Научная статья на тему 'Перспективы развития пенсионной системы российской Федерации'

Перспективы развития пенсионной системы российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1555
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / PENSION SYSTEM / NON-STATE PENSION FUNDS / ACCUMULATIVE PART OF PENSION / FEDERAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилькевич Михаил Анатольевич

Пенсия по старости — одно из важнейших достижений развитых стран в области социальной защиты населения в XX в. Несмотря на важность для населения в целом, пенсии оказывают достаточно высокую нагрузку на экономику через систему обязательных пенсионных отчислений. Российская пенсионная система в 2013 г. столкнулась со значительными трудностями в плане баланса между доходами и расходами. В статье проанализированы проблемы пенсионной системы России и предложены меры по ее сбалансированному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the Development of Russian Pension System

Retirement pension is one of the most important social achievements in 20 century. Pensions are very important as social a factor, but ones impose relatively high burden for economy via system of obligatory contributions. Russian pension system faced significant deficiencies in 2013. The author analyses current situation and suggests some arrangements to balance the Russian pension system.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития пенсионной системы российской Федерации»

АНАЛИТИКА

Ключевые слова:

пенсионная система, негосударственные пенсионные фонды, накопительная часть пенсии, федеральный бюджет

М. А. Данилькевич, к. э. н.,

ст. преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ (e-mail: mywebs@mail.ru)

Перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации

Пенсию по старости можно считать одним из важнейших достижений развитых стран в области социальной защиты населения в XX в. Несмотря на свою важность для населения в целом, пенсии налагают достаточно высокую нагрузку на экономику через систему обязательных пенсионных отчислений. Поэтому одна из важнейших проблем — баланс между достойным уровнем пенсий и высоким уровнем экономического роста национальной экономики.

Российская пенсионная система в 2013 г. столкнулась со значительными трудностями в плане сбалансированности между доходами и расходами. Проанализируем сложившуюся ситуацию и сделаем предложения по решению отдельных вопросов.

ИСТОРИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Российская пенсионная система имеет много общего с советской. Поэтому, чтобы понимать особенности и проблемы выплаты пенсий в России, необходимо рассмотреть механизм, по которому они выплачивались в СССР.

Пенсии по старости появились в Советском Союзе в 1928 г. для работников отдельных отраслей промышленности. Кроме них были и другие виды пенсий, например по инвалидности. В 1929 г. пенсии по старости стали назначаться работникам просвещения, имеющим стаж более 25 лет1. Уже в 1937 г. их получили все городские рабочие и служащие. Наконец в 1964 г. право на пенсию по старости получили колхозники2.

Во всех случаях сохранялось общее правило: пенсия полагалась мужчинам по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет и женщинам с 55 лет и при стаже не менее 20 лет. Пенсионный возраст, который установлен в современной России, —

1 См.: Постановление ЦИК СССР от 03.07.1929 «О пенсионном обеспечении работников просвещения за выслугу лет» / Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик (http://www. libussr. ru/doc_ussr/ussr_3584. htm).

2 См.: Закон СССР от 15.07.1964 № 2688-VI«О пенсиях и пособиях членам колхозов»/ Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик (http://www.libussr.ru/docjjssr/ usr_6107.htm).

наследие советской эпохи. Сейчас, когда все чаще поднимается вопрос о повышении пенсионного возраста, интересно оценить, как изменилась продолжительность жизни населения с момента его установления (табл. 1).

Таблица 1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении*

Годы Все население

Общий возраст, лет Мужчины, лет Женщины, лет

1896-1897 (по 50 губерниям Европейской России) 30,54 29,43 31,69

1926-1927 (по Европейской части РСФСР) 42,93 40,23 45,61

1961-1962 68,75 63,78 72,38

1970-1971 68,93 63,21 73,55

1980-1981 67,61 61,53 73,09

1990 69,19 63,73 74,3

1995 64,52 58,12 71,59

2000 65,34 59,03 72,26

2005 65,37 58,92 72,47

2010 68,94 63,09 74,88

2011 69,83 64,04 75,61

2012 70,24 64,56 75,86

* Демографический показатель уровня смертности: число лет, которое в среднем предстоит прожить человеку из поколения родившихся в данном году, при условии, что в каждом возрасте уровень смертности останется таким же, каким он был для соответствующей возрастной группы в год его рождения. Источник: составлено автором по данным Росстата.

