Научная статья на тему 'Перспективы развития концептуальной модели управления таможенными рисками в международной цепи поставок'

Перспективы развития концептуальной модели управления таможенными рисками в международной цепи поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1055
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБАХ / РИСК В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ РИСКАМИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК ТОВАРОВ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / CUSTOMS MANAGEMENT / THE RISK IN CUSTOMS / CUSTOMS RISK MANAGEMENT SYSTEM / INTERNATIONAL SUPPLY CHAIN / CONCEPTUAL MODEL / STRATEGIC DEVELOPMENT / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Ольга Владимировна

В статье показано, что в условиях роста объемов мировой торговли особое значение в рамках деятельности таможенных служб разных стран приобретает проблема повышения конкурентоспособности международных цепей поставок товаров. Автором установлено, что в последние годы наднациональные таможенные институты все большее внимание уделяют определению места и роли таможенных служб в управлении цепями поставок и разработке путей оптимизации их участия. В статье показано, что центральное место в этих процессах занимает управление таможенными рисками. Автором выявлен и проанализирован ряд основополагающих в данной области актуальных нормативных документов Всемирной таможенной организации и Европейского союза, и представлено системное видение современных ключевых направлений развития системы управления таможенными рисками в рамках процессов формирования международных цепей поставок товаров. В статье разработана типология задач управления таможенными рисками в международных цепях поставок товаров. Задачи систематизированы автором по трем блокам: блок информационного обеспечения, блок ресурсного обеспечения, предполагающий распределение контролирующих действий в цепи поставки, и блок организационного взаимодействия участников цепей поставок, в том числе таможенных служб. Автор проанализировал взаимосвязи направлений решения данных задач, выявил их последовательность и взаимообусловленность. В рамках статьи автор определил совокупность задач и взаимосвязей подходов к их решению в качестве перспектив развития концептуальной модели управления таможенными рисками в международной цепи поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of the conceptual model customs risk management in the international supply chain

The article shows that in terms of growth in world trade of particular importance in the framework of the customs of various countries is the problem of increasing the competitiveness of the international supply chain of goods. The author found that in recent years customs supranational institutions are increasingly focused on the definition of the place and role of customs authorities in managing the supply chain and develop ways to optimize their participation. The article shows that central to these processes takes customs risk management. The author identified and analyzed a number of basic in the field of current regulations of the World Customs Organization and the European Union, and represented a systemic vision of today's key area of customs risk management system as part of the formation of the international supply chain of goods. The article created a typology of tasks customs risk management in the international supply chain of goods. Author systematized tasks in three blocks: block information support; block of resource provision, involving the distribution of regulatory action in the supply chain; block organizational interaction between the participants of supply chains, including the customs authorities. The author analyzed the relationship directions to address these tasks, revealed their sequence and interdependence. Within the article, the author has identified a set of tasks and relationships approaches to solving them as prospects for the development of conceptual models of customs risk management in the international supply chain.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития концептуальной модели управления таможенными рисками в международной цепи поставок»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/44EVN415.pdf DOI: 10.15862/44EVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/44EVN415)

УДК 339.543

Завьялова Ольга Владимировна

ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия»

Россия, г. Люберцы

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал в г. Санкт-Петербург1

Доцент кафедры управления Кандидат экономических наук E-mail: algo79@inbox.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=707602

Перспективы развития концептуальной модели

управления таможенными рисками в международной

цепи поставок

1 192241, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, 52, лит. А

Аннотация. В статье показано, что в условиях роста объемов мировой торговли особое значение в рамках деятельности таможенных служб разных стран приобретает проблема повышения конкурентоспособности международных цепей поставок товаров. Автором установлено, что в последние годы наднациональные таможенные институты все большее внимание уделяют определению места и роли таможенных служб в управлении цепями поставок и разработке путей оптимизации их участия. В статье показано, что центральное место в этих процессах занимает управление таможенными рисками.

Автором выявлен и проанализирован ряд основополагающих в данной области актуальных нормативных документов Всемирной таможенной организации и Европейского союза, и представлено системное видение современных ключевых направлений развития системы управления таможенными рисками в рамках процессов формирования международных цепей поставок товаров.

