Научная статья на тему 'Перспективы развития в России истории музыкального образования как науки'

Перспективы развития в России истории музыкального образования как науки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
317
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАНТ-ПЕДАГОГ / ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MUSICIAN AND EDUCATION / HISTORY OF MUSIC EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / WORLD VIEWS / HISTORY-PEDA / GOGICAL PROCESS OF THE MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Елена Владимировна

В статье даётся сравнительная характеристика трёх принципиально различных по целевым установкам векторов, в контексте котор/ых может осуществляться изучение исторшко-педагоического процесса в области музыкального образования. Раскрывается обусловленность выбора учёным того или иного из них в зависим,ости от его представлений о возм,ожности и целесообразности адаптации выявляемых в историческом опыте данных для совершенствования современной системы музыкального образования и её дальнейшего развития. Обозначены стратегические задачи, которые стоят перед исследователями при изучении исторических источников, содержащих сведения о музыкальном образовании. Особое внимание обращаемся на необходимость рассм,отрепия исторического феномена с учётом адекватных его природе мировоззренческих установок. Отмечается негативное влияние размежевания двух основных направлений в сфере изучения историко-педагогических проблем в зависимости от ориентации исследователей на общее или профессиональное музыкальное образование. Предлагаются исследовательские ориентиры, руководство которыми будет способствовать системному обогащению представлений музыкально-педагогического сообщества о разворачивающем,ся во времени и пространстве историко-педагоическом процессе в области музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Prospects of the Music Education History as Science

The article reviews the comparative analysis of three essentially different ambitions vectors which may be used for the pra,cticable study of history-pedagogical process in the music education. It is shown as the scientist takes one or another from the vectors according to his understanding on possibilities and practicability of adaptation of the historical experience data to improve the modern system of music education and its further development. The strategic tasks of the study of historical sources contained information on the music education are pointed for scientists. The special attention is given to the necessity of considering the historical phenomenon taking into account the worldview attitudes which are adequate to its nature. There is the negative influence of the separation of two ba,sic directions in the field of study of historypedagogical problem according to the general or professional music educations on the development of music ducation history as science in Russia. The research influences are given and its using will help the systemic extension of the music-pedagogical community representations on the unfolding history-pedagogical process of the music education at the time and in the spa,ce.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития в России истории музыкального образования как науки»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУКИ

Е. В. Николаева,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье даётся сравнительная характеристика трёх принципиально различных по целевым установкам векторов, в контексте которых может осуществляться изучение историко-педагогического процесса в области музыкального образования. Раскрывается обусловленность выбора учёным того или иного из них в зависимости от его представлений о возможности и целесообразности адаптации выявляемых в историческом опыте данных для совершенствования современной системы музыкального образования и её дальнейшего развития. Обозначены стратегические задачи, которые стоят перед исследователями при изучении исторических источников, содержащих сведения о музыкальном образовании. Особое внимание обращается на необходимость рассмотрения исторического феномена с учётом адекватных его природе мировоззренческих установок. Отмечается негативное влияние размежевания двух основных направлений в сфере изучения историко-педагогических проблем в зависимости от ориентации исследователей на общее или профессиональное музыкальное образование. Предлагаются исследовательские ориентиры, руководство которыми будет способствовать системному обогащению представлений музыкально-педагогического сообщества о разворачивающемся во времени и пространстве историко-педагогическом процессе в области музыкального образования.

Ключевые слова: музыкант-педагог, история музыкального образования, исследовательская деятельность, мировоззренческие установки, историко-педагогиче-142 ский процесс в области музыкального образования.

Summary. The article reviews the comparative analysis of three essentially different ambitions vectors which may be used for the practicable study of historypedagogical process in the music education. It is shown as the scientist takes one or anotherfrom the vectors according to his understanding on possibilities and practicability of adaptation of the historical experience data to improve the modern system of music education and its further development. The strategic tasks of the study of historical sources contained information on the music education are pointed for scientists. The special attention is given to the necessity of considering the historical phenomenon taking into account the worldview attitudes which are adequate to its nature. There is the negative influence of the separation of two basic directions in the field of study of history-pedagogical problem according to the general or professional music educations on the development of music education history as scence in Russia. The research influences are given and its using will help the systemic extension of the music-pedagogical community representations on the unfolding history-pedagogical process of the music education at the time and in the space.