Данные табл. 1 дают двойственную оценку адекватности установленного сейчас пенсионного возраста. Если считать с того момента, когда пенсии по старости впервые появились в Советском Союзе в конце 1930-х гг., то можно отметить, что с тех пор средняя продолжительность жизни увеличилась на 30 лет. Но в то время основная часть населения не могла рассчитывать дожить до пенсии, поскольку средняя продолжительность жизни была около 43 лет, а пенсию можно было получить только в 55-60 лет. Поэтому правильнее сравнивать современный пенсионный возраст не с этим периодом, а с периодом, когда пенсии были введены для всего населения, т. е. с началом 1970-х гг. Также можно отметить, что количество лет, которые человек может прожить после выхода на пенсию в России, не изменилось: для женщины — около 20 лет, для мужчины — около 10 лет.

Несмотря на то, что выплаты пенсий по старости в России и в Советском Союзе имеют много общего, есть и принципиальные различия. Важнейшее различие заключается в источниках выплат. Поскольку в советской экономике все денежные средства находились в той или иной степени под контролем государства, не возникало вопроса, из каких средств выплачивать пенсии. В российской рыночной экономике пенсионными источниками стали отчисления работодателей в пенсионный фонд. Но этих средств пока недостаточно, поэтому финансирование пенсий в современной России происходит в значительной степени за счет федерального бюджета, т. е. за счет налогов, которые компенсируют дефицит пенсионного фонда. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) был образован 22 декабря 1990 г.3 для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые

3 См.: Постановление Верховного Совета РСФСР № 442-1 от 22 декабря 1990 г. «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» / Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=113245).

было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием ПФР в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

На практике 1990-е гг. оказались сложным периодом для российской экономики в целом. Пенсионное обеспечение было одним из наиболее проблемных аспектов экономических реформ при переходе к рыночной экономике. Невыплаты пенсий и социальных пособий в России во время проведения реформ стали массовым явлением наряду с невыплатами зарплат. К началу 1997 г. задолженность по пенсиям достигла 17 трлн неденоминированных рублей, по выплате пособий на детей — около 10 трлн руб., пособий по безработице — около 2 трлн руб.4 При этом пенсии не обеспечивали прожиточного минимума. Средний размер пенсии во второй половине 1997 г. — первой половине 1998 г. колебался в пределах 75-80 % от прожиточного минимума пенсионера5.

Решение вопроса нехватки средств для выплаты пенсий было найдено в конце 1990-х гг. по примеру стран с развитой рыночной экономикой. Был определен ключевой момент — нужно заинтересовать граждан в накоплении пенсий и таким образом увеличить поступления в фонды накопления (прежде всего в ПФР). Практическим методом реализации данной задачи стало создание в 2001 г. негосударственных пенсионных фондов (НПФ), управляющих компаний (УК) и разделение трудовой пенсии по старости на страховую и накопительную части. Кроме того, с 2005 г. были несколько уменьшены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (табл. 2).

Эти нововведения были приняты с определенными ограничениями, направленными на возможность выплаты текущих пенсий в стране. Так, получать пенсии по новым привлекательным правилам могут граждане 1967 года рождения и моложе. Они выйдут на пенсию при текущем пенсионном возрасте только в 2022 (женщины) и в 2027 (мужчины) гг. Другое ограничение заключается в том, что НПФ получили право формировать только накопительную часть пенсии, на которую приходится меньшая доля пенсионных отчислений (табл. 2). Тем не менее, несмотря на ограничения, это был большой шаг вперед в рамках долгосрочного развития пенсионной системы.

Таблица 2

Базовые* ставки страховых вносов на обязательное пенсионное страхование, %

Годы Страховая часть (1967 г. р. и моложе) Накопительная часть (1967 г. р. и моложе) Страховая часть (1966 г. р. и старше) В федеральный бюджет за вычетом отчислений в ПФР** Всего (с учетом поступлений единого социального налога в федеральный бюджет)

До 2001 28 - 28 - 28

2001 14 - 14 14 28

2002-2003 11 3 14 14 28

2004 10 4 14 14 28

2005-2007 10 4 14 6 20

2008-2009 8 6 14 6 20

2010 14 6 20 - 20

2011 20 6 26 - 26

2012-2013 16 6 22 - 22

* С 2001 г при определении страховых взносов во внебюджетные фонды/ используются регрессивные ставки, т. е. ставки, уменьшающиеся по мере роста облагаемой базы (фонда оплаты труда). В таблице представлен только их максимальный размер. Например, в 2013 г. ставка действует до достижения фондом оплаты труда порога в 568 тыс. руб., а с превышения ставка составляет 10 % на страховую часть.

