УДК 330
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОГО ГЕНПЛАНА РАЗВИТИЯ ГОРОДА
л _ о
© И.Г. Лукманова1, В.И. Сарченко2
Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Исследованы различные аспекты генплана города. Рассмотрены его основные черты, факторы и проблемы, требующие первоочередного решения. Среди них акцент сделан на некомплектности застройки, аварийном жилье, транспорте, инженерных системах, реконструкции центра, планируемом развитии площадок со скрытым инвестиционным потенциалом и др. Указанные проблемы решены с помощью метода интеграции внешних и внутренних ресурсов развития города. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: кризис; генплан; устойчивое развитие; экономические нормативы; интегральный подход; ресурсный метод; экономическая эффективность.
PROSPECTS OF DESIGNING AN ANTI-CRISIS MASTER PLAN FOR URBAN DEVELOPMENT I.G. Lukmanova, V.I. Sarchenko
Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.
The article deals with various aspects of city master plan. Having studied its main features, factors and problems of primary priority, it focuses on non-integrity of housing development, hazardous dwellings, transport, engineering systems, downtown reconstruction, planned development of sites with latent investment potential, etc. The specified problems are solved by the method involving the integration of external and internal city development resources. 5 sources.
Key words: crisis; master plan; sustainable development; economic standards; integral approach; resource method; economic efficiency.
Антикризисный генплан - это документ, раскрывающий систему перспективных мероприятий, в комплексе не допускающих возможности возникновения кризиса, какой наблюдался в недавнем прошлом, в 90-х годах ХХ столетия. В процессе разрушения СССР были расфокусированы прогрессивные ориентиры, разорваны экономические связи, уничтожена часть крупной промышленности, которая обеспечивала финансовую стабильность субъектов Федерации и его центра. То есть естественный эволюционный механизм и рост экономики оказались остановленными. Это повлияло не только на параметры устойчивого развития, но и на качество среды. В настоящее время экономическое состояние городов трудно назвать удовлетворительным: не хватает средств на текущие расходы, но при этом необходимо проектировать их будущее более совершенным, на качественно новом уровне.
Основанием для разработки планов развития и обоснованием принятия проектных решений могут служить аналитические данные о городских активах.
В количественно измеримом виде кризис города можно представить как наличие существенной разницы между ожидаемым и достигнутым уровнями. Например, поставлены задачи: сноса ветхого жилья,
строительства метро, новых мостов, роста зарплаты и т.д., но по каким-то, не всегда известным политическим, экономическим или техническим причинам они не были выполнены. Или не достигнуты социальные параметры: количество школ, детских садов, рабочих мест не увеличилось, а сократилось, и т.д. Степень отклонения от запланированного характеризует глубину кризисных явлений.
Если констатируется указанная ситуация, возникает закономерный вопрос: как средствами генплана города можно обнаружить выход из кризиса и переход к развитию? Ответ очевиден: нужно сразу проектировать развитие, которое можно либо разделить на этапы (выход из кризиса, потом развитие), либо (что вернее) сразу начинать с поиска и систематизации путей развития [1]. Общеизвестно, что для реализации путей развития востребовано системное объединение ресурсов. Интегральный ресурсный подход основан на анализе внешних и внутренних ресурсов. Под внутренними ресурсами предлагается понимать территорию города:
- свободные или перегруженные территории;
- обеспеченные обслуживанием и транспортом территории или не обеспеченные;
1Лукманова Инесса Галеевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления в строительстве, тел.: (4952) 874919, e-mail: mcua3@yandex.ru
Lukmaniva Inessa, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economy and Management in Construction, tel.: (4952) 874919, e-mail: mcua3@yandex.ru
Сарченко Владимир Иванович, кандидат экономических наук, докторант кафедры экономики и управления в строительстве, тел.: (4952) 894919, e-mail: mcua3@yandex.ru
Sarchenko Vladimir, Candidate of Economics, Doctoral Candidate of the Department of Economy and Management in Construction, tel.: (4952) 894919, e-mail: mcua3@yandex.ru
- эффективно использующиеся или не эффективно.
То есть основной внутренний ресурс должен учесть потенциал неэффективного использования территории, отсутствие высокой добавочной стоимости производственной продукции и др.
Внешние ресурсы возникают в результате использования и переработки ресурсов агломерации.
К внешним ресурсам относятся и пригородные территории для агропромышленных предприятий, поселки, перерабатывающие предприятия и др.
