Научная статья на тему 'Перспективы применения текстов с труднопроизносимым набором звуков как одного из основных педагогических средств формирования четкой дикции'

Перспективы применения текстов с труднопроизносимым набором звуков как одного из основных педагогических средств формирования четкой дикции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИКЦИЯ У ДЕТЕЙ БЕЗ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ / СКОРОГОВОРКА / ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СКОРОГОВОРКОЙ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / CHILDREN ARTICULATION WITHOUT SPEECH PATHOLOGY / TONGUE TWISTER / STAGES OF TONGUE TWISTER TEACHING / EDUCATION TECHNOLOGY TOOLS / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Елена Владиславовна

Статья посвящена анализу одного из основных педагогических средств формирования четкой, ясной дикции у детей младшего школьного возраста. В содержательной части более подробно описана работа с текстами с труднопроизносимым набором звуков через использование технических средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of using texts with hardly pronounceable sounds application as one of the main pedagogical tools for forming articulation

This paper deals with the analyzing one of the key pedagogical tools for forming distinct and clear articulation of primary school age children. It describes the work with texts containing hardly pronounceable sounds with the use of education technology tools.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения текстов с труднопроизносимым набором звуков как одного из основных педагогических средств формирования четкой дикции»

- умение понимать, отображать в художественно-творческой деятельности и переносить положительную модель общения героев художественных произведений на общение со сверстниками, взрослыми, родителями. Искусство как средство формирования основ коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста имеет особый смысл. Единство красоты, добра, истины изначально заложено в эстетических нормах, вырабатываемых искусством. Информация и нормы общения, переданные на языке музыки, живописи, танца, литературы, более доступны, понятны детям, легче усваиваются. Следовательно, необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного.

Е °

о то

Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А.В. Петровского. М., 1983.

2. Зацепина М.Б. Культура - основа развития ребенка дошкольного возраста. М., 2011.

3. Куланина И.Н. Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников: Монография. М., 2008.

4. Куланина И.Н. Формирование коммуникативной культуры ребенка в процессе знакомства с искусством // Художественно-эстетическая деятельность как основа всестороннего воспитания ребенка: Коллективная монография / Под общ. ред. Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной. М., 2011.

5. Семенина С.К. Интеграция как путь модернизации школы: Методологические основы. М., 2002.

Е.В. Максимова

Перспективы применения текстов с труднопроизносимым набором звуков как одного из основных педагогических средств формирования четкой дикции

Статья посвящена анализу одного из основных педагогических средств формирования четкой, ясной дикции у детей младшего школьного возраста. В содержательной

к части более подробно описана работа с текстами с труднопроизносимым набором зву-

| | ков через использование технических средств обучения.

| § Ключевые слова: дикция у детей без речевой патологии, скороговорка, этапы рабо-

к ™ ты над скороговоркой, технические средства обучения, младший школьный возраст.

С! СС

^ М.Ф. Фомичева [4], Е. Саричева [2] под хорошей дикцией подразумевают ° четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.

Анализ литературы показал, что существует ряд теоретических подходов к определению дикции, но все они не исключают таких параметров, как чистота, четкость, разборчивость, внятность, отчетливость и выразительность. Специалисты называют при определении дикции общее: дикция - произношение - способ материальной реализации мыслительного объекта; манера выговаривать слова, действуя на слушателя; одна из важнейших сторон культуры звучащей речи [1].

Для формирования четкой, ясной дикции у детей младшего школьного возраста без речевой патологии мы использовали такие средства, как артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; фонематическая гимнастика; театрализованная игра-этюд; труднопроизносимые звуковые комплексы; тексты с труднопроизносимым набором звуков (скороговорки, чистоговорки); технические средства обучения.

В данной статье более подробно рассмотрим тексты с труднопроизносимым набором звуков, а именно скороговорку, во взаимосвязи с техническими средствами обучения.

Скороговорка является также эффективным материалом произносительных упражнений, т.к. насыщена повторами звуков и имеет хорошо выраженный ритм. Скороговорки доступны для понимания детьми младшего школьного возраста, легко ими запоминаются. Использование скороговорок помогает в формировании тонких мышц речедвигательного аппарата, в совершенствовании скоординированности его движений. Это также позволяет нам утверждать, что использование скороговорок в специально организованной деятельности и самостоятельных играх младших школьников будет являться оптимальным и эффективным средством формирования дикции детей.

На примере данной скороговорки: «У пеньков опять пять опят», направленной на воспитание чистого произношения и дифференциацию звуков [т] и [т'], мы расскажем более подробно суть работы над скороговорками при формировании безупречной дикции у детей младшего школьного возраста с использованием технических средств обучения.

Собственно работу над скороговоркой необходимо начинать с объяснения незнакомых и непонятных для младших школьников слов.