4 См.: Дмитриев М. Э. Социальные реформы в России: итоги и ближайшие перспективы// Общественные науки и современность. — 1998. — № 5. — С. 19-25.

5 Прожиточный минимум пенсионеров установлен в размере несколько меньшем, чем для работающих граждан.

** В период с 2001 по 2009 гг. существовал единый социальный налог, который включал отчисления во внебюджетные фонды и часть, перечисляемую непосредственно в федеральный бюджет. Поскольку все это время пенсионный фонд дотировался из федерального бюджета, эти взносы можно считать отложенными отчислениями в пенсионный фонд.

Источники: Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 2000 г. ситуация с выплатой пенсий в России значительно улучшилась. Прежде всего, нужно отметить, что средняя пенсия в 2011 г. достигла величины прожиточного минимума, увеличившись за 10 лет более чем в 10 раз (табл. 3). Учитывая, что за этот же период в результате инфляции цены повысились в 2,5 раза, реальный рост пенсий составил более 400 %. Такой рост можно считать безусловным успехом. Увеличение пенсий было связано с общим ростом российской экономики и финансовых возможностей государства и даже опережало эти показатели. За это время реальный ВВП вырос примерно в два раза, а размер федерального бюджета — в 10 раз6.

Немаловажно, что успехи в социальном обеспечении пенсионеров были достигнуты поэтапно, без резкого повышения пенсий, которое могло бы привести к такому же резкому нарушению стабильности в российской экономике. Тем не менее, несмотря на отсутствие непродуманных шагов в данном вопросе, события конца 2013 г., когда было решено на год отказаться от накопительной части пенсии и изъять накопленную часть для выплат современным пенсионерам, заставляют думать, что Правительством РФ были допущены стратегические просчеты при осуществлении пенсионной реформы.

Таблица 3

Средний уровень пенсии и связанные показатели в 2000-2012 гг.

2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Число пенсионеров (на конец года), тыс. чел. 38 411 38 313 38 467 38 598 39 090 39 706 40 162 40 573

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 2223 8555 17 290 18 638 21 193 20 952 23 369 26 822

Средний размер назначенных пенсий, руб. 694,3 2364,0 3116,0 4199,0 5191,0 7476,0 8203,0 9041,0

Реальный размер назначенных пенсий*, в % к предыдущему году 128,0 109,6 104,8 118,1 110,7 134,8 101,2 104,9

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб./мес. 1210 3018 3847 4593 5153 5688 6369 6510

Индекс потребительских цен в декабре к декабрю предыдущего года, % 120,2 110,9 111,9 113,3 108,8 108,8 106,1 106,6

* Реальный размер назначенных пенсий — относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т. е. фактически сложившегося в отчетном периоде) назначенных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Источник: Россия в цифрах — 2013 г. / Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/ bgd/reg/b13_11/Main.htm).

До осени 2013 г. практически единственной, но постоянной проблемой российской пенсионной системы был дефицит ПФР. Однако это никак не сказывалось на росте пенсий. Этот дефицит собственных источников дохода (которые ПФР получает от страховых отчислений работающих сейчас граждан и иностранцев) финансировался из федерального бюджета. Важно отметить, что начиная с 2005 г. сумма трансферта в бюджет ПФР из федерального бюджета составляла от 17 до 26 % расходов последнего (табл. 4), причем доля этих расходов росла.

6 По данным Росстата.

