Научная статья на тему 'Перспективы развития агротуризма в регионе на основе экономического кластерного партнерства'

Перспективы развития агротуризма в регионе на основе экономического кластерного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кундиус В.А., Чермянина В.В., Санталова В.Н.

По результатам авторских исследований рассмотрены актуальные направления и тенденции диверсификации сельской экономики в регионе, особое внимание уделено перспективам развития агротуризма на основе экономического кластерного партнерства, предложена организационная схема формирования кластера агротуризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития агротуризма в регионе на основе экономического кластерного партнерства»

9 (192) - 2011

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК: 631.15; 338.431;303.43:330. 131.7

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРНОГО ПАРТНЕРСТВА

В. А. КУНДИУС, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики АПК, директор инновационного центра E-mail: kundiusv@mail.ru

В. В. ЧЕРМЯНИНА, кандидат экономических наук,доцент, докторант кафедры экономики АПК E-mail: bfmosap@bk.ru

В. Н. САНТАЛОВА, старший преподаватель кафедры информационных технологий

E-mail:santalovav@ mail.ru Алтайский государственный аграрный университет

По результатам авторских исследований рассмотрены актуальные направления и тенденции диверсификации сельской экономики в регионе, особое внимание уделено перспективам развития агротуризма на основе экономического кластерного партнерства, предложена организационная схема формирования кластера агроту-ризма в регионе.

Ключевые слова: многофункциональность, диверсификация сельской экономики.

Сельское хозяйство, являясь по сути жизнеобеспечивающей отраслью народного хозяйства, пространственно рассредоточено и на любом уровне научно-технического развития предполагает многопрофильность сельской экономики и комплексное развитие сельских территорий. Мировой опыт свидетельствует, что важнейши-

ми составляющими комплексного развития села наряду с сельским хозяйством являются развитие инфраструктуры и несельскохозяйственный бизнес. Наряду с переработкой сельскохозяйственной продукции, народными промыслами и ремеслами, заготовками дикорастущих растений, плодов и ягод, строительством, мультисервисом реальной составляющей агробизнеса становится сельский туризм.

Феноменальность этой сферы деятельности проявляется в ее влиянии как на экономику, так и на решение социальных проблем села. Вместе с тем агротуризм в России является относительно новым делом, проблемы и перспективы его развития требуют научных исследований и обоснований.

Социально-экономическая значимость сельского туризма проявляется в эффекте мультипликатора. Сельский туризм, особенно в условиях

реализации целевых программ развития экономики, оказывает позитивное влияние на сохранение и развитие сельских территорий, рациональное использование их ресурсного потенциала, стимулирует развитие личных подсобных хозяйств, расширяя спрос на экологически чистые, натуральные продукты питания, а также на обустройство сельских территорий, сельское строительство, народные промыслы, культуру и самобытность, т. е. в целом — на решение социально-экономических проблем села.

Важнейшая социально-экономическая проблема — проблема занятости населения сельской местности. В последние годы в структуре сельской экономики России произошли значительные изменения. При сокращении численности занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйствах значительно выросла занятость в сфере торговли (в 2,6 раза), на транспорте и в связи (в 1,3 раза), в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (в 1,5 раза), в других видах экономической деятельности (финансы, операции с недвижимостью, управление) — в 2,7 раза.

Демографический ресурс сельских территорий составляет 38 млн чел. (27% общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы — 23,7 млн чел. [5]. В регионах агропромышленной специализации, в частности в Алтайском крае, доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет более 15 %, причем до 2007 г. этот показатель превышал 20% (по России — 5,7%). Доля сельского населения в крае — 46,4 % (по России — 27 %), в сельскохозяйственном производстве занято 18,6 % от среднегодовой численности занятых в экономике Алтайского края [1].

Благодаря уникальности природно-климатических условий, сельские территории многих субъектов РФ, в частности Алтайский край, обладают большими потенциальными возможностями, в том числе по использованию возобновляемых источников энергии — солнца, ветра, биогаза. На территории России имеются 25 % мировых запасов пресной воды, кроме того, подземные источники, в том числе минеральные, и родники. Имеются огромные лесные массивы, целебные озера. На сельских территориях сосредоточены объекты историко-культурного наследия народов РФ. Сельское население является хранителем традиционной культуры страны. Все это, включая чистый воздух, экологически чистые продукты питания, обусловливает высокие рекреационные возможности сельского туризма, развитие которого будет

способствовать устойчивости сельского хозяйства, подъему сельской экономики и повышению качества жизни в сельской местности.

