Научная статья на тему 'Перспективы развития системы внешней гарантии качества образования в условиях перехода к двухуровневой системе туристского образования'

Перспективы развития системы внешней гарантии качества образования в условиях перехода к двухуровневой системе туристского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / STANDARDIZATION OF PROFESSIONAL TOURIST FORMATION / TYPICAL MODELS OF STANDARDS / ТИПОВЫЕ МОДЕЛИ СТАНДАРТОВ / COMPETENCE MODEL / ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL QUALITY ASSURANCE / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Е.В.

В статье рассмотрен генезис государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Туризм», охарактеризованы функции образовательного стандарта, продемонстрированы возможности построения системы гарантии качества образования в условиях перехода к двухуровневой системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE SYSTEM OF EXTERNAL QUALITY DEVELOPMENT ASSURANCE OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO THE TWO-LEVEL TOURIST EDUCATIONAL SYSTEM

In the article genesis of the State Educational Standard in educational direction Tourism is considered, functions of the educational standard are characterized, possibilities of construction of system of the quality assurance in education in the conditions of transition to the two-level education system are shown.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы внешней гарантии качества образования в условиях перехода к двухуровневой системе туристского образования»

ф

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕЙ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROSPECTS OF DEVELOPING THE SYSTEM OF EXTERNAL EDUCATION QUALITY GUARANTEE IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO THE TWO-LEVEL TOURIST EDUCATIONAL SYSTEM

Е.В. Субботина

В статье рассмотрен генезис государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Туризм», охарактеризованы функции образовательного стандарта, продемонстрированы возможности построения системы гарантии качества образования в условиях перехода к двухуровневой системе образования.

Ключевые слова: стандартизация профессионального туристского образования, типовые модели стандартов, компетентностная модель, гарантия качества образования.

Subbotina Ye.V.

The article presents the genesis of the State Educational Standard in Tourism, describes functions of an educational standard, and demonstrates the possibilities of developing a system of education quality guarantee in the conditions of transition to the two-level education system.

Keywords: standardization of professional tourism education, typical models of standards, competence model, education quality guarantee.

На современном этапе туризм превращается в полноправную, самостоятельную отрасль, подчиняющуюся определенным экономическим законам и нормативно-правовому регулированию. Развитие туризма на федеральном и региональном уровнях в России во многом связано с проблемами качественного образования и научного обеспечения туристской индустрии. Приток в отрасль качественных профессиональных кадров - необходимое условие устойчивого развития туристской индустрии России и приближения ее уровня к мировым стандартам. Поэтому важнейшая задача развития российской индустрии туризма - формирование стратегии подготовки высококвалифицированных кадров. Это, несомненно, требует организации системной и целенаправленной деятельности по обеспечению потребностей рынка труда компетентными кадрами.

Основополагающим требованием к формированию социально значимого содержания профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма является выбор соответствующих принципов, отражающих значение для общества культурологического, личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов в образовании. Кроме того, формирование содержания подготовки специалистов требует универсализации организационных основ профессиональной деятельности и разработки учебно-программных материалов, ориентированных на удовлетворение образовательных, профессиональных и культурных потребностей обучаемых. В связи с этим важной задачей обеспечения целостной профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма становится вы-

явление взаимосвязи образовательной и профессиональной подготовки с учетом личностных предпочтений обучаемых; достижение структурно-содержательного единства всех образовательных блоков, обеспечивающих личностное и профессиональное развитие обучаемых.

Согласно классическим дидактическим установкам содержание профессионального образования раскрывается с помощью унифицированных компонентов и обеспечивает необходимый уровень его дифференциации. Такой подход позволяет формировать необходимую учебно-методическую документацию как целостную структуру с соблюдением принципа непрерывности профессионального образования и при этом учитывать интересы конкретного направления (вида деятельности). Дифференциация отобранного содержания образования проводится в соответствии с частными целями обучения (например, профориентация или обучение основам профессиональной деятельности, или повышение уровня квалификации и т. д.) с использованием блочно-модульного метода. Этот метод позволяет сохранить целостность процесса обучения, его преемственность и непрерывность благодаря тому, что содержание образования «подается» в виде блоков, в которых оно разделено на завершенные функциональные элементы, реализующие цели обучения. Такая модель послужила основой для модификации «блочного» принципа при формировании содержания профессионального туристского образования, где проявляется своя специфика в наборе блоков и их функциях.

