Научная статья на тему 'Перспективы реализации биотопливного потенциала: возможности и риски для аграрного сектора'

Перспективы реализации биотопливного потенциала: возможности и риски для аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
80
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации биотопливного потенциала: возможности и риски для аграрного сектора»

позволило бы производить овощи для внутреннего и внешнего рынков. В настоящее время на рынках республики преобладают овощи из Турции. По программе развития сельского хозяйства до 2020 г. предусматривается орошение 180 тыс. га земель.

Сегодня ощущается большая потребность в экологически чистой продукции. В республике для этого есть условия, но необходимы инвестиции. Одним из источников инвестиций, могли бы стать деньги, заработанные за границей (в 2008 г. от гастарбайтеров поступило 1,8 млрд долл. США). Но для этого необходимо улучшать условия жизни в селе. В последние годы государство уделяет этому вопросу серьезное внимание. В стране создана сеть маши-

но-технических станций, ремонтируются дороги. Для привлечения молодых специалистов, окончивших педагогические и медицинские вузы и желающих работать в селах начала действовать программа по обеспечению их жильем.

Дотирование посадок винограда, расходов по ГСМ, возмещение расходов по страхованию сельскохозяйственных культур (70% страховых платежей) и другие мероприятия Правительства позволят увеличивать производство и продвижение продукции сельского хозяйства на внешние рынки, а также увеличить долю собственной продукции на внутреннем рынке Республики.

Украина

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ БИОТОПЛИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Е.В. Шубравская, д.э.н., зав. отд. Института экономики и прогнозирования НАН Украины

Проблема замещения традиционных источников энергии альтернативными, особо обострившаяся в предкризисный период вследствие стремительного подорожания нефти, в настоящее время продолжает быть актуальной в силу растущего осознания необходимости в ближайшем будущем существенного уменьшения зависимости национальных хозяйственных комплексов от ценовой конъюнктуры мирового энергетического рынка, переориентации на потребление более экологически дружественных и доступных возобновляемых ресурсов, в первую очередь биотоплива. Использование последнего наряду с уменьшением зависимости от импорта углеводородов позволяет также повысить степень утилизации производственных и бытовых отходов, снизить уровень загрязнения окружающей природной среды. По данным Национального биодизельного совета США, биодизельное топливо на 5% более экономично и на 5% более энергоемко, чем обычное дизельное; при попадании в воду не причиняет вреда растениям и животным; подвергается почти полному биологическому распаду в течение 28 дней [1]. Для аграрного сектора развитие биотопливной сферы связывают с возможностью повышения экономической активности, занятости в сельской местности, улучшения там энергоснабжения.

В то же время в оценках аналитиков рынка биотоплива присутствует определенный скептицизм относительно экономической целесообразности, экологической и социальной оправданности производства такого топлива, его энергетической эффективности. В частности, высказываются сомнения в возможности достижения запланированных разными странами показателей замещения традиционных видов топлива альтернативными, особенно в условиях наблюдающегося снижения цен на нефть. Так, себестоимость производства биотоплива (в особенности второго поколения) существенно превышает стоимость углеводородного, а значительные энергетические затраты на его производство биоаналогов к тому же провоцируют рост цен на нефть вследствие увеличения спроса на нее. Расширение площадей под биотопливными сельскохозяйственными культурами за счет продовольственных посевов считается одним из факторов ухудше-

1

ния мировой продовольственной ситуации и возрастания экологической нагрузки (в результате истощения «тяжелыми» техническими культурами земельных ресурсов и их загрязнения вследствие сравнительно большего количества необходимых для таких культур удобрений). Признается также недостаточная энергетическая эффективность отдельных видов биотоплива, в частности, первого поколения (например, этанол из кукурузы производит лишь на 30% больше энергии, чем потребовалось для выращивания и переработки этой кукурузы [3]. Кроме того, анализ мировой сельскохозяйственной статистики свидетельствует о завышении данных о площадях посевов и реальных урожаях сельскохозяйственных культур, используемых для производства биотоплива (в среднем на 10-15%, а иногда - и вдвое), что позволяет сделать вывод о недостаточной обоснованности многих энергетических прогнозов в части масштабов замены нефти биотопливом [4].

Различные страны в разное время и в разной степени осознали необходимость поиска альтернативных источников топлива. Если перед такими мощными нефте- и газодобытчиками как Россия проблема налаживания производства альтернативного топлива всерьез не вставала, то во многих странах, не обладающих достаточными запасами углеводородов, уже с середины 80-х гг. прошлого столетия были развернуты производства альтернативных топлив на базе местных источников сырья. Украина пока имеет весьма скромные достижения в производстве и использовании альтернативного топлива. В основном звучат декларации о намерениях в сфере производства биотоплива, а не отчеты о достигнутых результатах. В энергетическом балансе страны все возобновляемые источники энергии составляют менее 1% от общего объема потребления. Однако экономический кризис, рост стоимости российского газа и наличие природных и экономических предпосылок позволяют рассчитывать на хорошие перспективы развития производства биотоплива в стране.

В настоящее же время Украина является одним из основных поставщиков в Европу сырья для произ-

1 По данным ОЭСР и ФАО для производства биотоплива в Бразилии используется 50% сахарного тростника, в США -30% кукурузы, в ЕС - 60% рапса, а в мире в целом - 5% зерновых и 9% растительных масел [2].

