Научная статья на тему 'Перспективы правового регулирования Порядка назначения и выплаты государственной академической стипендии'

Перспективы правового регулирования Порядка назначения и выплаты государственной академической стипендии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
819
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИПЕНДИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СТИПЕНДИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / SCHOLARSHIP SECURING / STATE ACADEMIC SCHOLARSHIP / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берестнев Михаил Александрович, Темнов Эдуард Сергеевич

Рассматриваются вопросы, раскрывающие правовую основу, порядок назначения и выплаты государственной академической стипендии. Среди различных видов стипендий авторами особое внимание уделяется государственной академической стипендии, отмечается широкое распространение рассматриваемого вида стипендий. Представленный авторами анализ основан на обширной эмпирической базе, сформированной в рамках мониторинга стипендиального обеспечения образовательных организаций высшего образовании. Отдельное внимание уделяется особенностям назначения и выплаты повышенной государственной академической стипендии за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности. Подробно рассмотрены требования, которым должен соответствовать студент, претендующий на получение государственной академической стипендии и повышенной государственной академической стипендии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Берестнев Михаил Александрович, Темнов Эдуард Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF LEGAL REGULATION OF APPOINTMENT AND PAYMENT OF THE STATE ACADEMIC SCHOLARSHIPS

This article is discussed the issues that reveal the legal basis, the order of appointment and payment of state academic scholarships. Among the different types of scholarships authors focus on the state academic scholarship, this type of scholarships are widespread. The author's analysis is based on extensive empirical basis, formed within the framework of monitoring provide fellowship educational institutions of higher education. Special attention is given to features of appointment and payment of increased state academic scholarships for achievements in teaching, research, social, cultural, artistic and sports activities. Discussed in detail the requirements to be met by a student who claims to receive state academic scholarships and increased state academic scholarships.

Текст научной работы на тему «Перспективы правового регулирования Порядка назначения и выплаты государственной академической стипендии»

Aristarkhovа T.A., Deputy Director of the Institute of Law and Management TSU, tanya1483@yandex.ru (Russia, Tula, Tula State University).

УДК 347:378.014.542:378.342

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СТИПЕНДИИ

М.А. Берестнев, Э.С. Темнов

Рассматриваются вопросы, раскрывающие правовую основу, порядок назначения и выплаты государственной академической стипендии. Среди различных видов стипендий авторами особое внимание уделяется государственной академической стипендии, отмечается широкое распространение рассматриваемого вида стипендий. Представленный авторами анализ основан на обширной эмпирической базе, сформированной в рамках мониторинга стипендиального обеспечения образовательных организаций высшего образовании. Отдельное внимание уделяется особенностям назначения и выплаты повышенной государственной академической стипендии за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности. Подробно рассмотрены требования, которым должен соответствовать студент, претендующий на получение государственной академической стипендии и повышенной государственной академической стипендии.

Ключевые слова: стипендиальное обеспечение, государственная академическая стипендия, основная образовательная программа

Стипендиальное обеспечение является важной мерой социальной поддержки, обеспечивающей стимулирование обучающихся к успешному освоению ими соответствующих образовательных программ. В связи с этим на законодательном уровне должен проходить непрерывный процесс совершенствования правовой основы, регулирующей вопросы назначения и выплаты отдельных видов стипендий.

Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») [3, Ст. 7598] в Российской Федерации устанавливаются семь следующих видов стипендий:

1) государственная академическая стипендия студентам;

2) государственная социальная стипендия студентам;

3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;

4)стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;

5) именные стипендии;

6) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;

7) стипендии слушателям подготовительных отделений.

Данная статья впервые на законодательном уровне закрепляет виды стипендий, выплачиваемых в Российской Федерации. До принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аналогичные положения закреплялись на уровне подзаконных актов и не регулировались ни Федеральным законом от 22.08.1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ни Законом Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании».

Государственная академическая стипендия студентам является самым распространенным видом стипендий, затрагивающим наибольшее количество обучающихся. Так, проведенный мониторинг [9] стипендиального обеспечения образовательных организаций высшего образования (далее - Мониторинг) позволил установить, что 47,9 % средств стипендиального фонда в 2013 году направлялись образовательными организациями именно на выплату государственных академических стипендий студентам.