Keywords: musician and education, the history of music education, research activity, world views, history-pedagogical process of the music education.

Обособление истории музыкального образования и выделение её в отдельную отрасль музыкально-педагогической науки происходит в России в 30-50-х годах ХХ столетия. В этот период появляются первые фундаментальные историко-педагоги-ческие исследования отечественных музыкантов-педагогов как в сфере изучения профессионального (В. А. Бага-дуров [1], Л. Н. Раабен [2], В. А. Натансон [3] и др.), так и общего (О. А. Апраксина [4], Д. Л. Локшин [5]) музыкального образования. В последующие годы интерес к данной научной области значительно возрастает. К настоящему времени оформились различные методологические подходы к изучению историко-педаго-гических проблем музыкальной направленности в зависимости от избранного учёными предмета исследования, ракурса его рассмотрения и соответствующего им методологического аппарата (Е. А. Бодина [6], Н. А. Терентьева [7], Е. В. Николаева [8], Е. Н. Федорович [9], В. И. Ади-щев [10], С. И. Дорошенко [11] и др.).

Для дальнейшего развития истории музыкального образования как науки особое значение имеют представления музыкантов-педагогов о её предназначении. Поскольку по отношению к истории сложились разные точки зрения, каждому учёному при обращении к историко-педагогическим проблемам в сфере музыкального образования предстоит, прежде всего, определить свою позицию относительно того, в чём лично он видит значимость исторических исследований музыкально-педагогической ориентации в целом и своего исследования в частности.

Так, например, согласен ли он с тем, что исторический опыт являет-

ся бесценным кладезем для поисков решения актуальных педагогических проблем? Здесь уместно вспомнить слова Л. Н. Толстого, стоявшего у истоков рождения исторического взгляда на российскую педагогику: «...история педагогии должна явиться и лечь в основание всей педагогии» [12, с. 16]. Следует заметить, что «история педагогии» рассматривалась им в самом широком смысле этого понятия. Л. Н. Толстой считал, что развитие человека происходит не только в результате целенаправленной и организованной педагогической деятельности, но и под воздействием стихийного влияния людей, всей окружающей среды.

Применительно к истории музыкального образования это означает, что исследователь, придерживающийся такой позиции, направит свои усилия в процессе изучения выбранной им проблемы на осмысление хода её исторического развития в широком культурологическом контексте. При этом основным исследовательским ракурсом станет выявление традиций и характера их преломления в современном музыкально-образовательном континууме.

Вместе с тем далеко не все принимают данную исходную установку. Хорошо известна и другая позиция, согласно которой единственный урок, который может быть извлечён из истории, заключается в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. Солидарность исследователя с этой точкой зрения находит выражение в концентрации его внимания, главным образом, на изучении избранной им проблемы в сугубо историческом аспекте, вне целенаправленного соотнесения полученных результатов с современным состоянием

143

144

музыкального образования. Такие труды расширяют представления музыкантов-педагогов о предмете их исследования, но влияние полученных результатов на дальнейшее развитие историко-педагогического процесса в сфере музыкального образования оказывается более опосредованным.

Нельзя не вспомнить и широко представленную как в философских, так и в педагогических трудах точку зрения о значимости для исследователя, прежде всего, идеи, которая, будучи извлечённой из опыта, становится для него предметом пристального внимания и размышления. В плане поставленных в этой статье вопросов данная позиция означает, что главным для музыканта-педагога становится поиск в истории музыкального образования плодотворных идей, адаптация которых применительно к современным реалиям может способствовать совершенствованию музыкально-педагогической теории и практики и стать стимулом для их дальнейшего развития. Иными словами, в рассмотрение музыкально-педагогических проблем оказываются вовлечёнными все три временных вектора: Прошлое, Настоящее, Будущее.

