С В. ГОНЧАРОВ
Сергей Владимирович ГОНЧАРОВ — аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.
В 2009 г. окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.
-Ф- -Ф- -Ф-
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ УДАЛЕННОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ*
Наиболее перспективным направлением таможенной политики Российской Федерации является предварительное информирование, электронное декларирование товаров и технология удаленного выпуска товаров. Под технологией удаленного выпуска понимается оформление внутренним таможенным органом электронной декларации на товары и транспортные средства, находящиеся на внешнем складе временного хранения в приграничной зоне, при этом в приграничной зоне осуществляется контроль транспорта, товаров и сопроводительной документации, а на внутреннем посту проверяются сведения, заявленные в электронной декларации. При технологии удаленного выпуска участники внешнеэкономической деятельности могут декларировать товары в любом таможенном органе на территории Российской Федерации, при том что товар будет выпущен в свободное обращение непосредственно на границе.
Кроме удобства для участников внешнеэкономической деятельности такая технология способствует гармонизации таможенного оформления в сложившихся условиях непропорционального распределения материальных, технических и кадровых ресурсов между центром и районами вблизи границы. Также к положительным сторонам электронного декларирования можно отнести безбумажное оформление, достаточно высокую скорость оформления, прозрачность процесса, возможность контроля в автономном режиме и возможность подачи электронной декларации на любой пост.
Процедура от пересечения границы до выпуска товара в свободное обращение должна состоять из контроля документации по прибытию товаров на склад временного хранения, выдачи подтверждающих документов о прибытии транспортного средства, окончания таможенного транзита, подачи электронной таможенной декларации, проверки документации, сверки данных в сопроводительных документах, проверки условного выпуска, списание таможенных платежей, выпуск товаров [2]. Очевидно, что данная технология позволяет участникам внешнеэкономической деятельности проводить таможенное оформление ввозимых и вывозимых товаров из своего офиса, используя всемирную сеть. Можно сказать, что внедряемая Федеральной таможенной службой по всей стране процедура электронного декларирования и привела к возможности использования технологии удаленного выпуска товаров. Процедура удаленного выпуска будет активнее использоваться участниками внешнеэкономической деятельности в процессе ее совершенствования, доработки и расширения круга товаров, к которым она может быть применена, таких как бытовая техника, фармацевтические товары, товары, в отношении которых необходим дополнительный контроль.
ГРНТИ 06.61.33 © C.B. Гончаров, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.К. Моденова.
Для осуществления технологии удаленного выпуска декларанту и таможенным органам необходимо совершить следующие действия. До того, как товары пересекут границу Российской Федерации, во внутренний таможенный орган подается электронная предварительная декларация на товар, после ее проверки уполномоченное должностное лицо уведомляет декларанта об окончании ее проверки. Представитель перевозчика предоставляет сведения о предварительно поданной электронной декларации во внешний таможенный орган, по прибытии туда груза, основываясь на этих сведениях, уполномоченное должностное лицо таможенного органа запрашивает копию электронной декларации. Далее проверяется наличие размещенных на складе временного хранения товаров, после чего во внутренний таможенный орган отправляется информация о размещении на складе временного хранения товаров, результате проверки информации, заявленной в электронной декларации, с информацией, содержащейся в транспортных и коммерческих документах [4]. Когда должностным лицом внутреннего таможенного органа получена информация о размещении товаров на складе временного хранения, он информирует об этом декларанта, который производит действия по завершению декларирования товаров и их выпуску. Внутренний таможенный орган должен проверить все документы и информацию, полученную от внешнего таможенного органа, при отсутствии рисков за 30 минут при декларировании от 1 до 30 наименований товаров, за 1 час — от 11 до 50, за 2 часа — от 51 до 100 и за 4 часа — от 101 и более наименований товаров [2].
Использование технологии удаленного выпуска участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными представителями позволяет разгрузить транспортную инфраструктуру и оптимизировать логистические связи между отправителем и получателем груза, поскольку таможенное оформление происходит во внутреннем таможенном органе, а товары и транспортные средства на складах временного хранения — в непосредственной близости к границе. Товары отправляются непосредственно потребителю, что сокращает издержки, так как они минуют простои на внутренних складах временного хранения. Для дальнейшего развития технологии удаленного выпуска необходимо ее применение в отношении товаров, перевозимых железнодорожным, воздушным и морским транспортом, следовательно, требуется разрабатывать нормативно-правовые акты, расширяющие область применения данной технологии [1, с. 270-305].
