Научная статья на тему 'Перспективы развития школьного образования Франции'

Перспективы развития школьного образования Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пластинина Н. Н.

Автором дается общая характеристика системы школьного образования Франции, рассматриваются ее основные проблемы и пути модернизации. Анализируется принятая в 2005 г. новая образовательная политика, цель которой сделать школу более открытой, приблизить к европейским образовательным стандартам, повысить ее качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of School Education Development in France

The author presents a general characteristic of school education system in France, examines its main problems and the ways of modernization. It analyses new educational policy (2005), which aims to make school more open, to bring it closer to the European educational standards, to improve its quality.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития школьного образования Франции»

Стовшшв ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ

Н. Н. Пластинина, старший преподаватель кафедры французского языка РГПУ им. А. И. Герцена

Автором дается общая характеристика системы школьного образования Франции, рассматриваются ее основные проблемы и пути модернизации. Анализируется принятая в 2005 г. новая образовательная политика, цель которой — сделать школу более открытой, приблизить к европейским образовательным стандартам, повысить ее качество.

В начале нового XXI в. Россия по-прежнему находится в сложном и длительном процессе перемен, касающихся всех аспектов жизни общества: политики, экономики, социальной сферы, а также системы народного образования. Целью этих реформ является создание демократического общества, главными характеристиками которого будут открытость, мобильность, эффективность и которое станет полноправным членом мирового сообщества.

Для модернизации общества во всех областях, в том числе и в сфере образования, для успешной интеграции в мировое сообщество необходимо изучение опыта зарубежных стран, так как это поможет избежать ошибок и предложить решение многих проблем.

Основным вектором российских реформ в 1990-х гг. стала направленность на сближение с западноевропейскими странами. В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы, а в 2003 г. присоединилась к Болонскому процессу, взяв тем самым на себя обязательство интегрировать свою образовательную систему к общеевропейской и стать частью единого европейского образовательного пространства. В этой связи важным является изучение системы образования европейских стран, и в частности Франции.

Французская система народного образования традиционно представляет интерес для российских ученых по многим причинам, среди которых — огромный вклад Франции в мировую культуру; тесные культурные связи, столетиями объединявшие наши страны; сходность французской и российской систем народного образования; главенствующая роль

Франции в создании Европейского союза и основных европейских институтов, таких, например, как Совет Европы. Многие исследователи обращались к анализу опыта французской системы образования (Е. И. Бражник, Н. Т. Шабло, С. В. Владимирова, Е. Я. Орехова и др.), огромный вклад в изучение французской школы внесли Б. А. Вульфсон и А. Н. Джуринский.

Современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и сегодня признается одной из самых передовых в мире1. Ее основные особенности таковы: преобладание государственных учебных заведений (только 13 % учащихся посещают частные учебные заведения); доступность обучения (начальная, средняя и высшая школа во Франции бесплатна для всех, включая иностранцев); обязательность (с 6 до 16 лет); светскость. Сегодня система образования — мощнейшая государственная структура: по последним данным, число школьников и студентов во Франции превысило 15 млн чел. и составило четверть населения страны. В стране около 7 тыс. коллежей, 2 600 лицеев. Эта же система — крупнейший работодатель Франции: в ней занято более половины государственных служащих2.

В 2005 г. Франция начала осуществлять реформирование всей государственной системы образования: от дошкольного уровня до университетского. Эта реформа должна решить проблемы, остро актуальные и для России: проблемы модернизации, глобализации (интеграции в единое образовательное пространство), гуманитаризации образования. Начиная © Н. Н. Пластинина, 2007

с 1980-х гг. во Франции предпринимаются огромные усилия для улучшения системы народного образования: образование объявлено основным национальным приоритетом; непрерывно увеличивается бюджет Министерства образования (за последние 10 лет он вырос на 23 %); правительство к этой сфере проявляет постоянный интерес (каждые 10—15 лет французский парламент принимает новые законодательные акты). Однако, несмотря на вышеуказанные меры, к концу 90-х гг. XX в. стало усиливаться недовольство французского общества консерватизмом системы образования, ее неприспособленностью к происходящим в стране и мире глобальным переменам, ее низкими результатами.

