Научная статья на тему 'Перспективы применения комбинированных энергосиловых газотурбинных установок в горной промышленности'

Перспективы применения комбинированных энергосиловых газотурбинных установок в горной промышленности Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / LIQUEFIED NATURAL GAS / ГАЗОТУРБОВОЗ / ГОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / MINING INDUSTRY / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / DIESEL FUEL / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SAFETY / ЭНЕРГОСИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ / СУПЕРКОНДЕНСАТОР / SUPERCAPACITOR / ТЕПЛОВОЗ / CONVERSION / GAS-TURBINE LOCOMOTIVE / POWER-PLANTS / DIESEL LOCOMOTIVE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Степаненко Валерий Павлович, Белозеров Виктор Иванович

Рассмотрены перспективы применения комбинированных энергосиловых газотурбинных установок в горной промышленности. Внедрение на неэлектрифицированных карьерах газотурбовозов с современными КЭСУ и переход на использование природного сжиженного и сжатого природного газа в качестве топлива позволит повысить экологическую безопасность, снизить расход дизельного топлива и смазочных материалов на карьерах. В аварийных случаях мощные энергетические газотурбинные установки можно использовать для питания электроэнергией жилых поселков, административных помещений, мастерских, обогатительных фабрик и других объектов. Для достижения этих целей необходимо развитие систем газоснабжения горных предприятий, в первую очередь, питающихся в настоящее время от автономных электростанций с поочередно работающими дизель-генераторными установками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Степаненко Валерий Павлович, Белозеров Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR APPLICATION OF COMBINATION POWER GAS-TURBINE PLANTS IN MINING

Under discussion are the prospects for application of power-gas-turbine plants in the mining industry. Introduction of gas-turbine locomotives with the modern KESU at non-electrified open pit mines and transition to liquefied natural gas as a fuel will enable enhancing the environmental safety and reducing consumption of diesel fuel and lubricants at open pit mines. In case of emergency, the heavy-duty power-plants of gas-turbine locomotives can supply housing settlements, administrative premises, workshops, processing plants and other objects. To this effect, it is required to develop gas-supply systems at mines, for the first turn, supplied by isolated generating plants with alternate diesel-generator sets.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения комбинированных энергосиловых газотурбинных установок в горной промышленности»

В.П. Степаненко, В.И. Белозеров

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМБИНИРОВАННЫХ ЭНЕРГОСИЛОВЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК В ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассмотрены перспективы применения комбинированных энергосиловых газотурбинных установок в горной промышленности. Внедрение на неэлектрифицированных карьерах газотурбовозов с современными КЭСУ и переход на использование природного сжиженного и сжатого природного газа в качестве топлива позволит повысить экологическую безопасность, снизить расход дизельного топлива и смазочных материалов на карьерах. В аварийных случаях мощные энергетические газотурбинные установки можно использовать для питания электроэнергией жилых поселков, административных помещений, мастерских , обогатительных фабрик и других объектов. Для достижения этих целей необходимо развитие систем газоснабжения горных предприятий, в первую очередь, питающихся в настоящее время от автономных электростанций с поочередно работающими дизель-генераторными установками. Ключевые слова: сжиженный природный газ, газотурбовоз, горная промышленность, дизельное топливо, экологическая безопасность, энергосиловые установки, суперконденсатор, тепловоз.

Природный газ экологически более безопасен и в два раза дешевле дизельного топлива. Поэтому по сравнению с тепловозами локомотивы, оборудованные газотурбинными установками (ГТУ), являются наиболее экономичным и экологически безопасным видом тягового подвижного состава (ТПС), т.к. токсичность их выхлопных газов ГТУ в 5 раз ниже предельно допустимых значений для дизельных двигателей [1—6]. Первый отечественный газотурбовоз ГТ-01, представленный на рис. 1, был построен в СССР в 1965 г. Силовая установка газотурбовоза состояла из одновального газотурбинного двигателя ГТД и электрической передачи постоянного тока. Газотурбовоз был оборудован одновальной турбиной, редуктором и главными генераторами. Были также установлены вспомогательный и ма-

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 5. С. 178-189. © 2017. В.П. Степаненко, В.И. Белозеров.

