Научная статья на тему 'Перспективы подготовки кадров для гостиничных предприятий'

Перспективы подготовки кадров для гостиничных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПОТРЕБНОСТЬ В КАДРАХ / HOSPITALITY COMPANY / EDUCATIONAL STANDARDS / THE NEED FOR STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюжева Марина Борисовна, Лукина Ольга Викторовна, Раннинен Ирина Анатольевна

Потребность в кадрах для гостиничных предприятий существенно возрастает с принятием Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». Гостиничным предприятиям необходимы подготовленные специалисты с определенным опытом работы. В рамках новых образовательных стандартов третьего поколения «Гостиничное дело» акцент делается на обладание компетенциями, как общекультурными, так и профессиональными, которые так необходимы для работы в гостиничных предприятиях. Образовательным учреждениям следует активно работать с гостиничными предприятиями для того, чтобы знать те требования, которые предъявляет работодатель к выпускникам учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюжева Марина Борисовна, Лукина Ольга Викторовна, Раннинен Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of training for hospitality industry

Staffing requirements for the hospitality industry increases significantly with the adoption of the federal target program «Development of domestic tourism in the Russian Federation (2011 — 2018 gg.)». Hospitality companies need prepared specialists with specific experience. Under the new educational standards for third-generation «Hospitality,» the emphasis is on having competencies as general cultural and professional, which are so necessary for working in the hospitality industry. Educational institutions should actively work with hotel companies, in order to know the demands that the employer makes to the graduates of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Перспективы подготовки кадров для гостиничных предприятий»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

УДК 378.14 : 640.4

М. Б. ДЮЖЕВА О. В. ЛУКИНА И. А. РАННИНЕН

Омский государственный университет путей сообщения

Омский государственный институт сервиса

Министерство по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ________________________________

Потребность в кадрах для гостиничных предприятий существенно возрастает с принятием Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». Гостиничным предприятиям необходимы подготовленные специалисты с определенным опытом работы. В рамках новых образовательных стандартов третьего поколения «Гостиничное дело» акцент делается на обладание компетенциями, как общекультурными, так и профессиональными, которые так необходимы для работы в гостиничных предприятиях. Образовательным учреждениям следует активно работать с гостиничными предприятиями для того, чтобы знать те требования, которые предъявляет работодатель к выпускникам учебных заведений.

Ключевые слова: гостиничное предприятие, образовательные стандарты, потребность в кадрах.

Гостиничным предприятиям необходимы подготовленные специалисты с определенным опытом работы. Однако выпускники вузов приходят на рынок труда с большим теоретическим запасом знаний и с недостаточными профессиональными навыками. Подготовка и обучение кадров — это вложение денежных средств и времени, которые необходимо рационально использовать, поэтому следует совершенствовать систему подготовки кадров для гостиничных предприятий с учетом требований рынка гостиничных услуг и выпускать из вузов уже хорошо подготовленных к практической деятельности специалистов. Таким образом, современные экономические условия требуют иного, нового подхода от образовательных учреждений к подготовке специалистов XXI века в сфере индустрии гостеприимства.

Проблема подготовки кадров для гостиничных предприятий широко обсуждается в рамках научно-практических конференций различного уровня. Выявляются различные причины слабой подготовленности выпускников к профессиональной деятельности.

Одной из основных причин, по мнению авторов статьи, является слабая ориентация Государственных образовательных стандартов на специализированную подготовку специалистов, которыми сейчас заполнен рынок труда для гостиничных предприятий и которыми так не довольны работодатели. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», в рамках которого предусматривалась специализация «Гостиничный сервис», как показывает анализ требований стандарта, ориентирован в основном на

теоретическую подготовку специалистов для туризма [1]. Для дисциплин специализации выделяется всего 2052 часа из 8262 часов теоретического обучения. Поэтому выпускники не обладают достаточными базовыми знаниями по блоку дисциплин специализации, практически не знакомы с организацией и технологией работы различных служб гостиниц, ресторанов, у них, как правило, отсутствуют навыки практической деятельности. Состав и содержание дисциплин специализации потребовал пересмотра и увязки с потребностями рынка труда в сфере гостеприимства и питания, с потребностями работодателей. Поэтому в рамках образовательных стандартов третьего поколения, утвержденных Минобрнауки РФ, предусматривается внедрение образовательных стандартов «Гостиничное дело» для бакалавров и магистров. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 «Гостиничное дело» (квалификация (степень) бакалавр) был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 сентября 2010 г. №936 [2]. А стандарт для магистров по направлению «Гостиничное дело» утвержден приказом от 14 января 2011 года №11 [3]. Как видим, эти стандарты утверждены недавно, и какими будут результаты, покажет только время.