Интеграция внешних и внутренних ресурсов необходима для достижения экономической эффективности использования территорий, установления эффективных связей, формирования научно-технического потенциала как единства развитой науки и промышленности, включая вузовские центры, и др.
Использование ресурсного метода при проектировании антикризисного генплана возможно только при выполнении специальной научно-проектной работы по изучению имеющихся ресурсов при формировании рекомендаций для проектирования генплана, планировки и фрагментов города. Проведение научно-проектных изысканий предполагает разработку стандартов качества среды, позволяющих проектировщикам ориентироваться на их реализацию. В этом случае проект генплана тесно связан с критериями и стандартами качества среды. Из творческого или графического упражнения генплан становится системным документом, содержащим требования по оптимальной организации среды, достижению нормативной жилой площади, озеленению, благоустройству, нормативам обеспечения рабочих мест, мест отдыха, образования, занятия спортом и др. [2].
Параметры генплана в этом случае становятся объективной составляющей формирования государственного заказа [3].
Следуя требованиям обоснованного отражения практически сложившейся ситуации, определим факторы, влияющие на развитие города. Для этого будем иметь в виду, что каждый город - индивидуальный развивающийся проект с особым характером, природно-климатическими и социальными задачами. Именно они и формируют тот или иной рисунок генплана или так называемые точки роста.
Учитывая влияние множества взаимосвязанных факторов, в городе формируются основные зоны, общественные и промышленные территории, жилые зоны и т. д., а реализованный блок в таком случае базируется на девелоперских моделях [4]. Исторически города возникали при крупных заводах с известной численностью и параметрами функционирования. На этом основании формировались: градообразующая группа, обслуживание, учитывался коэффициент семейности и фиксировалась окончательная численность населения. Далее присоединялись соответствующие территории функциональных зон с необходимым количеством мест в школах, в детских садах, в поликлиниках.
На практике развитие города осуществлялось, далеко не всегда следуя расчетам, и, как правило, ин-
тенсивно строились промышленные здания и сооружения, а жилье и социальная инфраструктура значительно отставали; увеличивалось количество временных поселков со всеми сложностями устройства быта, медицинского обеспечения. Не случайно многие города проходили корректировку генплана несколько раз только за первые 10-15 лет своего существования. Как правило, решались проблемы недостатка жилья, детских садов, школ, поликлиник и др. для пребывающих специалистов.
Анализ показал, что главным доминирующим фактором развития города является градообразующая группа, включающая работников основного или основанных предприятий. В последнее время в связи с размыванием крупных предприятий и их распадом на мелкий и крупный бизнес, понятие «градообразующая группа» целесообразно заменить термином «рабочие места» основных производственных предприятий и обслуживающих предприятий. Далее рабочие места делятся на производственные, бюджетные и т.д. В целом такое подразделение позволяет подсчитать численность населения, а следовательно, сделать соответствующие расчеты по строительству жилья и необходимых объектов транспортной и социальной инфраструктуры.
Сложнее сделать расчеты в уже существующем городе, еще сложнее - в очень крупном, где становятся необходимыми: метро, сложные транспортные развязки, мосты, специализированные больницы и др. При этом существует негласная последовательность этапов развития города. Ей частично соответствует таблица из СНиП по классификации городов. Но в действующем городе существует масса проблем развития, планировочная чересполосица, негативное влияние промышленных зон, транспортных дорог и пробок и др. Как только поселение вышло за рамки «нового», появляются экологические проблемы, загрязнения промышленных территорий, сноса временного жилья, которые растягиваются на десятки лет.
Именно проблемы развития города отражают доминирующие факторы развития, без учета воздействия которых не возникнет полноценного качества среды и национальной экономики в целом. Это могут быть:
- задачи реконструкции города;
- строительства метро;
- выхода города на новые, иногда не очень удобные территории.
Приходится решать: выходить на новые территории или реконструировать трущобы и территории с ветхой застройкой, но ближе к центру. Появляются промышленные площадки, которые остановили производство и деградировали. Уже сегодня очевидно, что автомобилей в городе через 10 лет будет в два раза, если не на порядок, больше. Необходима разработка комплекса мер по реакции и на эту проблему... И т.д., и т.п.
Проведенное исследование показало, что до сих пор строители и администраторы еще не осознали, что главной градообразующей задачей в крупном го-
роде является обустройство жизнедеятельности в широком смысле этого понятия, а именно как организации нормативного качества среды (в т.ч. по уходу за собственным домом, двором, городом).