Таблица 4

Бюджет ПФР на 2005-2013 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Доходы ПФР всего, млрд руб. 1331 1566 1914 2621 3283 4689 5137 5697 6343

Доходы ПФР, не связанные с накопительной частью пенсий, млрд руб. 1242 1463 1777 2363 2994 4272 4718 5223 5761

Межбюджетные трансферты в ПФР из федерального бюджета, млрд руб. В том числе: 650 744 920 1402 2054 2539 2342 2893 2960

как часть доходов ПФР, % 52 51 52 59 62 54 45 51 46

как часть расходов федерального бюджета, % 18 17 17 20 21 26 21 23 22

Доходы ПФР, не связанные с накопительной частью пенсий, без учета трансферта из федерального бюджета, млрд руб. 592 719 857 961 940 1733 2376 2330 2801

Расходы федерального бюджета, млрд руб. 3539 4270 5463 7022 9845 9887 11 023 12 656 13 387

Номинальный ВВП, млрд руб. 21 609 26 917 33 248 41 277 38 807 46 308 55 799 62 599 -

Расходы ПФР всего, млрд руб. 1296 1489 1782 2379 3041 4407 4822 5407 6089

по отношению к ВВП, % 6,0 5,5 5,4 5,8 7,8 9,5 8,6 8,6 -

Источники: законы о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующие годы и законы о федеральных бюджетах на соответствующие годы, данные Росстата.

Особенно выделяется в статистике, характеризующей выплату пенсий в России, 2010 г. За этот год реальный (т. е. скорректированный на уровень инфляции) рост пенсий составил 34,8 %. Таким образом, они в этом году выросли на треть. Но, с другой стороны, дефицит пенсионного фонда достиг 54 %, и больше четверти федерального бюджета пошло на выплату пенсий. Возможно, эти цифры и определили решение о временной отмене накопительной части пенсии, принятое спустя три года.

В 2013 г. от существовавшей модели развития ПФР было решено отказаться, по крайней мере, на последующий год. В сентябре 2013 г. Правительство внесло в Госдуму проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Его текст размещен в электронной базе документов нижней палаты Парламента. Доходы бюджета ПФР на 2014 г. прогнозируются в сумме 6,29 трлн руб. (8,6 % ВВП), из них 6,2 трлн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Расходы бюджета ПФР предусматриваются в сумме 6,42 трлн руб. Сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета должна составить 2,45 трлн руб.7 Доходы бюджета последнего могут значительно уменьшиться по сравнению с 2013 г., а расходы — увеличиться. Таким образом, 2014 г. становится переломным для поступательного развития ПФР, т. к. его доходы с 2005 по 2013 гг. только росли.

В 2014 г., судя по уровню запланированных расходов ПФР, которые превышают расходы предыдущего года примерно на 300 млрд руб., не произойдет падения реального уровня пенсий. Но этого нельзя сказать с уверенностью о 2015 и 2016 гг. На 2015 г. доходы ПФР запланированы в размере 7,09 трлн руб., а на 2016 г. — 7,73 трлн руб. С учетом падения доходов ПФР в 2014 г. эти показатели не выглядят легкодостижимыми.

7 См.: Законопроект № 348500-6 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»/ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?0penAgent&RN=348500-6&02).

Но главным событием 2013 г. стало изъятие накопительной части пенсий для выплат современным пенсионерам. Хотя эти выплаты пока что минимальны, поскольку такую пенсию могут получать граждане 1967 года рождения и моложе, это событие привлекает внимание своим нерыночным характером. Далее рассмотрим общие успехи по формированию накопительной части и последствия от ее возможной полной отмены.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ И НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ

Накопительная часть трудовой пенсии зависит от накопленных страховых взносов будущего пенсионера, а также от инвестиционного дохода, полученного вследствие управления ею управляющими УК пенсионных фондов. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле

НЧ = ПН/Т,

где ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица в накопительной части; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (при назначении пенсии в 2013 г. он составляет 228 месяцев, или 19 лет).

Важно, что будущий пенсионер (застрахованное лицо) сам может выбирать фонд, в котором формируется накопительная часть пенсии. Это может быть как ПФР, так и один из НПФ. В любом случае работодатели обязаны участвовать в формировании накопительной части, выплачивая из фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников. С другой стороны, дополнительные взносы на накопительную часть пенсии может сделать и сам будущий пенсионер, тогда это можно рассматривать как долгосрочный вклад в банк.

Кроме выбора между ПФР и НПФ есть возможность выбора УК. Сами пенсионные фонды согласно российскому законодательству не имеют права инвестировать пенсионные накопления8. Это делают именно УК. Поэтому от выбора УК в большей степени, чем от выбора пенсионного фонда, зависит инвестиционный доход. Таким образом, даже оставаясь в рамках ПФР, можно выбрать другую УК. Для тех, кто этого не сделал, такой компанией по умолчанию станет Внешэкономбанк (ВЭБ). Разница между ВЭБ и другой УК заключается в доходности инвестиций и в рисках. В ВЭБ доходность обычно ниже, но и риски минимальны.