Ежегодно 150 тыс. молодых людей покидают школу без всякого диплома и квалификации, не овладев иногда в должной мере такими фундаментальными навыками, как чтение, письмо, математический счет. Согласно исследованию, проведенному в 2002 г. в семи европейских странах (Дания, Финляндия, Франция, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция), среди школьников 15—16 лет, изучающих английский язык, молодые французы показали самые плохие результаты по всем аспектам языка: чтение, письмо, аудирование. То же самое исследование констатировало ухудшение результатов по сравнению с 1996 г.

Понимая необходимость принятия срочных мер, французское правительство организовало национальные дебаты о будущем школы. Они проходили больше года (2003—2004 гг.) под эгидой специально созданной при Министерстве по делам молодежи и Министерстве образования Национальной комиссии по вопросам будущего школы (Commission nationale sur l’avenir de l’école). За время деятельности комиссии в дебатах приняли участие 1 млн французов (46 % — преподаватели, 37 % — родители). Итогом проделанной работы стал доклад, в котором были проанализированы основные проблемы и предложения по их ре-

шению. Этот доклад лег в основу нового «Закона об образовании и будущем школы»3, принятого французским парламентом и одобренного президентом Франции 23 апреля 2005 г.

Новый закон 2005 г. вносит значительные изменения во всю организацию школьного образования (материнская школа, начальная школа, коллеж, лицей), с целью модернизировать, сделать школу более открытой, приблизить к общеевропейским образовательным стандартам, повысить ее качество. Для осуществления этой цели закон определяет три основных направления реорганизации:

1) добиться успешного окончания школы всеми учениками (до последнего времени задачей среднего образования было получение диплома об окончании школы 80 % учащихся одной возрастной категории);

2) улучшить, сделать более глубоким изучение иностранных языков в соответствии с общеевропейским стандартом;

3) реформировать систему подготовки школьных учителей.

По окончании обязательного школьного обучения (с 6 до 16 лет) каждый учащийся должен овладеть необходимыми навыками и умениями, иметь прочную базу знаний и получить диплом. Для учеников, испытывающих трудности в овладении школьной программой, предусмотрена «индивидуальная программа для успешного обучения» (programme personnalisé de réussite éducative).

В целях обеспечения в должной мере поддержки старшеклассникам, испытывающим трудности в учебе, начиная с 2005/06 учебного года 1 500 ассистентов учителя (assistants pédagogiques) будут направлены в 344 лицея, где наблюдаются самые острые социальные проблемы и вследствие этого проблемы с успеваемостью. В обязанности ассистента учителя входят помощь преподавательскому составу; контроль за учениками в учебном заведении; помощь учащимся с ограниченными возможностями при интегрировании в школьную среду; по-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

мощь в использовании новых технологии; участие в различных образовательных, спортивных, социальных и культурных мероприятиях. Кандидаты на должность ассистента учителя должны по краИнеИ мере два года отучиться в университете, при этом приоритет отдается студентам педагогических вузов.

Для того чтобы предоставить всем равные шансы и дать возможность ученикам из самых необеспеченных семеИ продолжать учебу в наилучших условиях, закон предусматривает оказание им финансовой помощи. В дополнение к уже существующим социальным стипендиям учреждаются также стипендии за успехи в учебе. Отныне (с сентября 2006 г.) стипендию за успехи в учебе получают не только особо отличившиеся ученики лицея (эта стипендия существует с сентября 2000 г.), но и учащиеся коллежа.

В рамках усиления автономии учебных заведениИ упрощается система их управления, что также должно способствовать повышению уровня успешности школьников. Школы получают право осуществлять экспериментальные проекты, при этом в законе уточняется, что экспериментирование может проводиться в следующих сферах: преподавание дисциплин, междисциплинарные связи, педагогическая организация уроков и школы, сотрудничество с партнерами, обмены и установление побратимских отношениИ со школами других стран. Эти эксперименты проводятся по инициативе педагогического коллектива и требуют предварительного разрешения руководства учебного округа.

