Научная статья на тему 'Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства закрытых административных территориальных образований Приморского края'

Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства закрытых административных территориальных образований Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО (ЖКХ) / ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ (ТСЖ) / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / РЕФОРМА / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ASSOCIATION OF PROPRIETORS OF HABITATION / MANAGEMENT COMPANY / REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каращук Александр Викторович

Статья посвящена одной из актуальных проблем реформированию жилищно-коммунального хозяйства на территориях закрытого административного территориального образования (ЗАТО) в Приморском крае. В статье рассмотрены перспективы развития управления жилищным комплексом и связанными с ним договорными обязательствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development prospects of housing and communal services in territories of the closed administrative territorial formation in territory of Primorsky territory

The article is devoted one of actual theme of housing and communal services reforming in territories of the closed administrative territorial formation in territory of Primorsky territory. In article questions of prospect of development of management are considered by a housing complex and treaty obligations connected with it

Текст научной работы на тему «Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства закрытых административных территориальных образований Приморского края»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

111

Реализация принципа постоянного улучшения системы менеджмента качества является необходимым условием вертикального развития качества услуг некоммерческой организации.

Таким образом, управление качеством услуг некоммерческой организации целесообразно осуществлять на каждом этапе жизненного цикла услуги посредством управления качеством основных процессов оказания услуги с учетом цикла Деминга. Переход качества услуги некоммерческой организации на новый уровень, отвечающий меняющимся условиям внешней среды, — результат действий по реализации принципа «постоянное улучшение», который выступает принципом-«целью», на реализацию которого направлены остальные принципы системы менеджмента качества — «необходимые условия».

В заключение можно сделать вывод о необходимости применения комплексного подхода к разработке системы менеджмента качества некоммерческой организации, в основу которого положено горизонтальное (по стадиям жизненного цикла услуги) и вертикальное (постоянное улучшение) управление качеством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Детмер У. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию / пер. с англ. М.: Анд Проджект, 2007.

2. Gronroos C.A service quality model and its marketing implications // European Journal of Marketing. 1984. Vol. 18. N 4. P. 36-44.

3. Hopkins J. Non-profit Sector Series. Manchester, 1999.

А.В. КАРАЩУК

Александр Викторович Каращук — соискатель государственного и муниципального управления Тихоокеанского института политики и права Дальневосточного государственного технического университета.

В 2008 г. окончил Современную гуманитарную академию.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — экономика; региональная экономика; управление.

^ ^ ^

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ*

Жилищно-коммунальное хозяйство в том виде, в каком оно представлено в настоящее время, объединяет две разные по смыслу и содержанию функции:

— исполнение социальной функции;

— исполнение экономической функции.

По оценкам экспертов, одной из главных причин сложившейся ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве России и, в частности, в закрытых административных территориальных образованиях (ЗАТО) является недостаточное финансирование данной сферы. В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 % объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере. Эта задолженность является источником цепочки неплатежей, охватывающей практически все отрасли экономики России, и становится угрозой для социально-экономического развития страны [2].

ГРНТИ 06.71.51

© А.В. Каращук, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.И. Фисенко.

Недостаточность бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса в целях реализации адресных программ капитального ремонта и развития привела к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется, во-первых, высоким уровнем износа, во-вторых, высокой степенью аварийности, в-третьих, низким коэффициентом полезного действия мощностей и, наконец, большими потерями энергоносителей. Так, 40 % теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9 % водопроводных сетей изношены менее чем на 50 %, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25 % суточного потребления. Существующая непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Согласно требованиям норм Жилищного кодекса РФ [1], на территории городского округа ЗАТО г. Фокино органы местного самоуправления создают условия для управления многоквартирными домами. Данный процесс сегодня находится в стадии становления.

Сложность ситуации заключается в том, что муниципальная власть как власть публичная обязана предоставлять населению услуги, имеющие насущный характер, независимо от того, приносят они в местный бюджет доход или нет. Цель реформы ЖКХ, в конечном счете, состоит в том, чтобы коммунальная деятельность была хотя бы самоокупаемой [3].

На завершающем этапе коммунальной реформы федеральные власти пришли к убеждению, что причиной вечной убыточности коммунальных предприятий является не только отсутствие конкуренции в отрасли, но и то, что коммунальная деятельность монополизирована чиновниками из органов местного самоуправления. Поэтому только приход частного бизнеса в отрасль способен превратить ее в прибыльную сферу деятельности. Реформаторы добились законодательного оформления недопущения вмешательства органов местного самоуправления в деятельность коммунальных предприятий. Местное самоуправление, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №2 131-ФЗ, лишено права регулировать тарифы организаций коммунального комплекса, действующего на его территории.

