Необходимо отметить, что, вероятно, по этой же причине достаточно высокий коэффициент обогащения донных осадков железом, содержание которого в донных отложениях составило 516,90±2,59 мг/кг. Расчёт коэффициента обогащения железом по кларку литосферы составил 11,11, а по пресноводным донным отложениям, не подверженным антропогенному загрязнению, - 11,88.
Создавшиеся условия в речной экосистеме, тестируемые нами по активной реакции среды воды реки Уй, должны создать благоприятные условия для мобильности кадмия. Однако несмотря на хорошую мобильность кадмия содержание его оказалось достоверно высоким, что под-
тверждается коэффициентом обогащения, составившим 2,0. При этом необходимо отметить, что при сравнении с нормативными данными для пресноводных донных отложений этот коэффициент оказался несколько ниже и составил 0,74.
Коэффициенты обогащения донных отложений цинком и кобальтом, рассчитанные по кларку литосферы и допустимым уровням содержания этого элемента в пресноводных донных отложениях, составили 0,53; 0,14 и 0,40, соответственно. По свинцу, никелю и меди коэффициенты обогащения, рассчитанные по кларку литосферы, составили 0,24; 0,16; 0,14 и 0,13; 0,16; 0,15
- по допустимым уровням в пресноводных донных отложениях соответствен-
Образование
но, что свидетельствует о хорошей мобильности данных элементов.
Выводы Донные отложения в речной экосистеме обогащены металлами с переменной валентностью, в первую очередь, марганцем и железом. Мы считаем, что это происходит в значительной степени за счет диффузии из нижних слоев донных отложений их хорошо растворимых восстановленных форм. Вероятно, обогащение окисленного слоя осадка данными металлами происходит за счет их преобразования в окисленном слое донных отложений в малорастворимые соединения, которые выпадают в осадок и тем самым способствуют дальнейшей их диффузии из нижних слоев.
Литература
1. Басс-Бекинг Л.Т.М., Каплан И.Ф., Мур Дж. Пределы колебаний pH и окислительно-восстановительных потенциалов природной среды // Геохимия литогенеза. - М.: Изд-во иностр. лит., 1963. - С. 11-84.
2. Белоконь В.H., Басс Я.И. Содержание тяжёлых металлов, органических веществ и соединений биогенных элементов в донных отложения Дуная // Водные ресурсы. - 1993. - Т. 20. - С.469-478.
3. Линник П.Н. Донные отложения водоёмов как потенциальный источник вторичного загрязнения водной среды соединениями тяжёлых металлов // Гидробиологический журнал. - 1999. - Т. 35. - № 2. - С. 97-107.
4. Папина Т.С. Транспорт и особенности распределения тяжелых металлов в ряду: вода - взвешенное вещество -донные отложения речных экосистем. - Новосибирск, 2001. - 269 с.
5. Трапезников А.В. Радиоэкология пресноводных экосистем (на примере Уральского региона): Автореф. дис.... докт биол. наук. - Екатеринбург, 2001. - 48 с.
6. Трапезников А.В., Трапезникова В.Н. Радиоэкологическая ситуация в Уральском регионе // Научные основы профилактики и лечения болезней животных. - Екатеринбург, 2005. - С. 563-566.
7. Фомин Г.С. Вода. Контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам: Энциклопедический словарь. - М.: Протектор, 2000. - 848 с.
8. Loska K., Cebula J. , Pelczar J. et al. Use of enrichment, and contamination factors together with geoaccumulation indexes to evaluate the content of Cd, Cu, and Ni in the Rybnik water reservoir Poland // Water Air Soil Pollut. - 1997. - Vol. 95. - № 1-4. - P. 347365.
9. Рогс^г U. Heavy metals in the Baltic Sea. // Marinee Pollution. - Bullution 12 - 1977. - P. 214-218.
ПЕРСПЕКТИВЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В.Д. ШИРШОВ,
доктор педагогических наук, профессор,
Почётный работник высшего профессионального образования РФ В.В. УФИМЦЕВА,
соискатель, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: корпорация, кадровый потенциал, научное сопровождение, корпоративный подход, корпоративное образование, критерий успешности корпоративного образования, показатели готовности студентов -выпускников, корпоративные профессии в сфере АПК.
Социально-экономическое развитие сельского хозяйства немыслимо без развития кадрового потенциала. Известно, что инвестиции в человека - самые выгодные для общества и государства, а образование - капитал личности, конкурентоспособности на рынке труда, престижная работа, достойная оплата и высокий со-
Непрерывное сельскохозяйственное образование специалистов осуществляется в следующей последовательности: сельская школа - довузовская подготовка - агровуз (агроколледж) - хозяйственный субъект - структуры дополнительно-
циальный статус специалиста сельского хозяйства.
Научные исследования "показали значительную связь образования руководителей и главных специалистов с результатами производства и обеспечением внутриобластной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов" [1, с. 26].
Corporation, personnel potential, corporate, scientific accompaniment, corporate approach, corporate education, criterion of success of corporate education, index of alumnus readiness to corporate profession in agroindustrial complex.
го образования. Единство всех этих звеньев представляет собой не что иное, как корпорацию.
Для начала определим понятие "корпорация" - (от позднелат. согрога^о - объединение) - объединение, союз, общество; совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели [2,с.633].
В корпорации общая (иногда четко эгоистическая) цель лично значима для каждого члена и замкнута на достижении самой корпорации. Актив выдвигается руководителем и жестко ему подчиняется. Совместная деятельность носит стабильный, устойчивый, высокоорганизованный и управляемый характер, а эмоциональные отношения устойчивы, но иногда эмоционально-психологический климат в корпорации содержит элементы скрытого до поры до времени латентного конфликта.