Важно, что НПФ и УК действительно заняли важное место в российском финансовом секторе. В 2012 г. приблизительно 16,6 млн будущих пенсионеров держали свои пенсии в НПФ (табл. 5). На начало 2013 г. накопительные пенсионные счета имели 77 млн россиян, из них в ВЭБ держали свои средства 56,5 млн чел., а в НПФ и других УК — 20,5 млн9.

Начиная с 2009 г. ВЭБ также принял определенные меры по росту доходности от инвестиций пенсионных накоплений. Часть их стала инвестироваться в более доходные инструменты. В результате доходность пенсионных накоплений ВЭБ в 2012 г. составила 9,21 %10, что по итогам года превышало доходность трех самых крупных НПФ (табл. 5).

8 См.:Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от23.07.2013) «О негосударственных пенсионных фондах» / Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=148896).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 См. : «Молчунов» постригли под ноль/ Газета. Ru (http://www.gazeta.ru/business/2013/09/17/5656745. shtml).

10 См.: Расчет доходности инвестирования средств пенсионных накоплений / Внешэкономбанк (http:// www. veb. ru/agent/pension/info/dht/).

Таблица 5

Основные данные о деятельности НПФ и сравнение с ПФР за 2008-2012 гг.

2008 2009 2010 2011 2012

Пенсионные накопления НПФ, млрд руб. 35 77 155 394 669

Средства ПФР во Внешэкономбанке, млрд руб. 343 480 740 1334 1643

Доходность инвестирования Внешэкономбанка за год, % -0,46 9,52 7,62 5,47 9,21

Доходность инвестирования НПФ «Благосостояние», % 0,00 23,40 10,20 0,65 7,00

Доходность инвестирования НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», % 0,00 20,07 10,55 1,99 7,57

Доходность инвестирования НПФ Сбербанка, % 0,78 30,02 9,26 0,00 7,03

Количество застрахованных лиц по ОПС в НПФ, чел. - 5 680 170 7 822 611 11 875 993 16 570 105

Источники: данные ФСФР, ПФР, ВЭБ, сайта «Навигатор пенсионного рынка».

В заключение можно отметить, что идея накопительной части пенсии получила большое развитие в России за сравнительно небольшой срок. Многие будущие пенсионеры проявили активную позицию по данному вопросу и выбрали НПФ или УК. Пенсионные накопления инвестировались в инструменты, таким образом, позволяя, с одной стороны, увеличить будущие пенсии, а с другой — увеличить объем финансовых рынков. Единственной угрозой для будущего накопительной системы пенсии оставалась возможность высокой инфляции, сравнимой с инфляцией начала 1990-х гг. или 1998 г. В этом случае даже самые успешные варианты накопления пенсий могут в очень короткое время обесцениться. К счастью, с 2005 г. рост цен находится на стабильном уровне.

ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Пенсионная система России на данный момент позволяет обеспечивать стабильный уровень пенсий. Тем не менее ее развитие сложно спрогнозировать. В долгосрочной перспективе, безусловно, пенсии по старости должны обеспечивать уровень дохода пенсионера, сопоставимый с его прежним рабочим доходом. Средний уровень зарплат должен стать ближе к уровню пенсий; пока эти показатели отличаются примерно в три раза. В то же время одна из важнейших задач российской пенсионной системы на среднесрочную перспективу — снижение нагрузки на государственный бюджет и экономику в целом (снижение доли пенсий по отношению к ВВП).

Таким образом, необходимо добиться формирования такого бюджета ПФР, который будет сбалансирован по доходам и расходам с минимальным привлечением средств федерального бюджета. Добиться снижения трансферта из федерального бюджета в бюджет ПФР можно несколькими путями: повышая налоги, грамотно инвестируя имеющиеся средства, снижая расходы. Но большинство вариантов решения данной проблемы могут повлечь крайне негативные последствия для экономики и социальной сферы. Например, по нашему мнению, крайне нежелательно повышать максимальные ставки взносов во внебюджетные фонды. Вместо этого правильным видится комплексный подход, обеспечивающий поддержание расходов на стабильном уровне и рост доходов ПФР.

