Научная статья на тему 'Перспективы музеефикации историко-культурного потенциала историко-культурной зоны Московского тракта в пределах Предбайкалья'

Перспективы музеефикации историко-культурного потенциала историко-культурной зоны Московского тракта в пределах Предбайкалья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ТРАКТ / ТОРГОВЛЯ / ИЗВОЗ / ПОСТОЯЛЫЙ ДВОР / ЭТАП / MOSKOVSKY HIGH ROAD / TRADE / CARRYING / HOTEL YARD / HALTING -PLACE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Владимир Викторович

Представлен анализ историко-культурного наследия населения в хронологии трактовой историко-культурной зоны в пределах Иркутской области. Рассматривается перспектива его сохранения, в основном его материальной составляющей, методом этнографических музейных комплексов под открытым небом с использованием способа транслокации объектов недвижимости и реконструкции утраченных объектов, которые необходимы для фрагментарного воссоздания в создаваемых музейных экспозициях реальной исторической среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тихонов Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Prospects of Museumfication of the Historical and Cultural Zone of Moskovsky High Road in Predbaykalie

In article, the history and culture of high road zone in Irkutsk oblast is analyzed. The prospects for its preserving by means of forming open air ethnographic complexes are considered. The author offers to use the way of translocation for real historical surroundings reconstruction.

Текст научной работы на тему «Перспективы музеефикации историко-культурного потенциала историко-культурной зоны Московского тракта в пределах Предбайкалья»

УДК 069 (571.53)

Тихонов Владимир Викторович Vladimir Tikhonov

ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЗОНЫ МОСКОВСКОГО ТРАКТА В ПРЕДЕЛАХ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ

THE PROSPECTS OF MUSEUMFICATION OF THE HISTORICAL AND CULTURAL ZONE OF MOSKOVSKY HIGH ROAD IN PREDBAYKALIE

Представлен анализ историко-культурного наследия населения в хронологии трактовой историко-культурной зоны в пределах Иркутской области. Рассматривается перспектива его сохранения, в основном его материальной составляющей, методом этнографических музейных комплексов под открытым небом с использованием способа транслокации объектов недвижимости и реконструкции утраченных объектов, которые необходимы для фрагментарного воссоздания в создаваемых музейных экспозициях реальной исторической среды

Ключевые слова: Московский тракт, торговля, извоз, постоялый двор, этап

In article, the history and culture of high road zone in Irkutsk oblast is analyzed. The prospects for its preserving by means of forming open air ethnographic complexes are considered. The author offers to use the way of translocation for real historical surroundings reconstruction.

Key words: Moskovsky high road, trade, carrying, hotel yard, halting -place

С 1970-х гг. в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» (г. Иркутск) с целью построения экспозиционного пространства, максимально характеризующего историко-культурный потенциал Иркутской области, проводится историко-культурное зонирование, позволяющее по этно-географо-экономико-хозяйственному принципу выделить историко-культурные зоны, имеющие друг от друга резкоотли-чительные культурологические элементы. По результатам работ на территории Иркутской области выделены девять историко-культурных зон, которые будут представлены в экспозиционном пространстве

музейного комплекса « Тальцы». Одной из историко-культурных, музеефикация которой экспозиционным методом уже начата в музее, является трактовая историко-культурная зона.

Трактовая историко-культурная зона территориально располагается на юге Пред-байкалья, протянувшись с запада на восток от р. Бирюса до оз. Байкал и занимая вдоль Московского тракта полосу 20...30 км по обе его стороны с протяженностью по Иркутской области порядка 600 км. Процесс освоения этой территории русскими начался в XVII в. с постройки казаками Ниж-неудинского, Балаганского, Бельского,

Голуметского, Иркутского и Тункинского острогов. Заселение земель вдоль будущего Московского тракта на первых порах проходило стихийно. До недавнего времени считалось, что подавляющая часть первых поселенцев пришла в Сибирь с северных территорий России. Однако появились исследования, в которых доказывается, что заселение Предбайкалья происходило в равной степени за счет миграции населения и с северных, и с центральных территорий России; так, еще Ю.А. Гагемейстер цитировал архангельского воеводу, который сообщал, что в 1686 г. Архангельское воеводство покинули жители 71 тыс. дворов, переселившиеся в Сибирь и на Дон [2, с. 85].