Принятие учёным указанной исходной установки даёт ему чётко очерченные методологические ориентиры, в частности, с каких позиций подходить к исследованию историко-педа-гогических проблем музыкального образования. Уже изначально его мысль направлена на определение возможности и целесообразности педагогической интерпретации почерпнутых в историческом опыте идей в ориентире на решение актуальных музыкально-педагогических проблем. Исследования, осуществлённые на такой методо-

логической платформе, приобретают особую значимость для осмысления истории музыкального образования и перспектив его развития.

Таким образом, стратегическими задачами при изучении исторических источников, содержащих прямые, косвенные или опосредованные данные о музыкальном образовании, есть основания считать:

• выявление музыкально-педагогической идеи, которая нашла в них воплощение;

• прослеживание истоков её становления и развития как в музыкально-педагогических воззрениях педагогов-музыкантов, так и в педагогической практике;

• прогнозирование возможности её дальнейшего развития в иных музыкально-педагогических условиях.

При этом следует учитывать, что развёртывание историко-педагогиче-ского процесса осуществляется не только во времени, но и в пространстве. Поэтому не менее важным является изучение источников с точки зрения выявления ареала действия той или иной музыкально-педагогической идеи. Имеются в виду особенности её формирования и претворения в локальном историческом опыте, её дальнейшее всё более широкое распространение (или, наоборот, неприятие) в региональном, национальном, цивили-зационном, глобальном музыкально-образовательном пространстве.

Решение столь сложных задач как обязательное условие предполагает триединство индуктивного, дедуктивного и историографического путей исторического познания. В зависимости от выбранной исследователем предметной зоны характер их соотношения будет меняться, но только в своей совокуп-

ности они способны охарактеризовать рассматриваемую музыкально-педагогическую идею на уровне:

• корпуса конкретных исторических свидетельств;

• её концептуального осмысления в конкретно-историческом времени и пространстве;

• её процессуального развития в контексте истории музыкального образования.

Выявление пространственно-временных координат, характеризующих рассматриваемый историко-педагоги-ческий феномен, имеет чрезвычайно важное методологическое значение. Оно даёт основание для соотнесения его с другими известными науке историческими свидетельствами и тем самым способствует обогащению сложившейся в представлении музыкантов-педагогов единой картины разворачивающегося во времени и в пространстве историко-педагогического процесса в области музыкального образования.

Следует заметить, что на сегодняшний день картина эта зияет белыми пятнами. Для такой относительно молодой науки, как история музыкального образования, это вполне закономерно. По мере расширения её предметного поля и нахождения новых ракурсов исследования, казалось бы, уже изученных проблем, белые пятна на истори-ко-педагогической карте музыкального образования постепенно будут исчезать. Однако это ещё не означает, что по мере их устранения в представлении сообщества музыкантов-педагогов будет складываться всё более объективная картина происходившего.

Здесь необходимо подчеркнуть, что история музыкального образования становится для педагогов-музыкантов своего рода Учителем с боль-

шой буквы только в том случае, если исследователи принимают как руководство к действию постулат о необходимости рассмотрения исторического феномена как в контексте своих мировоззренческих установок, так и других возможных мировоззренческих точек зрения. Имеется в виду признание объективности сосуществования принципиально различных мировоззренческих позиций по отношению к изучаемому явлению, событию, факту даже в одно и то же историко-педагоги-ческое время, в одном и том же истори-ко-педагогическом ареале.

На это положение, как представляется, нужно обратить специальное внимание. Дело в том, что исторические свидетельства, которыми располагает история музыкального образования, подтверждены документально. При этом в ходе их изучения нередко выявляются данные, которые никак не вписываются в мировоззрение самого исследователя. Однако, поскольку они установлены, их предстоит истолковать, дать им интерпретацию, воссоединить с другими, ранее известными фактами. Появле- I45 ние подобного рода данных в сфере внимания учёного - это как бы вызов ему, проверка того, способен он или нет как исследователь возвыситься до понимания другой мировоззренческой позиции, объясняющей целесообразность существования изучаемого феномена, а следовательно, его предназначения, механизма появления, перспективности педагогической интерпретации применительно к современным музыкально-педагогическим реалиям.