С 2006 г. усиливаются меры, нацеленные на интеграцию детеИ с ограниченными возможностями в школьную среду на первоИ (материнская и начальная школа) и второИ (коллеж и лицеИ) ступенях школьного образования. Закон

2005 г. декларирует право всех детеИ-инвалидов на получение образования, а также ответственность системы образования, являющеИся гарантом полноценного образования для всех. Согласно но-

вому закону Министерство образования обязано предоставить ученику возможность посещать обыкновенную неспециализированную школу, ближаИшую к месту его проживания; максимально привлекать родителеИ для участия в принятии решениИ, касающихся ребенка, на всех этапах и при составлении индивидуальных планов обучения; гарантировать непрерывность школьного обучения, адаптируя его к нуждам и компетенциям ученика; гарантировать равенство шансов детеИ с ограниченными возможностями и других детеИ, варьируя условия оценивания и контроля.

В целях социализации детеИ с ограниченными возможностями с 1 января

2006 г. на всех ступенях школьного образования, начиная с материнскоИ школы, создаются дополнительные ставки для работы с детьми-инвалидами. Чтобы родители детеИ с ограниченными возможностями могли получить полную информацию о происходящих изменениях, Министерством образования был создан саИт, где можно задать вопросы, касающиеся обучения детеИ, а также в каждом департаменте была открыта специальная телефонная линия.

Необходимо отметить, что Франция уже несколько лет предпринимает активные деИствия в указанном направлении, и эта политика начала приносить свои плоды. Так, например, согласно данным Министерства образования, в 2003/04 учебном году на 15 % возросло число детеИ-инвалидов, обучающихся в обык-новенноИ неспециализированноИ школе первоИ ступени, а в коллеже и лицее их число увеличилось на 37 % по сравнению с предыдущим годом4.

Владение иностранными языками сегодня необходимо, как никогда: оно не только позволяет продолжить учебу за рубежом, но и предоставляет огромное преимущество при поиске работы. Поэтому в рамках закона 2005 г. намечается пересмотр традиционно существу-ющеИ в стране методики преподавания иностранных языков, основанноИ на пись-

менной речи, выполнении грамматических упражнений и заучивании слов. Отныне главным аспектом должна стать устная речь.

Знакомство с иностранным языком заложено в программу материнской школы. Непосредственное обучение первому иностранному языку вводится в начальной школе (с 2007 г.), это обучение будет непрерывным и продолжится все 10 лет (коллеж и лицей). В 5-м классе коллежа вводится обучение второму иностранному языку. В лицее параллельно со вторым можно дополнительно начать учить третий иностранный язык. Обучение будет проходить в соответствии с общеевропейской шестиуровневой системой компетенций владения иностранным языком CECRL (le cadre européen commun de référence pour les langues), разработанной Советом Европы:

A1 — A2 — владение языком на элементарном уровне;

В1 — В2 — уровень владения языком, достаточный для повседневной жизни;

С1 — С2 — высокий уровень владения языком, позволяющий работать и учиться наравне с носителями языка.

В соответствии с системой компетенций владения иностранным языком Совета Европы французские школьники должны иметь уровень A1 по окончании начальной школы, уровень В1 по окончании коллежа и уровень В2 по окончании лицея.

В коллеже и лицее на уроках иностранного языка учащиеся занимаются в небольших группах, организованных в зависимости от уровня их знаний для того, чтобы они могли продвигаться вперед каждый в своем ритме.

К 2008 г. будет упорядочена система педагогических высших учебных заведений. Подготовкой школьных педагогов будут заниматься только университеты. Институты по подготовке школьных учителей (Instituts Universitaires de F ormation des Mitres — IUFM) войдут в состав университетов. Качество педагогического образования должно быть повышено, университеты будут готовить также педагогов, специализирующихся на работе с детьми-инвалидами, детьми, испытывающими трудности при обучении письму и чтению, а также государственных служащих в сфере образования.

Все перечисленные изменения должны способствовать улучшению качества школьного образования во Франции. Опыт реформирования системы образования в этой стране может быть учтен и для модернизации российской системы образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Ковжасарова М. Р. Особенности организации системы дошкольного и школьного образования Франции / М. Р. Ковжасарова // Творческая педагогика. 2003. № 4. С. 87.

2 См.: Франция : справ. изд. мин-ва иностр. дел. Париж, 1995. С. 198—199.

3 См.: Loi d’orientation et de programme pour l’avenir de l’école // Bulletin officiel. 2005. № 18.

4 http://www.loi.ecole.gouv.fr.

Поступила 18.10.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.