Автором данной статьи в РГАДА обнаружен документ — писцовая книга «Перечень земель, сенокосных и прочих угодий у пассацких, пашенных, монастырских и всяких чинов людей в слободах и деревнях Иркутского острога», составленная стряпчим Федором Сверчковым в 1686 г. В ней есть информация о прежних местах жительства населения Иркутского уезда [10]. Из нее следует, что в 13 селениях, расположенных под Иркутском, проживало 155 хозяев, из которых 98 прибыли из средней полосы России и только 57 — из Поморья. Приехавшие в Предбайкалье первоначально привносили на новые земли свои строительные традиции и культуру земледелия, которые впоследствии менялись — новоселы приспосабливали их к местным климатическим условиям [8, С. 103]. Учитывая, что Московский тракт на практике стал оформляться с первой половины XVIII в., можно сделать вывод, что некоторые селения стали возникать еще до его строительства, и в его основу легла проселочная дорога от Иркутска до Нижнеудинска, проходящая частично через эти селения.

Началом строительства Московского тракта считается 1726 г., когда по поручению красноярского коменданта Зубова будущий маршрут тракта измерен и описан сыном боярским Бахтуровым. С этого времени на образующиеся ямщицкие станции и в деревни правительство стало планово

переселять крестьян, отставных солдат и даже ссыльных. За счет этих мер население многих деревень значительно возросло. Так, в 1762 г. проживало: в Жилкино

— 120, Китое — 604, Биликтуе — 175, За-ларях — 201, Кутулике — 180, Кимильтее — 266, Зиме — 252, Куйтуне — 174, Шерагуле

— 329, Тулуне — 255 лиц мужского пола. В 1743 г. по результатам обследования дороги Петром Чемесовым существующие зимовья стали преобразовываться в ямщицкие станы. Этому предшествовала работа местной власти, направленная на поиск людей, желавших переехать на новое место. Желавшим переселиться и стать ямщиками предоставлялись льготы: 15 десятин пахотной земли, освобождение на три года от всех податей, возможность заниматься в свободное от ямщицкой повинности время охотой, вести торговлю пушниной через выборных десятников и дополнительно получать за перегоны плату, установленную казной [3, С. 24].

До образования ямщицких станов главным прибежищем для путников служили зимовья, располагавшиеся друг от друга на расстоянии 30...40 верст, т.е. примерно дневного перегона. Это были небольшие избы с глиняными печами, лавками и нарами. Зимовья использовались только зимой. За зимовьем следили крестьяне. Путники в них получали лошадей, фураж и ночлег за установленную плату. Летом зимовья не использовались. За период с 1743 по 1762 гг. многие ямщицкие станции стали крупными, насчитывающими 20.40 дворов. Расстояние между ямщицкими станциями сократилось до 25.30 верст [7, С. 221]. В 1747 г. ямщицкие станции заселены в основном мелкими семьями, а уже в 1762 г. соотношение малых, средних и больших семей изменилось в сторону крупных, достигающих иногда 30, 40 и даже 60 (с. Ше-рагул, семья Лыткина) членов [7, С. 123]. В 1772 г. путешествующий по Сибири известный ученый П.С. Паллас писал: «Как скоро в Иркутскую губернию съедешь, то везде уже можно найти по дороге на всех станциях весьма богатые светлые и чистые дома для приятия приезжих» [9, С. 422].

Для обустройства дороги и ее содержания подушными податями стали облагаться крестьяне, прожившие на месте более трех лет. Весь тракт разбивался на участки, которые закреплялись за отдельными селениями, обязанными обустраивать тракт. Прибывший по Московскому тракту в 1806 г. гражданский губернатор Н.И. Трескин нашел его в запущенном состоянии. В некоторых местах он был настолько узок, что две встречные подводы не могли разъехаться [4, С. 10]. По его поручению дорога в узких местах была расширена и благоустроена в соответствии с требованиями времени. С 80-х гг. XIX в. для ремонтных работ стали привлекать подрядчиков на средства, получаемые от повозного сбора. Крестьяне продолжали выполнять только мелкие ремонтные работы [1, С. 263]. К 50-м гг. XIX в. среднее расстояние между станциями составляло уже 22 версты [7, С. 142].

С середины XIX в. в связи с разрастанием сел и возникшей нехваткой пахотных земель вокруг них стали появляться заимки, которые использовались, главным образом, в земледельческий сезон ( весной, летом, осенью).