Характеристика исторического феномена вне учёта породившего его мировоззренческого контекста при-

146

водит к появлению в истории музыкального образования трактовок, противоречащих его природе. Данные с иных мировоззренческих позиций, такие трактовки способны «вывернуть наизнанку» изучаемое явление, событие, факт; приписать ему несвойственные черты. Таковы, к примеру, оценки музыкально-педагогических воззрений, основанных на религиозно-духовном понимании тех или иных музыкальных явлений, данные с атеистических позиций, что неминуемо приводит к игнорированию их мировоззренческой составляющей.

По аналогии с белыми пятнами подобные толкования можно уподобить чёрным кляксам. Они тормозят «ступание» (воспользуюсь этим удивительно ёмким древнерусским словом, подчёркивающим процессуальность исторического познания) исследовательской мысли вперёд, ибо отрицают историческую значимость тех явлений, которые не отвечают мировоззренческим взглядам исследователя. И чтобы вновь обратиться к их изучению, требуется преодолеть сложившуюся в педагогическом сообществе инерцию, осуществлять исследование вопреки установившимся оценкам. А это дело крайне сложное, особенно для начинающих учёных. Действительно, если в среде музыкантов-педагогов утвердились негативные оценки относительно тех или иных исторических феноменов, то зачем их ещё исследовать?

Вместе с тем последующее переосмысление такого рода знаний в контексте адекватного природе исторического феномена мировоззрения приводит к выводам, утверждающим обратное. И сегодня исследователи начинают понимать, что многие музы-

кально-педагогические идеи, подвергнутые ранее остракизму, того не заслуживают. Ведь совершенно очевидно, что если они имели место быть, то это было кому-то нужно. Но зачем? Почему? С какой целью? Это-то и предстоит выяснить учёным, а значит, исследования в данной области весьма перспективны.

Есть и ещё одна причина, которая осложняет создание целостной картины становления и развития историко-педагогического процесса в области музыкального образования даже на уровне имеющихся в распоряжении учёных свидетельств. Имеется в виду то, что вплоть до настоящего времени наблюдается явное размежевание двух основных направлений в сфере изучения историко-педагогических проблем музыкального образования в зависимости от их ориентации на общее или профессиональное музыкальное образование.

Несмотря на негативную оценку такого размежевания музыкально-педагогическим сообществом [13, с. 5960], развитие этих двух ветвей науки, за редким исключением, продолжает идти обособленно друг от друга. Как следствие этого, и сегодня наши знания истории музыкального образования весьма разрозненны и трудносопоставимы. С одной стороны, накоплен огромный массив исторических данных в самых разных сферах педагогики музыкального образования, с другой - в подавляющем своём большинстве они недостаточно соотнесены друг с другом, поэтому не дают даже в первом приближении относительно целостной картины развития историко-педагогического процесса в музыкальном образовании. И хотя такая картина никогда не может быть создана, поскольку это лишь идеал,

к которому надо стремиться, каждое историко-педагогическое исследование может и должно стать важной вехой на пути приближения музыкантов-педагогов к данной цели.

Нельзя не отметить и то, что далеко не все исследования исторической направленности, в том числе осуществлённые в последние десятилетия, обогащают науку в этом отношении. Активное нежелание некоторых учёных расширить границы своего исторического видения музыкального образования как взаимодействия и взаимосопряжения его двух ветвей - общеобразовательной и профессиональной - приводит иногда к грубейшим ошибкам. Так, например, даже в трудах, претендующих на фундаментальный уровень рассмотрения историко-педагогических проблем, можно с удивлением обнаружить, что музыкальное образование в России начинает формироваться только во второй половине XIX столетия. И это не единичное утверждение, не случайно закравшаяся ошибка, а точка зрения, которая утвердилась преимущественно в среде исследователей, ограничивающих проблемное поле своих поисков историей профессионального музыкального образования. Оставить такие точки зрения вне оценки их негативного влияния на развитие истории музыкального образования как науки было бы неправомерным. От того, с каких методологических позиций исследователь подойдёт к изучению историко-педагогических источников, их толкованию и оценке, будет зависеть, какой гранью выявленные им исторические свидетельства войдут в историческую науку: пойдут ли они на благо ей или во вред, смогут ли расширить и уточнить наши представ-

ления о процессе становления и развития музыкального образования, его движущих силах и перспективах дальнейшего развития.