УДК 622:621.438

12 11 10 9

Чертеж общего вида газотурбовоза ГТ-1: 1 — холодильник; 2 — компрессор; 3 — камеры сгорания; 4 — турбина; 5 — редуктор; 6 — главные генераторы; 7 — вспомогательный генератор; 8 — возбудитель; 9 — высоковольтная камера; 10 — тормозной компрессор; 11 — маневровый генератор; 12 — вспомогательный дизель; 13 — бак дизельного топлива; 14 — котел-подогреватель; 15 — бак тяжелого топлива

невровый генераторы, вспомогательная дизель-генераторная установка и другое оборудование.

Поезда на карьерах движутся по трассе, состоящей из пяти характерных участков: 1 — по передвижным горизонтальным участкам в забое; 2 — по капитальным наклонным путям в выездной траншее; 3 — по капитальным горизонтальным путям на поверхности; 4 — по капитальным наклонным путям при подъеме на отвал; 5 — по передвижным горизонтальным путям на отвале. Газотурбовоз с нагрузкой близкой к номинальной может работать на участках 2 и 4. При работе на остальных участках он будет недогружен, с учетом того, что движение порожних составов происходит в тормозном режиме при спуске с отвала и в выездной траншее.

Для уменьшения расхода газа необходимо газотурбовозы оборудовать комбинированными накопителями энергии, состоящими из аккумуляторных батарей (и электрохимических накопителей ЭХН), суперконденсаторов (конденсаторов с двойным электрическим слоем — КДЭС) [5—16]. Газотуробовозы необходимо также оборудовать автоматической системой контроля и управления накопителями. На стоянке и при движении на спуске при полностью заряженных накопителях может подаваться сигнал на выключение газовой турбины. Накопленная в ЭХН и КДЭС электрическая энергия может питать тяговые электродвигатели и при движении на горизонтальных участках. Определим энергоемкость и мощность ЭХН и КДЭС, достаточные для обеспечения движения поездов по путям с требуемой скоростью. При выполнении расчетов энергоемкости и мощности накопителей энергии примем следующие исходные данные.

1. Локомотив сцепной массой 360 т перевозит состав из 10 грузовых думпкаров грузоподъемностью 108 т, собственная масса думпкара 48 т. Масса порожнего поезда равна 840 т, груженого — 1920 т. Расстояние транспортирования на поверхностном комплексе карьера принято равным 2 км, средняя скорость движения — 40 км/ч. Среднее расстояние транспортирования по горизонтальным путям отвалов принято равным 0,5 км, в забоях — 1 км. При погрузке и разгрузке вагонов поезд перемещается со скоростью 3 км/ч. Груженые и порожние поезда по забойным и отвальным передвижным путям движутся с скоростью 15 км/ч.

2. Уклон пути в выездной траншее равен 40%о, средняя глубина карьера рассмотрена по вариантам: 50, 100, 150, 200 и 250 м.

3. Скорость движения поезда на спуске принята равной 30 км/ч. Продолжительность рекуперативного торможения принята на 3 мин меньше времени движения на спуске.

4. Время погрузки поезда равно 30 мин., время разгрузки — 20 мин.

5. Коэффициент запаса энергии на маневровые работы Км и на собственные нужды Кн равны: Км = Кн = 1,2; КПД заряда электрических накопителей энергии принят равным 88%.

6. Израсходованная в течение рейса энергия накопителя должна полностью компенсироваться зарядным устройством.

Расход энергии за один рейс в оба конца Адв:

АдВ = (Р + QIp) (жо L + к) + (Р + Qпоp) ^ (X — X) (1)

Мощность источника автономного питания N (кВт) вычисляется по формуле:

N = Fv /367п + ДЛТн, (2)

где Р — масса локомотива,т; Qгр, Qпор — масса прицепной части груженого и порожнего поезда,т; wo — удельное основное сопротивление движению, Н/кН; к — разность отметок исходного и конечного пунктов перевозки (уступ-отвал), м; X — расстояние транспортирования; Хт — длина участка, на котором производится торможение, F — тяговая сила локомотива, кН; П — к.п.д. передачи вращающего момента на тяговые колеса;

— мощность, расходуемая на собственные нужды локомотива, кВт, V — скорость движения, км/ч.

Тяговая сила F при движении с установившейся скоростью определяется из выражения:

F(Н) = Qгp (±/ + wo), (3)

где / — уклон рельсового пути, %%.

Сопротивление движению w слагается из сопротивления движению локомотива и прицепных думпкаров (вагонов-самосвалов).

Удельное сопротивление движению локомотива на передвижных балластированных путях при движении в тяговом режиме wT определяется из выражения [Н/кН] :

wT = 1,2(2,5 — 0^ + 0,0025V2) (4)

Для груженых думпкаров удельное сопротивление движению Жд равно wд = 3,6 + 0,15* (5)

В результате расчетов по формулам (4), (5) при скорости движения 15 км/ч получим удельное сопротивление

жт = 2,52 Н/кН; жд = 5,85Н/кН.

