Научная статья на тему 'Перспективы развития государственно-частного партнерства в постдепрессивных шахтерских регионах'

Перспективы развития государственно-частного партнерства в постдепрессивных шахтерских регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ФОНД / SPECIAL ECONOMICAL AREAS / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / INVESTMENT FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветкова Светлана Николаев-на, Кретинина Татьяна Викторовна

В статье характеризуются основные формы государственно-частного партнерства (ГЧП), применяемые в настоящее время в Российской Федерации. Обосновывается объективная необходимость использования в постдепрессивном Восточном Донбассе таких форм ГЧП, как предоставление финансирования из Инвестиционного фонда РФ и развитие особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article gives characteristics to the basic forms of state-private partnership (SPP), used in Russian Federation nowadays. Now it is clear that such forms of SPP as financing by the Investment fund of Russian Federation and special economical areas of industrial, produc-tion and technical-innovation types should be applied on the territory of the postdepressive East Donets Basin.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития государственно-частного партнерства в постдепрессивных шахтерских регионах»

С. Н. Цветкова, Т. В. Кретинина

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОСТДЕПРЕССИВНЫХ ШАХТЕРСКИХ РЕГИОНАХ

Аннотация

В статье характеризуются основные формы государственно-частного партнерства (ГЧП), применяемые в настоящее время в Российской Федерации. Обосновывается объективная необходимость использования в постдепрессивном Восточном Донбассе таких форм ГЧП, как предоставление финансирования из Инвестиционного фонда РФ и развитие особых экономических зон промышленно-производственного и техниковнедренческого типа.

Annotation

This article gives characteristics to the basic forms of state-private partnership (SPP), used in Russian Federation nowadays. Now it is clear that such forms of SPP as financing by the Investment fund of Russian Federation and special economical areas of industrial, production and technical-innovation types should be applied on the territory of the postdepressive East Donets Basin.

Ключевые слова

Особые экономические зоны, государственно-частное партнерство, инновационный фонд

Key words

Special economical areas, state-private partnership, Investment fund.

Постдепрессивные шахтерские территории, прошедшие кризис угольной отрасли, занимают особое место в типологии российских регионов. Для них характерна некоторая стабилизация на региональных рынках труда, приос-

тановка миграционных потоков, развитие малого предпринимательства, инновационной сферы, новые явления в инвестиционных процессах, формирование многоотраслевой экономики.

2010 № 3 Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

В процессе преодоления депрес-сивности были использованы различные меры государственной поддержки, ведущая роль среди которых с точки зрения решения социально-

экономических проблем шахтерских городов и поселков принадлежала программам местного развития (ПМР). Только в Восточном Донбассе на реализацию ПМР было израсходовано около 1 млрд.рублей по следующим направлениям: предувольнительные консультации и профессиональное переобучение

- 0,7%; общественные работы - 19,6%; поддержка малого бизнеса - 14,7% и создание новых рабочих мест - 65,0% [1].

Для окончательной стабилизации социально-экономической ситуации в Восточном Донбассе регион нуждается в мощном притоке инвестиционных ресурсов, так как бюджеты большинства его муниципальных образований являются дотационными, а сальдированный финансовый результат предприятий и организаций, расположенных на их территории, отрицателен. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретают механизмы государственночастного партнерства, позволяющие существенно повысить инвестиционную привлекательность постдепрессионного шахтерского региона.

Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) является дословным переводом английского термина public-private partnership (РРР) и широко употребляется во всем мире для обозначения любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса. В научной литературе существует несколько определений ГЧП, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Не вдаваясь в их подробный анализ, примем за основу следующее, наиболее полно характеризующее сущность изучаемой категории: «Государственночастное партнерство - любые официальные отношения или договоренности

на фиксированный или неограниченный период между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы, такие как: деньги, персонал, оборудование и информация для достижения конкретных целей в конкретной области [2].

Сравнительно небольшой опыт использования механизмов государственно-частного партнерства показывает, что в основном они используются для модернизации транспортной, энергетической и социальной инфраструктур, а также для реализации крупных инвестиционных проектов.

Основными механизмами ГЧП, официально закрепленными в нормативно-правовых документах, в настоящее время являются:

- финансирование из Инвестиционного фонда РФ;

- концессия;

- создание особых экономических зон;

- проекты комплексного освоения территорий.

Для постдепрессивных шахтерских городов Восточного Донбасса наиболее перспективными механизмами, на наш взгляд, являются: финансирование из Инвестиционного фонда РФ и создание особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.