Как показывает мировая практика, односторонняя специализация не может быть единственным источником экономического благополучия сельской экономики, все развитые страны прошли этапы диверсификации, в том числе развитие сельского экологического туризма (экотуризма). Экотуризм включает в себя любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране окружающей среды, способствуют улучшению благосостояния местного населения. Этот вид туризма предполагает организацию отдыха, обеспечение проживания в экологически благоприятных условиях с максимальным уровнем комфорта. Отличительные особенности экотуризма заключаются в том, что он предоставляет услуги всем, кто изъявил желание общаться с природой. Такой отдых подразумевает отрыв от стрессовых факторов современной цивилизации, достигаемый как длительным пребыванием в окружении не тронутой человеком естественной среды, так и кратковременным глубоким погружением в атмосферу первозданной природы и сельского хозяйства.

Одно из перспективных направлений экотуризма — агротуризм, предусматривающий отдых людей на базе фермерского или приусадебного хозяйства. Агротуризм стал частью политики государств ЕС в 1980-е гг., когда стремительно сокращались объемы сельскохозяйственного производства и встала проблема создания новых рабочих мест в сельской местности. Популярность агротуризма растет. Все чаще уставший от пляжного отдыха и многолюдных отелей клиент выбирает тур в провинцию, где может оказаться вдали от суеты и цивилизации. Кроме того, агротуризм становится востребованным не только у сторонников здорового образа жизни. Миллионы европейцев с весьма устойчивым достатком стали предпочитать отдых в сельской местности. Австрия, Италия, Словакия, Германия, Чехия, Польша в последние годы стали интенсивно наращивать свои мощности по развитию агротуризма. В Австрии, например, до 10% крестьянских усадеб предоставляют услуги желающим отдохнуть в деревне. В Италии, где агротуризм появился впервые в 1985 г., в настоящее время насчитывается более Ютыс. хозяйств, готовых принять у себя отдыхающих, оборот от этого вида деятельности уже превышает сотни миллионов евро.

Страны Европы, провозгласившие социально-экономическую политику перевода аграрного населения в сферу услуг в 1980-е гг. в связи с кризисом аграрного перепроизводства, а также деградацией и депопуляцией сельских регионов реализовали программы государственной, а затем и наднациональной — на уровне ЕС — поддержки агротуризма: политической, финансовой, организационной, правовой, информационной. В европейских странах (Италия, Франция и др.) агротуризм стал динамично развивающимся, высокоорганизованным и доходным сектором современной туриндустрии.

В ряде стран действуют специальные законы об агротуризме, в значительной мере способствовавшие его развитию, или реализуются специальные государственные программы поддержки агротуризма и организации этого вида деятельности. Причем работа эта проводится не в рамках государственных или наднациональных ведомств (национальных министерств или директоратов ЕС), а в рамках международных программ ЕС при самом активном участии ассоциаций субъектов агротуристической деятельности (например, ЕиКОС1ТЕ8 — Европейской федерации фермерского и деревенского туризма, ЕСЕАТ — Европейского центра эко-агротуризма и др.).

Европейцы давно поняли, что организация отдыха на селе может приносить хотя и не очень большой, но стабильный доход. По некоторым оценкам, в странах ЕС агротуризм приносит 10—20% от общего дохода туриндустрии. Причем такой отдых в Европе предпочитают около 50% населения. Это связано с тем, что агротуристичес-кий продукт отвечает запросам главного потребителя турпродукции — среднего класса, учитывает особенности его образа жизни, психологические и культурные потребности, предлагает индивидуальную программу отдыха. Можно сказать, что возросший интерес туристов к сельской местности связан с изменением условий существования современного человека. Из-за жизни в больших городах ухудшается здоровье, возникает необходимость в его восстановлении. С другой стороны, решение проблемы занятости сельского населения обусловливает многофункциональность и мно-гопрофильность сельской экономики на основе имеющегося ресурсного потенциала вместо обустройства переселенцев из села в городе.