Затраты энергии на движение на 1 м в двух направлениях поезда на горизонтальном пути равны 0,077 кВт-ч/м. С учетом местных уклонов пути принимаем эту величину равной 0,1 кВт-ч/м или 100 кВт-ч/км.

В табл. 1 приведены результаты расчетов энергоемкости накопителя энергии для питания тягового агрегата на передвижных забойных и отвальных участках пути. При возрастании длины участка рельсового пути от 250 м до 1000 м расчетная энергоемкость накопителя энергии увеличивается от 71,11 МДж (19,75 кВт-ч) до 284,4 МДж (77,0 кВт-ч).

Зависимость величины рекуперативной энергии от глубины карьера приведена в табл. 2.

ЭХН имеют невысокие кпд в форсированных и пиковых режимах нагрузки, когда амплитуда тока в 5—7 раз выше среднего значения. При температурах ниже 15 °С и выше 45 °С кпд и отдача аккумуляторов могут уменьшиться в 2—3 раза. Приведенные в табл. 3 относительные характеристики электрохимических накопителей энергии соответствуют температуре от 15 до 35 °С. Например, литий — ионные аккумуляторы при разрядном токе равном 3Ен и нормальной температуре имеют кпд не более 65% вместо заявленных фирмами — изготовителями 95—97%. Из рассмотрения табл. 3 следует, что при токах, превышающих в 5 раз номинальное значение, кпд электрохимических накопителей энергии может уменьшиться до 12,3%, а отдача по емкости до 28,13%. Основной причиной низких энергетических показателей при больших разрядных токах является возникновение в аккумуляторах ЭДС поляризации.

Таблица 1

Зависимость расхода энергии от длины участка рельсового пути

Длина участка, м 250 500 750 1000

Расход энергии на перемещение состава, кВтч/МДж 11/39,6 22/79,2 33/118,8 44/158,4

Расход энергии на собственные нужды и маневровые работы, кВтч/МДж 8,75/31,5 16,5/63,0 22,25/94,5 33/126

Полный расход энергии, кВтч/МДж 19,75/71,1 38,5/142,2 58,25/213,3 77,0/284,4

Таблица 2

Зависимость величины рекуперативной энергии от глубины карьера

Глубина карьера, м 50 100 150 200 250

Длина тормозного пути, км 1,25 2,5 3,75 5,0 6,25

Время движения в тормозном режиме, мин. 2,4 4,8 7,2 9,6 12

Рекуперируемая энергия, кВт- ч / мДж 97/ 349,2 194/ 698,4 291/ 1047,6 386/ 1389,6 485/ 1746

В горной промышленности применяются тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы. Аккумуляторная батарея 440х7PzSL805 на напряжение 880 В имеет энергоемкость 797,5 кВт-ч. Ее запас энергии достаточен для работы на передвижных путях в забоях и отвалах, т.к. 797,5 кВт-ч >> 77 кВт-ч.

Примем величину AN мощности, расходуемой на собственные нужды, равной 20% от мощности N. Рассчитанная по формуле (2) при п р = 98%, мощность накопителя равна 460 кВт. При п р = 50% мощность накопителя возрастает до 924 кВт. При глубине карьера 250 м энергия и мощность рекуперативного торможения состава достигают высоких значений: энергия — 485 кВт-ч, мощность — 2425 кВт.

В комбинированный накопитель энергии, состоящий из аккумуляторной батареи и емкостного накопителя суперконденсатора КДЭС, должны входить реверсивный преобразователь постоянного напряжения, автономный инвертор тока с промежуточным индуктивным звеном. Энергоемкость суперконден-

Таблица 3

Относительные характеристики электрохимических накопителей энергии

Время разряда,ч Отношение токов, I/I Отдаваемая емкость Е, % Напряжение на аккумуляторе, % Отдаваемая энергия, Э/Э, % р н' КПД, %

5,0 1,0 100 100 100 42,00

4,0 1,25 0,85 98,33 83,6 35,1

3,0 1,66 70 95,83 67,1 28,11

2,0 2,50 55 90 49,5 20,7

1,5 3,33 47,5 85 40,37 17,1

1,0 5,0 40 73,33 28,13 12,3

саторного накопителя не превышает 1—2% энергоемкости аккумуляторной батареи [6—16]. В качестве наконителей энергии на газотурбовозах и газопоршневых тепловозах можно использовать суперконденсаторные модули МЛСК-130-57, параметры которых приведены в табл. 4.