Имея в виду экономическое положение современных городов, понятно, что они в настоящее время не способны решать сложившиеся в последнее десятилетие градостроительные проблемы. Вследствие этого необходимо создать эффективный экономический антикризисный механизм реконструкции города. Целесообразно учредить специальный фонд для выполнения научно-проектных работ, а также саккумулиро-вать средства на реализацию важнейших проектов. Без обозначения и статуса проблемы, без специальной программы ее финансирования, графическое изображение решений данной проблемы в генеральном плане города невозможно. Вместе с тем главная задача научно-проектной работы - не только выявление проблематики и разрешение проблемы, но и разработка рекомендаций для следующей стадии проектирования.
Систематизируем реперные зоны генплана в решении проблем антикризисного развития города.
В первую очередь следует оценить самодостаточность территорий. Большие объемы строительного жилья в советское время и после перестройки без полноценной инфраструктуры привели к большому количеству некомплектно застроенных территорий, на которых отсутствовали детские сады, школы и т.д. Также они в своем большинстве строились с немалой удаленностью от рабочих мест. Такой подход в градостроительстве не допустим. Он порождает массу нерешенных проблем и в результате создает неполноценную среду. В настоящее время необходимо затратить более 100 млрд руб. для того, чтобы ликвидировать отставание от нормативов и благоустроить город [5]. Принцип самодостаточности территорий позволит обеспечить жилые районы соответствующей социальной инфраструктурой, рекреационными территориями и объектами, а также рабочими местами. При этом между микрорайонами возможно организовать небольшие современные, безвредные промпредприятия, наземные и подземные парковки в зеленом окружении. Так, в самом микрорайоне или в его коммунальной зоне желательно иметь около половины рабочих мест для населения. Таким образом, самодостаточность - важный фактор в комплексном качестве городской среды, учет которого позволяет генплану выполнять задачу антикризисного развития.
Вторая проблема, требующая решения, - устранение некомплектности застройки. Для ее решения необходимы следующие мероприятия:
1) разработать подробную схему некомплектности застройки, в том числе обеспечение радиусов обслуживания;
2) выявить количество необходимых объектов культурно-бытового обслуживания для выполнения соответствующих нормативов и их стоимость;
3) разработать программу реализации решения этой проблемы, в том числе и с привлечением бизнеса;
4) решить проблему реконструкции бывших промышленных площадок в промпарки. При этом по каждой площадке предварительно провести специальную научно-проектную работу, а именно:
- выявить ресурс площадки;
- определить взаимосвязи, планировочные, трудовые, транспортные и др.;
- разработать три варианта использования площадок - это требования генплана, в том числе полный снос промышленных площадок, частичное использование зданий и сооружений, приспособление существующих строений под новую технологию;
5) предложить, согласно выявленным ресурсам и особенностям рынка, оптимальное использование территорий под жилые комплексы, под общественные здания, под озеленение, под новые предприятия по новым технологиям и др.;
6) вписать выбранный вариант в генплан города с согласованием инженерной и транспортной инфраструктурой, с обеспечением рабочими местами;
7) оформить ансамбль «промышленного парка» с его раскрытием в сложившейся среде города;
8) разработать экономически эффективный механизм реконструкции промышленных площадок.
Третья, важнейшая проблема, требующая незамедлительного решения, - проблема трущоб.
По факту большие территории города заняты ветхим фондом, аварийными домами первых серий. Их устранение потребует выполнения специальных научно-проектных работ. Необходимо:
1) выявить положительный и отрицательный ресурс площадки;
2) определить направление реконструкции: полный снос, снос с использованием отдельных строений и элементов;
3) по территориям с домами типовых серий провести инструментальное обследование домов с выводами о полном сносе либо капитальном ремонте;
4) разработать аналитические схемы по территориям трущоб с вписыванием их в генплан города с корректировкой транспортной схемы и озеленения;
5) создать экономически эффективный метод реконструкции трущоб со строительством нового капитального жилья в целях сдачи его в аренду;
6) оформить государственный или муниципальный заказ на некоммерческое строительство по сметной стоимости;
7) организовать государственные или муниципальные предприятия по строительству необходимых для города объектов, в том числе жилья экономкласса по фиксированным ценам или жилья в аренду.
Следующую проблему сформулируем как транспортную. В связи с увеличением автомобилизации необходимо:
- разработать новую комплексную транспортную схему с узлами пересадки с одного вида транспорта на другой;
- расширить возможность скоростных магистралей;
- сделать технико-экономическое обоснование
скоростных автострад с развязками по меридиональным направлениям.