В статье разработана типология задач управления таможенными рисками в международных цепях поставок товаров. Задачи систематизированы автором по трем блокам: блок информационного обеспечения, блок ресурсного обеспечения, предполагающий распределение контролирующих действий в цепи поставки, и блок организационного взаимодействия участников цепей поставок, в том числе таможенных служб. Автор проанализировал взаимосвязи направлений решения данных задач, выявил их последовательность и взаимообусловленность. В рамках статьи автор определил совокупность задач и взаимосвязей подходов к их решению в качестве перспектив развития концептуальной модели управления таможенными рисками в международной цепи поставок.

Ключевые слова: управление в таможенных службах; риск в таможенном деле; система управления таможенными рисками; международные цепи поставок товаров; концептуальная модель; стратегическое развитие; Всемирная таможенная организация; Европейский союз.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Завьялова О.В. Перспективы развития концептуальной модели управления таможенными рисками в международной цепи поставок // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/44EVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/44EVN415

Современное понимание содержания категорий «риск», «управление рисками» и «цепь поставки» практически невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Адаптация и развитие системы управления рисками в направлении контроля международной цепи поставки товаров (далее - МЦПТ) задает вектор последовательности ее реализации, понимания экономической эффективности в представлении о рисках в цепях поставок. МЦПТ и сфера ее обслуживания подвержена целому ряду рисков и сложностей. Растущий объем торговли, рост угрозы международного терроризма и международной организованной преступности требует эффективного национального и международного взаимодействия между государственными службами и представителями бизнеса, поскольку факторами первого плана сегодня являются транснациональное измерение угроз, формирование единых рынков сбыта, таможенных союзов, что, в свою очередь, способствует возникновению единых рисков. В связи с этим, одной из наиболее сложных задач для государственных служб становится применение системного подхода в регулировании цепей поставок товаров, содействии торговле, развитии внешнеторговых услуг при одновременном выявлении и контроле товаров, которые представляют собой серьезную угрозу.

Таким образом, принцип безопасности международной цепи поставки товаров, основанный на оценке рисков, становится одним из базовых принципов современного взаимодействия в таможенной сфере. Контроль ресурсов и степени вмешательства в бизнес-процессы способствуют формированию приоритетных рисковых областей, требующих проверок в наиболее подходящей точке места и времени их проведения в цепи поставки. Этим определяется место и роль управления таможенными рисками в современной концепции управления цепями поставки.

Применение управления рисками в таможенных операциях первоначально было изложено в Киотской конвенции (ред. 1999 г.). Разработанные принципы Киотской конвенции сформировали лучшие практики организации эффективного таможенного контроля2. В последующем, Всемирной таможенной организацией (ВТамО) были изданы документы, посвященные разработке методологических основ применения таможенными органами принципов управления рисками в международных цепях поставки товаров, к ним относятся следующие: Резолюция по безопасности логистических цепей поставок и торгового содействия (2002 г.)3; Рекомендации по уникальной идентификации отправки (2004 г.)4; Руководство по управлению интегрированными цепями поставок (2004 г.)5; Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли (2005 г.)6 и пр.

2 Kunio Mikuriya. Supply chain security:the customs community's response. World Customs Journal. Volume 1, Number 2. International Network of Customs Universities. Режим доступа:

http://www.worldcustomsjournal.org/media/wcj/2007/2/supply_chain_security_the_customs_communitys_response.pdf (дата обращения: 20.05.2015).

3 Resolution of the Customs Co-Operation Council on Security and Facilitation of the international Trade Supply Chain (June 2002). Режим доступа:

http://www.wcoomd.org/~/media/WCO/Public/Global/PDF/About%20us/Legal%20Instruments/Resolutions/Security-Facilitation_Int_Trade_Supply_Chain.ashx?db=web (дата обращения: 20.05.2015).

4 WCO Unique Consignment Reference (UCR) (June 2004). Режим доступа:

http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/resources/~/media/633F01FC1783462EA9DBDE125AF48834.ashx.

5 Customs Guidelines on Integrated Supply Chain Management (June 2004). Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-

tools/tools/~/media/D81B2807C64A4B669942F88D51D5FCF6.ashx (дата обращения: 12.06.2015).

