ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
© Комарова М.Ю.*
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
В данной статье представлен анализ перспектив развития электронной коммерции.
Ключевые слова: системы электронных платежей, электронный бизнес, электронная коммерция, электронная торговля.
Последнее десятилетие характеризуется стремительным ростом и развитием средств коммуникации. Данное обстоятельство ведет к возникновению всемирной информационной магистрали и закладывает основу для создания принципиально новой формы деятельности человека, называемой в настоящее время «цифровой культурой» [1]. Под влиянием этих процессов многие традиционные методы работы с информацией объективно претерпевают радикальные изменения. Начало третьего тысячелетия становится периодом осмысления огромных возможностей всемирной компьютерной сети для человечества и их использования в различных областях экономики и международного бизнеса [1].
Экономика, в настоящем времени, характеризуется все большей ориентированностью на использование новейших разработок, освоение достижений научных мыслей. В свою очередь, данные обстоятельства способствуют возникновению новой информационной среды, приходящей на смену традиционной экономике.
Развитие информационных технологий создало предпосылки для формирования нового типа цивилизации, называемого постиндустриальным, или информационным, где доминирующей становится сфера интеллектуальной деятельности человека [2]. В таких условиях экономическая жизнь общества подвергается не только изменению своего содержания, потребность в модернизации реализуется в том числе и в виртуальной реальности.
Виртуализация экономики в аспекте электронного развития принципиально не меняет устоявшихся законов экономического взаимодействия, она лишь переводит их в интерактивный режим, подчиняясь тенденциям глобализации.
Возможность возникновения таких явлений, как электронные деньги и электронные платежные системы, характеризуется появлением и развитием новой экономической культуры, в рамках которой проходит виртуализация экономики.
Использование глобальной сети Интернет для заключения сделок и движения капитала, способствует дальнейшей интернационализации денежного
* Аспирант кафедры Экономики и учета.
232
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
обращения, что, в свою очередь, обеспечивает возможность совершения международных операций, расширяя возможности совершения платежей.
Системы электронных платежей, осуществляя функцию специальных сетевых информационных систем для осуществления взаиморасчетов в сети Интернет, играют большую роль в системе Интернет-коммерции. В настоящее время Интернет-коммерция становится неотъемлемой частью бизнеса в сфере информационных технологий.
В научной экономической литературе наблюдаются разночтения в толковании понятий «электронный бизнес» и «электронная коммерция» [3].
Кобелев О.А. характеризует электронную коммерцию как предпринимательскую деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными [4].
Балабанов И.Т. определяет электронный бизнес как совместные действия бизнес-процесса в лице бизнесмена посредством автоматизированного средства связи по обмену информацией [5].
Бизнес в электронной коммерции содержит как общие, так и специальные характеристики, отличающие его от других видов деятельности. Благодаря методам ведения бизнеса в электронном пространстве границы традиционного бизнеса расширились, и появилась возможность ведения бизнеса в глобальной сети Интернет.
Введение электронной коммерции в деятельность предприятий несет в себе большие преимущества в плане уменьшения издержек предприятия и ускорения обмена данными.
Необходимо отметить, что сегодня среди ученых и специалистов нет единого мнения о том, какие именно области человеческой деятельности следует включать в понятие «электронная коммерция». Ряд авторов отождествляет электронную коммерцию с совершением покупок через Интернет [6, 7]. Однако, данные термины, не тождественны. Электронная коммерция означает любую сделку, совершенную посредством сети связанных между собой компьютеров (не обязательно подключенных при этом к Интернету), по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой. Такие сделки существуют уже более 30 лет, а первые продажи через Интернет состоялись лишь в 1995 г. [8].
В рамках всемирной торговой организации термин «электронная торговля» трактуется как производство, маркетинг, логистика и непосредственная продажа товаров и услуг с помощью телекоммуникационных сетей [9]. Международная экономическая организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) дает свой вариант значения данного термина: «электронная торговля» относится к коммерческим сделкам, в которые вовлечены как организации, так и физические лица, при условии, что эти сделки связаны с передачей и обработкой цифровой информации, включая текстовые, звуковые и визуальные данные, получаемые из открытых (например, Интернета) или закрытых сетей, которые имеют выход в открытые сети [10].
Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием 233
Из вышеизложенных особенностей электронной коммерции можно выделить наиболее общеохватывающее определение электронной коммерции: электронная коммерция представляет собой обмен товарами и услугами на базе существующих связей с помощью электронных средств коммуникации.
Таким образом, возможность использования и технические особенности сети Интернет позволяют осуществлять все этапы коммерческих отношений непосредственно внутри самой сети. При этом легитимно составленные учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием электронной подписи имеют равнозначную юридическую силу. Данные обстоятельства позволяют рассматривать электронную коммерцию, как одно из перспективных направлений развития современной экономики, позволяющее при уменьшении затрат и минимизации времени совершения сделки, расширить пространственные границы коммерческого взаимодействия.
Список литературы:
1. Паршенцев А.А. Проблема и перспективы развития электронных магазинов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 3. - С. 85.
2. Гарькуша М.С. Новые функции денег в виртуальной экономике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 19.
3. Исаева И.В. Сравнительный анализ инструментальных средств проектирования систем электронной коммерции для предприятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. - 2008. - № 7.
4. Кобелев О.А. Электронная коммерция: учеб. пособие / Под ред. проф. С.В. Пирогова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. - С. 10.
5. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. - СПб.: Питер, 2001. - С. 12.
6. Степаненко Е. Электронная коммерция в России. Основные вопросы // Хозяйство и право. - 2000. - № 12. - С. 23.
7. Нагапетьянц Н., Гуреев С. Internet-маркетинг // Маркетинг. - 1998. -№ 5. - С. 104.
8. Паршевцев А.А. Проблема и перспективы развития электронных магазинов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 3. - С. 85.
9. Коммерческое (торговое) право: учебник / Ю.Е. Булатецкий, В.П. Бу-горский, Э.А. Зинчук и др.; под ред. Ю.Е. Булатнецкого. - М.: Норма: Ин-фра-М, 2011. - 736 с.
10. АТЭС - Азиатско-тихоокеанское сотрудничество (информационно-аналитические материалы). Внешэкономбанк. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Руководитель проекта: В.Д. Андрианов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.veb.ru/common/upload/files/veb/analytics/apec20120906_1 .pdf.