Учитывая плотность уличной сети в историческом центре, необходимо предусматривать подземные скоростные магистрали и др. Такие проекты намного уменьшают количество пробок и резко улучшают экологию городов. Также важно решение проблем общественных парковок. Большие парковки необходимо предусмотреть под городскими площадями, в микрорайонах под свободными территориями детских садов и школ с подъездами вне их территорий. Возможны парковки под набережными. Это сложные инженерные решения с системой очистки загрязненного воздуха.
Проблемы развития инженерных систем предполагают необходимость обследования существующих систем с целью их реконструкции. В городах всегда имеются территории с низким обеспечением теплом, водой, электроэнергией. Эти диспропорции можно устранить созданием дополнительных мощностей либо частичным переходом на автономные источники по новым технологиям. В целом инженерное обеспечение городов нуждается в значительной реконструкции и дополнении. Для этого необходимо провести инвентаризацию по состоянию инженерных сетей и инженерного оборудования, водозаборных, очистных сооружений. Следует также выявить перезагруженные или резервные места, рассмотреть излишки, которые возникают при переходе на использование счетчиков, комплексно реконструировать сети. При этом инвентаризация и обследование сетей подскажет дальнейший ход реконструктивных преобразований в изношенных сетях и в местах города с дефицитом инженерного обеспечения. Для решения указанной проблемы разрабатывается и схема ливневой канализации города, проводится инвентаризация существующих ливнестоков, в том числе и прудов-накопителей.
Особое значение практически для каждого города имеет реконструкция центра. В процессе реконструкции необходимо скорректировать схему охраны памятников в границах зон визуального восприятия. Учитывая высокую плотность застройки в центре и тот факт, что застройка в центре любыми способами будет продолжаться, нужно практически по каждому объекту выполнить научно-проектную работу. При этом следует уйти от точечной застройки и проектиро-
вать жилые комплексы и ансамбли в местах ветхой застройки домов первых серий, которые находятся в историческом центре.
Отметим также необходимость создания крупных парковок под стадионами, площадями, вокзалами, а также под административными зданиями и общественными комплексами. В исторических центрах и в других районах города нужно наметить места для создания градостроительных ансамблей.
Среди антикризисных характеристик генплана развития города планируемое развитие площадок со скрытым инвестиционным потенциалом имеет также очень важное значение. В любом городе имеются площадки, которые не считаются эффективными. В результате долгие годы администрация города и строительный комплекс не вовлекают их в оборот. Тем не менее, многие из этих заброшенных территорий обнаруживают скрытый потенциал эффективности. Поэтому требуется определить площадки со скрытым инвестиционным потенциалом, такие как:
- ранее заброшенные территории оврагов;
- территории разрушенных ландшафтов (карьеры, бывшие свалки и др.);
- необустроенные набережные и др.
Инвестиционная привлекательность таких участков поддерживается зачастую нестандартными инженерными и архитектурные решениями, связанными с определением функции или многофункциональности площадки, правильной очередностью, прогрессивными и научно-обоснованными проектными решениями, принятыми действенными методами строительства. Экономическую эффективность обусловливают притягательность архитектурных и инженерных решений, а также остроумные планировочные решения, обеспечивающие комплексность и самодостаточность. При этом скрытая эффективность начинает приносить и ощутимый материализованный экономический эффект.
Все вышеперечисленные проблемы, решаясь в комплексе, потребуют использования программного формата для реализации прорывных направлений в строительстве, выводя его на новый уровень, особенностью которого станет превентивный характер предупреждения кризисных явлений городского развития.
Статья поступила 10.10.2014 г.
Библиографический список
1. Матвеева М.В., Яськова Н.Ю. Инновационный фокус инвестиционной деятельности в рамках модернизации национальной экономики // Економ1чний часопис-ХХ1. Киев. 2014. № 1-2. С. 42-45.
2. Градостроительный Кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ [Электронный ресурс]. 1^1.: www.sudact.ru/
3. Соколов В.В., Яськова Н.Ю. Совершенствование механизма размещения государственного строительного заказа в
федеральной контрактной системе // Научное обозрение. 2012. № 6. С. 605-609.
4. Бакрунов Ю.О., Яськова Н.Ю. Отечественный деве-лопмент - уникальный Бизнес-симбиоз // Экономика строительства. 2008. № 3. С. 44-53.
5. Сарченко В.И., Крушлинский В.И. Генплан и качество среды города. Красноярск: Изд-во СибФГУ, 2014. 148 с.