Основным занятием населения, проживавшего вдоль Московского тракта, являлось обслуживание провоза пассажиров, их багажа, иных грузов и этапирования заключенных. Значительным было и товарное производство зерна. На основе этого формировались экономика района, хозяйственно-бытовой уклад, планировка сел, архитектура строений. Через селения по тракту постоянно проезжали, часто останавливаясь на ночлег, люди купеческого звания, чиновники и представители других сословий. Они через бытовые вещи, манеру поведения, одежду и мировоззрение влияли на традиционную крестьянскую культуру, размывая ее незыблемые устои. Это явление — разрушение традиционного уклада жизни — усилилось вследствие увеличения числа крестьян, занимавшихся торговлей и извозом. Надолго и часто покидая родные места, они, особенно в городах, наблюдали другую жизнь, другую культуру и, возвращаясь назад, привносили ее в крестьянский

быт. Через тракт шло большое количество разных товаров, часть которых состояла из дешевой мануфактуры китайского и российского производства. В результате домашнее ткачество, требовавшее большого физического труда и много времени, стало вытесняться фабричными тканями. К началу XX в. домотканина практически из обихода исчезла. Одежду шили из покупной городской ткани.

В конце XVIII-XIX вв. городская культура начинает активно проникать в крестьянскую культуру трактовой зоны Уже в начале XIX в. путешественники отмечают появление в крестьянских домах картин западно-европейских художников. С середины XIX — начала XX вв. в обиходе у крестьян имеется фаянсовая, хрустальная и фарфоровая посуда. Расположенные по тракту Тельминская и Тальцинская фабрики изготовляли стекло, хрусталь, фаянс, Хайтинская — производила фаянс и фарфор. К концу XIX в. много домов по Московскому тракту построено с элементами городской культуры. Зажиточное крестьянство строило дома полностью городского типа. К этому же времени полностью изменился интерьер дома. Печь выдвинулась ближе к середине, помещение разделилось на прихожую, кухню, спальню и зал. Ярко выраженное внутреннее деление дома с особым назначением каждой площади свидетельствует о том, что в трактовой историко-культурной зоне стали жить разделенные семьи.

В планировке населенных пунктов, стоящих непосредственно на тракте, господствовала линейная застройка с двухсторонней планировкой улиц, в наиболее крупных селениях — улично-квартальная. Для заимок была характерна свободно разбросанная планировка или планировка, подчиненная рельефу местности. Планировка усадьбы была вертикальная. Чистый двор продолжался скотным в сторону огорода. На улицу выходили дом, ворота, амбар.

Основными видами хозяйственной деятельности, отличающими эту историко-культурную зону от других, были извоз, торговля и дворничество. Дворничество —

вид деятельности, состоящей в содержании постоялых дворов для ночлега, обогрева, питания путешествующих и ямщиков, отстоя и кормления лошадей. Только по трем округам — Иркутскому, Балаганскому и Нижнеудинскому — на конец XIX в. их было 587 [7, С. 241]. Помимо постоялых дворов обеспечением ямщиков (дворничес-твом) занимались и крестьянские хозяйства, количество которых статистикой не учитывалось.

Торговля по тракту была распространена во всех крупных селах и слободах. На 1878 г., по данным Статистического комитета, в Предбайкалье по Московскому тракту было 136 питейных домов, 152 бакалейные, мануфактурные и галантерейные лавки [7, с.245].

Извозом — перевозкой грузов и пассажиров — на Московском тракте занимались не только профессиональные ямщики, но и практически все крестьяне в период, свободный от хлебопашества. За перевоз пассажира крестьянин получал 1,3 к. с лошади за версту, соответственно с тройки лошадей — 4 к. [5, С. 45]. В 1888 г., по данным городской управы, лишь через Иркутскую таможню в год прошло около 75 тыс. возов только чая [7, С. 225]. Тогда же объем перевозок составлял порядка 2 млн пудов в год.

Еще одним из специфических промыслов населения Московского тракта было санно-тележное производство. Большой объем извоза требовал много этих изделий. На конец XIX в. их стоимость составляла: телеги — 10 руб., саней —1,5.3 руб., кошевки — 3.7 руб. В среднем за год ремесленник, занимающийся этим промыслом, мог зарабатывать 350.400 руб. [6, С. 359].

Формируемая в настоящее время экспозиция должна отразить все характерные для этой историко-культурной зоны особенности: наличие крупных сел с развитой торговой сетью, а также заимок, крупных мангазей, постоялых дворов, промышленных слобод, возникновение в селах обслуживающих учреждений: больниц, доходных домов, школ и т.д., наличие в селах ремесленников.

