ролевые функции, видоизменил поведение работников и работодателей. В данных условиях изучение процессов трудовой адаптации персонала позволяет выявить и учесть негативные тенденции и принять соответствующие меры к их устранению, что будет способствовать более эффективному развитию компании и её сотрудников.
Список литературы:
1. Кузнецова И.А. Проблемы неполной занятости в процессе трудовой адаптации предприятий в период экономических реформ // Экономические и правовые аспекты развития России: Сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. - С. 120-124.
2. Овчинникова Т. Новая парадигма управления персоналом в условиях переходной экономики / Т. Овчинникова // Управление персоналом. -2001. - № 7. - С. 34-39.
3. Тюлькина Ю.С. Сущность и принципы адаптации персонала // Журнал «Вестник ВГУ Серия «Экономика и управление». - 2008. - № 1. -С. 109-113.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РЕГИОНАХ КАЗАХСТАНА
© Оспанов Г.М.
Карагандинский государственный университет
им. академика Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда
В статье рассмотрена роль туризма в мировой экономике, и, как следствие, показана динамика туристической активности в Республике Казахстан, также анализируется развитие туризма в различных регионах Республики Казахстан, указывается на уже существующие крупные туристические центры: «Жана Иле», «Бурабай», «Кендерли», а также на программы, направленные на создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Затронуты и проблемы туристической отрасли Казахстана. В заключение упомянут ряд перспективных туристских центров, способных, по мнению автора, вывести республику на абсолютно новый уровень развития данной отрасли экономики, в том числе несколько районов, не охваченных государственными программами как туристские центры: Центральный Казахстан, Кар-каралинский регион, Аральское море, Южные Мугоджары.
Республика Казахстан - это музей под открытым небом, его можно сравнить с туристским бриллиантом, имеющим великолепные туристские возможности и ждущим с нетерпением дальнейших изменений для создания мировой конкурентоспособности. В нашей стране находятся краси-
вейшие природные достопримечательности, например овеянные легендами озеро Бурабай в Кокшетауской области, альпийские луга Заилиийского Алатау, величественные пейзажи каньона реки Чарын. В связи с этим, по мнению автора, Казахстан имеет уникальную возможность занять свою нишу в мировом туристском рынке [14, с. 3].
Современный туризм - это отрасль мировой экономики, не знающая спада. По расчетам специалистов, в среднем, для получения доходов, эквивалентных тем, которые даст один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля, или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. Таким образом, продажа сырья -это своего рода экономический тупик, а развитие туризма - длительная, экономически выгодная перспектива... [9, с 174].
По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО), туризм обеспечивает десятую часть мирового валового национального продукта, свыше 11 процентов международных инвестиций, каждое 9-е рабочее место в мировом производстве. В 2010 году доля международного туризма составила 8 процентов мировых доходов от экспорта и 37 процентов экспорта сектора услуг. Доходы от туризма устойчиво занимают третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Развитие туризма должно произойти преимущественно за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристского рынка уже практически достигли предела рекреационной емкости [6, с. 92].
Республика Казахстан предоставляет практически все существующие виды туризма - познавательный, развлекательный, этнический, экологический, оздоровительный, детский, спортивный, охотничий, конный, приключенческий. В настоящее время в Казахстане работают более 1000 туристских организаций, имеющих зарубежных партнеров в более чем 80 странах мира. Сегодня Казахстан имеет авиасообщения со всеми ведущими туристскими странами мира. Для туристов предлагается более 700 маршрутов путешествий по всей территории Казахстана.
Статистические данные демонстрируют увеличение туристической активности в Республике Казахстан. Однако увеличение объема предоставляемых услуг достигнуто, в основном, за счет выездного туризма (см. диаграмму).