В качестве крупномасштабного проекта, который может быть реализован в Восточном Донбассе с использованием средств инвестиционного фонда РФ, может быть строительство комплексов по глубокой переработке угля. Это обусловлено тем, что в регионе сосредоточены промышленные запасы антрацита, позволяющие получать продукцию нетопливного использования каменного угля (электродные изделия, карбид кальция, электрокорунд, фильт-ранты, сорбенты).

Несмотря на очевидные преимущества глубокой переработки антрацитов (стоимость конечных продуктов переработки превышает стоимость исходного сырья в 5-6 раз), создание инновационных производств в регионе не осуществляется в связи с нерешенностью ряда вопросов (отсутствие) соответствующих проектов, опытных установок с целью получения представительной исходной технологической информации, необходимой для разработки проектносметной документации на строительство; кадров, владеющих новыми технологиями.

Схема движения и рассмотрения инвестиционного проекта с целью получения финансирования из Инвести-

Министерство

энергетики

Заключение по инвестиционному проекту

ционного фонда Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории Российской Федерации возможно создание особых экономических зон (ОЭЗ) следующих типов:

1) промышленно-производственные ОЭЗ;

2) технико-внедренческие ОЭЗ;

3) туристско-рекреационные ОЭЗ;

4) портовые ОЭЗ.

Под промышленно-

производственной деятельностью понимается производство и(или) переработка товаров (продукции) и их реализация.

Протокол заседания комиссии Паспорта проектов Проекты инвестсоглашений

Инициатор

проекта

Администрация Ростовской об-

-0- 'Сг

МЭРТ Рос ОЭЗ

Прием ) Анализ заяв

заявки ки

Инвестиционный консультант

(Заключение по проекту)

Инвестконсультант

Экспертиза проекта

Правительственная комиссия по инвестиционным проектам

Формирование перечня инвестиционных проектов

Инвестор -Партнер

Инвестиционное соглашение

Ответственный

исполнитель

Правительство Российской Федерации

Распоряжение об утверждении перечня инвестиционных проектов

Рис. 1. Схема движения и рассмотрения инвестиционного проекта

с целью получения финансирования из Инвестиционного фонда Российской Федерации

Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продук-

ции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий,

а также создание программных продуктов, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Формирование технико-

внедренческих ОЭЗ обусловлено довольно значительным научным потенциалом городов Восточного Донбасса.

В Восточном Донбассе основанные базы создания объектов интеллектуальной собственности - ШИ ЮРГТУ и ГОУ ВПО «ЮРГУЭС». Так, изобретателями ЮРГУЭС в 2007 г. было получено 54 патента, в 2008 г. - 53 и

в 2009 г. - 65, которые могут явиться основой создания малых наукоемких предприятий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

В Ростовской области уже была предпринята попытка создания Красно-сулинской особой экономической зоны.

Ее уникальные преимущества состоят в следующем. Наличие высвободившихся недорогих (ежемесячная зарплата 120-200 дол. в месяц) квалифицированных кадров. Красносулинская особая экономическая зона создается в « треугольнике», образуемом тремя крупными городами: Шахтами, Красным Сулином и Новошахтинском, общая численность населения которых, -более 400 тыс.чел. Еще 15 лет назад основной отраслью данного района была угледобыча. Отрасль пережила период болезненной реструктуризации, но донской углепром снова превратился в динамично развивающийся сектор донской экономики. Тем не менее на шахтерских предприятиях уже никогда не будет востребовано прежнее количество трудовых ресурсов.

Одновременно Красносулинская ОЭЗ соседствует (70 - 100 км) с городами и районами высокой потребительской активности, например, с Ростовом-на-Дону, где средний уровень ежеме-

сячных доходов на одного человека превышает 540 дол.

Существует мощная социальная, транспортная, коммунальная инфраструктура с большим незадействован-ным потенциалом.

Близость «Донского Китая» (города: Шахты, Новошахтинск, Красный Сулин) к основным транспортным магистралям позволяет строить эффективную логистику поставки производимых здесь товаров в европейскую часть России, Украину, другие страны СНГ, Западную Европу, Северную Африку, Азию.

В настоящее время предприятия, намеренные реализовать свои проекты в рамках Красносулинской ОЭЗ, представляют машиностроение, металлообработку, пищевую промышленность, стройиндустрию, легпром.

В настоящее время достигнуты договоренности с промышленными инвесторами о заполнении примерно 20% территории Красносулинской особой экономической зоны. Приглашаются компании для переговоров о размещении заводов в Красносулинской ОЭЗ, рассматриваются проекты, стоимостью от 10 млн. евро.