Исходя из сказанного, можно сформулировать определение понятия «стандарт образования» как системы

#

параметров, принимаемых в качестве норм образовательной политики, отражающих общественный идеал образованности и учитывающих возможности реальной личности и социума по достижению этого идеала. Таким образом, стандартизация - это не только правила, которым надлежит следовать, но и норма образовательной политики, и форма управления.

На различных этапах развития высшего профессионального образования в качестве стандартов выступали учебные планы, образовательные программы, учебники, а также такие нормативные документы, как профессио-граммы и квалификационные характеристики. Каждый этап развития образования отличается усложнением способов проектирования его содержания, но при этом стандарт сохраняет свою функцию социальной нормы качества образования.

Генезис образовательного стандарта представляет собой эволюцию способов нормирования образования и образованности. Новая культура проектирования образования стала складываться в середине XX века, сама же проблема стандартизации приобрела международный характер. Сегодня практически нет ни одного государства с развитой системой туристского профессионального образования, которое бы в той или иной форме не предъявляло определенных требований к качеству ее функционирования. Как правило, эти требования закрепляются в документах, имеющих существенное значение для жизнедеятельности образовательной системы, и потому воспринимаются ею как социально заданные нормы. Для педагогической науки проблема стандарта имеет особое значение, поскольку он выступает проектом и системообразующей моделью образования, где целостно отражены все аспекты образования: целевые, ценностные, смысловые, деятельностью, содержательные, процессуальные и организационные.

Анализ мировой практики в области стандартизации профессионального образования позволяет выделить три типовые модели стандартов, каждой из которых соответствует свой метод отбора содержания образования.

1. Модель результата образования, или экзаменационная модель, включает наряду с описанием базовых умений и навыков, которые должны быть освоены, описание экзаменационных требований, критериев профессиональной деятельности и возможностей трудоустройства выпускников. Данный стандарт не регулирует процесс обучения. Он не содержит указаний к содержанию учебной программы, условиям организации и продолжительности обучения. Официальным доказательством его достижения является выполнение экзаменационных требований и оценка результатов образования, которую должны представить специальные экзаменационные органы -палаты, комиссии и т. д., контролируемые аккредитованными государством учреждениями.

Экзаменационная модель предоставляет достаточно возможностей для получения соответствующего квалификационного удостоверения, но не дает четкого представления о содержании знаний, интеллектуальных умений и на-

выков, которые сформировались у выпускника и стали его неотъемлемыми качествами, или о том, каким образом должно строиться его дальнейшее обучение на основе продемонстрированных результатов. Модель результата образования не получила широкого распространения и используется главным образом в Великобритании.

2. Профессиональная модель представляет собой самый широкий стандарт, включающий, наряду с обязательными элементами, описанными выше, требования к уровню образования абитуриента, условиям организации и продолжительности учебного процесса, содержанию образовательных программ, кадровому и материальному обеспечению их реализации. Такие стандарты содержат указания к использованию материально-технических средств обучения и учебных пособий, рекомендации по учебно-методическому консультированию. Профессиональная модель ориентирована на образовательный процесс с контролем конечного результата. Основное внимание уделяется обучению профессии, специальности и освоению профессиональной компетенции, позволяющей студентам реализовать себя по ряду профессиональных специализаций. В рамках данной модели предусмотрены стандарты «ключевых профессий», каждая из которых относится к группе связанных с ней специализированных профессий и предполагает разные уровни освоения. Стандарт включает в себя базисный учебный план, обязательные и дополнительные модули. Данная модель предоставляет выпускникам профессиональных учебных заведений большие возможности для получения квалификации высокого уровня. Помимо приобретения общепрофессиональных знаний, умений и навыков, она предполагает наличие надпрофессиональных «ключевых квалификаций» (коммуникативных способностей, информационных навыков, готовности к восприятию нового и т. д.), способствует развитию личности и ее дальнейшему самообразованию.