Необходимо отметить, что государственная академическая стипендия может выплачиваться только студентам. При этом под студентами действующее законодательство об образовании понимает лиц, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры) (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Следовательно, воспитанники, учащиеся, аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели, экстерны как иные категории обучающихся, перечисленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», не могут претендовать на получение государственной академической стипендии студентам.

Успешность освоения основной образовательной программы выступает главным условием получения государственной академической стипендии.

Для получения государственной академической стипендии студент должен соответствовать ряду требований, а именно: являться студентом очной формы обучения; осваивать основную образовательную программу за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; не иметь академической задолженности и оценок «удовлетворительно» по итогам промежуточной аттестации. Данные требования предусмотрены частями 3, 4 статьи 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2014 года № 139 [8] и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2013 года № 1000 [7].

Возникновение академической задолженности или получение по итогам сессии оценки «удовлетворительно» лишает студента права на получение государственной академической стипендии.

Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Конкретный размер государственной академической стипендии учебное заведение определяет самостоятельно. Однако образовательная организация не может установить размер данного вида стипендий в меньшем размере, чем установленный норматив.

Стоит также отметить, что в образовательных организациях, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, установленные Правительством РФ, размеры стипендий определяются с учетом этих коэффициентов и надбавок.

В настоящее время нормативы по каждому уровню профессионального образования установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» [6, ст. 5360]. В соответствии с ним установлен следующий норматив для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в отношении государственной академической стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам:

- среднего профессионального образования - в размере 487 рублей в месяц;

- высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры) - в размере 1340 рублей.

Для сравнения, минимальный размер оплаты труда в России с 1 января 2015 г. составляет 5965 рублей в месяц, а установленная величина прожиточного минимума по Российской Федерации за III квартал 2014 г. для трудоспособного населения - 8731 рубля.

По данным Мониторинга, средний размер государственной академической стипендии за период с сентября по декабрь 2013 г. составил 2324 руб. При этом в отдельных образовательных организациях размер академической стипендии был менее 1340 рублей, т.е. меньше установленного норматива.

Согласно пункту 5 Порядка назначения студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии, государственной стипендии, утвержденного Приказом Минобрнауки России от

28.08.2013 года № 1000 (далее - Порядок № 1000), государственная академическая стипендия назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации не реже двух раз в год. Правда данное требование не всегда выполняется образовательными организациями. В ряде организаций высшего образования назначение государственной академической стипендии (обучающимся по программам бакалавриата и специалитета) в нарушение положений Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2013 года № 1000 происходит с учетом не только успехов в учебной, но и в научной деятельности.

В пункте 5 Порядка № 1000 установлено также важное положение, предусматривающее выплату государственной академической стипендии студентам первого курса, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в период с начала учебного года до прохождения первой промежуточной аттестации. Количество баллов единого государственного экзамена не влияет на выплату государственной академической стипендии. Напомним, что до введения единого государственного экзамена результаты вступительных испытаний при приеме в высшие учебные заведения учитывались при назначении стипендии.

Назначение данного вида стипендии оформляется распорядительным актом руководителя образовательного учреждения (приказ, распоряжение), а выплаты должны производиться один раз в месяц.

Выплата государственной академической стипендий прекращается с месяца, следующего за месяцем получения студентом оценки «удовлетворительно» во время прохождения промежуточной аттестации, или образования у студента академической задолженности (пункт 14 Порядка № 1000). Помимо отрицательных результатов в учебе, основанием для прекращения выплаты государственной академической стипендии является отчисление обучающегося из образовательной организации вне зависимости от причин отчисления. При этом выплата стипендии прекращается с момента отчисления обучающегося.

В соответствии с частью 4 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В то же время применение к обучающемуся дисциплинарного взыскания не может повлечь за собой снижение или прекращение выплаты государственной академической стипендии. Результаты Мониторинга показали, что в нарушение положений нормативных правовых актов, регулирующих

вопросы стипендиального обеспечения, отдельные образовательные организации учитывают дисциплинарные взыскания при назначении академической стипендии либо прекращают выплаты академической стипендии при вынесении дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора.

Студентам, имеющим достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности, может назначаться государственная академическая стипендия, увеличенная в размере по отношению к нормативу, установленному Правительством РФ для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в отношении государственной академической стипендии, в пределах средств, предусмотренных на увеличение стипендиального фонда организации, то есть повышенная стипендия.

