Научная статья на тему 'Перспективы профессиональной подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей'

Перспективы профессиональной подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
904
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / EDUCATIVE PROGRAMS / BACHELOR / MASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарёва Ангелина Викторовна

В статье представлена разработанная вариативная модель подготовки кадров в рамках ФГОС ВПО нового поколения, которая включает в себя варианты профилей и магистерских программ в рамках направлений ФГОС ВПО «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарёва Ангелина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childrens additional education sphere staff professional education perspectives

The worked out new generation federal state educative standards of higher professional education staff-training variative model that includes profiles and Master programs within the bounds of field of federal state educative standards of higher professional education Pedagogic education and Psychologicalpedagogic education is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Перспективы профессиональной подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей»

Ребенка» должен охватывать по возможности все стороны жизни человека... он не должен быть только школой, он должен быть также мастерской, местом производительного физического труда и местом полного удовлетворения всех общественных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка» [2, с. 443].

После Великой Октябрьской социалистической революции внешкольное образование России было включено в государственную систему народного образования; и после организации Главполитпросвета (1920), в различных модификациях (политико-просветительная работа, клубная работа, культурно-просветительная работа) существовало в СССР на протяжении всей его истории. В современных условиях прямыми преемниками теории и практики внешкольного образования как средства гуманизации личности являются социально-культурная деятельность и дополнительное образование детей.

Библиографический список

1. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. - М., 1996. - С. 3-8.

2. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей // Хрестоматия по истории педагогики. - М., 1936. - Т. 4. - С. 443.

3. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 221.

4. Декларации прав ребенка (25 сентября 1917 г.) // Свободное воспитание и свободная школа. - 1918. - №° 1-3. - С. 71-75.

5. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Наука, 1916.

6. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: В 3 т.- Т. I. - М.; Пг.: Госиздат, 1923. - С. 30.

7. Огурцов А.П., Платонов В.В. Философия образования // Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2001. - Т. III. - С. 223.

УДК 371.4

Золотарева Ангелина Викторовна

доктор педагогических наук, профессор Ярославский государственный университет им. К.Д. Ушинского

ang_gold@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье представлена разработанная вариативная модель подготовки кадров в рамках ФГОС ВПО нового поколения, которая включает в себя варианты профилей и магистерских программ в рамках направлений ФГОС ВПО «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».

Ключевые слова: образовательные программы, бакалавр, магистр.

В последнее десятилетие развитые страны мира предпринимают меры по модернизации педагогического образования, необходимость которой вызвана новыми задачами подготовки педагогических кадров, обусловленными тенденциями социально-экономического развития мирового сообщества. В процессах, протекающих в мировом образовательном пространстве особое место занимает сфера дополнительного образования детей, для которой особо остро стоит проблема подготовки кадров с высшим образованием. Отсутствие системы подготовки специалистов с высшим образованием для сферы дополнительного образования детей осложняет развитие кадровой инфра-

структуры внешкольной, внеурочной и досуговой деятельности детей. Это обстоятельство порождает неадекватность уровня профессионально-педагогической компетентности кадров и качества оказываемых ими образовательных услуг, а также существенно снижает успешное функционирование и развитие государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей и подсистем дополнительного образования в образовательных учреждениях других типов.

В настоящее время в системе дополнительного образования детей России занимается около 8,5 млн. детей, работает более 400 тысяч педагогов дополнительного образования, педагогов-

психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, методистов. Дополнительное образование реализуется не только в учреждениях дополнительного образования, но и в школах, дошкольных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Возрос интерес к дополнительному образованию детей не только со стороны детей и родителей, но и педагогов, руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием. Большинство руководителей ставят цели развития дополнительного образования и стремятся создавать условия для их реализации.