По подсчетам экспертов Европейского банка реконструкции и развития, обустройство сельского человека в городе обходится в 20 раз дороже, чем создание нормальных условий для его жизни и работы в деревне. В то же время у жителей мегапо-

лисов появилась потребность в общении с природой, чистом воздухе, природной тишине. Поэтому массовое распространение агротуризм получил прежде всего в промышленно развитых странах, где первозданные ландшафты сохранились на небольших земельных площадях (в США — на4 %,в Западной Европе — на 2—3 %). Сегодняшний спрос в мире на сельский туризм изменил его концепцию. Для многих фермеров агротуризм превратился в основной, наиболее прибыльный вид деятельности и рассматривается в тесной взаимосвязи с сельскохозяйственным производством.

Международная практика свидетельствует о том, что сектор агротуризма очень разнообразен, каждой стране присущи своя специфика и конкретные агротуристические продукты [6]. Международная (преимущественно европейская) практика показывает, что развитие агротуризма в форме малого семейного гостиничного бизнеса является крупной социально-экономической программой по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг. Кроме того, при разработке национальных концепций развития туризма в ряде европейских стран специально отмечается высокая роль территориального самоуправления, местных сообществ в развитии различных направлений эко- и агротуризма.

В последнее время данный вид туризма становится популярным в Украине, Беларуси, странах Балтии и России. В России агротуризм наиболее активно развивается в таких регионах, как Республика Карелия, Алтайский и Краснодарский края, Ленинградская, Калининградская, Калужская и Псковская области. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами разработало концепцию развития «сельского туризма». В рамках государственной программы развития сельского хозяйства осуществляется пилотный проект по развитию туризма в сельской местности. Для этого выбран Алтайский край, в котором уже существует несколько агроусадеб и гостевых домов. Принимать гостей на личных подворьях сельские жители начали уже давно, но как организованный бизнес агротуризм в крае только начинает развиваться. С целью оказания помощи начинающим предпринимателям в виде субсидирования затрат, участия в профильных выставках, проведения обучающих семинаров и решения других проблем в крае разработана и реализуется ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма на 2009—2012гг.» (далее — Программа). Предполагаемый объем финансирования программы на

2009—2012гг. составляет более 200 млн руб. При этом средства из краевого бюджета должны составить чуть больше 10 % — 24 млн руб., внебюджетных средств предполагается привлечь около 182 млн руб., из них 18 млн руб. пойдет на развитие материально-технической базы [7]. В рамках региональной поддержки (из регионального бюджета) сельского туризма планируется не только рефинансирование ставки кредита, предусмотренной в Государственной программе развития сельского хозяйства [2], но и субсидирование 20 % затрат, произведенных на строительство гостиничных домиков и агрообъектов.

Эффективность Программы заключается в том, что ее реализация будет способствовать социально-экономическому развитию сельских поселений районов края. Это обеспечит увеличение занятости сельского населения на 1 тыс. чел. За счет увеличения количества мест проживания до 1 050 и туристов до Ютыс. чел. возрастет реализация сельскохозяйственной продукции на 10 млн руб. Государственная поддержка позволит малым формам хозяйствования, занятым в сфере туризма, за время реализации Программы привлечь кредитные ресурсы на сумму 234,7 млн руб., что даст возможность облагородить дома и усадьбы, развить инженерную и социальную инфраструктуры сел. Рассчитывать на субсидию могут граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, оказывающие услуги сельского туризма и участвующие в муниципальной программе [7].

В соответствии с Программой начата подготовка квалифицированных кадров на базе кафедры сервиса и туризма Алтайского государственного технического университета, в планах имеется создание центра сельского туризма Алтайского края. Авторами статьи с участием ученых Алтайского государственного аграрного университета разработана концепция организации регионального кластера агротуризма. Проводятся семинары и занятия по повышению квалификации предпринимателей, оказываются консультационные услуги, осуществляется реальная помощь в разработке бизнес-планов и проектов агротуристского бизнеса на базе Инновационного центра Алтайского государственного аграрного университета.

В части кадрового обеспечения развития агротуризма проводится оказание методической помощи по организации сельского туризма органам местного самоуправления муниципальных районов и хозяевам личных подворий по приему и размеще-

нию туристов (проведение обучающих семинаров об особенностях сельского туризма с привлечением представителей туристических фирм, агентств, центра сертификации и стандартизации).