Порядок и основания назначения повышенной государственной академической стипендии регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 года № 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования» (вместе с «Правилами совершенствования стипендиального обеспечения студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования») (далее - Правила № 945) [5].

По данным Мониторинга в 2014 году численность студентов, получающих указанную стипендию, составила 97 838 человек.

Как отмечено нами выше, повышенная академическая стипендия выплачивается за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности.

К образовательным организациям Правилами № 945 установлены требования обязательные для соблюдения. Так, численность студентов учреждений высшего профессионального образования, получающих повышенную стипендию, не может составлять более 10 % от общего числа студентов, получающих государственную академическую стипендию. Учреждение высшего образования может использовать на повышение стипендий за достижения в учебной деятельности не более 20 % от общего объема увеличения стипендиального фонда, осуществляемого в соответствии с рассматриваемыми Правилами № 945.

Средний размер повышенной академической стипендии в образовательных организация России за сентябрь-декабрь 2013 года составил 9 565 рублей.

Размер повышенной академической стипендии определяется учреждением высшего образования самостоятельно в зависимости от курсов обучения с учетом приоритетного повышения стипендий для студентов, обучающихся на более старших курсах. По каждой образовательной программе

решением ученого совета учреждения высшего образования устанавливается курс (семестр), начиная с которого назначается повышенная стипендия.

Решение о размере повышенной стипендии принимается ученым советом учреждения высшего образования с участием представителей органов студенческого самоуправления (пункт 6 Правил № 945). Аналогичное положение закреплено в части 8 статьи 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Важным обстоятельством является отнесение данного вопроса к совместной компетенции ученого совета образовательной организации высшего образования и студенческого самоуправления.

Стоит отметить, что ученый совет, к компетенции которого отнесен вопрос о размере стипендии, в структуре органов образовательной организации занимает ключевое место. Он является постоянно действующим коллегиальным выборным органом управления, уполномоченным принимать решения по важнейшим вопросам деятельности образовательных организаций высшего образования. В ученый совет образовательной организации высшего образования, как правило, входят ректор, проректора, деканы факультетов (директора институтов), а также иные выборные лица.

С термином «студенческое самоуправление» дело обстоит сложнее, поскольку в «новом» законе об образовании он не используется.

В то же время в статье 26 «Управление образовательной организацией» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «установлено, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования -студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Принятие решения о размере повышенной стипендии совместно ученым советом образовательной организации высшего образования и советом обучающихся этой организации или выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) позволяет гарантировать соблюдение права обучающихся на достойное стипендиальное обеспечение.

В разделе II Правил № 945 перечислены критерии, которым должен соответствовать студент при назначении повышенной стипендии. Критерии определяются в зависимости от сферы деятельности, в которой студент имеет достижения. Общим критерием, необходимым для признания достижений в какой-либо сфере деятельности, является отсутствие академической задолженности или пересдачи экзамена (зачета) по неуважительной причине в течение 2 следующих друг за другом семестров, предшествующих назначению стипендии (пункт 8 Правил № 945).

В частности, критериями, определяющими достижения в учебной деятельности, выступают: получение студентом по итогам промежуточной аттестации в течение не менее 2 следующих друг за другом семестров, предшествующих назначению стипендии, оценок «отлично» и «хорошо» при наличии не менее 50 процентов оценок «отлично»; признание студента победителем или призером проводимых учреждением высшего профессионального образования, общественной и иной организацией международной, всероссийской, ведомственной или региональной олимпиады, конкурса, соревнования, состязания и иного мероприятия, направленных на выявление учебных достижений студентов, проведенных в течение 2 лет, предшествующих назначению стипендии.

Повышенная стипендия за достижения студента в научно-исследовательской деятельности назначается при соответствии этой деятельности одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение 2 лет, предшествующих назначению повышенной стипендии:

- награды (приза) за результаты научно-исследовательской работы, проводимой учреждением высшего профессионального образования или иной организацией;

- документа, удостоверяющего исключительное право студента на достигнутый им научный (научно-методический, научно-технический, научно-творческий) результат интеллектуальной деятельности (патент, свидетельство);

- гранта на выполнение научно-исследовательской работы;

б) наличие у студента публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) международном, всероссийском, ведомственном или региональном издании, в издании учреждения высшего профессионального образования или иной организации в течение года, предшествующего назначению повышенной стипендии;

в) иное публичное представление студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной стипендии, результатов научно-исследовательской работы, в том числе путем выступления с докладом (сообщением) на конференции, семинаре и ином международном, всероссийском, ведомственном, региональном мероприятии, проводимом учреждением высшего профессионального образования, общественной или иной организацией.