6 Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade (June 2004, June 2012). Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-

tools/tools/~/media/55F00628A9F94827B58ECA90C0F84F7F.ashx (дата обращения: 23.05.2015).

Вопросы применения системы управления рисками в международных цепях поставки получили концептуальное развитие в рамках деятельности Европейского Союза (ЕС). В январе 2013 года Европейской комиссией было опубликовано Сообщение по управлению рисками и безопасности цепи поставок7. В октябре 2013 года утвержден новый Таможенный кодекс ЕС (вступит в силу с 1 июня 2016 года), закрепивший единую электронную систему управления рисками и общеевропейские требования к процессу таможенного оформления авторизованного экономического оператора (Постановление № 952/2013)8. В новом Таможенном кодексе роль таможенных служб определена как ведущая в цепи поставок в рамках снижения барьеров международной торговли, обеспечения безопасности внешних границ Союза, что позволяет их рассматривать в качестве катализаторов конкурентоспособности стран и компаний. Таким образом, была представлена новая миссия таможенных служб, отражающая новую экономическую реальность9.

В Таможенном кодексе Европейского союза понятие «риск»10 означает вероятность события, связанного с ввозом (вывозом, транзитом, передачей, конечным использованием) товаров, перемещаемых между таможенной территорией ЕС и третьими странами, которое может повлечь за собой неправильное применение норм ЕС или мер национального законодательства; угрозу финансовым интересам ЕС и ее государств-членов; угрозу безопасности, потребителям и окружающей среде ЕС.

На сегодняшний день ключевые комплексные положения в сфере управления рисками и усиления безопасности цепи поставок, упрощения торговых процедур сформулированы в Стратегии ЕС по управлению таможенными рисками (2014 г.)11. Так, цели управления рисками определяются в рамках реализации подхода управления международными цепями поставок и предполагают:

• обеспечение целостности цепей поставок для международных грузовых движений, безопасности Союза и его жителей;

• защиту финансовых и экономических интересов ЕС и его государств-членов;

• упрощение и ускорение законной торговли, повышение конкурентоспособности ЕС.

На первый план выходят такие аспекты таможенного контроля как характеристики поставки, масштабы проявления риска на едином европейском уровне, место и время контроля в рамках цепи поставок и затраты для таможенных служб и экономических операторов.

7 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council and the European Economic and Social Committee on Customs Risk Management and Security of the Supply Chain. Brussels, 8.1.2013 COM(2012) 793 final. Режим доступа:

http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/customs/customs_controls/risk_management/customs_eu/com _2012_793_en.pdf (дата обращения: 25.05.2015).

8 The Union Customs Code: a recast of the Modernised Customs Code. Режим доступа:

http://ec.europa.eu/taxation_customs/customs/customs_code/union_customs_code/index_en.htm (дата обращения: 15.06.2015).

9 Там же. Преамбула, п. 16.

10 The Union Customs Code (UCC). Article 5 Definitions. 7. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32013R0952&rid=1 (дата обращения: 22.05.2015).

11 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council and the European Economic and Social Committee on the EU Strategy and Action Plan for customs risk management: Tackling risks, strengthening supply chain security and facilitating trade. Brussels, 21.8.2014 COM (2014) 527 final. Режим доступа:

http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/customs/customs_controls/risk_management/customs_eu/com _2014_527_annex_en.PDF (дата обращения: 27.05.2015).

Анализ вышеназванных документов показал, что специфической особенностью современного управления рисками в цепях поставки становится поэтапная реализация подхода многоуровневого управления таможенными рисками в ЕС. Подход предполагает участие всех заинтересованных государственных органов и своевременное представление в таможенные службы данных, соответствующих и согласованных по цепи поставки.

В рамках подхода формируется перспективная концептуальная модель управления таможенными рисками в рамках МЦПТ, ее реализация предусматривает решение задач, определенных Планом действий на период 2014-2020 гг. Автор видит целесообразность исследования перспективной концептуальной модели управления таможенными рисками в МЦПТ в рамках исследования взаимосвязей представленных задач. На рис. 1 представлена систематизация взаимосвязей при реализации задач, наблюдаемых автором в рамках реализации данного подхода.