В 2011—2012 учебном году осуществлен только первый набор студентов по данным направлениям. Так, в Омском государственном институте сервиса в новом учебном году была набрана группа бакалавров по направлению «Гостиничное дело» в рамках двух профилей: «Ресторанная деятельность» и «Гостиничная деятельность» [4].

В рамках образовательных стандартов третьего поколения «Гостиничное дело» акцент делается не на получение знаний, умений и навыков, а на обладание компетенциями, как общекультурными, так и профессиональными, которые так необходимы для работы в гостиничных предприятиях. Возникает идея создания тренинг-гостиниц на базе высших учебных заведений по западному образцу, где студенты работают и учатся одновременно. В этом случае для них это возможность получить практический опыт.

А пока, для получения требуемых компетенций, гостиничные предприятия вынуждены «дотягивать» выпускников до требуемого уровня подготовки. Тренинговые программы обучения, обучение с отрывом от работы могут себе позволить только крупные компании и организации индустрии гостеприимства, малый бизнес не имеет таких финансовых возможностей, и им приходится применять обучение через наставничество, обучение на рабочем месте и т. д. В то же время и деньги, потраченные на подготовку молодых специалистов крупными компаниями, не гарантируют того, что они проработают более года в своей должности и не оставят ее в поисках более высокооплачиваемой работы в другой гостинице или даже в иной сфере бизнеса.

Интересен тот факт, что, согласно проведенному авторами статьи опросу, выпускники профильных учебных заведений при окончании обучения рассчитывают занять руководящую должность, плохо представляя себе, в чем же будут заключаться их должностные обязанности.

На наш взгляд, кратко, но достаточно хорошо описаны требования к персоналу гостиниц и иных средств размещения и его квалификации в Приложении 8 к «Системе классификации гостиниц и иных средств размещения» [5]. Это, прежде всего, требования к знанию иностранных языков, умению работать в автоматизированных системах. Несмотря на то, что классификация у нас в стране добровольная, требования к качеству услуг должны соблюдаться и в некатегорийных гостиницах. Для лучшего понимания должностных обязанностей сотрудников гостиниц необходимо студентам более внимательно относиться к должностным инструкциям, которые обязательно присутствуют в любой гостинице.

Одной из причин недостаточной подготовки кадров для гостиничных предприятий, авторы статьи видят в отсутствии сотрудничества предприятий гостиничного бизнеса с учебными заведениями. В отличие от Запада, где сотрудничество бизнеса и учебных центров стало очень популярным, широкого распространения в России данное сотрудничество не получило. В настоящее время взаимодействие гостиниц и учебных заведений, подготавливающих специалистов для гостиничной отрасли, сводится к прохождению студентами учебной, производственной и преддипломной практик на базе гостиниц.

Отсутствие отраслевого заказа на потребность в специалистах гостиничного сервиса приводит к хаотичности в численности и профессиональной направленности подготовки специалистов. учебные заведения практически работают «вслепую», т. е. готовят столько специалистов, сколько могут. Это усложняет трудоустройство молодых специалистов, не обеспечивает конкретных потребностей предприятий [6].

Следует обратить внимание, что среднесписочная численность работников, задействованных в го-

стиничном и ресторанном бизнесе на территории Омской области, достаточно большая, но снижается (табл. 1), как и оборот этих организаций (табл. 2), но при этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников гостиниц и ресторанов увеличивается (табл. 3) это связано, прежде всего, с сокращением штатной численности работников работающих в сфере индустрии гостеприимства [7]. Однако в Омске проектируется и строится несколько новых гостиниц, в результате чего повысится и потребность в кадрах (табл. 1—3).

Если же говорить о потребности в кадрах для гостиничных предприятий, то она существенно возрастает с принятием Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» [8]. Согласно постановлению Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644, на ее финансирование будет выделено 332 млрд руб.

Программа основана на кластерном подходе, когда на ограниченной территории сосредоточены предприятия и организации, специализирующиеся на разработке, производстве, продвижении и продаже туристского продукта, смежной деятельности. Такие туристско-рекреационные и автотуристские кластеры появятся в 25 регионах. Всего выделено 7 основных туристических направлений — Серебряное кольцо России, Золотое кольцо России, Юг России, Большая Волга, Сибирь, Прибайкалье и Дальний Восток.

В кластерах планируется строительство современных комфортабельных гостиниц и отелей, кемпингов, кафе и ресторанов, спортивных, развлекательных и торговых объектов, автостоянок и другой обеспечивающей инфраструктуры.

Программой предусмотрена работа по усовершенствованию системы подготовки кадров в сфере туриндустрии.