На Людиновском тепловозостроительном заводе освоено производство магистрального газотурбовоза ГТШ, параметры которого приведены в табл. 5. Создателям газотурбовоза ГТШ удалось увеличить мощность тяговых электродвигателей в 2,9 раза по сравнению с базовым тепловозом ТЭМ-7А.

В последнее десятилетие на Людиновском тепловозостроительном заводе создали машину, превосходящую по мощности карьерные трехсекционные тяговые агрегаты. Мощность газотурбовоза ГТ^002 равна 8500 кВт, т.е. в 1,12 раз больше мощности тяговых агрегатов переменного тока НП-1 и ОПЭ1А. При такой мощности газотурбовоз ГТШ может стать основой для создания нового тягового агрегата. При той же сцепной массе преимуществами нового тягового агрегата являются двухсекционное исполнение вместо трехсекционного и меньшая нагрузка на ось — 22,5 т вместо 30—31 т.

Таблица 4

Параметры суперконденсаторного модуля МЛСК-130-57

№ пп Параметр Величина

1 Рабочее напряжение 130 В

2 Емкость 57 Ф

3 Запасаемая энергия 0,5 МДж / 0,150 кВтч

4 Номинальная мощность, 84 кВт

5 Максимальная мощность 560 кВт

6 Масса 50 кг

7 Габаритные размеры 1200x450x310 мм

8 Объем 0,167 м3

9 Рабочая температура - 50 °С......+ 65 °С

10 Степень защиты корпуса 1Р65

11 Ресурсы, циклы 100 000

12 Срок службы 10 лет

13 Тип электролита органический

14 Изготовитель ООО «ТЭЭМП», Москва

В России в 1997—1998 гг. на Брянском заводе транспортного машиностроения были построены два образца тепловоза ТЭМ18Г. На этих тепловозах дизельное топливо было замещено газом только наполовину, запас СПГ был равен 600 кг. В декабре 2013 г состоялась первая поездка газопоршневого тепловоза ТЭМ19Г производства БМЗ. Его мощность равна 880 кВт (1200 л. с.), запас СПГ — 4500 кг. Тепловоз ТЭМ19Г оборудован цистерной с запасом СПГ и трубопроводной арматурой. Привод тепловоза электрический переменно-постоянного тока с синхронным тяговым генератором, выпрямителями и шестью тяговыми электродвигателями постоянного тока. В табл. 6 приведены параметры газопоршневого тепловоза ТЭМ19Г.

Мощности газопоршневого тепловоза ТЭМ19Г недостаточно для вывоза горной массы из глубоких неэлектрифици-рованных карьеров. Тепловоз может найти применение на маневровых работах и вспомогательных перевозках на железнодорожном транспорте карьеров. Сейчас опытная эксплуатация машины продолжается.

Оценим возможность замены сжиженного природного газа СПГ более доступным компримированным природным сжатым газом КПГ. Удельная объемная масса СПГ равна 0,255 кг/л, а удельная объемная масса компримированного природного газа КПГ почти вдвое легче и равна 0,144 кг/л. При замене СПГ на КПГ емкость баков для газового топлива должна быть увеличена в 1,77 раза (0,255/0,144 = 1,77). Удельная объемная масса КПГ бака находится в пределах от 1,15 кг/л для металлическо-

Таблица 5

Параметры газотурбовоза ГТ1Н

№ пп Параметр Величина

1 Осевая формула 2(2о+2о+2о+2о)

2 Тип двигателя Турбина НК361

3 Мощность 8300 кВт (11285 л.с.)

4 Тип топлива СПГ-сжиженный природный газ

5 Запас СПГ 17000 кг

6 Пробег до заправки 750-1000 км

7 Конструкционная скорость 100 км/ч

8 Изготовитель Людиновский тепловозостроительный завод

Таблица 6

Параметры газопоршневого тепловоза ТЭМ19Г

№ пп Параметр Величина

1 Мощность тепловоза по поршневому двигателю, кВт (л.с.) 880(1197)

2 Тип поршневого двигателя Н92ГД

3 Служебная масса, т 126

4 Осевая (колесная) формула 3о — 3о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН(тс) 206 (21)

6 Сила тяги при трогании с места, кН (тс) 319 (32,5)

7 Сила тяги в длительном режиме, кН (тс) 206 (21)