Среди проектов, которые предполагается реализовать в особой экономической промышленно-

производственной зоне в Красносулин-ском районе Ростовской области только на первом этапе, - открытие автомобильного производства, заводов по выпуску алюминиевой банки и ОББ-плит. Общий планируемый объем инвестиций на этом этапе составит около 300 млн. дол.

Создание особой экономической производственно-промышленной зоны в Красносулинском районе для Ростовской области особенно актуально, в связи с тем, что здесь планируется не только получить точку экономического роста для всей области, но и одновременно

решить социальные проблемы Восточного Донбасса.

При условии включения одной из шахтерских территорий Дона в федеральную программу создания особых экономических зон Ростовская область может получить мультипликативный эффект от предоставления преференций из бюджетов всех уровней.

Это обеспечит формирование в Красносулинском районе благоприятного инвестиционного климата, рост деловой активности, создание новых рабочих мест.

Реализация социально-

экономических проектов в постдепрес-сивных шахтерских территориях на принципах ГЧП позволит получить синергетический эффект от взаимодействия бизнеса и государства, уменьшить разрыв в уровне развития отдельных регионов России.

Понятие особых зон многоаспектно, так как в основе его трактовки лежат самые разнообразные критерии, но чаще всего их увязывают со свободными экономическими зонами (СЭЗ) в различных формах [3].

В России СЭЗ начали создаваться в начале 90-х г. г., однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика их образования характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране такая идея была инструментом борьбы за перераспределение ресурсов в процессе становления нового российского федерализма. Процесс их создания характеризовался не только огромными масштабами, но и отсутствием четкого понимания целей и задач, нормативноправовой базы, массовой раздачей льгот без выверенных критериев, стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.

Новым этапом в развитии особых экономических зон (ОЭЗ) стал Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Фе-

дерации» от 22.07.2005 г. В нем ОЭЗ определена как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [4]. Согласно этому закону, на территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ следующих типов: промышленно-производственные, техниковнедренческие, туристско-

рекреационные, портовые.

Под промышленно-

производственной деятельностью понимается производство и(или) переработка товаров (продукции) и их реализация.

Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов, предназначенных для санаторнокурортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному разливу минеральных вод.

Для резидентов ОЭЗ предусмотрена совокупность льгот и преференций:

1) особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, один регулирующий орган -Агентство по управлению ОЭЗ, принцип «одного окна»);

2) особые (налоговый и таможенные) режимы;

3) право аренды земельного участка на территории ОЭЗ с последующим выкупом его в собственность;

4) правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность предоставляемых законодательством льгот, судебный порядок разрешения споров и т.д.).

Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ позволяет сделать вы-

вод о том, что их создание явится мощным средством преодоления депрессив-ности ряда российских регионов в целом или их части. Так, на территории Ростовской области расположены семь городов Восточного Донбасса (Шахты, Новошахтинск, Белая Калитва, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Донецк), которые прошли этап кризиса и реструктуризации угольной отрасли, в результате чего их социально-экономическое положение можно считать депрессивным, при котором происходит снижение объемов производства, уровня жизни населения, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставлении социальных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1. Критерии оценки целесообразности создания ОЭЗ промышленно-

производственного и технико-внедренческого типа

Промышленно-производственная ОЭЗ Технико-внедренческая ОЭЗ

Уровень финансово-экономического состояния субъекта федерации и муниципального образования Уровень финансово-экономического состояния субъекта федерации и муниципального образования

Степень обеспеченности территории ОЭЗ объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры Степень обеспеченности ОЭЗ объектами инфраструктуры

Предполагаемые показатели развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ и оценка стоимости затрат на их развитие Предполагаемые показатели развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ и оценка стоимости затрат на их развитие

Предполагаемая обеспеченность резидентов ОЭЗ ресурсами Технико-экономические показатели инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории ОЭЗ

Оценка количества вновь создаваемых рабочих мест Степень актуальности и инновационной привлекательности научных исследований и разработок

Опыт реализации на территории муниципального образования крупных инвестиционных проектов с участием отечественных и зарубежных инвесторов Оценка обоснованности развития предполагаемых технологий и продукции по сравнению с зарубежными аналогами

Планируемые объемы инвестиций на территории ОЭЗ Уровень развития на территории ОЭЗ образовательных учреждений высшего профессионального образования и (или) научных организаций, ведущих научные исследования и разработки по предполагаемому профилю технико-внедренческой зоны

Продолжение таблицы 1

Технико-экономические показатели инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории ОЭЗ Объемы и доли расходов федерального бюджета, бюджетов субъекта федерации, местного и иных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ

Объемы и доли расходов федерального бюджета, бюджетов субъекта федерации, местного и иных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ Предполагаемый размер дополнительных доходов в федеральный бюджет, бюджеты субъекта федерации и местный, связанных от создания и функционирования ОЭЗ

