Научная статья на тему 'Перспективы развития российско-европейского транспортного взаимодействия в новых экономических условиях'

Перспективы развития российско-европейского транспортного взаимодействия в новых экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
297
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЯ ЕС / ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ЕВРОАЗИАТСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / RUSSIA EU COOPERATION / GLOBAL TRANSPORT CORRIDORS / EURASIAN TRANSPORT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кабашкин И.В.

В условиях глобализации и необходимой интеграции евроазиатских транспортных систем появляются новые задачи по созданию международной логистической цепи на континенте. Построение эффективной логистической цепи невозможно без сотрудничества всех стран, составляющих ее звенья, а следовательно, и без развития национальных транспортно-логистических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives for development of Russian-European transport cooperation under new economic conditions

Under conditions of globalization and integration of Eurasian transport systems, new tasks to create an international logistical chain on the continent arise. Building an effective logistics chain is impossible without cooperation of all countries that form it and thus without development of national transport and logistics systems.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития российско-европейского транспортного взаимодействия в новых экономических условиях»

Перспективы развития российско-европейского транспортного взаимодействия в новых экономических

условиях

И. В. КАБАШКИН, докт. техн. наук, профессор, президент Института транспорта и связи (Рига, Латвия)

ЛОГИСТИКА

В условиях глобализации и необходимой интеграции Евроазиатских транспортных систем появляются новые задачи по созданию международной логистической цепи на континенте. Построение эффективной логистической цепи невозможно без сотрудничества всех стран, составляющих ее звенья, а следовательно, и без развития национальных транспортно-логистических систем.

Развитие отдельных секторов транспорта в Европейском Союзе (ЕС) идет неравномерно. Это зависит и от степени вовлеченности отдельных государств в транспортные отрасли, и от финансирования со стороны Сообщества. Одним из приоритетов транспортной политики ЕС в настоящее время является развитие трансевропейских сетей, причем рассматривается возможность их продления за границы ЕС и создание глобальных транспортных коридоров в сотрудничестве с другими странами.

Идея о транспортных коридорах с севера на юг и с запада на восток Европы была озвучена в середине 80-х годов XX века. В Маастрихтском договоре появились положения о создании трансевропейских сетей и роли Сообщества в разработке и реализации таких проектов. Развитие трансевро-пейских транспортных сетей (ТТС) призвано ликвидировать «узкие места» в единой Европе и не только способствовать решению собственно транспортных задач, но служить социальным и экологическим целям и экономическому развитию европейских стран. Комиссия сформулировала основные принципы реализации ТТС: концентрация финансирования на межгосударственных проектах, оптимальное и честное распределение ресурсов Сообщества, повышенное внимание к возможности взаимодействия транспортных сетей, последовательное осуществление работ и сотрудничество государств-членов.

В последние годы все большее внимание стало уделяться транспортной политике ЕС за его пределами. Этот вопрос был включен в политику ЕС в области соседства. Для осуществления работы в этом направлении была создана специальная группа высокого уровня по проблемам транспортных связей между ЕС и соседними государствами. В группу вошли представители государств — членов ЕС, 26 государств — соседей ЕС и международных финансовых институтов (Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка). Основной задачей

специальной группы является изучение возможностей создания общих транспортных сетей и сотрудничество по «горизонтальным» проблемам, касающимся наземного транспорта, транспортной безопасности, работы спутниковой системы ГАЛИЛЕО.

В январе 2005 г. комиссия выпустила «Рекомендации по развитию транспорта в Европе и соседних регионах», где представила общие положения о развитии транспорта в ЕС и странах — соседях Союза и проект распространения ТТС на соседние с ЕС государства [1]. В документе отмечены пять перспективных маршрутов для развития международных транспортных путей. Первый маршрут связан с развитием морских путей вокруг Европы. Он может быть расширен до Каспийского моря и через Суэцкий канал до Красного моря. Северный маршрут (рис. 1) соединяет страны ЕС с Норвегией на севере и с Белоруссией и Россией на востоке. Стра-

Рис. 1. Северные и центральные оси взаимодействия ЕС с приграничными странами

Рис. 2. Транспортная система региона Балтийского моря

ны Баренцева моря от Норвегии до России через Швецию и Финляндию связаны также через систему трубопроводов. Центральный маршрут идет от центра ЕС к Украине и через внутренние водные пути к Черному и Каспийскому морям. Его продолжение связывает Украину с Транссибирской магистралью, а через систему Волга — Дон с Балтийским морем. Юго-восточный маршрут соединяет ЕС с балканскими странами и Турцией. Далее он идет к странам Южного Кавказа и Каспийского моря и через Ближний Восток к Египту и Красному морю. Юго-западный маршрут связывает страны ЕС со Швейцарией и Марокко и далее простирается через трансмагрибские пути к Алжиру и Тунису. Комиссия предложила ряд мер по улучшению общей инфраструктуры, сокращению времени в пути, облегчению таможенных процедур и снижению административного бремени на перечисленных перспективных маршрутах.

