Научная статья на тему 'Перспективы развитие ИТ-образования на факультете точных наук и инновационных технологий МГГУ им. М. А. Шолохова'

Перспективы развитие ИТ-образования на факультете точных наук и инновационных технологий МГГУ им. М. А. Шолохова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАТИКА / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васекин Сергей Владимирович, Ковалев Евгений Евгеньевич

В статье рассмотрены ключевые направления подготовки специалистов в области ИКТ, осуществляемые на факультете Точных наук и инновационных технологий МГГУ им. Шолохова, приведены организационные формы взаимодействия для повышения эффективности реализации учебных программ. Авторами предложена модель закрытой корпоративной социальной образовательной сети на основе облачных технологий как основного дидактического инструмента ведения учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васекин Сергей Владимирович, Ковалев Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развитие ИТ-образования на факультете точных наук и инновационных технологий МГГУ им. М. А. Шолохова»

Васекин С.В.1, Ковалев Е.Е.2

1 МГГУ имени М.А. Шолохова, декан факультета точных наук и инновационных

технологий, fimmggu@mail.ru 2 МГГУ имени М.А. Шолохова, доцент кафедрой информатики, ekovalev@yandex. ru

Перспективы развитие ИТ-образования на факультете точных наук и инновационных технологий

МГГУ им. М.А. Шолохова

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Инноватика, облачные технологии, образовательная сеть. АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены ключевые направления подготовки специалистов в области ИКТ, осуществляемые на факультете Точных наук и инновационных технологий МГГУ им. Шолохова, приведены организационные формы взаимодействия для повышения эффективности реализации учебных программ. Авторами предложена модель закрытой корпоративной социальной образовательной сети на основе облачных технологий как основного дидактического инструмента ведения учебного процесса.

Приоритетная цель развития на ближайшие 5 лет - выйти на качественно новый уровень подготовки специалистов в области прикладной информатики и современных ИКТ с использованием стандартов CDIO и тенденций в развитии инновационных ИКТ [1].

Базовым направлением на факультете, готовящих специалистов для решения прикладных задач по областям применения является «Прикладная информатика». В связи с постоянным развитием экономики, изменениями в учетной политике предприятий, глобализацией в экономике, развитием ИКТ в госсекторе и малом бизнесе актуальным является подготовка студентов по профилю «Прикладная информатика в экономике». Основной задачей образовательного процесса по данному профилю является овладение компетенциями в области эффективного применения различных программных решений для организации бухгалтерского и налогового учета предприятий всех форм собственности, проведения финансового анализа и аудита, способность моделировать бизнес-процессы, адаптировать программные решения в зависимости от нужд предприятия, проводить расчет технико-экономических показателей.

Другой профиль «Социальные коммуникации» (социальный компьютинг) позволяет подготовить специалистов эффективно использующих информационные технологии для организации социального взаимодействия. Задачи учебного процесса по данному профилю:

подготовка специалистов для анализа моделей социальных сетей, оптимизация механизмов коммуникаций социальных сервисов, разработка и обслуживание тематических ресурсов и инфраструктуры социальных сетей, анализ контента и маркетинговые акции в социальных сетях.

После окончания бакалавриата выпускникам предлагается выбрать для дальнейшего обучения техническое направление (магистратура «Программная инженерия»), экономическое («Управление качеством») или прикладное («Инноватика», «Прикладная информатика»).

Магистерская программа «Информационный менеджмент» предполагает изучение методологий проектирования информационных ресурсов и систем для административного и государственного управления, крупных предприятий и холдингов, овладение навыками управления ИТ-инфраструктурой, сервис-менеджментов в ИТ. Большое внимание будет уделено зарубежным стандартам и методологиям функционирования ИТ-сервисов компаний. Для формирования специальных компетенций планируется проведение ряда занятий внутри дата-центров ИТ-компаний.

Магистерская программа «Инноватика» предполагает изучение методологического фундамента проектной работы при создании венчурного и ИТ-бизнеса, рассматривает ряд вопросов, направленных на оптимизацию ИТ-инфраструктуры, инновационные технологии взаимодействия с клиентами, создание и продвижение новых товаров и услуг в области ИТ и телекома, управление изменениями в ИТ. Большое внимание при подготовке будет уделено командообразованию и проектной работе, разработке критериев оценки ИТ-проектов и методике продвижения проектов, в том числе средствами социальных коммуникаций. Предполагается привлечь к учебному процессу по данной программе представителей венчурных фондов для оценки разработанных студентами проектов.

Магистерская программа «Управление качеством» предполагает изучение методологий оценки и применения механизмов оценки качества процессов, товаров и услуг, разработки и внедрения метрик и систем сбалансированных показателей (ССП), изучение международных стандартов качества, использование программных средств для проведения мониторинга качества на реальных предприятиях различных сфер экономики. Учебный процесс предполагает изучение и разработку методик оценки социальных процессов, выявление их закономерностей и повышение управляемости.

