Научная статья на тему 'Перспективы развития факторинга в России'

Перспективы развития факторинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1121
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ТОРГОВО-КОМИССИОННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / ФАКТОРИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева А.В., Смирнова Е.А., Пацук О.В.

В России значительный спрос на факторинговые услуги появился лишь в последние годы. Сейчас потребность в этом виде финансовых операций испытывают почти все фирмы, имеющие услуги на условиях отсрочки платежа. Для развития факторинга, при создании соответствующих условий, темпы роста этого рынка могут быть высоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития факторинга в России»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГА В РОССИИ

© Андреева А.В.*, Смирнова Е.А.*, Пацук О.В.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск

В России значительный спрос на факторинговые услуги появился лишь в последние годы. Сейчас потребность в этом виде финансовых операций испытывают почти все фирмы, имеющие услуги на условиях отсрочки платежа. Для развития факторинга, при создании соответствующих условий, темпы роста этого рынка могут быть высоки.

Ключевые слова факторинг, торгово-комиссионная операция, факторинговая компания, факторинговые операции.

Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, гармонирующей с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой фирмы неоплаченных платёжных условий за поставленные товары, выполненные работы и услуги и права получения по ним. В факторинговых операциях участвуют три стороны: факторинговая компания, клиент и фирма. Функции факторинга: финансирование оборотного капитала; инкассация задолженности клиента; факторинг берёт на себя риск неплатежа, выступая, в качестве страховщика финансовых рисков.

Факторинговые операции имеют ряд преимуществ перед другими финансовыми инструментами. Во-первых, доступность для среднего и малого бизнеса, так как не требуется задатка в традиционном представлении. Во-вторых, при факторинговых операциях совершается 100 % целевое использование средств. В-третьих, экономия средств при расчёте налога на прибыль [1].

Рассмотрим четыре группы факторинговых компаний, которые известны также как фактор-фирма [2]. Первая группа, которая занимается факторингом - это банки. Они гарантируют факторинговое обслуживание только «своих» клиентов или учреждений, которые находятся с ними в партнёрских взаимоотношениях. Возникновение факторинга в продуктовой линейке таких банков обусловлено наличием потребности в этой услуге у одного или двух крупных клиентов.

Вторая группа - это факторинговые фирмы, не являющиеся кредитными организациями. Несомненным преимуществом специализированных

* Студент.

* Студент.

" Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.

компаний является то, что факторинг является их главной работой. Клиенты этих фирм получают факторинговое обслуживание высокого класса, целиком реализуя собственные планы по расширению бизнеса за счёт пополнения оборотного капитала, минимизации и страхования рисков, оптимизации процесса управления дебиторской задолженностью. Практически в 100 % случаев специализированные фирмы создаются банковскими или финансово--промышленными группами, и это совершенно естественно, так как осуществление факторинговой деятельности требует отвлечения больших объёмов денежных средств. Еще одним значимым преимуществом фирм этого вида считается скорость принятия решения об условиях обслуживания. Однако взаимодействие со специализированной факторинговой компанией, не имеющей банковской лицензии, несёт в себе определённые юридические риски. Согласно Гражданскому кодексу, факторинговые операции могут реализовывать только банки либо другие организации, получившие соответствующую лицензию.

Третья группа - это факторинговые монобанки. Такая форма ведения факторингового бизнеса является своего рода решением на пробелы в российском законодательстве, которое фактически блокирует возможность заниматься факторингом любым учреждениям, не имеющим банковской лицензии. Главным преимуществом такого способа ведения факторингового бизнеса считается, высокое качество услуг, так как факторинг - единственная услуга, предлагаемая подобным банком. При этом полностью нивелируются юридические риски, связанные с неимением банковской лицензии. Главным недостатком для клиентов этого вида факторов является высокая цена услуг. Высокий уровень расходов обусловлен достаточно жёсткими требованиями со стороны ЦБ, предъявляемыми к коммерческим банкам. К ним, в частности, относятся обязанности начислять резервы по выдаваемым ссудам, поддерживать определенный уровень банковских нормативов.

Наконец, четвёртая группа представляет собой самостоятельные факторинговые подразделения в структуре коммерческих банков. По такой схеме работают многие операторы факторингового рынка, входящие в число лидеров. Данные подразделения по причине того, что они не входят в состав кредитного управления, не испытывают на себе воздействия кредитных подходов на методологию принятия решений при оценке рисков, идеологию ведения бизнеса и спектр оказываемых услуг. В ряде коммерческих банков, которые сумели привлечь в свою структуру профессиональную команду для развития факторинга, качество предоставления этой услуги находится на очень высоком уровне, ничем не уступая общепризнанным лидерам факторингового рынка.

Главной задачей факторингового обслуживания является инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их выгоду

платежей. Факторинговое обслуживание клиентов является многоэтапным процессом. Можно выделить три этапа: предварительная работа, работа по оформлению документов и мониторинг факторинговой сделки [3].

На первом этапе выполняется тщательный отбор дебиторской задолженности покупателя для принятия решения о возможности его факторингового обслуживания. Но принятию решения предшествует большая подготовительная работа, которая включает следующие процедуры: собеседование с клиентом; сбор информации о клиенте и ее анализ; анализ степени риска. Именно поэтому, принятие решения о факторинговом обслуживании столь трудоемкое, и требует тщательного изучения и анализа всех предоставленных, клиентом, документов и прочей информации.