Рис. 1. Задачи ЕС по внедрению подхода многоуровневого управления таможенными рисками

в МЦПТ (2014 - 2020 гг.) (разработано автором)

Первый блок охватывает задачи в области первичного информационного обеспечения оценки рисков в МЦПТ и предполагает работу в направлении упорядочивания и оптимизации содержания информации о МЦПТ, распределению доступа к которой по цепи поставок должно быть уделено особое внимание.

Второй блок охватывает решение задач в области работы с ресурсами и оптимальными возможностями контроля в той или иной «точке» цепи в рамках соблюдения баланса интересов бизнеса и таможенных служб с точки зрения исключения контролирующего вмешательства в цепь, приносящего исключительно потери времени и ресурсов.

Третий блок формирует основу реализации многоуровневого подхода к управлению за счет развития системы межведомственного взаимодействия (с заинтересованными контролирующими органами на национальном и на общесоюзном уровнях), становления

системы взаимодействия с участниками цепи поставки со стороны бизнес-структур и

12

развития потенциала дальнейшего международного сотрудничества12.

Следует отметить, что последовательность решения задач характеризуется как одновременная поэтапная реализация запланированных мероприятий по всем задачам параллельно на протяжении 2014-2020 гг.

В период до 2016 года запланирована разработка методологического обеспечения управления рисками в МЦПТ с учетом итогов успешных экспериментов, лучших практик, закрепление соответствующих положений в нормативно-правовой сфере и разработка соответствующих процедур. На период 2016-2020 гг. запланировано техническое воплощение принимаемых на разработанной методологической основе практических решений, реализация соответствующих процедур и технологий на практике. Для измерения эффективности все мероприятия в рамках решения задач предполагают постоянный мониторинг и оценку реализации процесса управления едиными рисками. Рассмотрим подробнее содержание задач в рамках предложенных блоков.

Первый блок задач «Информационное обеспечение». Улучшение качества и порядка подачи данных предполагает своевременность подачи информативных в целях оценки рисков сведений, их комплексность в рамках МЦПТ. В основе реализации задачи: внесение соответствующих изменений в правовом поле, исследование передового опыта бизнеса в рамках передачи данных по цепи поставки, учет ^-возможностей представления информации, минимизация затрат на внедрение ранее успешных бизнес-моделей передачи данных и моделей таможенных данных. Техническая реализация запланирована на период 2016-2020 гг.

На основе реализации задачи по улучшению качества и порядка подачи данных решается следующая задача - задача «циркулирования» информации по цепи поставки. Она предполагает обеспечение доступа к данным о цепях поставок, распределение релевантной информации о риске по цепи среди таможенных служб ЕС и единый контроль результатов, что в совокупности формирует общий подход к контролю деятельности экономических операторов. Исключаются такие факторы как избыточность, дублирование ресурсов на контроль, исключаются ненужные элементы управления.

Значимость этого процесса возрастает в рамках требований повышения безопасности и оказания содействия развитию интегрированной цепи поставок. Ведь с того времени как международная цепь поставок стала предполагать перемещение товара от места отправки до места его назначения с одновременным перемещением коммерческой информации, общей целью стало получение от отправителя необходимой информации для осуществления оценки рисков. Причем настолько быстро, чтобы иметь возможность по цепи поставок свободно перемещать груз. При этом решено первоначально сосредоточить внимание (издание соответствующих нормативных актов) на товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза (2014-2015 гг.), затем на товарах, помещенных под таможенную процедуру после их ввоза на таможенную территорию Союза (2015-2016 гг.), далее - на товарах, вывозимых с таможенной территории Союза (2016-2017 гг.). Информационно-техническая реализация данных решений запланирована на период 2016-2020 гг.

12 2015 год официально объявлен годом деятельности ВТамО по координированному управлению границами (Coordinated Border Management - CBM), в течение которого таможенным администрациям предлагается активно содействовать развитию партнерских отношении- в целях упрощения и ускорения прохождения товаров через границы.