Любая стратегия развития сферы транспорта примечательна тем, что имеет две составляющие разных уровней. Одна из них носит глобальный характер — в настоящее время развитие должной инфраструктуры, в частности транспортной, выступает непременным условием успешного развития региона. Из этого общего положения логично проистекает составляющая второго уровня — конкретные практические предложения и решения. Двухуровневой является и транспортная политика ЕС. Однако при ее рассмотрении необходимо учитывать влияние внутриполитических и экономических факторов.

Балтийский регион занимает выгодное географическое положение в евразийской транспортной системе, связывая Россию с крупнейшими мировыми рынками Центральной и Восточной

Европы, странами Балтии и государствами СНГ. Сегодня взаимоотношения ЕС и России в данном регионе определяют две основные тенденции. Первая

— значительное наращивание пропускной способности портов С.-Петербурга в сочетании с отставанием потенциала железнодорожных магистралей, обеспечивающих транспортировку грузов в указанные порты. Вторая тенденция связана с ограничением размеров современных контейнеровозов. В документе Совета по транспортному управлению европейской организации министров транспорта — CEMT [2] отмечается, что пределом развития контейнеровозов будут суда класса Malaccamax с 18 000 TEU водоизмещением 200 тыс. т, длиной 470 м и шириной 60 м. Это определяется тем, что большие суда не смогут преодолеть Ма-лаккский пролив или Суэцкий канал.

Последний фактор объясняет тот факт, что порт Гетеборг в настоящее время является вторым после С.-Петербурга крупнейшим контейнерным портом на Балтийском море, так как это последний порт на Балтике, способный принимать контейнеровозы подобного класса.

Расположение двух крупных портов

— интеграторов потоков грузов на противоположных берегах Балтийского моря требует развития системы внутренних морских фидерных соединений и/или периферийных железнодорожных артерий, способных взять на себя доставку грузов к потребителям, находящимся во внутренней части Балтийского моря (рис. 2). Этим и объясняется тот факт, что в программе развития TEN-T, принятой ЕС, среди проектов по данному региону выделяются всего два: развитие морских магистралей (проект Motorway of the Baltic Sea) и железнодорожный путь, соединяющий три балтийские государства — Эстонию, Латвию и Литву — с центральной Европой (проект Rail Baltica). Важность последнего проекта определяется и тем, что после его реализации завершится создание железнодорожного кольца вокруг Балтийского моря (рис.3), определенного документом [3].

В явном виде проектом Rail Baltica не предусматривается соединение с С.-Петербургом, но оно предполагается практически во всех исследованиях, относящихся к данному проекту. Это вполне объяснимо, так как с позиций международной логистики порты стран Балтии органично вписываются в единую железнодорожную сеть России в силу исторической совместимос-

ЛОГИСТИКА •

SDüfTÉ IRPU0

Рис. 3. Балтийское железнодорожное кольцо

ти ширины колеи, а пропускная способность портов С.-Петербурга недостаточна для обслуживания всех грузов, направляющихся в Россию и из нее (в зимнее время важным лимитирующим фактором выступает и ледовая ситуация в портах региона).

Это подтверждает и статистика. Например, железная дорога Латвии в кризисные 2008 и 2009 гг. осуществила максимальные объемы транспортировки за последнее десятилетие как по общему объему, так и по объему перевозимых транзитных грузов (таблица). Причем транзитные перевозки в 2009 г. достигли максимума за последние десять лет. И это несмотря на общее падение транспортных перевозок в мире и в регионе.

Еще одним фактором, определяющим тесное партнерство России со странами Балтии, является уровень логистического сервиса. В 2010 г. Всемирный банк опубликовал результаты исследований по уровню логистического обслуживания в 155 странах мира [4]. Сегодня индекс логистического обслуживания в граничащих с Россией странах Евросоюза не менее чем в два раза выше по сравнению с индексом в России (ср. рис. 4). Это, безусловно, служит мощным стимулом для российских и международных коммерческих структур использовать более эффективные логистические возможности соседних государств при реализации транспортных операций.

Говоря о тенденциях развития сотрудничества ЕС и России, следует обратить внимание и на динамику практи-

• ЛОГИСТИКА

LPI Rank

■ 1-го

■ 21 - JO

■ 41-60

■ 61 - во □ 01 .100 J 101-IZO

□ 111-ISO

□ no data

Рис. 4. Ранжирование по значению индекса логистического обслуживания России и некоторых стран ЕС

ческих шагов, направленных на развитие грузовых логистических операций в Европе. Опережая Россию по уровню логистического обслуживания, европейские страны прикладывают значительные усилия для развития своих логистических возможностей, что находит выражение, например, в разработке и последовательной реализации Плана действий в области грузовой транспортной логистики до 2013 г. [5].