Во внешнеэкономической деятельности транспорт играет очень важную роль, и от него во многом зависит эффективность такого рода деятельности. Регулярность, надежность и быстрота являются основными параметрами, которые должен обеспечить транспорт. К основным видам транспорта можно отнести морской, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный. Морской транспорт играет важную роль в международной торговле, так как исключает транзит груза через третьи страны, и характеризуется следующими особенностями: низкая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, большая грузоподъемность, пропускная способность, ограниченная только возможностью портов, непрерывность работы. К ограничивающим использование морского транспорта факторам можно отнести: сокращенный срок навигации для северных районов, низкую скорость, необходимость тщательной упаковки. Железнодорожный транспорт характеризуется следующими факторами: он относительно дешев, если не учитывать морской и речной транспорт, высокоэффективен при перевозках на расстояния больше 200 км, не зависим от климатических условий, способен перевозить широкую номенклатуру товаров, доставлять товары со склада продавца до склада покупателя при наличии подъездных путей. Для Российской Федерации железнодорожный транспорт является наиболее востребованным ввиду огромной территории и плохого развития других транспортных сетей. Воздушный транспорт отличается следующими характеристиками: быстрота доставки, возможность сокращения пути, высокая сохранность груза, возможность доставки в отдаленные районы. В то же время является самым дорогим, зависит от погодных условий и накладывает ограничения на вес и габариты груза [3, с. 203-217]. Можно сказать, что сейчас в портах, аэропортах и на железнодорожных станциях близ границы необходимо развивать инфраструктуру, улучшать техническую оснащенность, увеличивать число складов временного хранения, для возможности введения технологии удаленного выпуска товаров, перевозимых железнодорожным, воздушным и морским видами транспорта.
Несмотря на все положительные стороны технологии удаленного выпуска товаров и перспективу ее дальнейшего использования, существует ряд проблем, которые требуют своего решения. Это проблемы, которые можно отнести к техническим, такие как сбои и ошибки в программном обеспечении,
в связи, несовершенство программы и электронного документооборота. К технологическим проблемам можно отнести неадаптированную систему управления рисками при электронном документообороте, кроме того, во многих случаях требуется предоставление документов на бумажных носителях, нет общей базы с другими контролирующими организациями. На данный момент насчитывается порядка 80 профилей риска, требующих предоставления каких-либо дополнительных сведений или документов, как правило, на бумажной основе. Естественно, требование предоставления документа на бумаге не позволяет закончить электронное оформление, либо участники внешнеэкономической деятельности не отдают ему предпочтения изначально при выборе формы декларирования. Федеральной таможенной службе РФ необходимо в кратчайшие сроки внести предложения по разработке существующих профилей риска, учитывая необходимость их автоматизации и возможность использования при электронном декларировании товаров и удаленном выпуске. Также необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу использования электронной документации при взаимодействии между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными органами и другими контролирующими органами при обнаружении нарушения таможенного законодательства. Использование удаленного выпуска товаров выявило и организационные недостатки, такие как недостаточность развития сети и пропускной способности приграничных складов временного хранения, психологическую составляющую работы с электронной декларацией при отсутствии бумажных документов, а также введение приспособленческой политики владельцев складов временного хранения в области образования цен.
Для дальнейшего развития технологии удаленного выпуска товаров необходимо: разработать подходы для применения технологии удаленного выпуска по отношению к товарам, в отношении которых используются другие процедуры, расширить сферу применения электронного взаимодействия с перевозчиками, повысить пропускную способность и техническую оснащенность складов временного хранения, повысить стабильность работы программ, создать центры электронного декларирования с возможностью перераспределения поданных деклараций в зависимости от загруженности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Молчанов О.В., Коган М.В. Таможенное дело. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2. Приказ ФТС России № 845 от 22 апреля 2011 г. «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление. Минск: Современная школа, 2006.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.02.2003 г. № 61-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».