Второй блок задач «Распределение ресурсов». Важным условием реализации единого управления рисками по всей МЦПТ является определение ключевой «точки», в которой риск будет минимизирован («точка контроля» в звене (сегменте) цепи). Соответственно, определение такой «точки» в рамках предварительной оценки риска оценки должно быть проведено заранее, в момент его загрузки в транспортное средство в третьей стране (в момент прибытия на территорию ЕС). В табл. 1 приведено обобщенное соответствие «точки контроля» и типовых характеристик груза.

Таблица 1

Соответствие «точки контроля» в цепи поставки характеристикам груза

(составлено автором)

«Точка контроля» Характеристики груза

Пункт до погрузки - угроза безопасности взрывного устройства - угроза опасного инфекционного заболевания

Пункт до прибытия Пункт прибытия на территорию ЕС Пункт разгрузки - контрабанда - опасные грузы

Пункт оформления - продовольственная безопасность груза

Пункт оформления После выпуска (аудиторская проверка) - финансовые, коммерческие характеристики груза

Определение «точки контроля» в цепи поставки требует разработки единых методик, в которых найдут отражение такие факторы как время контроля, меры по минимизации рисков в зависимости от уровня риска, ограничения цепи поставки (например, наличие (отсутствие) достаточной информации, документации и возможностей проведения контроля). При этом выбор «точки контроля» должен отвечать следующим требованиям:

1) максимально эффективное использование ресурсов цепи поставки с учетом ее специфических ограничений;

2) обеспечение беспрепятственной реализации цепи поставки;

3) определение оптимальных времени и места проведения контроля в цепи поставки (на основе методик и соответствующих процедур);

4) доведение результатов контроля до сведения всех задействованных таможенных служб ЕС;

5) исключение дублирования в рамках системы управления.

По итогам реализации соответствующих методик в практику будут внедряться системы конкретных решений и действий, согласованных с приоритетными областями таможенного контроля и с учетом уровня развития сотрудничества с остальными участниками МЦПТ.

Единый подход к выбору «точки контроля» возможен исключительно при формировании единой таможенной системы управления рисками, по-возможности, силами всех участников МЦПТ. Этому посвящена задача по выявлению и устранению отклонений в реализации общесоюзной системы управления рисками на национальных уровнях (в области критериев и стандартов, функционально-технических требований к системе управления рисками, профессионально-квалификационных требований к проведению оценки рисков.

После исключения существенных отклонений на первый план выступает формирование и развитие системы сотрудничества (координации) европейских таможенных

служб. Основой в данном направлении является анализ потенциальных национальных возможностей для реализации сотрудничества, которые охватывают такие вопросы как:

• поддержка принятия решений по управлению рисками в цепи поставок;

• оценка критериев, стандартов общего риска для всех национальных рисков;

• распределение контрольных мероприятий по цепи;

• обмен результатами контроля;

• усиление взаимодополняемости информации с учетом правил защиты данных и разделения ИТ-систем между соответствующими службами.

Поддержку получат совместные пилотные проекты сотрудничества таможенных служб, которые в дальнейшем могут быть реализованы на основе ИТ-технологий на уровне ЕС, что будет способствовать интеграции в единую систему национальных рисков. Следующий уровень развития предполагает выход на уровень единого понимания стандартов и критериев риска с иными компетентными службами на базе общности контролируемых приоритетов.

Третий блок задач «Взаимодействие». Эффективное управления рисками в МЦПТ рассматривается как межведомственная проблема взаимодействия таможенных служб, государственных органов и экономических операторов на национальном, общесоюзном и международном уровне. Содействие межведомственному сотрудничеству и обмену информацией позволит обеспечить наибольшую эффективность выявления и устранения рисков с минимальным ущербом для цепи в целом.

В этом направлении заложена необходимость разработки дополнительных механизмов межсекторального сотрудничества, систематизации информационного обмена и повышения доступности информации о рисках для обеспечения взаимодополняемости в рамках интегрированного управления рисками цепей поставок. Предполагается формирование единой системы соглашений компетентных органов, обеспечение доступа к национальным и общесоюзным рискам.

Развитию данного направления также способствует признание и поощрение со стороны государственных органов общесоюзной программы сертификации авторизованных (уполномоченных) экономических операторов (АЭО, УЭО). Программы закладывают базу для выявление приоритетных сфер взаимодействия, учета результатов контроля УЭО в рамках контроля иных компетентных органов, совершенствования критериев УЭО.