В рамках оценки реализации Программы планируется проводить мониторинг мероприятий по поддержке личных подсобных хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, оказывающих услуги сельского туризма. Контроль за реализацией программы выполняет Главное управление сельского хозяйства Алтайского края. В помощь владельцам усадеб создан сайт поддержки зеленых домов. На этом ресурсе владельцы усадеб могут размещать информацию о своих услугах, их преимуществах, показать фотографии домиков, экскурсионных маршрутов с указанием цен и своих контактов.

Для изучения востребованности сельского туризма городскими жителями и проблем организации зеленых домов в сельской местности авторами проведены анкетные опросы. Опросы проводились в различных возрастных группах от 20 до 60 лет и старше, причем респонденты группы 20—25 лет составили 27 % от численности опрошенных, представители остальных групп распределились примерно поровну — 9—12 чел. Городские жители (37,8 %) — 74 респондента, исходя из возможностей, предпочли бы провести отпуск этим летом в сельской глубинке, причем, 51,4% опрошенных предпочитают отдыхать всей семьей, с детьми и лишь 21,6% предпочитают отдых в уединении. То есть при организации агротуризма следует учитывать и такие потребности. Почти половина (47,3%) респондентов предпочитает активный отдых на природе, 20,3 % — отдых в сельском гостевом доме. По временному предпочтению 66,2% опрошенных предпочитают провести отпуск в дерене в летние месяцы, 37,8 % хотели бы провести в деревне выходные дни (2—3 дня), в том числе в зимние месяцы, праздники, новогодние каникулы. Респондентам были заданы три вопроса, и на них получены ответы.

1. Какие бытовые условия в гостевом деревенском доме для Вас желательны?

• В благоустроенной сельской гостинице — 16,2%;

• в отдельных, стилизованных под традиционное жилище с обслуживанием и полноценным питанием — 29,7 %;

• в сельском доме без городского благоустройства с баней — 37,8 %;

• недалеко от реки — 39,2 %;

• недалеко от леса — 32,4 %;

• наберегуозера — 29,7%.

2. Какой Вы предпочитаете спокойный отдых по интересам в сельской семье?

• Летом:

с рыбалкой — 32,4%; общение с домашними животными — 16,2; с походами в лес за ягодами грибами, травами — 45,9; с охотой — 2,7; с прогулками на велосипедах — 17,6; с плаванием, загоранием на реке, озере — 60,8; с пешеходными прогулками с посещением достопримечательностей — 25,7; с катанием на лошадях — 16,2; с занятиями спортом на сельском стадионе — 1,3 %.

• Зимой: лыжные прогулки — 44,5 %; катание на коньках —21,6; с ледяных горок— 12,2; на санях— 10,8; бани, сауны, фитотерапия — 54,05%.

3. Желательны ли для Вас культурно-развлекательные программы на отдыхе в сельском гостевом доме?

• Отдыхпоинтересам — 44,6%;

• возможность потрудиться на земельном учас-тке-13,5%;

• самостоятельная организация отдыха по настроению — 40,5 %;

• знакомство с сельскими промыслами и ремеслами — 25,7%;

• возможность приобретения изделий народных промыслов и ремесел — 16,2 %;

• приобретение сельских продуктов питания для вывоза в город — 22,9 %.

На вопрос об оплате отдыха, которую могли бы себе позволить городские жители на отдыхе в селе (оплата за проживание в зависимости от благоустройства жилья), 50 % респондентов ответили: 200-300 руб. в сутки; более 500 руб. - 12,2%; 800 руб. — 1,3%. За проживание с трехразовым питанием сельской едой могут позволить себе заплатить 300—400 руб. в сутки 36,5 % респондентов, 500—800 руб. — 37 % опрошенных. Вместе с тем оплатить по системе «все включено» (проживание, питание, развлечения) в сумме 800—1 500 руб. в сутки могут 54 % респондентов.

