Научная статья на тему 'Перспективы развития предприятий винодельческой отрасли Кубани'

Перспективы развития предприятий винодельческой отрасли Кубани Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития предприятий винодельческой отрасли Кубани»

663.25(470.62)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВИНОДЕЛЬ ЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КУБАНИ

Ю.Н. ГАЛИЦКАЯ, Т.А. МАРТЫНОВА

Кубанский государственный технологический университет

На Краснодарский край приходится 30% от общего объема производства виноградного вина по Южному федеральному округу и 16% объема производства по России. Причем с 1997 г. наблюдается устойчивый рост данного показателя [1].

Предприятия винодельческой отрасли в соответствии с их производственной специализацией принято подразделять на четыре основных типа заводов: первичного виноделия, вторичного виноделия, по производству коньяка, шампанских и игристых вин.

Производство винограда и первичное виноделие сосредоточено в ЮФО, в том числе почти половина - в Краснодарском крае, который обладает подходящими природно-климатическими условиями, квалифицированными кадрами, соответствующим производственным комплексом с высоким уровнем специализации, концентрации и агропромышленной интеграции. Под виноградниками в Краснодарском крае находится порядка 32 тыс. га земельных площадей по состоянию на 2003 г. Кубань является лидирующим регионом по производству винограда в стране - средняя урожайность винограда достигает 80 ц/га [2].

В Краснодарском крае объем производства винодельческой отрасли занимает около 7,4% от объема всей пищевой промышленности (табл. 1). Это в несколько раз превышает удельный вес спиртовой и ликероводочной отрасли [3].

Масштабы производства продукции виноделия значительно превышают сложившийся уровень потребления в крае, в связи с этим излишки продукции реализовываются за его пределами.

Специфика виноградных насаждений Кубани такова, что большей частью производятся белые натуральные, десертные и крепкие вина. Существует определенный дефицит высококачественных красных вин сортов Каберне и Мерло.

Из данных табл. 2 видно, что по основным видам продукции виноделия Краснодарского края в 2000-2004 гг. имеет место стабильное наращивание объемов производства [4, 5].

Из-за неотрегулированного ассортимента винограда в России преимущественно производятся и реализуются вина рядовые, ординарные сухие и специальные в среднем ценовом сегменте. Между тем природные условия Краснодарского края, Ставрополья, Дагестана и Ростовской области позволяют выращивать сырье высокого качества и производить из него вина и коньяки известных марок. Однако виноградников с наименованием по происхождению и контролируемых наименований по происхождению в отечественном реестре крайне мало. В России производят качественное сырье и качественные вина, но без введения в элитные группы они останутся в среднем ценовом сегменте.

Одна из основных проблем при производстве винодельческой продукции в том, что сортовой состав имеющихся виноградников был в свое время сориентирован на производство винограда шампанских сортов. В настоящее время при возросшем спросе на красные вина, особенно сорта Каберне, возник дефицит красных виноматериалов, которые отдельными предприятиями ввозятся из-за пределов края. Сортовая политика в виноградарстве уже изменена - виноградарскими хозяйствами производится закладка виноградников востребованных сортов: Каберне, Саперави, Мерло и др. Однако урожай от виноградников, заложенных в 2002-2003 гг., будет получен не ранее 2006 г.

Анализируя состояние коньячного производства, можно констатировать, что коньяки являются в настоящий момент востребованной продукцией, имеющей устойчивую тенденцию к росту производства, обеспеченную платежеспособным спросом. Поскольку коньяк - один из самых низких по потреблению в группе алкогольных напитков (его потребление не превышает 250 г на человека), перспективность развития производства коньяков несомненна [1].

Остатки коньячных спиртов на выдержке в крае составляют 182 тыс. дал а. а. Ежегодно снимается с выдержки на производство коньяков в среднем около 30 тыс. дал а. а. при закладке на выдержку около 20 тыс. дал а. а. При сохранении такой тенденции запасов для производства коньяков осталось на 6 лет [1].