Магистерская программа «Программная инженерия» (Software Engineering) - это направление промышленного программирования, предназначенное для решения следующих задач:

• установление и использование инженерных принципов и методов для экономичного получения надежного программного обеспечения;

• применение принципов математики и информатики для получения рентабельных решений в области программного обеспечения вычислительной техники;

• применение систематического подхода к разработке, эксплуатации и сопровождению программного обеспечения.

ООП по направлению «Программная инженерия» ориентирована на подготовку специалистов, которые в процессе профессиональной деятельности будут решать вопросы создания, сопровождения и внедрения программного обеспечения с заданным качеством, в заданные сроки и в рамках заранее определенного бюджета. Основываясь на математике и информатике, программная инженерия занимается разработкой и применением систематических и надежных методов производства высококачественного программного обеспечения, которые распространяются на все уровни - от теории и принципов до реальной практики создания программного обеспечения. Основным направлением разработки программного обеспечения выбрана программная реализация «облачных технологий», направленная на разработку сервисов и системных (платформенных) решений для организации систем он-лайн доступа к вычислительному процессу посредством Интернет-коммуникаций, разработка мобильных приложений на все типы платформ, управление виртуальной инфраструктурой.

Для повышения эффективности учебного процесса при реализации учебных программ предполагается:

1. Развитие взаимодействия с ИТ-компаниями и потенциальными работодателями, направленное на интегрирование специализированных и сертифицированных учебных курсов вендоров и ИТ-разработчиков в учебный процесс на факультете, направленное на формирование специальных ИКТ-компетенций для решения прикладных задач. Среди намеченных мероприятий в данной области - заключение сотрудничество с компаниями СКБ «Контур», «ДИЦ», «Информика», «Новый диск», Casio, открытие авторизованного центра фирмы «1С» на базе факультета, создание специализированных кафедр, ориентированных в том числе на повышение квалификации специалистов.

2. Создание научно-технических лабораторий, обеспечивающий научные исследования по выбранным направлениям деятельности и прикладные разработки в области социального программного обеспечения, облачных сервисов и экономических приложений. Предполагается создание лабораторий контент-анализа сайтов, анализа эффективности маркетинговых и иных акций в социальных сетях, создание лаборатории проектирования, разработки и оценки качества электронных государственных и муниципальных услуг в области образования.

3. Создание учебных лабораторий, направленных на изучение методологий функционирования, моделирования и разработки социальных сервисов и социального программного обеспечения, со специализацией - создание корпоративных социальных сетей профессиональной направленности.

4. Создание центра компетенций по указанным направлениям для проведения экспертизы проектов, программных решений, моделей и механизмов оценки качества. Центр компетенций будет проводить независимую экспертизу проектов и разработку ИТ-стратегий для различных компаний, разработку систем и метрик качества и оценку на основе их качества ИТ-решений, разработку ИТ-стратегий предприятий. Предполагается также осуществление аутсорсинговой деятельности, связанной с информационным сопровождением малого и среднего бизнеса, ведение налогового учета.

5. Проведение молодежных школ, которые повышают мобильность молодых и будущих специалистов, предполагают разнообразную программу теоретических и практических занятий, создание проектных групп и представление выполненных разработок.

6. Организация межвузовского взаимодействия для проведения совместных интерактивных занятий в виде проектов, вебинаров.

7. Развития международного сотрудничества c ВУЗами, осуществляющими подготовку в областях Software Engineering и Social Education.

Базовыми решениями в области информационных технологий, которые интегрируются в учебный и административный процессы являются облачные технологии, социальный компьютинг и открытые данные.

Первоочередной инновационной разработкой является создание закрытой корпоративной социальной образовательной сети [2,3].

Решение предусматривает консолидацию на единой корпоративной платформе, адаптированной к развертыванию закрытой социальной сети средств электронного документооборота (обмен документами между персоналом образовательного учреждения, обучаемыми и внешними пользователями, контроль версий документов и исполнения служебных поручений), систем управления проектами и групповой работы (проектные команды, управление занятостью сотрудников, создание временных творческих коллективов) и систем управления обучением и содержанием обучения (LMS, LCMS).

В качестве базового решения могут рассматриваться Битрикс24, Мегаплан, Socialcast, Daoffice, Teamlab. Системы дистанционного обучения -Moodle, Openclass (доступ через сайт ВУЗа или из социальной сети). Собственные разработки и приложения, которые интегрируются в платформу и доступ к ним осуществляется через социальную сеть. Современная тенденция в сфере корпоративного программного

обеспечения - консолидация сервисов в рамках единой платформы. Компании склоняются к использованию единого решения для управления инициативами по обучению и развитию в организации.

Этот тренд будет реализовываться в трех направлениях:

• решения, способные реализовать единый портал, объединяющий весь функционал, связанный с обучением в одной платформе;

• приложения, способные координировать работы тематических приложений (даже различных разработчиков), и выполняющих роль брокеров запросов;

• обеспечение возможности миграции данных из внешних источников, в том числе и HRM приложений.

При таком решении рабочее место все больше погружается в цифровое пространство, происходит постоянное смещение коммуникаций и работы с информацией в цифровое пространство, повышается мобильность человеческих ресурсов.

Основная нагрузка по обучению перекладывается со структур формального обучения на структуры неформального (социального обучения - взаимного обучения, обучения по требованию, систем обмена знаниями, самостоятельной работы с информацией).