Повышенная стипендия за достижения студента в общественной деятельности назначается при соответствии этой деятельности одному или нескольким из следующих критериев:

а) систематическое участие студента в проведении (обеспечении проведения):

- социально ориентированной, культурной (культурно-просветительской, культурно-воспитательной) деятельности в форме шефской помощи, благотворительных акций и иных подобных формах;

- общественной деятельности, направленной на пропаганду общечеловеческих ценностей, уважения к правам и свободам человека, а также на защиту природы;

- общественно значимых культурно-массовых мероприятий;

б) систематическое участие студента в деятельности по информационному обеспечению общественно значимых мероприятий, общественной жизни учреждения высшего профессионального образования (в разработке сайта учреждения высшего профессионального образования, организации и обеспечении деятельности средств массовой информации, в том числе в издании газеты, журнала, создании и реализации теле- и радиопрограмм учреждения высшего профессионального образования);

в) участие (членство) студента в общественных организациях в течение года, предшествующего назначению повышенной стипендии;

г) систематическое участие студента в обеспечении защиты прав студентов;

д) систематическое безвозмездное выполнение студентом общественно полезной деятельности, в том числе организационной, направленной на поддержание общественной безопасности, благоустройство окружающей среды, природоохранной деятельности или иной аналогичной деятельности.

Как достижение в общественной деятельности может быть признано активное участие студента в работе юридических клиник, создаваемых образовательными организациями в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [2].

Юридические клиники имеют целью деятельности правовое просвещение населения, формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи, оказание бесплатной юридической помощи.

В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования.

Повышенная стипендия за достижения студента в культурно-творческой деятельности назначается при соответствии этой деятельности одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение 2 лет, предшествующих назначению повышенной стипендии, награды (приза) за результаты культурно-творческой деятельности, осуществленной им в рамках деятельности, проводимой учреждением высшего профессионального образования или иной организацией, в том числе в рамках конкурса, смотра и иного аналогичного международного, всероссийского, ведомственного, регионального мероприятия;

б) публичное представление студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной стипендии, созданного им произведения литературы или искусства (литературного произведения, драматического, музыкально-драматического произведения, сценарного произведения, хореографического произведения, пантомимы, музыкального произведения с текстом или без текста, аудиовизуального произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графического рассказа, комикса, другого произведения изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного, сценографического искусства, произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, в том числе в виде проекта, чертежа, изображения, макета, фотографического произведения, произведения, полученного способом, аналогичным фотографии, географической, геологической, другой карты, плана, эскиза, пластического произведения, относящегося к географии, топографии и другим наукам, а также другого произведения);

в) систематическое участие студента в проведении (обеспечении проведения) публичной культурно-творческой деятельности воспитательного, пропагандистского характера и иной общественно значимой публичной культурно-творческой деятельности.

Повышенная стипендия за достижения студента в спортивной деятельности назначается при соответствии этой деятельности одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение 2 лет, предшествующих назначению повышенной стипендии, награды (приза) за результаты спортивной деятельности, осуществленной им в рамках спортивных международных, всероссийских, ведомственных, региональных мероприятий, проводимых учреждением высшего профессионального образования или иной организацией;

б) систематическое участие студента в спортивных мероприятиях воспитательного, пропагандистского характера и (или) иных общественно значимых спортивных мероприятиях.

Повышенная стипендия не назначается за достижения в спортивной деятельности студентам, получающим стипендию Президента РФ, выплачиваемую в соответствии с Указом Президента РФ от 31.03.2011 года № 368 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам

и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр» (пункт 13 Правил № 945)[4].

По результатам проведенного исследования было выявлено следующее соотношение числа обучающихся, которым назначена повышенная академическая стипендия в рамках рассматриваемого Постановления Правительства Российской Федерации № 945:

- за достижения в учебной деятельности - 22,7 %;

- за достижения в научно-исследовательской деятельности - 28,0 %;

- за достижения в общественной - 22,1 %;

- за достижения в культурно-творческой - 15,1 %;

- за достижения в спортивной деятельности - 12,1 %.