Немногие отечественные ученые, исследующие сегодня проблему подготовки специалистов для системы дополнительного образования детей (В.А Березина, Р.У. Богданова, В.П. Голованов, Е.Б. Евладова, А.В. Егорова, А.В. Золотарева, О.Е. Лебедев, Н.А. Соколова, А.И. Щетинская и др.) пытаются выстроить разные модели их подготовки. Определенный интерес представляет некоторый зарубежный опыт в области подготовки специалистов внешкольной сферы или неформального образования Европы, представленный сегодня в отдельных научных исследованиях, в том числе, Европейской ассоциацией учреждений свободного времени детей и молодежи (EAICY). Вместе с тем, нами не было встречено ни одного целостного исследования данной проблемы, имеющего определенный практический выход на создание системы профессиональной подготовки кадров для внешкольного (дополнительного) образования ни в России, ни на мировом уровне.

В современной ситуации развития образования актуализируются новые требования к качествам педагога, работающего в сфере дополнительного образования детей. Во-первых, он должен быть как высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (техником, спортсменом, прикладником и т.д.), так и профессиональным педагогом. Во-вторых, он обеспечивает не только овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в определенной сфере деятельности, но и развивает личность ребенка, помогает в решении его социальных проблемы. В-третьих, успешно работает только успешный педагог, которого дети добровольно выбирают. Он не просто выдает занятия в рамках отведенного на это времени, а становится значимым для ребенка, уважаемым и любимым. Психоло-го-педагогическая характеристика педагога до-

полнительного образования является довольно сложной, т.к. по сути дела означает свойства пе-дагога-универсала. Следовательно, он должен владеть современными педагогическими технологиями и технологиями социального творчества. Сегодня значительную часть педагогических кадров составляют те люди, которые сами прошли эту систему в детстве, затем получили специальное образование и возвратились в свои дворцы, дома, центры, клубы в новом качестве - педагога, педагога-организатора и др.

Таким образом, возникает противоречие -целая категория педагогов работает на энтузиазме, часто не имея профессиональной подготовки необходимого уровня, в то время как профессиональная деятельность педагога дополнительного образования требует подготовки соответствующей уровню высшего профессионального педагогического образования. Проведенный нами предварительный анализ позволил увидеть несколько вариантов подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей в отечественном опыте: в системе среднего профессионального образования; в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы образования; отдельные формы подготовки кадров в системе высшего профессионального образования в условиях отсутствия государственного стандарта.

В настоящее время в России идет внедрение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения, в рамках которого появились новые возможности в подготовке кадров для системы образования России. В рамках новых ФГОС ВПО впервые предусмотрена возможность подготовки кадров для системы дополнительного образования детей уровня бакалавра и магистра, в частности, в рамках направлений «Педагогическое образование» по профилю «Дополнительное образование» и «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология и педагогика дополнительного образования детей». Данные профили включают в себя подготовку педагога к педагогической, культурно-просветительской деятельности, психолого-педагогическому сопровождению дополнительного образования, в том числе, психо-лого-педагогическому сопровождению одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и др. Эти новые направления выс-

шего профессионального образования требуют поиска концептуальных основ и технологии подготовки кадров для системы дополнительного образования, научного обоснования образовательных программ, разработки учебно-методических комплексов, оценки эффективности их реализации.

С 2011 году в ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» началась подготовка кадров для сферы дополнительного образования детей на уровнях бакалавра и магистра. Нами разработана вариативная модель подготовки кадров в рамках ФГОС ВПО нового поколения, которая включает в себя варианты профилей и магистерских программ в рамках направлений ФГОС ВПО «Педагогическое образование» и «Психолого-пе-дагогическое образование». При разработке модели подготовки кадров для системы дополнительного образования детей, прежде всего, использовались следующие подходы:

- компетентностный подход, в соответствии с которым важно определить набор личностных и профессиональных качеств, знаний, умений и способов деятельности, необходимых для успешной работы в системе внешкольного (дополнительного) образования детей. При этом учитываются профессиональные задачи и функции, а также международные характеристики качества подготовки кадров данной подсистемы образования;

- системный подход, который предусматривает обеспечение взаимосвязи всех компонентов обучения (концептуально-целевого, содержательного, организационного, результативного), единство теоретической и практической подготовки, взаимодействие всех участников образовательной деятельности, учет влияния различных факторов на качество обучения студентов и др.