□ въездной ■ выездной □ внутренний
Рис. 1. Сегментирование видов туризма, в %
Всего лишь за год удалось достичь положительной динамики развития отрасли: въездной туризм увеличился на 5,3 %, выездной - на 19,8 %, а внутренний - на 3,6 %. Количество иностранных туристов составило свыше 4,6 миллиона человек. При этом доход отечественных предприятий также вырос на 14,6 % и достиг отметки 35 миллиардов тенге. Отрадно, что все это происходит на фоне роста количества гостиниц и других мест размещения туристов. В Казахстане действует 372 отеля различной категории с единовременной вместимостью 32.876 мест. В Алматы - 25 гостиниц с вместимостью 4.950 мест. Иностранные гости пользуются услугами гостиниц «Алатау», «Казахстан», «Достык», «Иссык», «Астана», «Анкара», «Hyatt Regency Almatu, «Интурист» и других, предоставляющих полный набор сервисного обслуживания [13, с. 6].
Одним из приоритетных направлений, способствующих устойчивому развитию экономики, в настоящее время является экологический туризм, имеющий слабую конкурентоспособность на международном рынке. Потенциальный интерес на данный турпродукт составляет 8,9 миллионов человек (или 63 % от общего потенциала. Несмотря на это, экотуризм сегодня не является приоритетом для государственной туристской политики. Этот вид туризма, несущий ярко выраженный социальный аспект, не выделен ни в одном стратегическом государственном документе [1, с. 7].
Проведенный нами анализ данных показал, что 14,2 миллионов туристов из Европы к Азии испытывают интерес к Казахстану как к туристскому направлению. По итогам 2009 г. количество въехавших в Казахстан с целью туризма составил: 618732 человек, внутренний туризм - 2183973 человека, а по итогам первого; полугодия 2010 г. - 127414 и 355488 человек соответственно.
Сегодня Казахстан предлагает специализированные, экстремальные туры, а также туры по Шелковому Пути в комбинации с другими странами. Но существующие турпродукты не являются перспективными. Перспективный турпродукт должен быть сконцентрирован на качественном предоставлении услуг внутри страны.
Казахстан имеет два турпродукта, которые обладают потенциалом для будущего развития: бизнес туризм и экологический туризм (27 %, 1 -й кв. 2011 г.). Оба продукта имеют великолепные возможности на международном рынке.
По результатам проделанной КТА аналитической работы стало ясно, что экотуризм нуждается в развитии и нашем пристальном внимании. Причем, каждый регион республики обладает уникальными природными ресурсами для развития экотуризма (табл. 1).
В 2009 году было реализовано 4 пилотных проекта, профинансированных Фондом Евразия в четырех регионах: Лепсинск, Жабаглы, Катон-Карагай и Риддер. В ходе их реализации были получены хорошие результаты, например в Жабаглы. было принято около 600 иностранных туристов, по результатам
анализа анкет посетителей было выявлено, что предоставляемый уровень сервиса в СВТ отвечает минимальным стандартам качества.
Таблица 1
Виды туризма по регионам Казахстана
Южный Казахстан Северный Казахстан Центральный Казахстан Восточный Казахстан Западный Казахстан
Экологический Экологический Экологический Экологический Экологический
Горный Лыжный Экскурсионный Горный Водный
Пеший Пеший Водный Познавательный Пеший
Велосипедный Экскурсионный Спелеологический Экскурсионный Экскурсионный
Экскурсионный Исторический Исторический
Исторический Паломнический
Паломнический
Для создания современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, для формирования имиджа Казахстана, как привлекательного туристского объекта, министерством туризма и спорта разработана Государственная программа развития туризма на 2007-2011 годы, которая утверждена Указом Президента. Программа также направлена на и обеспечение его качества в соответствии с мировым уровнем. Кроме того, в Алматы при финансовой поддержке Фонда Евразия был создан Информационно-Ресурсный Центр Экотуризма (ИРЦЭ), созданный КТА [11, с. 4].
В Казахстане создаются крупные туристские центры - такие, как «Жана Иле» в Алматинской, «Бурабай» в Акмолинской, «Кендерли» в Мангыстау-ской областях [9, с. 194].
Особенно хочу отметить проект «Западная Европа - Западный Китай». Туристский кластер здесь развивается вдоль автодороги в шести областях РК. Эта автодорога соответствует Великому Шелковому пути [10, с. 5]
Развитие туризма в любой стране зависит от множества факторов: реклама региона как туристского объекта, правовая поддержка туристской отрасли, таможенные формальности государства и его международные отношения с другими странам, наличие в стране внутриполитической стабильности и общественного согласия. И, конечно же, нельзя не сделать акцент на состоянии инфраструктуры туризма, ведь степень развития инфраструктуры является показателем привлекательности региона. Но все же определяющую роль в развитии государства как привлекательного объекта для путешественников играют рекреационные ресурсы региона и туристский продукт, который она может предложить [7, с. 12].