Развитие взаимодействия с бизнес-субъектами МЦПТ предполагает выстраивание партнерских взаимоотношений таможенных служб с экономическими операторами -субъектами цепей поставок. Это взаимодействие предполагает устранение недостатков национальных программ АЭО, выявление и предоставление дополнительных преимуществ на основе закрепления их в качестве правых норм, согласование подходов в управлении цепями поставки с позиций бизнеса и таможенных служб.

Взаимное признание статусов УЭО, внедрение моделей обмена таможенными данными, разработанных на уровне ВТамО, стандартов для обмена информацией с третьими странами - элементы международного сотрудничества, базирующиеся на росте информационного обеспечения цепи поставки, в свою очередь основанного на единых стандартах качества таможенных данных. Все это в конечном счете способствует оперативному выявлению новых тенденций незаконной торговли (рисков в цепях поставки), эффективной минимизации рисков и сокращению затрат для операторов и компетентных государственных служб.

Использование данного потенциала международного таможенного сотрудничества предполагает внедрение и содействие развитию международных норм и стандартов в рамках многосторонних и двусторонних инициатив с торговыми партнерами.

Таким образом, развитие данных инициатив, с одной стороны, способствует формированию интеграционных процессов принятия решений по управлению рисками в МЦПТ, а с другой, помогает таможне подняться на более высокий, конкурентоспособный уровень таможенного менеджмента и трансформироваться в качественно новую интеллектуальную электронную таможню.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ershow A., Zavialova O. The general conceptual aproach in development system of risk management EurAsECcustoms // Customs Scientific Journal CUSTOMS №1, 2014. Regional Office for Capacity Building / Regional Training Centers for the European Region of the World Customs Organization.

2. Kunio Mikuriya. Supply chain security: the customs community's response. World Customs Journal. Volume 1, Number 2. International Network of Customs Universities. Режим доступа: http://www.worldcustomsjournal.org/media/wcj/2007/2/supply_chain_security_the_c ustoms_communitys_response.pdf (дата обращения: 20.05.2015).

3. Ершов А.Д., Завьялова О.В. Система управления рисками в таможенном деле [Текст]: учеб. / А.Д. Ершов, О.В. Завьялова. СПб: ГИОРД, 2014. 320 с.

4. Ершов А.Д., Макрусев В.В., Калинина О.В., Сизова К.А. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров [Текст]: монография / А.Д. Ершов [и др.]; под общ. ред. В.А. Черных. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2007. 241 с.

5. Ершов А.Д., Евдокимов А.И., Доля А.П. Теория и методология формирования «сервисном таможни» [Текст]: монография. СПб.: СПб филиал Российской таможенной академии, 2005. 203 с.

6. Завьялова О.В. Вопросы развития системы управления рисками таможенной службы России в условиях современных интеграционных процессов // «Экономика и общество: рациональность и ответственность»: сб. науч. трудов / под ред. проф. О.П. Кузнецовой. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. С. 261-265.

7. Завьялова О.В. Индикаторы риска: сопоставительным анализ международного и россииского подходов к выбору объектов таможенного контроля // «Государство и бизнес. Проблемы современной экономики»: сб. мат. VII Межд. науч.-практ. конф. Том 1. СПб: РАНХиГС, 2015 C. 188-192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Калинина О.В. Организационно-экономическии механизм совершенствования таможенного сервиса внешней торговли в условиях риска: 08.00.05: дис. ... канд. экон. наук / Спб торгово-экономический институт. СПб., 2006. 198 с.

9. Макрусев В.В., Сафронов А.В. Государственные таможенные услуги: монография / В.В. Макрусев, А.В. Сафронов. М.: Изд-во Россиискои таможенной академии, 2008. 196 с.

10. Сергеев В.И., Кольчугин Д.М. Теоретические аспекты устойчивости цепей поставок // Логистика и управление цепями поставок. 2015. №3(68) июнь.