Рассмотрим второй этап, это этап по оформлению документов, требующихся при проведении факторинга. Этот этап является следствием положительного решения о факторинговом обслуживании. Основным документом для проведения факторинговых операций с клиентом, является договор факторинга, в котором проводят учет всех юридических аспектов, способствующих эффективному проведению факторинговых операций. Как показывает практика, целесообразней заключать договор, в соответствии с которым банк берет на себя обязательства обслуживать конкретную или всю задолженность клиента. В данном договоре указаны такие моменты, как: предмет договора, условия и порядок осуществления финансирования и передачи прав денежных требований, права и обязанности сторон, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, цена факторинговой услуги и порядок расчетов, срок действия договора и иные условия. Кроме этого, все признаки, определяющие предмет уступки, а именно: наименование должника, документы, подтверждающие действительность денежных требований, сумма требования, срок оплаты по требованию, - все это указывается в специальных дополнениях к договору факторингового обслуживания.

Перейдем к рассмотрению третьего этапа. Он включает в себя мониторинг факторинговых сделок, и предполагает собою комплекс действий, нацеленных на надзор по выполнению покупателями и должниками собственных обязательств перед банком. Это очень важный этап организации факторинговых операций, который необходим на протяжении всего процесса факторингового обслуживания клиента.

Мониторинг факторинговых операций включает в себя следующие особенности. Во-первых, это постоянный анализ соотношения активов помещенных в рамках соглашений факторига, условиям и требованиям банка, указанных во внутреннем положении о факторинговых операциях, а кроме того функционирующими стандартами, разработанными органами, стабилизирующие факторинговую работу банков. Во-вторых, это анализ текущего экономического положения клиентов и финансового положения должни-

ков. И, в-третьих, конечно же, контроль над операциями клиентов или должников.

Перейдем к рассмотрению видов факторинга. В практике представлены некоторые виды факторинговых операций: факторинг с финансированием и без финансирования; открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг; без права регресса и с правом регресса; внутренний и международный и т.д. Все эти характерные виды факторинга производятся по усмотрению клиента.

Также современные западные факторинговые компании предоставляют услуги не только в сфере кредитования, но и многих других услуг, например таких как: бухгалтерский учет дебиторской задолженности, осуществление консультации по вопросам рынков сбыта и цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другие виды обслуживания. В таких условиях факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, и он носит название конвестиционный. При использовании такой формы факторинга, клиент значительно сокращает свои расходы на штат служащих. Но при этом возникает риск зависимости клиента от факторинговых компаний, так как это приводит к подчинению клиента факторинговой компании, что крайне нежелательно.

Факторинг в России развивается постепенно и намного медленней, чем в странах Западной Европы. В среднем, в Западной Европе обороты по факторингу составляют более 5 % ВВП (а в Великобритании и Италии - 10 %), в Восточной Европе - 1,5-2 % ВВП, в России - менее 0,1 %. Всего, приблизительно 67 % факторингового оборота присваивается Европе, затем 22 % приходится на Америку, 11 % на страны Азии и 1 % на Африку. Этой деятельностью сейчас занимаются около тысячи компаний в мире [4].

Изначально факторинг находил свое применение в международной торговле, но сейчас эта услуга предлагается на внутреннем рынке специализированными компаниями и банками. Но раньше такую услугу предоставляли только банки, а уже позже на рынке стали появляться независимые факторинговые компании. Но и сейчас по структуре данного рынка можно сделать выводы, что российские банки продолжают лидировать в этой отрасли. По данным Ассоциации факторинговых компаний, предоставленным на 1 полугодие 2013 года, можно наблюдать тенденцию наибольших долей факторов на рынке: ВТБ Факторинг (25 %), Промсвязьбанк (16 %), Альфа-банк (12 %), Росбанк Факторинг (6 %), Сетелем Банк (5 %) [5].

Хотелось бы отметить, что для вывода факторинга на баланс банка основными причинами являются: привлечение ресурсов специально под эти операции, повышение капитализации, специализированная оценка рисков, более легкое, по сравнению с банками, открытие филиалов. И, конечно же,

главным преимуществом специализированных Факторов является то, что у них отсутствует обязательство по резервированию.

В Российской перспективе все условия складываются в пользу развития факторинга в рамках специализированных компаний. Это связано с тем, что в настоящее время, факторинг считается инструментом только для небольших банков. Им, в целях конкурентной борьбы с крупными банками необходимо развивать другие направления деятельности, иначе они будут вытеснены с рынка. Тогда как в крупных банках, такие направления, как факторинг, всегда будут оставаться на вторых ролях и у них не будет возможности развиваться. Поэтому крупный факторинговый бизнес сможет иметь свое развитие только в границах специализированных компаний.

Говоря о проблемах российского факторинга на данный момент, можно выявить несколько аспектов: неприятие факторинга как формы финансирования налоговыми органами, неадаптированность законодательства под требования факторинг, жесткие условии предоставления факторинга факторами и неразвитая система риск-менеджмента. Для решения этих проблем нужно принять программу реформирования законодательства, которую разработали отечественные экономисты совместно с АФК. Например, осведомление потенциальных клиентов; создание системы страхования рисков, нахождение путей снижения факторинговых услуг; укрепление риск-менеджмента, образование бюро кредитных историй.

Таким образом, самой большой проблемой на данный момент является не столько, как выбор развития в банках или вне их, а сколько попросту слабое регулирование факторингового рынка, поскольку российское законодательство еще до конца не установило, чем же является факторинг. Ведь если факторинг принадлежит банковской деятельности, то ее не следует облагать НДС, как и все другие банковские операции. Но если это небанковская деятельность, то факторинговые компании должны иметь собственного регулятора и лицензироваться.

Список литературы:

1. Пацук О.В. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / О.В. Пацук; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2014.

2. Факторинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.con-sultant.ru.

3. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учеб. для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Факторинговые операции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.creditforbusiness.ru.

5. Рынок фактор услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fin-gramota.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.