Структура плана охватывает более 30 действий (каждое с установленным сроком исполнения) в шести областях. Приведем основные из них.

1. Электронный фрахт и интеллектуальные транспортные системы:

• Разработка дорожной карты для внедрения е-грузов с учетом концепции «Интернет для грузоперевозок»;

• Разработка стандартов для информационных потоков, применяемых для всех видов транспорта, и структуры, в первую очередь, для информационных потоков в направлениях бизнес — администрация и администрация — бизнес;

• Разработка стандартов данных для описания грузов, включая нормативные требования к таким технологиям, как радиочастотная идентификация RFID;

• Формирование предложений по внедрению средств телематики для обеспечения функционирования морского транспорта;

• Создание системы для разработки приложений интеллектуальных транспортных систем;

• Введение стандартизации функциональных спецификаций для единого интерфейса предоставления и обмена информацией в направлениях бизнес — администрация и администрация — бизнес;

• Работа по взаимодействию в системе электронного сбора платежей.

2. Устойчивое качество и эффективность:

• Продолжение согласования практических решений и правовых актов в области логистики грузовых перевозок;

• Составление списка минимальных квалификационных требований к подготовке персонала по разным уровням специализации с целью взаимного признания сертификатов о подготовке;

• Поиск путей повышения привлекательности профессий, связанных с транспортной логистикой;

• Разработка списка основных характерных показателей по системе измерений и режиму работы в логистических цепочках грузовых перевозок с целью создания кодекса наилучших рекомендаций;

• Разработка набора общих критериев для терминалов с учетом возможности их включения в кодекс наилучших рекомендаций;

• Расширение роли центров содействия каботажным перевозкам и их объединение в европейскую логистическую сеть;

• Разработка сети логистических организаций и поддержка инициатив по обмену и распространению передового опыта;

• Анализ готовности и определение требований к данным по грузовой логистике всех видов транспорта, улучшение доступности статистической информации.

3. Упрощение транспортных цепочек:

• Введение единого окна для административных процедур по всем видам транспорта;

• Внесение законодательных предложений по упрощению и содействию каботажным морским перевозкам с целью создания единого морского пространства без барьеров;

• Изучение возможности введения единого транспортного документа для всех грузовых перевозок независимо от вида транспорта (включая возможность внесения соответствующих законодательных предложений);

• Оценка потребности в законодательных инструментах для обеспечения всей цепи мультимодальной международной логистики с учетом использования всех видов транспорта;

• Начало разработки единых европейских стандартов в целях содействия безопасной интеграции различных видов транспорта в единой логистической цепи;

• Разработка руководств и минимальных стандартов по безопасности для портов и морских перевозок с целью упрощения доступа в порты.

4. Стандарты габаритов и загрузки транспортного средства:

• Изучение возможных вариантов модификации ограничений массы и габаритов транспортного средства в контексте обновления директивы 96/53;

• Обновление предложения 2003 г. по интермодальным погрузочным единицам;

• Санкционирование стандартизации оптимальной европейской интермодальной погрузочной единицы (контейнера);

• Изучение совместимости контейнеров, используемых на авиатранспорте и на других видах транспорта, с возможным внесением законодательных предложений.

5. Зеленые транспортные коридоры для грузов:

• Определение зеленых транспортных коридоров и идентифицирование конструктивных улучшений, обеспечивающих адекватную инфраструктуру для экологичных транспортных перевозок;

• Укрепление позиций концепции зеленых коридоров в приоритетах TEN-T и Marco Polo;

• Развитие железнодорожной сети, ориентированной на грузовые перевозки;

• Содействие созданию и признанию морских магистралей, в том числе с помощью улучшения координации источников финансирования;

• Внедрение программы NAIADES для внутренних водных перевозок.

6. Логистика городских грузовых перевозок:

• Содействие обмену опытом администраций городских агломераций с целью выработки рекомендаций и стандартов на основе передовой практики для городской транспортной логистики;

• Разработка рекомендаций по единым критериям и показателям эффективности для доставки грузов и работы грузовых терминалов при планировании и осуществлении городской транспортной логистики;

• Усиление развития составляющей программы CIVITAS, ориентированной на внутригородские грузовые перевозки.

Для создания единого таможенного союза и работ по созданию единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана необходимо разработать аналогичные программы повышения эффективности грузовых ло-

— ЛОГИСТИКА •

особая миссия быть стыковочными элементами на границах двух экономических союзов в трансконтинентальной международной логистической цепи.