Одной из общих проблем винодельческой отрасли является обращение на потребительском рынке фаль-

Таблица 1

Пищевая промышленность Объем производства по Краснодарскому краю, млрд р./% к итогу Абсолютное отклонение 2004 г. к 2000 г., млрд р. Темп роста 2004 г. к 2000 г., %

2000 2001 2002 2003 2004

Всего 26272 40327 47183 48599 63945 37673 243,4

Спиртовая 81/0,3 211/0,5 196/0,4 230/0,5 528/0,8 447/0,5 651,8/-

Ликероводочная 60/0,2 384/0,9 519/1,0 696/1,4 717/1,1 657/0,9 1195,0/-

Винодельческая 677/2,6 1751/4,3 2276/4,8 2754/5,6 4745/7,4 4068/4,8 700,9/-

Таблица 2

Продукция винодельческой отрасли Объем производства по Краснодарскому краю, тыс. дал/% к предыдущему году Отклонение Темп роста

2000 2001 2002 2003 2004 2004 г. к 2002 г. 2004 г. к 2002 г., %

Вина виноградные 3824,0/- 3798,6/99,3 5111,6/134,6 6285,8/123 6417,5/102,1 2593,5/- 167,8/-

Вина шампанские и игр истые 314/- 277,7/88,4 294,3/106 343,5/116,7 445,7/139,1 131,7/- 141,9/-

Вина плодовые 334,4/- 220,5/65,9 104,8/47,5 39,8/38 44,1/149 -290,3/- 13,1/-

Напитки винные и слабоалкогольные 260,7/- 677/260 1012,6/150 1488,2/147 1427,6/142 1166,9/- 547,6/-

Коньяк 64,8/- 52,8/81,5 58,1/110 77,4/132,7 90,3/94 25,5/- 139,3/-

Коньячные напитки, бренди 47,5/- 25,4/53,5 29,7/117 42,4/142,8 13,1/51 -34,4/- 27,5/-

Всего 4845,4 5052 6611,1 8276,7 8463,1 3617,7 174,6

сифицированной продукции. Как свидетельствуют резу льтаты лабораторных исследований винодельческой продукции на Кубани, более 25% от всего количества отобранных образцов не удовлетворяют предъявляемым требованиям. Из общего количества забракованной продукции на долю ввозной приходится 67% [2].

К проблемным вопросам также следует отнести реализацию винодельческой продукции из кег в розничной торговле. Кеговый фальсификат вытесняет с рынка бутилированное вино, в результате бюджет недополучает налоги, а покупатель потребляет продукцию низкого качества.

По оценке экспертов рынок вина - один из динамично развивающихся секторов российской экономики. В России по итогам 2004 г. было произведено вина виноградного 41,5 млн дал, еще 36 млн дал было импортировано. С учетом существующей динамики роста потребления вина можно прогнозировать в ближайшие 3 года выход на уровень внутреннего потребления порядка 80-100 млн дал.

Вступление России в ВТО повлечет за собой уступку импортерам части довольно емкого национального рынка продовольствия. Для отрасли виноделия, в частности, добавится ряд проблем формирования рынка вина - увеличение предложения дешевых виномате-риалов для вторичного виноделия и смещение потребительских предпочтений в сторону дешевых вин.

По прогнозам специалистов, на рынке вина будут доминировать два критерия конкурентоспособности: качество продукции и ее потребительская цена. По второму критерию отечественный производитель в настоящее время вполне конкурентоспособен: оптовая цена его продукции составляет 1,2—1,6 долл. за бутылку, в то время как в Европе она - не менее 3-5 долл. В последние годы виноградарство европейских стран ориентировано не на максимизацию, а на экологизацию производства, что приводит к росту издержек производства у товаропроизводителей, себестоимости и цены реализации.

В отличие от ценовых конкурентных преимуществ качество отечественной винодельческой продукции не выдерживает конкуренции по следующим причинам:

медленно реализуется технологическая политика в виноградарстве, ориентированная на производство виноградников высшей категории качества и возделывание строго определенных сортов винограда;

закладка виноградников высшей категории качества, идентифицируемых по происхождению и наименованию, находится на начальной стадии;

необходим переход на новые стандарты типов виноградников, что требует определенного технического перевооружения производства.

В странах развитого виноделия - Франции, Г ерма-нии, Италии - собирают 80-150 ц/га винограда. На Кубани средняя урожайность составляет около 50 ц/га. Для отечественного виноградарства открываются определенные конкурентные перспективы при условии поднятия урожайности винограда до 50-150 ц/га (в зависимости от его переработки на вина разной категории качества). Целесообразно провести перепись виноградников с их ранжированием по сортовому составу, продуктивности, площади, длительности эксплуатации и направлению использования урожая.