Вот почему так важно, чтобы методологической основой создания историко-педагогической карты развития музыкального образования усилиями содружества музыкантов-педагогов являлись исследования, сориентированные на изучение историко-пе-дагогического процесса во всей его многоликости:

• как музыкального образования народной, религиозно-духовной и светской ориентации, каждое из которых развивается по своим имманентным законам и в то же время взаимодействует с другими направлениями;

• как музыкального образования, воплощающего этническое своеобразие породившей его музыкальной культуры и в то же время испытывающего на себе влияние других национальных культур;

• как музыкального образования общего, сориентированного на всех членов сообщества, и музыкального образования специального, предполагающего углублённое освоение одного или нескольких его направлений, типов, видов, отраслей.

Свои размышления об истории музыкального образования как науке мне хотелось бы закончить словами Кадрии Салимовой: «...педагогическая мудрость Прошлого есть вечное воззвание в Будущее» [14, с. 23]. Услышать его - важнейшая задача исследователей, изучающих историко-педаго-гический опыт в сфере педагогики музыкального образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной методологии [Текст] / В. А. Багадуров : в 3 ч. Ч. I. - М. : Музсектор Госиздата, 1929. - 248 с. ; Ч. II. - М. : Музгиз, 1932. - 312 с.; Ч. III. - М. : Музгиз, 1937. -256 с.

2. Раабен, Л. Н. Развитие скрипичной культуры в России середины XIX века [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения / Л. Н. Раабен. - Л., 1947. - 313 с.

3. Натансон, В. А. Начальный период в истории русского пианизма (XVIII - начало XIX века) [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1957. - 445 с.

4. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе [Текст] / О. А. Апраксина. - М. ; Л. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - 147 с.

5. Локшин, Д. Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе [Текст] / Д. Л. Локшин. - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. - 296 с.

6. Бодина, Е. А. Воспитательные функции музыки: эволюция и современные тенденции реализации [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Е. А. Бодина. - М., 1992. - 420 с.

7. Терентьева, Н. А. История и теория му-148 зыкальной педагогики и образования

[Текст] : учеб. пособие : в 2 ч. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 1994. - Вып. 1. - 67 с. ; Вып. 2. -148 с.

8. Николаева, Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Е. В. Николаева. - М., 2000. - 393 с.

9. Федорович, Е. Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Е. Н. Федорович. - Екатеринбург, 2001. -374 с.

10. Адищев, В. И. Теория и практика музыкального образования в российских школах закрытого типа (вторая половина XIX - начало XX века) [Текст] : дис. ...

д-ра пед. наук / В. И. Адищев. - Пермь, 2007. - 433 с.

11. Дорошенко, С. И. Диалог культур столицы и провинции в отечественном музыкальном образовании XIX-XX вв. [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / С. И. Дорошенко. - Владимир, 2012. - 465 с.

12. Толстой, Л. Н. О задачах педагогии [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой // Полное собрание сочинений. Т. 8. Педагогические статьи 1860-1863 гг. - Режим доступа : http://fictionbook.ru/author/lev_ tolstoyi/polnoe_sobranie_sochineniyi_ tom_8_pedago1860_1863_ru_6/read_ online.html?page=1

13. Николаева, Е. В. Становление в России истории музыкального образования как науки и как учебной дисциплины [Текст] / Е. В. Николаева // История музыкального образования как наука и как учебный предмет : материалы V Международной научно-практической конференции / отв. ред. Э. Б. Абдуллин, В. Г. Агафонников, Е. В. Николаева. - М. : Изд-во МПГУ, 1999. - С. 58-68.