Предполагаемый размер дополнительных доходов в федеральный бюджет, бюджет и субъекта федерации и местный, от создания и функционирования ОЭЗ Прочие критерии, устанавливаемые в конкурсной документации

Промышленный, трудовой, научный и природный потенциалы Восточного Донбасса позволяют формировать на его территории все типы ОЭЗ, за исключением портовых. Однако принятые в настоящее время критерии оценки создания ОЭЗ различных типов заведомо делают невозможным их победу в конкурсах на создание ОЭЗ, проводимых Минэкономразвития России. Так, из перечня таких критериев, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что по большинству из них депрессивные территории отстают от средних показателей по стране.

В этой связи обоснованным является предложение о проведении специальных конкурсов на создание ОЭЗ среди депрессивных регионов. В ожидании решения подобного рода на федеральном уровне в Ростовской области реализована региональная инициатива административно- правового воздействия, направленная на вывод отдельных территориальных образований из состояния социально-экономической депрессии. Так, в 2004 году был принят областной закон «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области», годы действия которого (до 1.01.2010 года) можно рассматривать как подготовку к механизмам действия ОЭЗ.

Его цель заключалась в создании благоприятных условий для роста дохо-

дов и платежеспособности населения, проживающего на шахтерских территориях, развития потребительского рынка товаров и услуг, снижения уровня безработицы и повышения уровня бюджетной обеспеченности.

Шахтерские территории в указанном законе определены как административно-территориальные образования, где расположены или располагались организации по добыче угля либо их структурные подразделения, имеющие кризисную ситуацию или уровень зарегистрированной безработицы, превышающий среднеобластной.

Для хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), осуществляющих предпринимательскую деятельность на указанных территориях, в установленном законом порядке была предусмотрена региональная поддержка в форме:

1) льгот по налогам;

2) уменьшения размера арендной платы за пользование нежилыми зданиями и помещениями, находящимися в государственной собственности Ростовской области, и понижающих коэффициентов территориального зонирования;

3) уменьшения размера арендной платы за пользование земельными участками, собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в собственности Ростов-

ской области, путем применения понижающих коэффициентов арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов;

4) установления размера арендной платы за пользование земельными участками, собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в собственности Ростовской области, равного сумме земельного налога;

5) субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов по оплате процентов по привлеченным кредитам или займам на пополнение оборотных средств.

Кроме этого хозяйствующим субъектам предусматривалась также региональная поддержка в виде:

- государственных гарантий Ростовской области по бюджетным кредитам, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, областным и законами «Об инвестициях в Ростовской области» и об областном бюджете.

Результатом действия закона стал приток инвестиционных ресурсов в шахтерские территории. Так, например, в г.Шахты реализован проект по производству мороженого, создано ООО «Та-лосто-Шахты» с численностью персонала свыше 400 человек. В этом же городе построен новый электрометаллургический завод с общим числом работников 1020 чел. В реализацию этого проекта было инвестировано 3476 млн.руб. В г.Новошахтинске построен нефтеперерабатывающий завод, мощностью 2,5 млн.т. нефти в год с 1014 рабочими местами.

На наш взгляд, придание статуса ОЭЗ угледобывающим городам Ростовской области станет в дальнейшем важнейшим механизмом стабилизации их

социально-экономического положения.

Библиографический список

1. С.Н. Цветкова: Угледобывающий регион в условиях снижения депрессивно-сти: рынок труда и перспективные стратегии экономического развития: монография / Под общ. ред. д.э.н. С.Г. Тяглова. - 2- изд., стер. - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009.

2. Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: Сборник нормативных актов по ГЧП в Российской Федерации

- М: Альпина Букс, 2009.

3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны. - М: Ось-89. -1997.

4. Постатейный комментарий Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» / под. ред. А.Н. Кодырина. - М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006.

Bibliographic list

1. Tsvetkova S.N.: Coal-mining region

during the lowering of depression: labour market an prospective strategies of the economical development: monography/

Editor: associate professor of economical studies - 2nd edition, stereotype - Shakhty: GOU VPO “YuRGUES”, 2009.

2. Possibility of the federal investments by the SPP : Collection of statutory acts of SPP in Russian Federation - Moscow: Alpina Books, 2009.

3. Ignatov V.G., Butov V.I.. Free economical areas. - Moscow: Os'-89. - 1997.

4. Item-by-item annotation to the Federal Law “About special economical areas in Russian Federation” / editor Kodirina A.N.

- Moscow: PC “Editorial House

“Gorodets”, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.