В числе путей решения проблемы развития кубанского виноделия выделим следующее. Во-первых, существуют неиспользованные земельные участки, пригодные для производства высококачественного винограда. Во-вторых, на многих предприятиях края реализуются инвестиционные проекты по закупке нового оборудования и модернизации уже существующих мощностей по производству вина. Кроме этого, перспективна поставка современного винодельческого оборудования по стерильному розливу для предприятий Краснодарского края на лизинговой основе.

Приказом Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 23.08.2005 г. № 86 «Об утверждении стратегии развития отраслей, курируемых департаментом потребительской сферы, и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края на 2005-2008 гг.» утверждена

стратегия развития винодельческой промышленности Кубани.

Для реализации поставленной стратегической цели

- 2008 г. - 16 млн дал вина - необходимо собирать 230 тыс. т винограда, а площади виноградников должны составлять 50 тыс. га

Для сохранения и увеличения объемов производства коньяков необходимо ежегодно направлять на выкурку коньячных спиртов 0,8-1,0 млн дал коньячных виноматериалов с закладкой на выдержку 90 тыс. дал а. а. молодых коньячных спиртов, что позволит к 2010 г. довести ежегодный выпуск до 170-200 тыс. дал готового коньяка.

Стратегические мероприятия по развитию винодельческой промышленности предусматривают реализацию следующих этапов:

проведение закупки импортных выдержанных коньячных спиртов в рамках государственной поддержки в 2006-2007 гг.;

разработку и внедрение объективных методик оценки подлинности винодельческой продукции с применением современных индустриальных методов обнаружения компонентов состава вина и коньяка, подтверждающих их натуральность;

создание единой торговой марки «Вина Кубани» для дальнейшего продвижения винодельческой продукции края на российский и зарубежные рынки;

строительство нового предприятия по производству стеклотары мощностью 360 млн бут. в год. Реализация проекта позволит увеличить платежи в бюджет края на 285 млн р. в год, дополнительно создаст 150 рабочих мест;

реализацию винодельческой продукции в магазинах ведущих российских и западных ритейлеров (Паттерсон, Перекресток, Метро Кэш энд Кэрри) и выход через их сети на российский рынок;

презентации продукции кубанских производителей на рекламных акциях, регулярное проведение фестивалей кубанского вина.

Необходимо также осуществить реализацию следующих инвестиционных проектов:

ЗАО АПФ «Мирный» и ОАО «Мильстрим-Черно-морские вина» (Темрюкский р-н) - переоборудование емкостного хозяйства и перезакладка виноградников; срок реализации 2006 г.; общая стоимость проекта 160 млн р.;

ОАО АФ «Южная» (Темрюкский р-н) - реконструкция винзавода и обновление виноградников; срок реализации 2006 г.; общая стоимость проекта 930 млн р.;

ОАО «Аврора» (Крымский р-н) - развитие виноградарства и виноделия; срок реализации 2007 г.; общая стоимость проекта 195 млн р.;

ОАО «Южная винная компания» (Темрюкский р-н)

- создание современной технологической цепочки; срок реализации 2007 г.; общая стоимость проекта 350 млн р.;

ЗАО «Мысхако» (Новороссийск) - модернизация технологии виноделия и развития виноградарства; срок реализации 2008 г.; общая стоимость проекта 220 млн р.

В результате осуществления перечисленных меро -приятий в 2008 г. планируется увеличить объем реализации винодельческой продукции краевых производителей более чем в 2 раза, до 9,7 дал вина, объем ежегодных инвестиций - не менее чем на 20 млн евро, что даст дополнительные поступления в консолидированный бюджет - 500 млн р. ежегодно, позволит создать более 4200 новых рабочих мест.

Стратегическая цель данных мероприятий - к 2008 г. увеличить долю винодельческой продукции кубанских производителей на российском рынке до 20%.

Тенденции развития винодельческой промышленности показывают, что для развития отраслевых предприятий необходима хорошо разработанная стратегия управления. Только при наличии необходимого количественного и качественного состава конкурентных преимуществ предприятие может эффективно действовать на рынке и достигать высокого уровня конкурентоспособности.

Управление винодельческими предприятиями должно включать прежде всего выработку такой стратегии их развития, которая позволила бы эффективно распределять и использовать все производственные и финансовые ресурсы.