Основная часть финансирования программы — частные инвестиции, из федерального бюджета будет выделено 28,9% всей суммы, из региональных — 7,5%. Как гласит постановление Правительства РФ

Таблица 1

Среднесписочная численность работников (чел.)

отрасль 2007 2008 2009 2010

гостиницы и рестораны 7 592 8 432 7 453 6 921

Таблица 2

Оборот организаций (в фактически действовавших ценах, миллион руб.)

отрасль 2008 в % к 2007 2009 в % к 2008 2010 в % к 2009

гостиницы и рестораны 2 637,4 114,1 3 560,3 82,6 2 226, 4 86,2

Таблица 3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников (руб.)

отрасль 2006 2007 2008 2009

гостиницы и рестораны 5 489,8 6 957,5 8 614,7 9 374,3

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)», инвестиционные проекты будут отбирать по конкурсу. Часть затрат по привлеченным кредитам и займам возместят инвесторам из федерального бюджета. Также предусмотрены субсидии регионам на софинансирование строительства обеспечивающей инфраструктуры [9].

Если все пойдет по плану, то въездной поток увеличится более чем вшестеро (до 23 млн человек к 2018 году), а отпуск в России будут проводить в полтора раза больше отдыхающих (45 млн). Соответственно, вырастет и объем рынка туристических услуг — в 4,7 раза, до 417 млрд рублей [10].

Таким образом, современные экономические условия требуют иного, нового подхода от образовательных учреждений к подготовке специалистов XXI века в сфере индустрии гостеприимства. Образовательным учреждениям следует активно работать с гостиничными предприятиями, для того чтобы знать те требования, которые предъявляет работодатель к выпускникам учебных заведений. В таких условиях возникает необходимость создать результативный учебный процесс соответствующий образовательному стандарту третьего поколения в сфере индустрии гостеприимства и требованиям работодателя. Для того, что бы решить ряд существующих общих проблем, необходима государственная поддержка учебных заведений в области подготовки кадров для индустрии гостеприимства, которая должна заключаться в создании условий для результативного взаимодействия профильных учебных заведений и представителей бизнеса. Для подготовки специалистов в сфере бизнеса гостеприимства необходимо создать объединение в рамках социального партнерства, в состав которого будут входить представители профессиональных участников индустрии гостеприимства, действующих и строящихся гостиниц, ресторанов, турагентсв и т. д., организаторов систем обучения, специалистов вузов, осуществляющих подготовку персонала для индустрии гостеприимства.

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230500 (100103) Социально-культурный сервис и туризм, утвержден 27 марта 2000 г, № 293 (Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686). [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// eduscan.net/ standart/100103/ (дата обращения:

10.09.2011).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 сентя-

бря 2010 г. № 936. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// mon.gov.ru/files/materials/ 7576/10.08.05-101100m.pdf / (дата обращения: 10.09.2011).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело (квалификация (степень) «магистр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 года № 11. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// mon. gov.ru/dok/fgos/7200/ (дата обращения: 10.09.2011).

4. Сайт Омского государственного института сервиса. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.omgis. ru/ (дата обращения: 20.09.2011).

5. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 25 января 2011 г. N 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.rg.ru/ 2011/03/17/ turiklassifikator-site-dok.html/ (дата обращения: 10.09.2011).

6. Дусенко, С. В. Современные подходы к повышению качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства / С. В. Дусенко, Е. С. Засимович / Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. матер. Всерос. науч.-пр. интернет-конф. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// labourmarket.ru/ conf4/ reports/dusenko.doc / (дата обращения: 28.09.2011).

7. Омская область в цифрах. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// omsk.gks.ru / (дата обращения: 20.09.2011).

8. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации /2011 — 2018 годы/» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// правительство.рф /gov/results/16241/ (дата обращения:

20.09.2011).

9. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ news/343879/ (дата обращения: 20.09.2011).

10. Латухина, К. А. Отпуск на родине / К. А. Латухина // Российская газета. Столичный выпуск. — 2011. —29 июля. — № 5541.

ДЮЖЕВА Марина Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Омского государственного университета путей сообщения.

Адрес для переписки: e-mail: dyzgeva@mail.ru ЛУКИНА Ольга Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Гостиничное дело» Омского государственного института сервиса.

Адрес для переписки: e-mail: lookina@list.ru РАННИНЕН Ирина Анатольевна, советник заместителя председателя Правительства Омской области, Министерство по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области.

Адрес для переписки: e-mail: kmpt@list.ru

Статья поступила в издательство 23.12.2011 г.

© М. Б. Дюжева, О. В. Лукина, И. А. Раннинен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.