Сегодня подавляющая часть жилищного фонда находится в оперативном управлении жилищно-эксплуатационных организаций, на балансе которых он и состоит. Такие условия, по сути, предоставляют им право посредством административных методов управления осуществлять работы в сфере жилищного хозяйства по принципу «сам заказываю, оцениваю и выполняю». Более того, известны случаи, когда службы заказчика передавали часть своих функций подрядчикам, в том числе и сбор платы с жильцов. Наоборот, с появлением независимого агента в лице управляющей компании (кстати, вполне возможно, образованной на базе местных служб заказчика), создаются условия для организации эффективного управления жилищным фондом посредством выстраивания более прозрачных, формализованных договорных взаимоотношений между жителями и жилищно-коммунальными предприятиями.

Причина неэффективности служб заказчика и подрядных организаций кроется в том, что их деятельность с трудом поддается контролю. Они производственно и финансово мало прозрачны. Так, требуются время и издержки, чтобы установить, везде ли отремонтированы лифты, того ли качества положен кирпич и т. п. Слабый контроль создает условия для расхищения значительного количества бюджетных средств в жилищно-коммунальной сфере. Нельзя сказать, что механизмы контроля отсутствуют. Существуют жилищные инспекции, однако их работу вряд ли можно считать удовлетворительной, поскольку служащие этих организаций не заинтересованы в надлежащем исполнении своих функций.

Неэффективность современной системы управления предопределяется также размытостью ответственности. На сегодняшний день сфера заказа, по существу, локально монополизирована, что означает невозможность отказаться от услуг службы заказчика в случае ненадлежащего управления жилищным фондом. Демонополизация этого рынка создаст условия для выбора лучшей управляющей компании вследствие включения в процесс управления населения, чья роль в настоящее время сводится, как правило, к оплате услуг.

В городском округе ЗАТО г. Фокино управление жилищным фондом осуществляется по схеме, представленной на рисунке, и несколько отличается от традиционных схем. Жильцы многоквартирного дома выбирают либо управляющую компанию, либо образованное жильцами многоквартирного дома ТСЖ и заключают договор на оказание услуг со службой заказчика в лице МУП «Муниципальное жилье».

МУП «Муниципальное жилье»

Управляющая компания

ТСЖ

Население

Рис. Схема управления жилищным фондом в ГО ЗАТО г. Фокино

Предметом договора являются поручения, передаваемые заказчиками, управляющими компаниями, ТСЖ, а также поставщиками услуг, в лице МУП «Теплоэнерго» и ООО «Водоканал» — МУП «Муниципальное жилье».

Директор МУП «Муниципальное жилье» назначается и освобождается от должности Главой городского округа ЗАТО г. Фокино, подчиняется и подотчетен только ему. Директор предприятия входит в штат Администрации ГО ЗАТО г. Фокино и является муниципальным служащим.

Права собственника осуществляются городским округом ЗАТО г. Фокино в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ. Учредителем предприятия является городской округ ЗАТО г. Фокино в лице Муниципального учреждения Администрация городского округа ЗАТО г. Фокино. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

Сегодня уместно сказать о неразвитости социально-экономической инфраструктуры, а также о наличии на территории ЗАТО десятка многоквартирных домов, в которых нет жильцов в силу обстоятельств, связанных с отсутствием работы в ЗАТО и демобилизацией военных, что тормозит переход к более эффективному управлению жилищным фондом. Для улучшения ситуации в этой сфере необходимо принять ряд мер:

— перейти на альтернативное отопление в малозаселенных домах и отключить их от общей теплоцентрали;

— повысить привлекательность ТСЖ;

— активнее создавать конкурентную среду в секторах жилищно-коммунального хозяйства, не являющихся естественномонопольными;

— интенсивнее развивать институт управляющих компаний посредством создания адекватных институциональных условий.

Предлагаемая в рамках реформы схема управления жилищным фондом потенциально более эффективна, поскольку экономические агенты в ней обладают большей независимостью и управление, напрямую или опосредованно, не концентрируется в одних руках. Однако в настоящее время имеется ряд причин, как объективного, так и субъективного характера, мешающих распространению этой модели управления жилищным фондом. Их устранение предполагает целенаправленное изменение всей системы предоставления жилищно-коммунальных услуг и во многом зависит от выбора власти, либо желающей сохранить за собой функции контроля, управления и регулирования, либо готовой отказаться от них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.

2. Управление в городском хозяйстве / под ред. Р.Ж. Сираждинова. М.: КНОРУС, 2009.

3. Филлипова Е.С. Жилищное право РФ: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.