8 Скорость — конструкционная, м/с (км/ч) 27,8 (100)

9 Скорость — длительного режима м/с (км/ч) 3,3 (12)

10 Минимальный радиус кривой, м 80

11 Ширина колеи, мм 1 520

12 Запас топлива кг 4500

13 Запас песка, кг 400

14 Габарит по ГОСТ 9238 Т1

15 Длина по осям автосцепок, мм 20 000

16 Максимальная ширина, мм 3 120

17 Высота по кабине машиниста, мм 4 430

18 Тип топлива СПГ

19 Изготовитель Брянский машзавод

го бака до 0,25 кг/л — для пластико-углеволоконного. Удельная масса СПГ бака — 0,39 кг/л. По сравнению с магистральными железнодорожными для карьерных машин требуются меньшие запасы топлива Приведенные данные показывают, что замена баков для газового топлива с СПГ на КПГ реальна.

Расширение использования в горной промышленности газового топлива позволит повысить экологическую безопасность, снизить расход дизельного топлива и смазочных материалов. В аварийных случаях мощные энергетические газотурбинные установки можно использовать для питания электроэнергией

жилых поселков, административных помещений, мастерских, обогатительных фабрик и других объектов. Для достижения этих целей необходимо развитие систем газоснабжения горных предприятий, в первую очередь, питающихся в настоящее время от автономных электростанций с поочередно работающими дизель-генераторными установками.

Заключение

1. В целях повышения экологической безопасности, ресур-со- и энергосбережения необходимо расширять использование природного компримированного КПГ и сжиженного газа СПГ, оборудовать газотурбинные установки комбинированными накопителями электрической энергии, состоящими из аккумуляторных батарей и конденсаторов с двойным электрическим слоем. Эти мероприятия позволят повысить экологическую безопасность, снизить расход дизельного топлива и смазочных материалов в горной промышленности не менее.

2. Достаточную мощность для вывоза горной массы из глубоких неэлектрифицированных карьеров имеют газотурбовозы ГТШ, производство которых освоено на Людиновском тепловозостроительном заводе. В настоящее время газотурбовозы ГТШ следует рассматривать как перспективные после создания их карьерной модификации с возможным применением более доступного сжатого природного газа. Газопоршневой тепловоз ТЭМ19Г может найти применение на железнодорожном транспорте карьеров, на маневровых работах и вспомогательных перевозках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика расчета вредных выбросов (сбросов) для комплекса оборудования открытых горных работ. — Люберцы, 1999. — 48 с.

2. Опарин Д.А., Кавалеров Б.В. О моделировании газотурбинных установок при управлении электростанциями малой и средней мощности // Вестник Пермского национального исследовательского университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. — 2014. — № 12. — С. 5—13.

3. Гриценко Е. А., Данильченко В. П., Лукачев С. В., Резник В. Е., Цы-бизов Ю. И. Конвертирование авиационных ГТД в газотурбинные установки наземного применения. — Самара: СНЦ РАН, 2004. — 266 с.

4. Кавалеров Б. В., Бахирев И. В., Килин Г. А. О задачах исследования адаптивного управления электростанциями на базе конвертированных авиационных ГТУ // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. — 2014. — № 11. — С. 65—77.

5. Белозеров В.И., Степаненко В.П. Актуальность создания карьерных локомотивов с накопителем энергии // Горная промышленность. - 2014. - № 4. - С. 79.

6. Степаненко В. П., Белозеров В. И. Применение комбинированных (гибридных) энергосиловых установок горнотранспортных машин // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2015. — № 2. — С. 174-181.

7. Степаненко В. П., Белозеров В. И., Сорин Л. М. Перспективы применения комбинированных накопителей энергии на карьерном железнодорожном транспорте // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2015. - № 5. - С. 317-322.

8. Степаненко В. П. Применение комбинированных (гибридных) энергосиловых установок в горной промышленности // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2014. - № 11. - С. 322-328.

9. Степаненко В. П. Пути повышения энергоэффективности и ресурсосбережения горного локомотивного транспорта // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2016. - № 9. - С. 128-137.

10. Степаненко В. П. Определение параметров накопителей энергии комбинированных энергосиловых установок // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2016. - № 8. - С. 166-174.

11. Степаненко В. П. Применение возобновляемых источников энергии и суперконденсаторов на открытых горных работах // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2016. - № 8. - С. 175-182.

12. Степаненко В. П. Применение в горной промышленности КЭСУ с возобновляемыми источниками и накопителями энергии // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2016. - № 9. - С. 138-146.

