на согласование в Миэкономразвитие, Минрегионразвитие и Минфин РФ проект ведомственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы». Основная цель программы - развитие системы сельскохозяйственной кооперации как основного

механизма обеспечения доступа сельхозтоваропроизводителей (особенно малых форм хозяйствования) к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции.

Примечательно, что основные меры поддержки составляют субсидии на возмещение части затрат на приобретение материально-технических ресурсов. В целях увеличения объемов производства и закупок сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования и сбыта ее на переработку, реализацию на рынках области и за ее пределами за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам, зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Тамбовской области:

- на возмещение части затрат по закупке сельскохозяйственной продукции у малых форм хозяйствования;

- на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки, хранения, фасовки, упаковки и транспортировки сельскохозяйственной продукции,

- на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков.

Тем не менее, традиционный для отечественной практики государственного регулирования формат поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей не решает рядовых проблем развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Коренные проблемы сельского хозяйства. Идеологическая составляющая кризиса аграрной экономики - скоропостижный переход на рыночные рельсы. Ее результатом стал нерегулируемый рынок, теневизация экономики, несправедливое распределение доходов и самое главное - формирование посредников в цепи вертикальной интеграции «производитель-потребитель». Данное обстоятельство привело к тому, что крестьянин перестал быть равноправным экономическим партнером. Экономическая составляющая кризиса аграрной экономики связана с преобладанием мелкотоварных форм хозяйствования на земле и уничтожением централизованной системы заготовок, что оставило мелких товаропроизводителей один на один с монопольными группами (посредниками), имеющими нечистую репутацию.

Новая потребительская кооперация как форма «поднятия» села. Индивидуальное под-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

собное хозяйство на сегодняшний день не способно удовлетворить постоянно растущий спрос в продовольствии и тем самым обеспечить продовольственную безопасность и независимость. Рынок требует ритмичной и постоянной поставки продукции. Только эффективно производить уже недостаточно, нужно обеспечить полный цикл: производство, переработку, сбыт. С другой стороны, убрать подсобное хозяйство из российского села можно только вместе с самим селом, это невозможно и неправильно ни с экономической, ни с идеологической точек зрения, ибо подсобное хозяйство есть форма национальной самобытности. Вектор решения данной проблемы - кооперация на селе.

Развитие новой потребительской кооперации имеет ряд положительных эффектов. Во-первых, формируется эффективный собственник; во-вторых, увеличивается оборот сельскохозяйственной деятельности; в-третьих, формируется централизованная система заготовки; в-четвертых, сохраняется самобытность и главное -желание жить и работать на селе; в-пятых, «крестьянский труд» выступает как равноправное экономическое звено в цепи вертикальной интеграции (производство-потребление).

Институциональная основа новой потребительской кооперации. В стране функционирует 261,4 тыс. К(Ф)Х (общая площадь земли 19200,4 тыс. га, в среднем на хозяйство 73 га); 16,0 млн ЛПХ (7014 тыс. га, 0,44 га); 19,3 тыс. малых сельскохозяйственных организаций (в них занято 203 тыс. работников); 14,5 млн семей занимаются садоводством (1259 тыс. га, 0,09 га), 4,3 млн семей - огородничеством (408 тыс. га, 0,10 га) [1].

Конкурентные преимущества Тамбовской новой потребительской кооперации: наличие обильных запасов плодородной почвы; экологич-ность продукции в силу отсутствия предприятий с высокой долей концентрации промышленных отходов; ориентация региональной экономики на сельскохозяйственный уклад; наличие человеческих ресурсов в силу приближенности к федеральному центру; развитая транспортная инфраструктура, позволяющая эффективно выстраивать логистику цикла производства сельхозпродукции; приближенность к емким рынкам сбыта.

Миссия новой потребительской кооперации в России - обеспечение стабильного развития продовольственной сферы страны за счет формирования альтернативной массовому производству и сетевой торговле рыночной ниши, удовлетворяющей потребности населения в натуральных про-

дуктах, производимых в строгом соответствии с экологическими стандартами и развитие сельских территорий на основе повышение занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией.