3. Модульная модель представляет тип стандартов, основой которых являются специфические виды трудовой деятельности. В отличие от профессиональных стандартов они не проектируют курсы обучения, ограниченные определенными сроками, а устанавливают поддающиеся оценке квалификационные требования, связанные с видом профессиональной деятельности. Стандарты включают в себя описание учебных целей, содержания; перечень необходимых знаний и умений; рекомендации по сочетанию и дидактической последовательности изучения учебных блоков; экзаменационные требования, связанные с уровнем компетенции, иногда требования к уровню знаний абитуриента. Модули могут быть как узкоспециализированными, так и достаточно обширными, включающими несколько видов трудовой деятельности. Они легко сочетаются друг с другом, позволяют индивидуализировать обучение и изменить его сроки. Однако обособленность каждого модуля и отсутствие связи между различными видами индивидуальной компетенции не обеспечивают ясного представления о полученном профессиональном образовании и системе обучения.

В мировой образовательной практике более широкое применение находит сочетание профессиональной и модульной моделей. При этом исходным является описание профессии, то есть подробная характеристика профиля выполняемых трудовых операций данного вида деятельности, включая необходимые знания, навыки и «ключевые квалификации». Для создания профессиональной модели требуется от трех до пяти лет, чтобы учесть фундаментальные изменения в технологии и организации труда, поэтому она дополняется модульной моделью, придающей ей большую гибкость. Эта модель представляет собой основанный на результатах обучения комплекс экзаменационных требований для краткосрочных периодов обучения (от двух месяцев до одного года) и квалификаций. Такие модули могут быть объединены в широкую квалификацию. Кроме того, смешение профессиональной и модульной моделей делает системы профессионального образования более гибкими и используется для того, чтобы удовлетворить краткосрочные потребности рынка труда. Во многих случаях модули или их набор выступают своеобразной надстройкой по отношению к ключевым квалификациям и выполняют в профессиональном образовании функции, которые в России реализуются путем разработки национально-регионального компонента стандарта и курсов по выбору.

В рамках действующей образовательной системы понимание стандарта соотносится с образцом, эталоном, моделью, то есть с условиями, которые могут быть созданы образовательной системой для обеспечения нормального развития (обучения, воспитания) человека в соответствии с его природой. Объяснение стандарта с таких позиций предполагает, что это не только перечень знаний, навыков и умений, которые должен обязательно приобрести обучаемый к определенному моменту времени, но и некий общий ориентир для самооценки возможностей вхождения в ту или иную социально-образовательную нишу.

Действующие государственные образовательные стандарты ориентированы на информационно-знаниевую модель высшего профессионального образования. В этой модели основной акцент делается на формирование перечня дисциплин, их объемов и дидактических требований к содержанию. Данный подход не позволяет реализовать в стандартах наметившиеся в мире тенденции к оценке уровня образования с помощью владений и компетенций, то есть увязывать полученные знания и умения с их применением в профессиональной деятельности.

Изменение концепции стандартизации высшего образования (введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения с двухуровневой системой образования) связано с качественным обновлением российской системы образования, обусловленным переходом образовательной системы на международные стандарты. Интеграция российского образования в мировую систему образования привела к необходимости разработки принципиально нового Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на компетентностной модели высшего профессионального

образования. При этом радикально меняется построение стандарта: основополагающую и определяющую его содержание роль приобретает компетенция - способность применять знания и умения для успешной профессиональной деятельности. Под компетенциями понимаются многоплановые и многоструктурные характеристики качества подготовки обучающихся, которые вряд ли могут быть в полной мере стандартизованы. Они плохо поддаются описаниям и измерениям. Трудность здесь видится в том, что компетенцию нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Скорее, это приобретаемое в результате обучения новое качество, интегрирующее междисциплинарные знания и умения со спектром характеристик качества подготовки, в первую очередь со способностью применять полученные знания и умения на практике в будущей профессиональной деятельности выпускника туристского вуза. Единицы компетенции составляют квалификацию. Работник заинтересован в приобретении большего количества квалификаций общего характера, обеспечивающих возможность трудоустройства и адаптации в ситуации частых изменений. Для этого система профессионального туристского образования должна превратиться из института, транслирующего знания, в институт, где знания преобразуются в компетенции и квалификации. Таким образом, индустриальное общество постепенно преобразуется в общество знаний, символом которого становится человек образованный. В этих условиях рынок труда постепенно превращается в рынок квалификаций, умения и навыки приобретают интегрированный характер, а обучение на рабочем месте становится обучением в процессе труда. Следует задуматься и о проблемах оценки приобретенных в результате обучения компетенций.