Рассмотренные выше критерии, устанавливающие наличие достижений в учебной и научно-исследовательской деятельности, по нашему мнению, обладают большей объективностью по сравнению с критериями достижений в сфере общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности. В связи с этим для более объективного и прозрачного процесса назначения повышенной государственной академической стипендии ключевую роль должна играть деятельность профессиональных союзов обучающихся. В локальных нормативных актах, принимаемых образовательной организацией при согласовании с профессиональными союзами обучающихся, должны устанавливаться конкретные параметры (бально-рейтинговая система), позволяющие соотнести достижения в различных областях деятельности.

Достаточно сложно сопоставить значимость достижения в учебной деятельности (учебу на «отлично» или «хорошо») и достижения в общественной деятельности в виде систематического участия студента в обеспечении защиты прав студентов.

Стипендиальные выплаты в рамках Постановления Правительства № 945 являются важным элементом государственной политики по поддержке талантливой молодежи. В свою очередь, доступность информации о порядке распределения денежных средств и об актуальных размерах этих выплат является одним из факторов, влияющим на эффективность стипендиального обеспечения.

В ходе проведенного анализа в рамках настоящей работы на ряде официальных сайтов образовательных организаций в сети «Интернет» информация по данным выплатам не была обнаружена. Чаще всего это касается тех вузов, на сайтах которых приведена версия стипендиального положения до 2011 года.

Во многих образовательных организациях, в которых информация о порядке распределения денежных средств представлена, отсутствуют четкие критерии для отбора стипендиатов и определения размера выплат. Это создает

почву для появления непрозрачных и коррупциогенных процедур назначения указанных стипендий обучающимся.

В заключении отметим, что новые политико-экономические реалии требуют реформирования как института стипендиального обеспечения в России в целом, так и порядка назначения государственной академической стипендии в частности.

С одной стороны, материальное положение обучающихся должно улучшаться. Необходимо закрепить право обучающихся на своевременную выплату стипендий и установить ответственность образовательных организаций за задержку выплаты стипендий. Как показали результаты проведенного Мониторинга имеют место случаи выплаты стипендий за летние месяцы в сентябре.

Целесообразно предусмотреть право обучающихся на денежную компенсацию при задержке выплаты стипендии и, соответственно, обязанность образовательных организаций выплатить такую денежную компенсации вне зависимости от наличия собственной вины.

Для работников подобная гарантия закреплена в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации [1], согласно которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

На наш взгляд, данное предложение достаточно обоснованно и актуально на данный момент времени, поскольку зачастую стипендия является для обучающегося, особенно для нуждающейся категории, единственным источником средств к существованию.

С другой стороны, необходимо принимать меры по повышению стимулирующей составляющей. Процесс назначения государственной академической стипендий должен становиться более гибким, а требования к обучающимся, претендующим на получение стипендии, более жесткими. Между обучающимися должна присутствовать конкуренция без привязки к оценкам «удовлетворительно». И совершенно недопустима выплата академической стипендии с оценкой «удовлетворительно» при наличии средств стипендиального фонда, что предусмотрено в некоторых стипендиальных положениях образовательных организаций и противоречит установленным требованиям. В ходе Мониторинга выявлено, что в 19 ВУЗах студенты получали государственную академическую стипендию, имея оценки «удовлетворительно» по результатам летней промежуточной аттестации. В 20 вузах в январе 2014 года обучающимся, имеющим оценки «удовлетворительно»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

либо академические задолженности, выплачивалась государственная академическая стипендия.

В настоящее время успешность освоения обучающимся той или иной образовательной программы в конкретном семестре оценивается не только путем проведения промежуточной аттестации (зачеты, экзамены), но и при текущем контроле успеваемости, который проводится в середине и конце семестра. Итоги текущего контроля успеваемости, проводимого в середине семестра, должны также учитываться при назначении и выплате государственной академической стипендии. Такая мера повысит заинтересованность студентов в более качественном освоении основной образовательной программы в течение всего семестра.

Вопрос повышения требований к успеваемости студентов для получения государственной академической стипендии обсуждался на встрече Президента РФ В.В. Путина со студентами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», состоявшейся 22 января 2014 год. Одним из предложений может стать предъявление дополнительного требования к студентам, которым назначается государственная академическая стипендия, о наличии по итогам промежуточной аттестации, предшествующей назначению стипендии, среднего балла не ниже 4,5.