В данном случае это слово «опят» - «опенок» во множественном числе в родительном падеже. Для того, что бы учащимся младших классов было понятно, о чем идет речь, мы демонстрировали картинку на слайде программы PowerPoint (рис. 1).

сс гм s О,

о z

F О

I— го О го

Рис. 1. Объяснение слова «опята»

После, используя прием мнемотехники, детям младшего школьного возраста предлагали выучить скороговорку. Мнемотехника - это комплекс специальных приемов и способов, которые облегчают запоминание необходимой информации и способствуют увеличению объема памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Мы использовали прием замены абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное представление. При разработке комплексной педагогической программы направленной на формирование четкой, ясной дикции детей младшего школьного возраста мы пришли к выводу, что лучшим способом представления визуализированной скороговорки является применение современных информационных технологий.

Визуализация скороговорки «У пеньков опять пять опят» представлена на рис. 2.

11 ншшиашшш / мпиипипми пин

Рис. 2. Визуальное представление скороговорки «У пеньков опять пять опят»

После того как скороговорка, через использование мнемотехники, выучена, продолжали работу над ней в четыре этапа по методике, предложенной М.Г. Ферман [3].

Для того, чтобы младшим школьникам было легче ориентироваться, на каком этапе находится работа со скороговоркой, мы разработали зрительные

к символы-опоры для каждого этапа. На слайде программы PowerPoint зрительные | | символы-опоры помещали в правом верхнем углу. Предложенные нами зритель-| § ные символы-опоры поддерживали устойчивый интерес младших школьников к | ™ работе со скороговорками при формировании четкой, ясной дикции. о Для первого этапа в качестве зрительного символа-опоры взяли улитку.

^ Младшим школьникам мы объяснили, что сейчас будем говорить медленно, ° как улитка, при этом нужно обязательно проговаривать каждый звук и останавливаться после каждого слова. М.Г. Ферман данный этап называла «Речь на первой скорости» [3].

Второй этап (по М.Г. Ферман, «Речь на второй скорости» [Там же]) работы над скороговоркой подразумевал проговаривание скороговорки в темпе обычной жизни. На данном этапе мы предлагали младшим школьниками произнести скороговорку так, как мы разговариваем в обычной жизни. В качестве зрительного символа-опоры для второго этапа мы взяли изображение «девочки Маши».

На третий этап мы переходили лишь в том случае, когда добивались абсолютной свободы, ясности и легкости произношения скороговорки на втором этапе. Зрительным символом третьего этапа (по М.Г. Ферман, «Речь на третьей скорости» [Там же]) работы нами была выбрана сорока. Следовательно, ученикам предлагалось произнести речевой материал так быстро, как трещит сорока, но при этом не допускать нечеткости, неряшливости в произношении.

На четвертом этапе (по М.Г. Ферман, «Речь на четвертой скорости» [Там же]) младшим школьникам мы предлагали проговорить речевой материал в очень быстром темпе, «как из пулемета». В качестве зрительного символа для данного этапа мы выбрали изображение пулемета.

Реализация программы по формированию четкой, ясной дикции у детей младшего школьного возраста доказала, что использование компьютерной техники и программных средств в специально организованной деятельности является оптимальным и эффективным средством при работе по формированию дикции младших школьников.

Информационные образовательные технологии, на наш взгляд, действительно являются эффективным средством обучения, способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность учителя начального образования новым содержанием.

Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм работы.

Таким образом, на уроках по формированию четкой, ясной дикции в начальной школе педагогическая работа с использованием в качестве основного

39

средства скороговорку с применением технических средств позволяет усилить к гч учебную мотивацию младших школьников, повысить их интерес к данной ° ^

о

деятельности, улучшить результативность и качество реализации программы

1. Безбородова Л.А., Максимова Е.В. Современное состояние проблемы развития дикции в психолого-педагогических исследованиях // Школа будущего. 2015. № 2. С. 136-148.

2. Саричева Е. Ф. Сценическая речь. М., 1995.

3. Ферман М.Г. Дикция и орфоэпия. М., 1964.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

Е.С. Немкина

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению арифметических задач

В статье рассмотрены некоторые методические приемы обучения младших школьников решению арифметических задач, которые могут способствовать формированию у них универсальных учебных действий. Использование этих приемов поможет учащимся в анализе текста задачи и научит их использовать творческий подход к поиску ее решения.

Ключевые слова: арифметическая задача, методический прием, метапредметные умения, системно-деятельностный подход, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.

по устранению дикционных недостатков.

Библиографический список

Системно-деятельностный подход к обучению - одно из основных требований современного образования. Основные принципы деятельностного подхода к обучению были заложены во второй половине XX в. отечественными учеными:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.