В Казахстане существуют районы, не охваченные государственными программами как туристские центры. На наш взгляд, в данных районах возможно развитие туристской деятельности [3, с. 2].
Выделим следующие перспективные районы развития туристской деятельности в Казахстане:
- Центральный Казахстан как центр экологического туризма;
- Каркаралинский регион;
- Аральское море;
- Южные Мугоджары - центр развития геологического туризма.
По моему мнению, реализация данных туристских прорывных проектов будет способствовать повышению конкурентоспособности страны, что создаст предпосылки для значимого развития отрасли туризма в Республике Казахстан.
Список литературы:
1. Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 05 июля 2008 года N 59-IV
2. Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 г. (ООН).
3. Рекомендации по статистике туризма, 2009 г. (ООН).
4. Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), версии ГК РК 03-2007.
5. Дуйсен Г.М. Формирование и развитие индустрии туризма на основе использования природно-рекреационного потенциала Казахстана: авто-реф. дисс. ... канд. - Алматы, 2003. - 26 с.
6. Дуйсенгалиев Т. Тернистый путь отечественного туризма // Каржы каражат. Финансы Казахстана. - 2001. - N 1. - С. 92-94.
7. Кулибаев А. Туризм на Шелковом пути как фактор устойчивого развития: (на примере Алматинской области) / А. Кулибаев, Е. Адасбаев, Б. Даныш-панов, Т. Дуйсенгалиев // Транзитная экономика. - 2000. - N 4-5. - С. 48-53.
8. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 144 с.
9. Немоляева М.Э., Ходорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. - М., Международные отношения, 1985. - 174 с.
10. Низамиев А.Г. Формирование и развитие рекреационного комплекса Кыргызстана в рыночных условиях: автореф. дисс. ... канд. - Душанбе, 1999. - 21 с.
11. О Государственной программе развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы: Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года N 231.
12. Саидов А.Ф. Организационно-экономические основы развития и управления туризмом Республики Узбекистан: автореф. дисс. ... докт. -Ташкент, 1995. - 38 с.
13. Туризм в Республике Казахстан в 2009 году. Статистический сборник. Агентство РК по статистике / Под ред. Б. Тортаева. - Алматы, 2010. - 164 с.
14. Уличева Т. Держа руку на пульсе турбизнеса // Индустриальная Караганда. - 2000. - С. 3.
15. Шайкенова P.P., Мамутова К.Р. // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Экологический и этнографический туризм: становление, проблемы и перспективы развития», Хабаровск, 2009.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
© Потемкин С.А.*, Задорожная И.В.#
Российский государственный университет туризма и сервиса, Московская область, п. Черкизово
Данная статья раскрывает содержание приоритетных направлений развития банковского сервиса на территории Российской Федерации.
В условиях перехода к рыночной экономике главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности, банковском секторе и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее [1, с. 67].
Суть реформ российской банковско-кредитной системы заключалась в формировании финансовых институтов, при этом одной из основных задач было создание частной собственности в банковском секторе.
В ноябре 1991 года новое российское правительство заявило о своей приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предусматривала:
а) либерализацию цен и заработной платы;
б) проведение жесткой денежно-кредитной политики, бюджетной реформы и стабилизации рубля;
в) приватизацию половины всех мелких и средних предприятий;
г) прекращение финансирования обороны; союзных министерств и комитетов экономической помощи другим странам;
д) укрепление системы социальной защиты.
Конечными целями проводимых реформ являлись: экономическое, социально-политическое, духовное возрождение России; рост и процветание отечественной экономики; обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан; развитие демократических институтов; укрепление российской государственности [2, с. 3].
* Профессор кафедры «Корпоративное управление и электронный бизнес», доктор экономических наук.
* Доцент кафедры «Корпоративное управление и электронный бизнес», кандидат юридических наук.