13. Степаненко В. П. Перспективы применения в горной промышленности нетрадиционных возобновляемых источников и комбинированных накопителей энергии // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2016. - № 10. - С. 93-104.

14. Степаненко В. П., Сорин Л. Н. Актуальность ресурсо- и энергосбережения подземных рудничных локомотивов с комбинированными накопителями энергии // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2015. - № 5. - С. 323-328.

15. Степаненко В.П., Сорин Л.Н. Энергоэффективность подземной локомотивной откатки с гибридными накопителями энергии // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2015. - № 6. -С. 135-140.

16. Степаненко В. П. Повышение энергоэффективности и ресурсосбережения рудничного электровозного транспорта // Вюник Криво-рiзького национального ушверситету. - 2016. - Вип. 42. - С. 20-25. it7^

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Степаненко Валерий Павлович - кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, e-mail: valestepanenko@yandex.ru, МГИ НИТУ «МИСиС»,

Белозеров Виктор Иванович - кандидат технических наук, ООО «Экокарьерпроект», е-mail: blzrv70@mail.ru.

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2017. No. 5, pp. 178-189.

UDC 622:621.438

V.P. Stepanenko, V.I. Belozerov

PROSPECTS FOR APPLICATION OF COMBINATION POWER GAS-TURBINE PLANTS IN MINING

Under discussion are the prospects for application of power-gas-turbine plants in the mining industry. Introduction of gas-turbine locomotives with the modern KESU at non-electrified open pit mines and transition to liquefied natural gas as a fuel will enable enhancing the environmental safety and reducing consumption of diesel fuel and lubricants at open pit mines.

In case of emergency, the heavy-duty power-plants of gas-turbine locomotives can supply housing settlements, administrative premises, workshops, processing plants and other objects. To this effect, it is required to develop gas-supply systems at mines, for the first turn, supplied by isolated generating plants with alternate diesel-generator sets.

Key words: conversion, liquefied natural gas, gas-turbine locomotive, mining industry, diesel fuel, environmental safety, power-plants, supercapacitor, diesel locomotive.

AUTHORS

Stepanenko V.P., Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, Senior Researcher, e-mail: valestepanenko@yandex.ru, Mining Institute, National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia, Belozerov V.I., Candidate of Technical Sciences, OOO «Ekokar'erproekt», Russia, e-mail: blzrv70@mail.ru.

REFERENCES

1. Metodika rascheta vrednykh vybrosov (sbrosov) dlya kompleksa oborudovaniya otkry-tykh gornykh rabot (Calculation procedure for hazardous emission for an open pit mining equipment assembly), Lyubertsy, 1999, 48 p.

2. Oparin D. A., Kavalerov B. V. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta. Elektrotekhnika, informatsionnye tekhnologii, sistemy upravleniya. 2014, no 12, pp. 5—13.

3. Gritsenko E. A., Danil'chenko V. P., Lukachev S. V., Reznik V. E., Tsybizov Yu. I. Konvertirovanie aviatsionnykh GTD v gazoturbinnye ustanovki nazemnogo primeneniya (Conversion of aero-gas-turbine-engines into ground-based gas-turbine plants), Samara, SNTs RAN, 2004, 266 p.

4. Kavalerov B. V., Bakhirev I. V., Kilin G. A. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Elektrotekhnika, informatsionnye tekhnologii, sistemy upravleniya. 2014, no 11, pp. 65—77.

5. Belozerov V. I., Stepanenko V. P. Gornayapromyshlennost'. 2014, no 4, pp. 79.

6. Stepanenko V. P., Belozerov V. I. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2015, no 2, pp. 174-181.

7. Stepanenko V P., Belozerov VI., Sorin L. M. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2015, no 5, pp. 317-322.

8. Stepanenko V. P. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2014, no 11, pp. 322-328.

9. Stepanenko V P. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016, no 9, pp. 128-137.

10. Stepanenko V P. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016, no 8, pp. 166-174.

11. Stepanenko V P. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016, no 8, pp. 175-182.

12. Stepanenko V P. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016, no 9, pp. 138-146.

13. Stepanenko V P. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016, no 10, pp. 93-104.

14. Stepanenko V P., Sorin L. N. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2015, no 5, pp. 323-328.

15. Stepanenko V P., Sorin L. N. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2015, no 6, pp. 135-140.

16. Stepanenko V P. VisnikKrivoriz'kogo natsional'nogo universitetu. 2016. Vip. 42, pp. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.