Под ограничением расходов на стабильном уровне понимается превышение темпа роста доходов федерального бюджета и доходов ПФР (и что еще более важно, превышение темпа роста ВВП) над темпом роста среднего уровня пенсий. Пока ситуация противоположна: расходы на выплату пенсий составляют все большую долю ВВП (см. табл. 4). Ограничения расходов можно достичь, прежде всего, обеспечив достаточный рост ВВП и удерживая инфляцию на приемлемом уровне. В этом случае рост пенсий в номинальном выражении можно сравнительно безболезненно замедлить. К сожалению, показатели ВВП и инфляции зависят от множества факторов и не могут полностью контролироваться в рамках национальной экономики. Повышение пенсионного возраста может считаться действенной мерой по снижению нагрузки на ПФР, но на данный момент нет убедительного обоснования, скорее это вынужденный шаг в случае крайне неблагоприятной экономической ситуации в стране.

Поэтому необходимо изыскать и другие возможности снижения расходов на пенсионную систему. Одна из них — переход к накопительной системе пенсионного обеспечения. Несмотря на то, что сейчас будущее накопительной системы поставлено под вопрос, эта система может помочь справиться с проблемой выплаты пенсий. В полную силу она заработает только в 2040-2050 гг., поскольку в это время начнут выходить на пенсию граждане, которые накапливали пенсионные средства все время своей деятельности. Граждане 1967 года рождения станут пенсионерами в 2022-2027 гг., но накопительная часть пенсии у них будет недостаточной. Более того, недостаточным уровень накопительных пенсий, вероятно, будет и у других граждан, которые выйдут на пенсию позднее. Это связано с распределением страховых взносов на накопительную часть в объеме 6 % и верхним ограничением за год. Так, в 2013 г. максимальное отчисление на накопительную часть пенсии работодателем не может превысить 34 080 руб. (568 х 6 %). По нашему мнению, необходимо снять это верхнее ограничение, тогда минимальный уровень ставок повысится (ставки регрессивны), и граждане, получающие большие доходы, смогут формировать большую накопительную часть пенсии.

Рост доходов ПФР — одна из важнейших задач пенсионной системы. В части роста доходов у ПФР есть большой резерв в области теневой экономики, которая составляет около 16 % ВВП11. Важной мерой в данном случае должно стать понижение ставок страховых взносов для работников малых предприятий и предпринимателей в рамках страховой части, что позволит минимизировать выплату зарплат в конвертах. С другой стороны, необходимо усилить контроль за такими операциями, особенно в средних и крупных компаниях. Безусловно, накопительная часть пенсии важна и с психологической точки зрения, поскольку она позволяет будущим пенсионерам видеть процесс накопления пенсии. В случае возвращения в 2015 г. накопительная часть может стать важным элементом повышения уровня страховых взносов. При наличии только страховой части и невозможности повлиять на ее использование государством можно ожидать продолжения роста теневой экономики.

Грамотное инвестирование пенсионных накоплений позволяет обеспечить высокие пенсии при меньших страховых взносах. Кроме того, эти средства не замораживаются, а работают в экономике до того момента, пока гражданин не выходит на пенсию. В этой связи необходимо как сохранить негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании, так и обеспечить эффективную работу Пенсионного фонда Российской Федерации и Внешэкономбанка. В этом направлении в последние годы наметились позитивные процессы. К сожалению, отмена накопительной части пенсии на 2014 г. перечеркнула эти успехи, но есть надежда, что это решение в 2015 г. будет пересмотрено.

Библиография

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». — Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/.

2. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/onNne.cgi?req=doc;base=LAW;n=148896.

3. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=l_AW;n = 149063.

4. «Молчунов» постригли под ноль [Электронный ресурс] / Газетами. — Режим доступа: http://www. gazeta.ru/business/2013/09/17/56 5 6 745.shtml.

5. Расчет доходности инвестирования средств пенсионных накоплений [Электронный ресурс] / Внешэкономбанк. — Режим доступа: http://www.veb.ru/agent/pension/info/dht/.

6. Россия в цифрах — 2013 г. [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_11/Main.htm.

7. Навигатор пенсионного рынка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pensiamarket.ru/.

8. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pfrf.ru.

11 См.: Обратный отсчет: Росстат недосчитался деревень, мужчин, картошки/ Российская газета (http:// www. rg. ru/2011/03/31/surinov-site. html).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.