Результаты опроса сельских жителей (89 чел.) в возрасте 20 лет и старше, из которых 76 % имеют среднее и 21,3 % — высшее образование, показали, что 67 % из них имеют желание заниматься организацией малого бизнеса, включая мультисервис, народные промыслы, агротуризм. На вопрос, какие имеются проблемы по организации малого бизнеса, сельские жители ответили неоднозначно: нет знаний — 32,6 %; неуверенность в успехе — 22,5 %;

не определились в направлении — 14,6 %; нет денег для обустройства помещения (агротуризм, другие виды бизнеса) — 35,9 %. Руководитель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько отмечает глобальные проблемы для развития агротуризма на Алтае: «Алтай, конечно, — туристическая дестина-ция мирового уровня: по своим ресурсам, по местоположению. И развивать ее нужно. Весь вопрос — в визах, в логистике. Наличие гостиниц — вопрос второй. Главное, чтобы было, начем долететь, и не было административных барьеров» [8].

Председатель Ассоциации развития агротуризма Тарас Астахов на научной конференции «Сельский туризм как современный фактор реализации общественной дипломатии», проходившей в рамках туристической выставки М1ТР—2009 в Москве, сообщил, что Ассоциация развития агротуризма разработала классификацию мест размещения и единые правила формирования туров по агротуризму. «Сейчас то, что переживает наше село в России, это то же, что было на Западе лет 20—25 назад. Именно агротуризм помог тогда сельским жителям и в целом экономике европейских государств решить проблему оттока сельского населения, а во-вторых, это поднятие экономики сельских жителей и в целом сельских территорий» [3]. При этом отмечены проблемы, которые необходимо решить для развития агротуризма. К этим проблемам относится отсутствие программы государственной поддержки агротуризма, единой информационной базы и площадки для обмена опытом, отсутствие дорожной сети с твердым покрытием, достаточной социальной инфраструктуры, в том числе медицинского обслуживания, охраны и др. в сельской глубинке. Решение этих вопросов также невозможно без государственных программ и государственной финансовой поддержки.

Предприниматель Лариса Пастухова, владелица постоялого двора в селе Сентелек отмечает, что сельский туризм — уникальная возможность проявить себя. Здесь можно не только заработать, но и реализовать свой творческий потенциал: продумать интерьер домика, облагородить двор. Общаясь с новыми интересными людьми, развивается сам. Это особенно важно для деревенских детей, так как ограничение культурного досуга — большая проблема на селе. Своим примером мы хотим показать, что на первом этапе не требуется больших вложений, нужны просто труд и желание.

В целом, развитие агротуризма как сектора российской туриндустрии потребует партнерства власти, бизнеса, местных сообществ и широкого

круга заинтересованных неправительственных организаций всех уровней. Существенную роль в координации этого процесса могут сыграть институты межмуниципальной кооперации и объединения субъектов агротуризма.

Современные ученые-экономисты диверсификацию сельской экономики представляют неотделимой от кластеров. Зарубежные ученые В. Фельдман, Е. Дахмен и другие [9] понимают под кластером диверсифицированную совокупность отраслей, связанных отношениями поставок и приобретений, основанных на матрице «затраты—выпуск».

Исследуя развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе (АПК), авторы пришли к выводу, что формирование экономических кластеров в АПК имеет экономическую и социальную целесообразность. При таком подходе целесообразно рассматривать кластер на основе системно-интеграционной теории. Также с систем -но-интеграционных позиций рассматривает промышленные кластеры Г. Б. Клейнер [4]. Согласно этой теории экономические системы представлены объектами, процессами, средами, проектами в координатах «время—пространство». На основе выделенных признаков и определения сущности кластеров предлагается подразделять их на инновационные производственно-технологические, многопрофильные и специализированные.

По мнению авторов, территориальные кластеры в большей или в меньшей мере являются инновационными, связанными с нововведениями, новообразованиями. Отличительной особенностью многофункциональных и специализированных кластеров является то, что в качестве их ядра выступают предприятия промышленности или сферы услуг, выпускающие традиционную или усовершенствованную продукцию, услуги, пользующиеся спросом на мировом и региональных рынках, в том числе производящие

турпродукт. В этой связи диверсифицированные виды деятельности могут иметь место в агротех-нологических кластерах или специализированных, непроизводственных. В частности, целесообразно формирование кластера агротуризма, объединяющего сельских производителей, туристские фирмы, научные, маркетинговые центры, специализированные фирмы и другие инфраструктурные объекты (см. рисунок).