Таким образом, для получения государственной академической стипендии студенту будет недостаточно обучаться на «хорошо» и «отлично». По итогам сессии должно быть получено не менее 50 процентов оценок «отлично».

В то же время, по нашему мнению, данное предложение не стоит распространять на студентов первого и второго курсов, т.е. на период их адаптации в образовательной организации высшего образования. По данным Мониторинга, наблюдается прямая корреляция между курсом обучения и количеством обучающихся, получающих академическую стипендию. Количество обучающихся, получающих академическую стипендию, увеличивается с переходом на более старшие курсы, достигая максимального показателя на последнем курсе. Так, на первом курсе процент получающих стипендию составил 42,46 % от общего количества, а на третьем курсе - 53,3 %.

В связи с вышеизложенным, считаем, что принятие подзаконных нормативных правовых актов, уточняющих положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в части стипендиального обеспечения должно быть направлено как на улучшение материального положения обучающихся, так и на предъявление к ним дополнительных требований по успешному освоению образовательных программ.

Список литературы

1.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). ст. 3.

2.Федеральнй закон от 21.11.2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

3.Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (ч.1). ст. 7598.

4.Указ Президента РФ от 31.03.2011 N 368 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр» // Собрание законодательства РФ. 04.04.2011. N 14. Ст. 1883.

5.Постановление Правительства РФ от 18.11.2011 N 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования» (вместе с «Правилами совершенствования стипендиального обеспечения студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования») // Собрание законодательства РФ. 21.11.2011. N 47. ст. 6666.

6.Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 N 899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» // Собрание законодательства РФ. 21.10.2013. N 42, Ст. 5360.

7.Приказ Минобрнауки России от 28.08.2013 N 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» //Российская газета. N 229. 11.10.2013.

8.Приказ Минобрнауки России от 25.02.2014 N 139 «Об установлении требований к студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, которым назначается государственная академическая стипендия» // Российская газета. N 59. 14.03.2014.

Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, зав. кафедрой, berestnev@bk.ru (Россия, Тула, Тульский государственный университет).

Темное Эдуард Сергеевич, канд. техн. наук, проректор, etemnov@gmail.com (Россия, Тула, Тульский государственный университет).

THE PROSPECTS OF LEGAL REGULATION OF APPOINTMENT AND PAYMENT OF THE STATE ACADEMIC SCHOLARSHIPS M.A. Berestnev, E.S. Temnov

This article is discussed the issues that reveal the legal basis, the order of appointment and payment of state academic scholarships. Among the different types of scholarships authors focus on the state academic scholarship, this type of scholarships are widespread. The author's analysis is based on extensive empirical basis, formed within the framework of monitoring provide fellowship educational institutions of higher education. Special attention is given to features of appointment and payment of increased state academic scholarships for achievements in teaching, research, social, cultural, artistic and sports activities. Discussed in detail the requirements to be met by a student who claims to receive state academic scholarships and increased state academic scholarships.

Keywords: scholarship securing, state academic scholarship, basic educational program.

Berestnev M. A. , candidate jurid. Sciences, Head of Chair civil and land law of Tula State University, E-mail: berestnev@bk.ru (Russia, Tula, Tula State University).

Temnov E.S., candidate of technical Sciences, Prorector for educational work of Tula State University, E-mail: etemnov@gmail.com (Russia, Tula, Tula State University).

УДК 343

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Н.Н. Волчкова

Рассматривается передовой зарубежный опыт парламентского контроля с позиций необходимости разработки ключевых положений законодательства РФ по данному вопросу. Дан анализ парламентского контроля, присущего как государствам с высоким уровнем развития, так и государствам, находящимся на пути реформ и развития. Автор предлагает, совместить этот опыт с российскими условиями, с отечественной государственно - правовой теорией и практикой, актуальными задачами, стоящими перед обществом. Только в этом случае речь может идти о создании дееспособного, международно-признанного и понятного общественно-политического механизма.

Ключевые слова: парламентский контроль, парламентское расследование, контрольные полномочия, Европейская конституционная практика.

Изучение передового зарубежного опыта интересно и полезно с позиции необходимости разработки ключевых положений законодательства РФ по

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.