Рецензент: Григорьев Юрий Петрович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Управления» Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

Zavialova Olga Vladimirovna

St. Petersburg named Vladimir Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Russia, St. Petersburg E-mail: algo79@inbox.ru

Prospects for the development of the conceptual model customs risk management in the international supply chain

Abstract. The article shows that in terms of growth in world trade of particular importance in the framework of the customs of various countries is the problem of increasing the competitiveness of the international supply chain of goods. The author found that in recent years customs supranational institutions are increasingly focused on the definition of the place and role of customs authorities in managing the supply chain and develop ways to optimize their participation. The article shows that central to these processes takes customs risk management.

The author identified and analyzed a number of basic in the field of current regulations of the World Customs Organization and the European Union, and represented a systemic vision of today's key area of customs risk management system as part of the formation of the international supply chain of goods.

The article created a typology of tasks customs risk management in the international supply chain of goods. Author systematized tasks in three blocks: block information support; block of resource provision, involving the distribution of regulatory action in the supply chain; block organizational interaction between the participants of supply chains, including the customs authorities. The author analyzed the relationship directions to address these tasks, revealed their sequence and interdependence. Within the article, the author has identified a set of tasks and relationships approaches to solving them as prospects for the development of conceptual models of customs risk management in the international supply chain.

Keywords: customs management; the risk in customs; customs risk management system; international supply chain; conceptual model; strategic development; World Customs Organization; European Union.

REFERENCES

1. Ershow A., Zavialova O. The general conceptual aproach in development system of risk management EurAsECcustoms // Customs Scientific Journal CUSTOMS №1, 2014. Regional Office for Capacity Building / Regional Training Centers for the European Region of the World Customs Organization.

2. Kunio Mikuriya. Supply chain security: the customs community's response. World Customs Journal. Volume 1, Number 2. International Network of Customs Universities. Rezhim dostupa: http://www.worldcustomsjournal.org/media/wcj/2007/2/supply_chain_security_the_c ustoms_communitys_response.pdf (data obrashcheniya: 20.05.2015).

3. Ershov A.D., Zav'yalova O.V. Sistema upravleniya riskami v tamozhennom dele [Tekst]: ucheb. / A.D. Ershov, O.V. Zav'yalova. SPb: GIORD, 2014. 320 s.

4. Ershov A.D., Makrusev V.V., Kalinina O.V., Sizova K.A. Tamozhennye uslugi v mezhdunarodnoi tsepi postavki tovarov [Tekst]: monografiya / A.D. Ershov [i dr.]; pod obshch. red. V.A. Chernykh. M.: Izd-vo Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2007. 241 s.

5. Ershov A.D., Evdokimov A.I., Dolya A.P. Teoriya i metodologiya formirovaniya «servisnoi tamozhni» [Tekst]: monografiya. SPb.: SPb filial Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2005. 203 s.

6. Zav'yalova O.V. Voprosy razvitiya sistemy upravleniya riskami tamozhennoy sluzhby Rossii v usloviyakh sovremennykh integratsionnykh protsessov // «Ekonomika i obshchestvo: ratsional'nost' i otvetstvennost'»: sb. nauch. trudov / pod red. prof. O.P. Kuznetsovoy. Omsk: Izd-vo OmGTU, 2015. S. 261-265.

7. Zav'yalova O.V. Indikatory riska: sopostavitel'nyi analiz mezhdunarodnogo i rossiiskogo podkhodov k vyboru ob"ektov tamozhennogo kontrolya // «Gosudarstvo i biznes. Problemy sovremennoy ekonomiki»: sb. mat. VII Mezhd. nauch.-prakt. konf. Tom 1. SPb: RANKhiGS, 2015 C. 188-192.

8. Kalinina O.V. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm sovershenstvovaniya tamozhennogo servisa vneshnei torgovli v usloviyakh riska: 08.00.05: dis. ... kand. ekon. nauk / Spb torgovo-ekonomicheskiy institut. SPb., 2006. 198 s.

9. Makrusev V.V., Safronov A.V. Gosudarstvennye tamozhennye uslugi: monografiya / V.V. Makrusev, A.V. Safronov. M.: Izd-vo Rossiiskoi tamozhennoi akademii, 2008. 196 s.

10. Sergeev V.I., Kol'chugin D.M. Teoreticheskie aspekty ustoychivosti tsepey postavok // Logistika i upravlenie tsepyami postavok. 2015. №3(68) iyun'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.