Основными целями развития новой потребительской кооперации являются:

- сохранение и развитие преимуществ потребительской кооперации на основе новых организационных форм хозяйственной деятельности;

- укрепление и усиление потребительской кооперацией позиций на внутренних продовольственных рынках;

- повышение благосостояния сельского населения на основе эффективного взаимодействия новой потребительской кооперации с государственными институтами;

- обеспечение стратегических приоритетов продовольственной безопасности (безопасности питания, экономической доступности продовольствия, продовольственной независимости страны).

Образование принципиально новой организационно-экономической основы отношений собственности обуславливается эффективностью взаимодействия крупного и малого бизнеса.

Необходимость изменения отношений собственности (переход от одного типа и формы собственности к другой) порождается непосредственно не самими вещественными элементами производительных сил, а выросшими на этой основе новыми формами общественной взаимосвязи: концентрацией производства, его специализацией, кооперацией труда и т. д. И в этом смысле прогрессивность структуры собственности на земельные ресурсы в обществе может свидетельствовать об уровне развития общественной комбинации производства, представляющей совокупность пространственных форм организации общественного производства, в которых реализуются основные тенденции его развития:

1) дифференциация (общественное разделение труда, специализация и диверсификация);

2) интеграция (централизация и кооперация производства) [2].

Мировой опыт показывает, что интегрированные и кооперированные образования характеризуются существенными преимуществами в сравнении с самостоятельными (обособленными) хозяйственными субъектами. Подобная практика подтверждает, что именно благодаря объединению в кооперативы мелкие и средние сельхозтоваропроизводители могут повысить конкурентоспособность своей продукции. Только таким образом, объединив усилия и ресурсы, российские фермеры смогут решить

О. А. 8ТЕР1СНБУА, В. О. РКОТАЖУЮИ, V. V. РиТЮТ8БУ

для себя, как минимум, две актуальные проблемы -малых объемов и дорогой логистики.

На основании этого можно прийти к выводу, что необоснованным является подход, в соответствии с которым деятельность малого предпринимательства рассматривается с позиции автономного по отношению к крупным фирмам и государственным производственным структурам существования.

Крупные фирмы образуют соответствующие условия для продуктивной деятельности предприятий малых. С другой стороны, крупные компании могут расценивать малых производителей как конкурентов и использовать против них легальные и нелегальные методы конкурентной борьбы. Именно такая ситуация складывается на неразвитых, нерегулируемых государством рынках, как это имеет место в России.

Таким образом, перспективы рецепции отечественного опыта кооперативного движения в контексте экономического реформирования современной России определяются следующими объективными условиями:

- процессами глобализации в сельском хозяйстве (появилось более 80 крупных агрохолдингов);

- частный сектор не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни сельских сообществ;

- необходимостью создавать предприятия поддержки сельских жителей (первоочередную роль в этом должны сыграть потребительские кооперативы);

- необходимостью организации централизованной логистической системы, объединяющей воедино производство, хранение, переработку и реализацию продукции;

- необходимостью радикально реформировать систему аграрного образования и воспитания в стране.

Ярким примером эффективного хозяйствования на селе может служить деятельность сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Уметский», ставшего участником областной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Тамбовской области». По сути, речь идет о том, что сельхозпотреб-кооперативы закупают и реализуют продукцию у владельцев личных подсобных хозяйств, объединяют КФХ для совместного сбыта и переработки сельхозпродукции и использования техники.

Особое значение в этой связи приобретает анализ и использование отечественного опыта потребительской кооперации, позволяющий гово-

рить о возможной рецепции практики кооперирования предшествующих исторических периодов с учетом современных экономических реалий. С помощью этого удастся выяснить основные тенденции, определить факторы повышения эффективности функционирования кооперативного механизма [3].

Подобный подход объясняется, в частности, тем, что в современных условиях система потребительской кооперации не только становится особым «социальным» способом хозяйственной деятельности, но и олицетворяет реализацию новой парадигмы мышления, сочетающей эффективные рыночные механизмы с социальной защитой от негативных последствий современной экономики. Одновременно современная потребительская кооперация - это не только хозяйственная организация, но и огромный пласт духовной культуры, создаваемый не одним поколением людей разных стран, религий, различного национального менталитета и опыта [4].