В результате хозяйственной деятельности сложился определенный тип сельских селений со своими особенностями, которые тоже нужно отразить в экспозиции музея. Для этого необходимо выделить три основных комплекса: фрагмент волостного села, заимка, фрагмент промышленной слободы. Для волостного села характерным было наличие:

— крупных двухэтажных мангазей (сохранились в селах Большежилкино и Большая Елань Усольского района, размеры 44 х 11 х 8,5 м). Обе мангазеи, выделенные из жилой застройки, стоят на взгорке и хорошо обозреваются из селений;

— базарной площади с устройством на ней общественного амбара, в котором хранились общественные весы (с. Бельск);

— купеческих усадеб с домом-лавкой, флигелем и обилием хозяйственных построек: крупных двухэтажных и одноэтажных амбаров, конюшни, дома для конюха, стаек, навесов. В целом купеческая усадьба занимала под все постройки от 50 соток до 1 га земли;

— постоялых дворов, обслуживающих сибирскую ямщину. В конце XIX в. постоялые дворы в притрактовых селениях были двух типов. Наиболее распространены были так называемые дворни; они представляли собой крепкие крестьянские хозяйства, приспособленные в зимний период, по окончании сельскохозяйственных работ, к приему и обслуживанию ямщиков и проезжавших. В некоторых селах дворни-чеством занимался каждый пятый хозяин (с. Хингуй). Второй тип — специализированный постоялый двор, в котором прием ямщиков и проезжающих по тракту велся круглогодично. Такой постоялый двор сохранился в с. Тайтурка. Это большой двухэтажный особняк городского типа;

— волостного правления с хозпостройка-ми — амбаром, летней каталажкой, сараем для хранения пожарного инвентаря. Правление и амбар сохранились в с. Бельск Черем-ховского района, летняя каталажка из бутого камня — в с. Тагна Заларинского района;

— арестантских этапов, полуэтапов. Этап состоял из одного-двух бараков и дома

начальника этапа. Все здания были огорожены 4- или 5- метровым частоколом (дом начальника этапа с внешней стороны без изменений сохранился в с. Кутулик Аларс-кого района, два барака — столовая и ночлежка, сохранились здесь же в перестроенном виде. Один в настоящее время является домом-музеем писателя А. Вампилова, другой стал корпусом туберкулезной больницы);

— почтовой станции (Малиновская на Кругобайкальском тракте);

— фельдшерского пункта (имеется в с. Оек).

Отдельным комплексом для показа основной сельскохозяйственной деятельности жителей притрактовых сел должна быть выделена заимка, состоящая из трех усадеб, планировка свободно-разбросанная.

Развитие мануфактурных производств нужно показать фрагментом промышленной слободы, в которой были бы представлены какое-либо производство, административное здание, жилые постройки рабочих (остатки печей для выплавки стекла, складские помещения, контора, старинные дома рабочих сохранились в с. Тельма Усольского района).

В связи с тем, что Московский тракт проходит по всей территории Сибири, от Урала до Владивостока, опыт формирования трактовой экспозиции в музее «Таль-цы» можно распространить и на экспозиции будущих сибирских этнографических музеев под открытым небом с учетом региональных специфик.

К настоящему времени перед сотрудниками музея стоит задача формирования центральной экспозиции — собирательного образа трактового села. Строительство экспозиции началось в 2000 г., до настоящего времени ведется подбор объектов-экспонатов, отражающих то или иное направление хозяйственной деятельности в трактовых селах. Основной смысл экспозиции трактового села — через фрагментарный показ характеризовать главные функции пространства села: перевозка пассажиров, почты и грузов, обслуживание этапов. Для выполнения этих задач в музее уже подоб-

раны, а в некоторых случаях отреставрированы объекты: Дом-лавка (конец XIX в.) и купеческий дом Воинова (конец XIX в.) с магазином характеризуют торговлю и данное направление обслуживания проезжающих по тракту. Усадьба Усова (конец XIX в.), являясь постоялым двором, характеризует извоз. Усадьбы Шуклова (конец XIX в.) и Горелова (конец XIX в.) характеризуют в первом случае архаичное жилье, во втором — вариант наиболее распространенного как в Предбайкалье, так и по тракту дома-связи, состоящего из двух одинаковых изб, связанных между собой холодными сенями.

Тюрьма из п. Кутулик (конец XIX в.) должна характеризовать этап. Этот объект предполагается реконструировать из одного дома начальника — оригинала, а два тюремных барака — реконструировать по оригиналам остающихся в п. Кутулик. Почтовой станции в Предбайкалье не осталось, поэтому характеристику этой функции тракта предполагается отразить за счет реконструкции не существующей к настоящему времени Малиновской почтовой станции (вторая половина XIX в.), стоявшей на Кругобайкальском участке Московского тракта. Для реконструкции подобран фотографический материал рубежа XIX — начала XX вв. В связи с ужесточением в последние годы закона о сохранении памятников истории и культуры проблематичным становится вопрос о переносе в музей объектов, стоящих на учете как памятники. Это касается намеченной к переносу в музей церкви (вариантов несколько) и усадеб ко-незаводчиков Тарасовых (вторая половина XIX в.), из п. Красное поле, обеспечивающих тракт лошадьми.