водства биодизеля2. Так, в 2007-2008 гг. 85% собранного в Украине рапса было экспортировано, из которого около 90% - в страны Евросоюза. Доля рапса в структуре посевов сельскохозяйственных культур в 2007 г. составляла 3,4%, увеличившись более чем в 11 раз по сравнению с 1990 г., а в 2008 г. она возросла до 5,3% [5]. В 2008 г. по сравнению с предыдущим годом экспорт рапса увеличился в 2,6 раза, что позволило получить около 1,3 млрд долл., или 12% всей экспортной агропродовольственной выручки страны [6].

Столь стремительное наращивание производства семян рапса было вызвано как сугубо экономическими причинами (по рентабельности озимый рапс в Украине уступает только семенам подсолнечника и кукурузе), так и отчасти было спровоцировано политикой государства, еще несколько лет назад активно пропагандировавшего развитие биодизельного сегмента топливного рынка и внедрившего бюджетное дотирование производства рапса. В результате ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в сфере сельскохозяйственного землепользования страны, следует признать критической. Так, в структуре сельскохозяйственных посевов доля подсолнечника, кукурузы и рапса в 2008 г. превысила четверть (при максимально допустимых 20%). Следствие этого - нарушение севооборота и истощение земель, в перспективе чреватое полной их деградацией. Это тем более вероятно в связи с тем, что масштабы внесения минеральных удобрений в Украине в целом за 1990-2007 гг. сократились в 2,8 раза, а под технические культуры -в 4,2 раза.

Подобный сценарий аграрного развития не был бы оправдан, даже если бы рапс перерабатывался внутри страны и произведенный биодизель использовался исключительно для нужд АПК. Однако в Украине биодизельная промышленность фактически не развивается, прежде всего, ввиду отсутствия сырья, которое, как упоминалось, имеет высокую цену и стабильный экспортный спрос. Всего же, согласно оценкам, для замещения биодизелем нынешних среднегодовых потребностей аграрного сектора страны в дизтопливе необходимо 5,5-6,5 млн т рапса, что даже при условии достижения европейского уровня его урожайности потребовало бы использования под эту культуру до 3,3 млн га пашни, а с учетом соблюдения севооборотов - до 13,6 млн га (более 40% всех пахотных земель страны [7]).

Более реалистично выглядят перспективы перехода к использованию в Украине биоэтанола (прежде всего, из сахарной свеклы), производство которого признается конкурентоспособным. Предполагается переработка свеклы на сахарных заводах в концентрированный сахарный сироп с последующей его переработкой в биоэтанол на спиртовых заводах. В настоящее время государственным концерном «Укрспирт» начато промышленное производство биотоплива на 1 заводе, а вскоре планируется довести количество таких заводов до 6 с общей годовой мощностью 200 тыс. т биотоплива. Кроме сахарной свеклы перспективными биоэнергетическими культурами считаются также цикорий, топинамбур, сахарное сорго, однако технология получения биотоплива из сахаросодержащих и инули-

2 Как известно, рапсовый биодизель в силу своих технологических особенностей, а именно, устойчивости к низким температурам, более востребован в большинстве стран Европы, чем соевый и пальмовый.

новых культур в Украине находится на начальной стадии развития.

Актуальным для Украины является и производство биотоплива второго поколения, получаемого в том числе пиролизом биомассы. Такое топливо имеет высокую выработку с гектара - 4 тыс. л дизель-эквивалента, в то время как этанол - 2,5 тыс. л, растительное масло, производимое из рапса, -1,3 тыс. л [7]. Перспективным считается производство биотоплива на основе биомассы, выращенной на загрязненных и непригодных для продовольственных культур Чернобыльских землях.

В качестве сырья для биотоплива второго поколения можно также использовать практически любые отходы сельскохозяйственного производства. Однако и тут имеются определенные предостережения. Так, солому с позиции экологической целесообразности вместо производства биогаза лучше использовать для удобрения почвы. Поэтому особый интерес вызывают технологии производства биотоплива из отходов и побочной продукции продовольственных производств (жома, животного жира) и животноводческих комплексов (навоза). Основным фактором, сдерживающим развитие новейших биотопливных производств во всем мире, является высокая стоимость такого горючего (если биотопливо первого поколения по стоимости сопоставимо с бензином, то второго поколения - почти вдвое выше).

В настоящее время в Украине разработана Концепция целевой государственной программы по использованию биогаза и планируется внести изменения и дополнения в законодательные акты относительно предоставления налоговых льгот сроком на 5-10 лет предприятиям, активно замещающим природный газ биотопливом. Ставится задача замещения 20-25% природного газа альтернативными и возобновляемыми источниками энергии [8].

Источники

1. Пересмотр политики и субсидирования биотопливной промышленности. - http://www.fao.org/newsroom/

ru/news /2008/1000928/ index.html

1. The State of Food and Agriculture 2008. Biofuels: prospects, risks and opportunities. - FAO UN, Rome, 7 October 2008.

2. Будущее за целлюлозным этанолом. - http://newchemi-stry.ru/letter.php?n_id=2461

3. «Зеленые пузыри». - http://www.washprofile.org/ru/node/ 8317

4. Сельское хозяйство Украины за 2007 г. - К.: Госкомстат Украины, 2008.

5. Экспорт-импорт Украиной товаров в 2007, 2008 гг. -http://www.ukrstat.gov.ua/

6. Неизбежная топливная альтернатива. - http://www.ne-wchemistry.ru/letter.php?n_id=3867&cat_id=10&page_id=1

7. Украина заменит газ биотопливом. - http://e-news.com.ua /show/187686.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.