Для повышения стратегической устойчивости предприятий виноделия должны быть в комплексе решены следующие проблемы:

обеспечено эффективное стратегическое управление, осуществляемое высшим менеджментом: разработана стратегия развития, поставлены достижимые цели (эффективность использования ресурсов), разработаны планы и бюджеты их достижения, разработана и внедрена организационная культура, поддерживающая стратегию предприятия;

достигнута производственная эффективность на уровне не ниже среднеотраслевых показателей для каждого из основных видов деятельности, включая вопросы эффективности среднего менеджмента и исполнительского персонала, по всей цепи от производства и закупки сырья и материалов до сбыта продукции;

осуществлена интегрированность предприятия в инфраструктуру национального и мирового рынка виноделия;

сформировано правильное психологическое восприятие предприятия (его общественного имиджа) участниками рынка и потребителями, включая его текущее состояние, а также тенденции развития и воз-

можного влияния событий и процессов во внешней среде на ее состояние.

На этой основе возможно обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке, а также дальнейший переход от реактивной формы управления к управлению на основе анализа и прогнозов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров Е.А., Гугучкина Т.И., Агеева Н.М. Перспективы и проблемы развития винодельческой промышленности Кубани // Виноделие и виноградарство. - 2003. - № 4. - С. 10-11.

2. Ханухов Э.Р. Система основных мероприятий по разви -тию виноградарства и виноделия России // Виноделие и виноградарство. - 2004. - № 3. - С. 4-5.

3. Керашев М.А., Хасаншин А.Г. Пищевая промышленность Краснодарского края на современном этапе и основные тенденции ее развития. - Краснодар: Изд-во «Кубанский издательский дом», 2005. - 76 с.

4. Кубань в цифрах. Стат. сб. - Краснодар, 2005. - 296 с.

5. Социально-экономическое положение Краснодарского края. - Краснодар, 2004. - 212 с.

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Поступила 29.12.05 г.

ПАТЕНТЫ

Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2005611720. Программа для автоматизированного проектирования, расчета и оценки качества многокомпонентных рецептур пищевых продуктов (0епепс-2.0) / А.А. Запорожский, В.А. Запорожский. Заявка № 2005611157 от 23.05.04; Опубл. 12.07.2005.

Программа предназначена для проектирования, расчета, оценки качества многокомпонентных рецептур продуктов общего назначения, а также специализированных продуктов, соответствующих по составу физиологическим потребностям организма, с учетом возраста, патологии, физических состояний и нагрузок, влияния окружающей среды, которые предназначены для детского, диетического, функционального питания, беременных и кормящих женщин, спецкон-тингента. Применение программы в значительной мере позволяет обеспечить упорядоченную работу с данными и разработать рецептуру продукта.

Патент на изобретение № 2263452. Кукурузное рафинированное дезодорированное масло, имеющее антиоксидантные свойства / А.А. Петрик, Е.П. Кор-нена, Н.С. Кравчук и др. Заявка № 2004111223 от 12.04.04; Опубл. 10.11.2005.

Изобретение может быть использовано для производства пищевых продуктов функционального назначения. Кукурузное масло получают путем обработки гидратированного кукурузного масла в тонкой, вра-

щающейся по спирали пленке толщиной 0,1-0,2 мм со скоростью вращения 20-40 с-1 при температуре 60-80°С. Далее осуществляют нейтрализацию обработанного масла водным раствором силиката натрия концентрацией 200-270 г/л с избытком 5-15% при 60-80°С с отделением нейтрализованного масла от со-апстока отстаиванием. Промывку нейтрализованного масла осуществляют водой в количестве 5-15% к массе масла при температуре 80-90°С с последующим отделением промытого нейтрализованного масла от промывной воды отстаиванием, сушкой, фильтрацией и дезодорацией при температуре 160-170°С и остаточном давлении 1-3 мм рт. ст. Предложенный способ позволяет получить масло, в котором сохранено большое количество токоферолов, являющихся сильными антиоксидантами.

Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2005612711. Электронный ресурс для расчета рационов школьного питания (ШкоОптиПит) /

Н.Г. Колесникова, А. С. Бородихин, Н.Т. Шамкова и др. Заявка № 2005612189 от 24.08.06; Опубл. 19.10.2005.

Программа позволяет определить общие парамет -ры рациона питания, составить рацион питания школьника с учетом введения в него блюд из бобовых. Задание необходимых параметров эталонного продукта позволяет рассчитывать рационы профилактического назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.