Государственный образовательный стандарт устанавливает комплекс достаточных требований к подготовке кадров, отражающий потребности и условия современного этапа развития общества в целом и конкретной сферы деятельности, а также закрепляет позитивный опыт в области подготовки специалистов, накопленный в нашей стране и за рубежом. Стандарт предоставляет возможность согласования и сопряжения образовательных программ различных учреждений по критериям минимально необходимого качества. Стандарт является главным средством государственного регулирования качества образования. По требованиям, зафиксированным в стандарте, осуществляется контроль деятельности образовательного учреждения в виде государственной аккредитации. Эти требования являются критериями оценки деятельности образовательного учреждения. На их основе проводится сравнительный анализ образовательных программ и изучение опыта развития образования. Стандарт позволяет реализовывать общую стратегию развития образования, так как закладывает в образовательный процесс качество и цели развития экономики и общества, государства и человека и служит защите учебных заведений от вмешательства в образовательные программы бюрократических, административных структур.

$

Стандарт определяет место и роль направления подготовки «Туризм», не ограничивая траекторию построения профиля, однако включение профилей в направление должно строиться по принципам общего и частного, стабильного и динамичного, перспективного и конкретного и находиться под контролем Учебно-методического объединения учебных заведений по образованию в области сервиса и туризма.

Рыночные преобразования повлияли на профессионально-квалификационную структуру кадров, изменили масштабы и отраслевую структуру спроса на рабочую силу, повысили требования, предъявляемые работодателями к специалистам. В связи с этим особую актуальность приобретает задача согласования потребностей рынка труда в рабочей силе с возможностью ее подготовки в учреждениях системы профессионального образования. На наш взгляд, Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Туризм» позволяет создать такую систему за счет умелого сочетания базовой подготовки кадров широкого профиля с подготовкой узкоспециализированных профессионалов по прогрессивным научным, технологическим или другим направлениям. Гибкий характер подготовки кадров для туристской индустрии позволит достичь динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, привести соотношение числа выпускников различных уровней образования в соответствие со структурой спроса, повысить профессиональную, социальную и личностную готовность выпускников к профессионально-трудовой деятельности до уровня требований работодателей. Предложение рабочей силы качественно и количественно меняется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, системе профессиональной и общей подготовки, от влияния международного рынка труда на внутренний рынок и т. д. Изменение потребности в рабочей силе является в основном результатом сдвигов в спросе и, соответственно, производстве товаров и услуг, а также изменений в технике и технологиях. Таким образом, сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда затрудняется тем, что на них влияют различные силы: с точки зрения предложения главные факторы - образование и профессиональная подготовленность, а с точки зрения спроса - тенденции экономического и технологического развития страны.

Последнее десятилетие стало решающим для становления и развития современной системы туристского образования, так как в этот период приняты важнейшие документы, определившие перспективное направление развития профессиональной школы. Следует отметить, что государственные органы управления образованием и профессиональные сообщества прилагают значительные усилия в этой области. При этом особое внимание уделяется содержательной части профессионального туристского образования, так как именно от структуры и содержания образовательного стандарта в любой предметной области во многом зависит успешность всей строящейся образовательной системы.

Принятая концепция развития туризма в России предусматривает повышение качества туристского образования на основе современных педагогических технологий. Как показала экспертная оценка, выпуск специалистов с высшим образованием удовлетворяет спрос предприятий и организаций туристской индустрии на 30-35%, поэтому основной подход к построению траекторий образовательных программ отдельных профилей в рамках нового ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» основывается на тесном взаимодействии высшей школы с рынком труда, профессиональными сообществами и многообразными социальными партнерами. Профилизация образования в сфере туризма, а также выбор конкретной образовательной траектории будут осуществляться с учетом потребностей в кадрах отдельных секторов туристской индустрии и требований работодателей (на федеральном, региональном, локальном уровнях). Процесс профили-зации образовательных программ на основе их стандартизации является объективной реальностью, так как позволяет образовательным учреждениям эффективно реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда и инновационные процессы экономики. В основу подхода к разработке перечня профилей по направлению подготовки «Туризм» положены:

- тенденции развития видов экономической деятельности в сфере туризма;

- прогнозные оценки потребностей работодателей;

- специфика объектов туристской деятельности. Общеизвестно, что туризм интенсивно развивается

как на мировом уровне, так и в России. Причем динамика развития столь стремительна, что подчас традиционно неторопливое высшее и среднее специальное образование не в состоянии угнаться за ним, и часто претензии работодателей и государства к качеству подготовки выпускников, получивших туристское образование, вполне обоснованны. Можно надеяться, что введение нового ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм», позволяющего быстро и гибко реагировать как на изменения рынка труда в индустрии туризма, так и на прогрессивные изменения в сфере образования, ускорит адаптацию структуры и содержания основных образовательных программ к требованиям профессионального сообщества, а также послужит гарантией качества образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьева Т.Н. Тенденции и перспективы уров-невой подготовки выпускников высшего профессионального образования: Матер. учеб.-методич. конф. «Повышение качества подготовки специалистов в сфере сервиса и туризма».-М., 2007.

2. Васильев В.Н., Гуртов ВА, Питухин ЕА. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. - М.: Техносфера, 2007.

ф

3. Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учеб. пособие. - Москва; Йошкар-Ола: Науч.-инф. центр гос. аккредитации, 2007.

4. Субботина Е.В. Особенности содержания ФГОС ВПО по направлению подготовки «Ту-

ризм» // Современные проблемы сервиса и туризма, 2007.

5. Субботина Е.В. Формирование профилей по направлению подготовки «Туризм» // Образование в области сервиса и туризма: Сб. ст. к 20-летию УМО учеб. заведений в области сервиса и туризма. - М.: Маска, 2008.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL PERSONNEL TRAINING WITH REGARD TO THE PECULIAR FEATURES OF THE EDUCATIONAL COMPLEX

B.А. Иванов,

C.Ю. Ситникова

В статье рассмотрены педагогические условия повышение качества профессиональной подготовки с учетом образовательного комплекса на примере Приморского института железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: образовательный комплекс, педагогические условия, компетентностный подход, образовательные технологии.

Ivanov V.A., Sitnikova S.Yu.

The authors examine the pedagogical conditions of improving the quality of vocational training with regard to an educational complex taking Primorsky Institute of Railway Transportation as an example.

Keywords: educational complex, pedagogical conditions, competency approach, educational technology.

Российская образовательная система находится на стадии комплексной модернизации. С целью повышения эффективности ее функционирования в настоящее время создаются университетские образовательные комплексы, которые формируются путем объединения образовательных учреждений, реализующих образовательные программы разных уровней, а также других учреждений и некоммерческих организаций. Необходимость обеспечения соответствия образовательных комплексов современным условиям актуализирует проблему разработки новых методологических и методических подходов в педагогике высшего профессионального образования.

Концепция развития образовательных комплексов предполагает использование имеющихся внутренних резервов университетского потенциала и поиск новых эффективных форм организации и развития научно-инновационной деятельности. Ключевой позицией концепции является создание педагогических условий подготовки специалистов. Актуальность наличия необходимых педагогических условий подготовки специалистов рельефно просматривается и при создании механизма формирования профессиональных компетенций у выпускников как главной научно-методической задачи высших учебных заведений.

В настоящее время обостряются противоречия между:

- необходимостью совершать осознанный выбор целей, содержания, методов, форм, критериев деятельности и недостатком педагогических условий для приобретения соответствующего опыта;

- объективным единством влияния основного и дополнительного образования на самоопределение учащихся и фрагментарностью их реального взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;

- потенциальными педагогическими возможностями социума и недостаточным уровнем сотрудничества его представителей с образовательными учреждениями;

- требованиями к студентам и их познавательными возможностями (лишь 170 из тысячи выпускников школ реально соответствуют требованиям, предъявляемым современной высшей школой, поступает же в высшие учебные заведения половина выпускников, поскольку в условиях выживания и борьбы за абитуриентов вузы принимают на платной основе абитуриентов, не дотягивающих до нужного уровня);

- теоретической и практической подготовкой студентов;

- содержанием, сложностью профессиональной деятельности специалиста и возможностями ее моделирования в педагогическом процессе вуза;

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.