Дальнейшая транспортная политика ЕС зависит от рационального использования наземного транспорта, что включает возрождение железных дорог, от развития мультимодальных перевозок, от повышения конкурентоспособности, эффективности, скорости передвижения пассажиров и грузов, от улучшения качества предлагаемых услуг на транспорте, от уменьшения вредного влияния транспорта на окружающую среду. Необходимы согласованные действия государств-партнеров, должное финансирование транспортной отрасли, координация транспортной политики. Все это будет способствовать устойчивому развитию транспортной отрасли ЕС, так же как и развитию транспортной системы России.

Литература

1. Networks for Peace and Development. Extension of the major trans-European transport axes to the neighbouring countries and regions: Report from the High Level Group chaired by Loyola de Palacio. — European Commission, 2005.

2. The Extend of and Outlook for Congestion in Inland, Maritime and Air Transport: European Conference of Ministers of Transport, Transport Management Board. — CEMT/TMB (2007)8. 19 March 2007.

3. Transport Challenges in the Baltic Sea Area: Report by the CPMR Baltic Sea Commission, Work Group Transport. — CPMR Baltic Sea Commission, 2005.

4. J.-F. Arvis, M. A. Mustra, L. Ojala et al. Connecting to Compete 2010 Trade Logistics in the Global Economy. The Logistics Performance Index and its Indicators. — The International Bank for Reconstruction and Development /The World Bank, 2010.

5. The Freight Logistics Action Plan. COM (2007) 607 final — European Commission, Brussels, 18.10.2007.

Сравнение объемов железнодорожных перевозок в Латвии (тыс. т)

Перевозки 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009/ 2009 2008+/-

Общий объем грузов 33 207.8 36 412.0 37 884.1 40 100.4 48 355.3 51 058.0 54 860.7 48 649.2 52 164.0 56 060.9 53 681.2 -4.2

Обьем внутренних грузов 1 938.5 1 752.9 2 616.3 2 314.5 2 329.3 2 428.2 2 633.3 2 317.8 2 000.0 1 687.2 1 300.8 -22.9

Объем международных грузов 31 269.3 34 659.1 35 267.9 37 785.9 46 026.0 48 629.8 52 227.4 46 331.4 50 164.0 54 373.7 52 380.4 -3.7

Объем экспортных грузов 1 663.0 1 935.8 714.4 662.4 991.1 1 089.4 1 049.1 815.0 997.2 1 410.3 1 177.4 -16.5

Объем импортных грузов 3 576.4 3 999.6 3 292.5 3 492.0 4 114.3 4 305.5 4 874.3 5 043.3 5 058.1 4 486.5 3 019.3 -32.7

Объем транзитных грузов: общий через порты через територию сухопутным транзитом 26 029.9 23 884.3 2 145.6 28 723.7 25 924.6 2 799.1 31 261.0 28 392.5 2 868.5 33 631.5 29 602.7 4 028.8 40 920.6 37 237.6 3 683.0 43 234.9 38 667.2 4 567.7 46 304.0 40 595.8 5 708.2 40 473.1 35 632.6 4 840.5 44 108.7 39 076.4 5 032.3 48 476.9 43 866.2 4 610.7 48 183.7 45 117.4 3 066.3 -0.6 2.9 -33.5

Рис. 5. Глобальные транзитные направления Евроазиатского континента

гистических перевозок не только внутри создаваемого союза, но и за его пределами. В этом отношении странам Балтии принадлежит особая роль, так как через их границы проходит основное соприкосновение двух указанных глобальных экономических объединений.

Нельзя не учитывать и еще один важный фактор глобализации. Вследствие развития производительных сил в западной континентальной части Китая требуются новые схемы транспортировки в добавление к сложившимся в последние годы и ставшим привычными морским перевозкам (рис. 5). В этих условиях единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана играет роль огромной транзитной зоны, эффективность операций в которой определяется не только согласованным развитием транспортной системы союзных государств, но и эффективностью взаимодействия с ЕС, выступающим конечным потребителем и поставщиком в указанной глобальной логистической цепи. Приоритетные задачи таможенного союза Республики Казахстан, Российской

Федерации и Республики Белоруссия аналогичны сформулированным в европейском Плане действий по развитию грузовой логистики:

• Обеспечение прозрачности таможенных процедур, а также их проведение в электронном виде;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Внедрение таможенных процедур, совместимых с используемыми в ЕС;

• Введение принципа «одного окна» в обслуживании грузопотоков;

• Разработка единого административного документа;

• Создание единой информационной системы, позволяющей осуществлять управленческий учет в процессах внутригосударственного и межгосударственного товарооборота;

• Разработка модели и схемы практической реализации распределения и управления рисками в отношениях между государством и бизнесом;

• Внедрение новых технологий, максимально исключающих влияние человеческого фактора в процессе таможенного контроля.

При этом в силу внешних обстоятельств на страны Балтии возлагается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.