Другой тренд: популяризация и развитие коллаборативной культуры корпоративного обучения. Происходит повышение роли неформального обучения приводит к тому, что обучение как студентов, так и персонала в организациях делает все больший акцент на обмен знаниями в процессе персонально взаимодействия между обучаемыми, и в процессе взаимодействия посредством корпоративных

порталов/сайтов/профильных приложений, все активнее развивается инструментарий ROE (return on expectation - возврат от ожиданий.) как показателю ценности.

Диаграмма целей данного решения приведена на рис.1 [4].

Главное преимущество получаемого решения: развитие

возможностей для социального обучения, появление возможностей использовать внутренние и внешние социальные сети для инициирования и влияния на процессы неформального обучения.

Следует также ожидать усиления роли учебного контента, разработанного непосредственно пользователями (учащимися). Как следствие, появления инструментария для генерации (в том числе совместной, массовой) учебного контента пользователями.

Дальнейшая перспектива решения - развитие/интеграция функций управления талантами. К этим функциям относится отбор, управление по компетенциям, планирование карьеры, и др.

С использованием социальной образовательной сети происходит тесная интеграция процесса обучения с образом жизни человека в «социальном» интернете при построении системы управления обучением как сервиса (LaaS). С этим новшеством будут связаны более близкое и неформальное общение обучаемых с носителями знаний и экспертами, быстрое вхождение обучаемых в профессиональную или научную среду, контролируемое освоение знаний. Это потребует от преподавателей и тьюторов пересмотра их собственных подходов к обучению. При этом изменится и маркетинговое поведение учебных заведений: они смогут более свободно позиционировать себя как коммерческих поставщиков знаний с помощью социальных медиа [5].

Функционирование

социальной образовательной

/

Ведение

электронного документооборота

Д.

Предоставление

госуслуг в электронном виде

Проведение

учебны* занятий в дистанционной форме

Управление проектами

Организация

формального образований

Организация

информального образований

Рисунок 3. Диаграмма функций

Основные функции решения (рис.2): -Обсуждения, опросы, идеи, мероприятия и мотивация; -Группы для совместной работы;

—Обмен файлами, версионность, связанные файлы; —Безопасность и конфиденциальность данных;

—Вики-документы для создания заметок и совместной работы над ними; —Профили сотрудников для быстрого доступа к коллегам; —Доступ к API для разработки собственных приложений; —Легкий доступ с мобильных приложений; —iOS (iPhone) и Android (планшет и телефон); —Приглашение, удаление участников группы; —Назначение администраторов.

Основные методологические и технологические аспекты функционирования предлагаемого решения:

• доступность образовательных ресурсов в режиме 24*7, реализация возможности обучения в непрерывном режиме с использованием различных средств доступа к образовательным ресурсам;

• развитие и поддержки системы рейтингов для оценки результатов образовательной и административной деятельности;

• поддержка механизмов общественной оценки результатов образовательной деятельности как учреждения в целом, так и отдельного индивида;

• информационная прозрачность процесса обучения;

• привязка к системе ключевых показателей (KPI) для оценки эффективности функционирования системы в целом и ее отдельных компонентов;

• социализация обучаемых, поддержка социальных групп пользователей, проектных команд и временных творческих коллективов;

• поддержка инструментов информального (спонтанного) и неформального образования;

• поддержка шаблонов и версий документов, отслеживание статуса документов;

• использование технологии краудсорсинга при решении учебных и иных задач;

• возможность внедрения социальных методов обработки информации (Social Information Processing).

Результативность работы решения должно оцениваться на основе: наличия разработки методических рекомендаций для всех участников виртуального взаимодействия, анализа эффективности реализуемых программ обучения, объема модернизации системы компетенций специалистов на основе требований бизнеса и общества, анализа эффективности использования краудсорсинга при решении профессиональных задач по запросам[4].

Литература

1. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое издание. URL:http://cdiorussia.ru/files/files/standarts cdio print.pdf (Дата обращения 11.10.2013)

2. Gurdev Singh, Harmandeep Singh, Natinder Kaur Sodhi. Cloud computing-future solution for educational systems // International Journal of Enterprise Computing and Business Systems, Vol. 2 Issue 1 January 2012.

3. Ковалев Е. Е. Использование облачных технологий для создания информационно-образовательной сети. Сборник трудов 13 международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». Часть 1. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2013. С.801-805.

4. Ковалев Е.Е., Косино О.А. Моделирование взаимодействия субъектов в частном образовательном облаке. // Педагогическая информатика. -№3-2013.

5. Реформа образования как стимул к внедрению ИТ http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=154553 (Дата обращения 11.10.2013)

6. Васекин С.В., Муравьев В.И., Прончев Г.Б. Социальные сети и инновационное развитие России, МГГУ им. М.А. Шолохова, Монография, Москва, 2013

7. Монахов В.М., Ерина Т.М., Васекин С.В. Система проектно-технологических компетенций современного педагога-исследователя, МГГУ им.М.А. Шолохова, Москва, Редакционно-издательский центр, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.