Экспозицию трактового села можно было бы дополнить иными административными ( школа, волостное правление, пожарная часть, больница и т.д.) и усадебными объектами, но большая их часть уже размещается в других экспозиционных зонах, и расширение объема экспозиции ограничено территориально.

К настоящему времени общая концепция экспозиции трактовой историко-куль-

турной зоны Предбайкалья сформирована и ведется ее строительство. Дорабатываются отдельные элементы, в основном — подбор инфраструктуры (амбаров, завозен, поветей и т. д.) для основных объектов.

Литература_

1. Астырев Н. М. На таежных прогалинах. М.,

1891.

2. Гагемейстер Ю. А. Статистическое обозрение Сибири. СПб., 1854.

3.Гольдфарб С. Иркутская почта. Иркутск,

1998.

4. Дамешек И. Л. Гениальнейший администратор и истинный хозяин края // Земля Иркутская. 2006. № 1.

5. Кропоткин П. А. Письма из Восточной Сибири. Иркутск, 1983.

6. Материалы по исследованию земле пользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. Иркутск, 1890. Т. 2, вып. 4.

7. Нефедьева А. К., Тихонов В. В. Московский тракт. Иркутск, 2010. 320 с.

8. Нефедьева А. К., Тихонов В. В. Формирование культуры русского старожильческого населения трактовой историко-культурной зоны (вторая половина XVIII — середина XIX вв.) // Национальные культуры и их роль в формировании культурного пространства России. Иркутск, 2006.

9. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1778. Кн. 1, ч. 3.

10. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 941. Перечень земель, сенокосных и прочих угодий у пассацких, пашенных, монастырских и всякого чина людей в слободах и деревнях Иркутского острога. Л. 80-242.

Коротко об авторе _

Тихонов В. В., канд. культурологии, директор Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», г. Иркутск, Россия talci@irk.ru

Научные интересы: культурология, музееведение, скансенология

Экспозиция трактовой историко-культурной зоны Предбайкалья, реконструированная в музее «Тальцы», по завершении строительства будет пока единственной в стране.

_References

1. Astyrev N. M. Na taezhnyh progalinah. (On taiga gaps). Moscow, 1891.

2. Gagemeyster Yu. A. Statisticheskoe obozrenie Sibiri. (A. statistical review of Siberia) SPb., 1854.

3.Goldfarb S. Irkutskayapochta. (Irkutsk mail). Irkutsk, 1998.

4. Dameshek I. L. Zemlya Irkutskaya. (Irkutsk Land). 2006. no 1.

5. Kropotkin P.A. Pisma iz Vostochnoy Sibiri. (Letters from Eastern Siberia) Irkutsk, 1983.

6. Materialy po issledovaniyu zemlepolzovaniya i hozyastvennogo byta selskogo naseleniya Irkutskoy i Eniseyskoy guberniy. (Materials on the land use study and economic life of the rural population of Irkutsk and the Yenisey province). Irkutsk, 1890. vol. 2, no. 4.

7. Nefedeva A. K., Tikhonov V. V. Moskovsky trakt. (Moscow highway) Irkutsk, 2010. 320 p.

8. Nefedeva A. K., Tikhonov V. V. Natsionalnye kultury i ih rol v formirovanii kulturnogo prostranstva Rossii. (National cultures and their role in formation of cultural space of Russia) Irkutsk, 2006.

9. Pallas P.S. Puteshestvie po raznym provintsi-yam Rossiyskogo gosudarstva. (Journey through the different provinces of the Russian state). SPb., 1778. Book. 1, ch. 3.

10. RGADA. F. 214. Op. 1. D. 941. Perechen zemel, senokosnyh i prochih ugodiy u passatskih, pashennyh, monastyrskih i vsyakogo china lyudej v slobodah i derevnyah Irkutskogo ostroga. L. 80-242. (RGADA. F. 214. Op. 1. D. 941. The list of lands, hay and other lands of passatskih, pashennykh, monastery and every class of people in settlements and villages of Irkutsk fortress. L 80-242).

_ Briefly about the author

V. Tikhonov, candidate of culturological sciences, director of the Architectural and Ethnographic Museum «Taltzy», Irkutsk, Russia

Scientific interests: cultural studies, museum studies, scancernology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.