14. Салимова, К. И. Для чего нужна история педагогики сегодня? / К. И. Салимова // История педагогики как учебный предмет: учеб. пособие (международный опыт) / под ред. К. И. Салимовой. - М. : Изд-во Роспедагентства, 1996. - С. 23.

REFERENCES

1. Bagadurov V. A. Ocherki po istorii vokal'noi metodologii. V 3 ch. Ch. I. Moscow: Muzsektor Gosizdata, 1929. 248 p.; Ch. II. Moscow: Muzgiz, 1932. 312 p.; Ch. III. Moscow: Muzgiz, 1937. 256 p.

2. Raaben L. N. Razvitie skripichnoi kul'tury v Rossii serediny XIX veka: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Leningrad, 1947. 313 p.

3. Natanson V. A. Nachal'nyi period v istorii russkogo pianizma (XVIII - nachalo XIX veka): dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Moscow, 1957. 445 p.

4. Apraksina O. A. Muzykal'noe vospitanie v russkoi obshcheobrazovatel'noi shkole. Moscow; Leningrad: Izd-vo Akademii peda-gogicheskikh nauk RSFSR, 1948. 147 p.

5. Lokshin D. L. Khorovoe penie v russkoi dorevolyutsionnoi i sovetskoi shkole. Mos-

cow: Izd-vo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1957. 296 p.

6. Bodina E. A. Vospitatel'nye funktsii muzy-ki: evolyutsiya i sovremennye tendentsii re-alizatsii: dis. ... d-ra ped. nauk. Moscow, 1992. 420 p.

7. Terent'eva N. A. Istoriya i teoriya muzy-kal'noi pedagogiki i obrazovaniya: Ucheb-noe posobie. V 2 ch. - St. Petersburg, Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gertsena, 1994. Vyp. 1. 67 p.; Vyp. 2. 148 p.

8. Nikolaeva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii: istoriko-teoreticheskii i peda-

gogicheskii aspekty: dis.....d-ra ped. nauk.

Moscow, 2000. 393 p.

9. Fedorovich E. N. Pedagogicheskoe nasledie krupneishikh rossiiskikh pianistov i ego rol' v sovremennom muzykal'nom obrazovanii: dis. ... d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 2001. 374 p.

10. Adishchev V. I. Teoriya i praktika muzykal'-nogo obrazovaniya v Rossiiskikh shkolakh zakrytogo tipa (vtoraya polovina XIX -

nachalo XX veka): dis.....d-ra ped. nauk.

Perm', 2007. 433 p.

11. Doroshenko S. I. Dialog kul'tur stolitsy i provintsii v otechestvennom muzykal'nom

obrazovanii XIX-XX vv.: dis.....d-ra ped.

nauk. Vladimir, 2012. 465 p.

12. TolstoiL. N. O zadachakh pedagogii. Tolstoi L. N. Polnoe sobranie sochinenii. T. 8. Peda-gogicheskie stat'i 1860-1863 gg. URL: http://fictionbook.ru/author/lev_tolstoyi/ polnoe_sobranie_sochineniyi_tom_8_peda go1860_1863_ru_6/read_online.html?page=1

13. Nikolaeva E. V. Stanovlenie v Rossii istorii muzykal'nogo obrazovaniya kak nauki i kak uchebnoi distsipliny. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya kak nauka i kak uchebnyi predmet. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Otv. red. E. B. Abdullin, V. G. Agafonnikov, E. V. Nikolaeva. Moscow: Izd-vo MPGU, 1999, pp. 58-68.

14. Salimova K. I. Dlya chego nuzhna istoriya pedagogiki segodnya? Istoriya pedagogiki kak uchebnyi predmet. Ucheb. posobie (mezhdunarodnyi opyt). Pod red. K. I. Sali-movoi. Moscow: Izd-vo Rospedagentstva, 1996, p. 23.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.