В каждом регионе при формировании и развитии кластеров необходимо учитывать специфические социально-экономические, географические, политические особенности территорий, выделить позитивные и негативные факторы, влияющие на эти процессы.

Позитивными факторами для развития кластеров в России являются: наличие опыта в формировании и развитии территориально-производственных комплексов и различных форм кооперации; высокий уровень интеллектуального потенциала; развитость организационной инфраструктуры идр.

Факторами, сдерживающими развитие кластеров, являются:

низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций;

недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки и власти;

слабые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом;

неполное соответствие образовательных программ образовательных учреждений потребностям кластеров и др.

Организационная схема кластера агротуризма в регионе

В связи со сказанным предлагается следующий —шестиэтапный и четырехуровневый—алгоритм выделения потенциальных кластеров в регионе.

1. Этап выявления перспективных видов продукции, услуг в соответствии со сложившейся специализацией и ресурсным потенциалом региона на основе маркетинговых исследований, анализа соответствующих сегментов рынка, доли в мировом, в общероссийском и региональном производствах.

2. Прогнозный этап — определение тенденции рынков по отобранному перечню товаров, услуг). На данном этапе осуществляется средне- и долгосрочное прогнозирование динамики цен и объемов регионального, российского, мирового производства товаров и услуг.

3. Этап определения эффективности функционирования предприятий, способных создать ядро кластера (выпуск перспективной продукции, оказание услуг). На данном этапе анализируются показатели финансовой устойчивости и эффективности функционирования соответствующих предприятий, организаций.

4. Этап определения наличия ресурсов для развития кластера. Анализируется обеспеченность отобранного круга предприятий, выпускающих перспективную продукцию, сырьем, финансовыми ресурсами, производственными мощностями и др.

5. Этап анализа возможностей для создания недостающих элементов инфраструктуры функционирования кластеров. Анализируется обеспеченность потенциальных кластеров инфраструктурой, в том числе логистической, транспортной, энергетической, информационной.

6. Этап определения уровня взаимодействия потенциальных участников кластера (производителей, поставщиков). На данном, заключительном, этапе выявляется уровень взаимодействия потенциальных участников кластера на основе анкетного опроса руководителей перспективных предприятий, организаций.

В отличие от существующих подходов предлагается проводить анализ не конкретных предприятий или отраслей, а спектра продукции и услуг, по которым у региона имеются конкурентные преимущества. При этом необходимо учитывать как масштаб, так и тип потенциальных кластеров. Агротуризм может организационно входить в качестве сегмента в структуру инновационно-технологических кластеров, формирующихся на территориях регионов. В Алтайском крае созданы и развиваются биофармацевтический кластер, инновационно-технический АПК, формируются

кластеры агропромышленный, садоводства, свеклосахарного производства и др., деятельность которых многопрофильна, которые кроме основной деятельности развивают диверсифицированные производства, оказание услуг.

Вместе с тем необходимо на государственном уровне расширять меры стимулирования развития в сельской местности несельскохозяйственной занятости, обеспечить льготные условия и упрощение процедуры открытия на селе предприятий различных отраслей, организаций по оказанию услуг, в том числе агротуризма.

Развитие диверсификации деятельности предприятий АПК, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных производственных кооперативов, территориальных кластеров будет способствовать не только обеспечению занятости населения в связи с его высвобождением в условиях реструктуризации производств, внедрения инноваций, но и рациональному использованию уникального ресурсного потенциала регионов, обеспечению развития сельских территорий.

Список литературы

1. Алтайский край в цифрах 2004—2009: крат. стат. сборник. Территориальный орган ФСГС по Ал-тайскомукраю. Барнаул, 2010. 120 с.

2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы»: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446. М., 2007.

3. Информационный центр туризма Калининградской области. URL: http://www.agrotourism.narod. ru.

4. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 568 с.

5. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Проект: распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010. № 2136-р.

6. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009—2012 годы: постановление адми-нистрацииАлтайского края от 12.03.2009 № 88.

7. Развитие агротуризма на Алтае выходит на новый уровень // Свободный курс. И июня 2010.

8. Шпилько С. Регионам нужно лоббировать свои интересы в туризме // Ваше дело. 1 марта 2010.

9. Dahmen Е. Entrepreneurial activity and the development of Swedish industry, 1919—1939. Stockholm, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.