Возможность рецепции отечественного опыта потребительской кооперации является ярким подтверждением жизнеспособности кооперативного движения, находящегося на стадии восстановления. В этой связи, учитывая особенности современных экономических реалий, целесообразно говорить о потребительской кооперации как возможном диверсификационном факторе развития народного хозяйства страны. Иными словами, учитывая имевшие место трансформационные формы кооперации, анализируя их специфику в контексте определенного исторического периода, представляется необходимым отметить, что в современных экономических условиях возможен инжиниринг использование определенных институциональных форм, видов кооперации, позволяющих не только оказывать существенную поддержку крестьянским хозяйствам, но и эффективно воздействовать на оздоровление экономической и социальной ситуации в стране в целом.

Литература

1. Кузьмина Ю. В. Стратегия развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.

2. Мешков С. А. Концепт экономической безопасности государства в сфере земельных отношений: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Тамбов, 2015.

3. Давыдов А. Ю. Свободная кооперация в России до октября 1917 г. // Вопросы истории. 1996. № 1. С. 24-40.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

4. Стороненко М. Г. Потребительская кооперация в условиях устойчивого развития региона // Регионология. 2007. № 1. С. 148-153.

References

1. Kuz'mina Yu. V. Strategiya razvitiya seti sel'skokhozyajstvennykh potrebitel'skikh kooperativov [Strategy of development of a network of agricultural consumer cooperatives]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2009.

2. Meshkov S. А. Kontsept ekonomicheskoj be-zopasnosti gosudarstva v sfere zemel'nykh otnoshenij

[Concept of economic security of the state in the sphere of the land relations]: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. Tambov, 2015.

3. Davydov A. Yu. Svobodnaya kooperatsiya v Ros-sii do oktyabrya 1917 g. [Free cooperation in Russia till October, 1917] // Voprosy istorii. 1996. № 1. S. 24-40.

4. Storonenko M. G. Potrebitel'skaya kooperatsiya v usloviyakh ustojchivogo razvitiya regiona [Consumer cooperation in the conditions of a sustainable development of the region] // Regionologiya. 2007. № 1. S. 148-153.

* * *

PROSPECTS OF RECEPTION OF DOMESTIC EXPERIENCE OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATION

STEPICHEVA OLGA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: st_ola@mail.ru

PROTASEVICH BORIS GENNADYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: info@zau.ru

PUTINTSEV VICTOR VYACHESLAVOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: econom_404@mail.ru

The present article considered prospects of reception of domestic experience of consumer cooperation. Authors revealed historically caused organizational parameters of consumer cooperation allowing it to realize functions of ensuring stable forward development of rural territories, expansions and intensifications of activity, acquisition of influence of cooperative sector in the socially oriented market of foodstuff, and safety of the country in the food sphere. According to it, the purpose of this article is research of modern historical conditions of development of consumer cooperation as bases of effective development of rural territories. Consumer cooperation acts as object of research. An object of research is historical prerequisites of development of new consumer cooperation. During research authors received the following results. The main conditions of development of new consumer cooperation on the example of the Tambov region in the following aspects are: crisis of «old» consumer cooperation, fundamental issues of agriculture, new consumer cooperation as village raisings form, institutional basis of new consumer cooperation, competitive advantages of new consumer cooperation. The flashback of consumer cooperation allows to draw a conclusion that thanks to association in cooperatives small and average agriculture and goods manufacturing can increase competitiveness of the production, having solved for themselves, at least, two actual problems of small volumes and expensive logistics. Thus development of the cooperative movement can't independently be in relation to major companies and the government production institutions, but assumes search of an organizational and economic and institutional form of interaction of three parties.

Key words: consumer cooperation, agriculture, agrarian sector, food sphere

O. A. STEPICHEVA, B. G. PROTASEVICH, V. V. PUTINTSEV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.