- индивидуально-ориентированный подход, обусловленный необходимостью учета индивидуальных способностей и склонностей студентов, их индивидуальных профессиональных планов и перспектив, разнообразием условий деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей (УДОД), предполагающих индивидуализированное обучение студентов, использование индивидуальных форм подготовки будущих специалистов;

- практико-ориентированный подход, направленный на подготовку специалистов к преодолению тех трудностей, с которыми они могут

столкнуться на практике, включение их в соответствующие практические виды деятельности в процессе обучения в вузе, практическую направленность содержания подготовки;

- интегративно-вариативный подход, предполагающий построение системы образования на основе выбора вариантов интеграции ее элементов для нахождения оптимального пути реализации цели образования и соблюдения права субъектов на выбор вариантов образовательной деятельности для обеспечения ее разнообразия, разноуровневости, интегративности, преемственности в рамках системы.

В основной образовательной программе подготовки бакалавра по профилю «Дополнительное образование», в соответствии со стандартом направления «Педагогическое образование» доминантой являются педагогическая и культурнопросветительская деятельность. Мы определили конкретные виды деятельности в соответствии с профилем - педагогическая, социально-педагогическая и культурно-просветительская деятельность в сфере дополнительного образования. В связи с этим были определены дополнительные компетенции бакалавра в рамках данной основной программы:

- способен разрабатывать и реализовывать образовательные программы дополнительного образования детей;

- владеет формами и методами организации дополнительного образования детей;

- владеет методами, технологиями и средствами развития творческих способностей и социальной одаренности детей;

- способен организовывать работу детских клубов, кружков, секций и других образовательных объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых;

- способен осуществлять социально-педагогическое сопровождение детей, в том числе, детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);

- владеет методикой организаторской деятельности;

- готов способствовать реализации прав ребенка на создание детских ассоциаций, объединений;

- владеет технологиями интеграции общего и дополнительного образования;

- способен осуществлять систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой образовательных объединений и проведением внешкольных мероприятий;

- способен организовывать и координировать разработку необходимой учебно-методической документации;

- способен организовывать каникулярный отдых обучающихся (воспитанников, детей).

Для реализации профессиональных и дополнительных компетенций в учебный план введен, наряду с общими дисциплинами направления «Педагогическое образование», вариативный комплекс модулей: Модуль 1. «Концептуальные и нормативно-правовые основы дополнительного образования», Модуль 2. «Организационнопедагогические основы дополнительного образования детей и школьников» Модуль 3. «Развитие творческой активности и социальной одаренности детей», Модуль 4. «Психолого-педагогичес-кое сопровождение образовательной деятельности в системе дополнительного образования», Модуль 5. «Организаторская деятельность в системе дополнительного образования», Модуль 6. «Социально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования», Модуль 7. «Интеграция общего и дополнительного образования», Модуль 8. «Учебно-методическое и документационное обеспечение дополнительного образования детей».

Кроме того, в рамках подготовки бакалавра предусмотрен комплекс дисциплин по выбору: «Технологии сопровождения одаренных детей», «Технологии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья», «Клуб как форма организации дополнительного образования», «Студия как форма организации дополнительного образования», «Школа как форма организации дополнительного образования», «Театр как форма организации дополнительного образования», «Портфолио в системе дополнительного образования», «Карта развития как технология отслеживания результатов дополнительного образования» и др.

Магистерские программы ориентированы по продолжение обучения выпускников вуза по направлениям бакалавриата «Педагогическое образование». В нашей магистерской программе предполагается подготовка к таким конкретными видам профессиональной деятельности как методическая, управленческая, научно-исследо-

вательская деятельность и определены следующие дополнительные специальные компетенции магистра:

- способен проектировать образовательные программы дополнительного образования в соответствии с современными требованиями и тенденциями социально-экономического развития РФ;

- готов к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения в системе дополнительного образования;

- способен систематизировать процессы и результаты дополнительного образования;

- способен организовывать и координировать разработку научно-методической продукции в системе дополнительного образования;

- способен применять современные методики и технологии организации дополнительного образования;

- знает особенности управления в системе дополнительного образования, владеет современными технологиями управления;

- готов проектировать и осуществлять процесс интеграции общего и дополнительного образования, межведомственной интеграции в вопросах дополнительного образования;

- способен оценивать качество дополнительного образования;

- способен руководить исследовательской и проектной деятельностью в системе дополнительного образования;

- готов обучать педагогические кадры по вопросам функционирования и развития системы дополнительного образования.

Для реализации магистерской программы наряду с дисциплинами инвариантного блока, общего для всех магистерских программ по направлению «Педагогическое образование», предусмотрен вариативный блок дисциплин, таких как «Теория и практика дополнительного образования детей», «Теория и практика дополнительного образования взрослых», «Управление в системе дополнительного образования», «Основы методической работы», «Практикум по решению профессиональных задач методической деятельности», «Практикум по решению профессиональных задач управленческой деятельности»,»-Управление качеством дополнительного образования детей».

Кроме того, предполагается реализовать большой блок дисциплин по выбору: «Психология

дополнительного образования детей», «Психология дополнительного образования взрослых» «Игротехнические методы в дополнительном образовании», «Информационные технологии в дополнительном образовании», «Профессиональная компетентность методиста», «Профессиональная компетентность управленца», «Методическая деятельность педагога», «Педагогический мониторинг в дополнительном образовании», «Управленческий мониторинг в дополнительном образовании», «Информационно-аналитическая деятельность методиста», «Инновационная деятельность в дополнительном образовании», «Проектная деятельность в дополнительном образовании» и др., который предполагает выбор специализации магистра в методической или управленческой деятельности.

Научно-исследовательская работа магистра направлена на проектирование, организацию, реализацию и оценку результатов научного исследования в сфере дополнительного образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий, поиск новых решения актуальных исследовательских задач в сфере дополнительного образования, а также осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе вуза.

Для реализации программ двухуровневой подготовки бакалавра и магистра педагогического образования по профилю «Дополнительное образование» необходимо проведение большой научной и учебно-методической работы. Она будет включать в себя описание требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавра и магистра; описание требований к условиям реализации основных образовательных программ (описание возможностей вуза в ее реализации; использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, возможности разработки индивидуальных образовательных программ студентов, условия организации учебных и производственных практик); требования к кадровому обеспечению; требования к учебно-методической документации и материалам по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной обра-

зовательной программы, требования к ее материально-техническому обеспечению); оценку качества освоения основной образовательной программы, формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой государственной аттестации выпускников.

Кроме того, предполагается разработка учебно-методических комплексов подготовки бакалавра и магистра, который будет включать в себя: разработку требований к учебно-методическому комплексу; разработку рабочих программ по всем модулям и дисциплинам основной образовательной программы; разработку учебных/производственных программ практик; разработку тематики курсовых (проектов) работ, выпускных квалификационных работ в рамках предлагаемой основной образовательной программы; разработку системы критериев оценки и оценочных средств по каждой дисциплине, модулю основной образовательной программы и др. Также необходима подготовка комплекса учебно-методических пособий по дисциплинам профессионального цикла (вариативным) подготовки кадров по профилю «Дополнительное образование», в который могут войти следующие учебные пособия: «Педагогика дополнительного образования», «Интеграция общего и дополнительного образования детей», «Организация дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разных типов (дошкольном, общеобразовательном, профессиональном)», «Индивидуализация в системе дополнительного образования детей», «Основы психолого-педагогичес-кого сопровождения детей в системе дополнительного образования», «Сопровождение одаренного ребенка в системе дополнительного образования детей», «Развитие детского самоуправления в системе дополнительного образования», «Управление в системе дополнительного образования детей» и др.

Таким образом, в результате проведенной работы будут созданы условия для реализации инновационной вариативной двухуровневой модели подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в соответствии с требованиями социального и государственного заказа, ФГОС ВПО нового поколения и тенденций Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.