Корпорация отличается четким распределением функций, иерархической ролевой структурой, ей присущи максимальная централизация и авторитарность руководства, персонализация одних членов за счет деперсонализации других. Все это приводит, как правило, к выходу из корпорации как слабых, так и интеллектуально и физически сильных и ценных для корпорации членов.
Корпоративность в сельском хозяйстве проявляется чаще всего при делении на принадлежность к какой-либо профессии. В последние годы принято говорить о необходимости создания "корпоративного духа" в сельскохозяйственных, производственных и даже в образовательных учреждениях.
При всей привлекательности корпоративного духа, думается, к этому нужно подходить критически, не использовать это движение однозначно, так как в явлении корпоративности имеются как положительные, так и отрицательные стороны.
Необходимо заметить, что в России в настоящее время слишком мало крупных корпораций в сельском хозяйстве, чтобы опираться на них в достижении глобальных задач. Поэтому упор необходимо делать на решение тактических задач на каждом предприятии АПК. Корпорации должны менять свою структуру, избавляясь от неперспективных и неконкурентоспособных подразделений, отраслей и производств, что особенно важно при вступлении России в ВТО с его довольно жесткими условиями конкуренции.
Министр сельского хозяйства РФ Гордеев А.В. отмечает позитивные тенденции агропромышленного комплекса: "Главная задача нацпроекта -повышение деловой активности на селе и привлечение к отрасли инвесторов - выполнена" [3, с.7]. Однако в тени остаются внутренние, глубин-
ные резервы, где кроются духовнонравственные источники и профессиональные возможности кадрового потенциала сельскохозяйственного производства.
При всей традиционности управления сельскохозяйственной отраслью в настоящее время, как никогда ранее, она нуждается в научном сопровождении. "Реформаторы" сельского хозяйства пытались и пытаются доказать, что эта отрасль невосприимчива к достижениям научно-технического прогресса, а поэтому необходимо сократить государственный сектор научных исследований за счет развития частного научного сектора, полностью сократить опытнопроизводственные хозяйства и экспериментальные предприятия АПК. Руководству АПК, к счастью, удалось остановить эти разрушающие идеи.
Развитие корпорации возможно на предвидении благоприятных и негативных тенденций изменения внешней среды, поэтому для сельского хозяйства нужен менеджер, способный идти на приемлемый риск, который часто оказывается вознагражденным в виде высокого дохода, благополучия сотрудников и села в целом. Научный анализ деятельности успешных предприятий сельского хозяйства показывает, что выживают и активно работают только те из них, которые совмещают производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, хотя каждый элемент этой цепочки связан с возможностями риска.
Специалист сельского хозяйства должен уметь управлять рисками с помощью разработки бизнес-плана, привлечения к оценке проектов специалистов - консультантов, умения прогнозировать рыночную конъюнктуру, спроса на продукцию сельского хозяйства, резервировать средства в случае непредвиденных расходов и умения организовать страхование возможных рисков.
На наш взгляд, в настоящее время в высших сельскохозяйственных образовательных учреждениях необходимо расширять систему непрерывного образования, используя корпоративный подход, который представляет собой совокупность методов и организационных форм воздействия на образовательный процесс при изучении дисциплин АПК. Эта совокупность выражается в выделении инновационного направления - "корпоративное образование".
Корпоративное образование - это сотрудничество образовательных, научных учреждений и организаций АПК в целях подготовки специалистов в соответствии с требованиями современной профессиональной деятельности в сельскохозяйственной сфере.
Корпоративное образование необходимо вводить постепенно:
Образование
- на первом этапе необходимо студентам и преподавателям вуза изучить структуру учреждения АПК, требования к профессиональной компетентности специалистов, специфическую организацию подготовки таких специалистов в вузе. Все это нужно для того, чтобы наладить ситуационное взаимодействие и краткосрочное дополнительное образование студентов;
- на втором этапе необходимо определить периодичность совместной деятельности по подготовке специалистов широкого профиля, ориентированных на решение конкретных задач сельскохозяйственного производства. На этом этапе предусматривается проведение аттестационных и сертификационных мероприятий, выполнение государственных стандартов в вузе и раскрывается профессионально-корпоративный потенциал сельскохозяйственных образовательных заведений и учреждений АПК;
- на третьем этапе связи образовательного учреждения и товаропроизводителей АПК должны быть направлены на разработку стратегических, корпоративных планов, на индивидуализацию подготовки специалистов, на создание образовательных структур непрерывного образования с привлечением практических работников сельскохозяйственной сферы. На этом этапе необходимо координировать содержание корпоративно-профессиональной и исследовательской деятельности, включать изучение методологии профессиональной деятельности в конкретной организации АПК, изучение и решение профессиональных задач, развитие профессиональной компетенции, личностных и деловых качеств специалистов. Очень важно, что на этом этапе создаются возможности трудоустройства и четкие перспективы карьерного роста для наиболее талантливых и профессионально мотивированных молодых специалистов.
Проходящие практику студенты, изучив специфику конкретного предприятия АПК, сами предлагают и выполняют специфические темы курсовых и выпускных квалификационных работ, совместно с сотрудниками определяют стратегические цели совершенствования производства, переработки, хранения и маркетинга сельскохозяйственной продукции.
Корпоративное образование определяет соответствие стратегических и тактических целей требованиям социальной политики, содержанию образования, технологиям обучения студентов в вузе, учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Критериями успешности корпоративного образования являются:
- наличие спецкурсов, которые ведутся совместно преподавателя-
ми вуза и представителями предприятий АПК;
- участие представителей предприятий АПК в определении тематики курсовых и выпускных квалификационных работ, научное руководство и проведение экспертизы выполненных работ в виде рецензирования, возможности для внедрения;
- использование практико-ориен-тированных форм обучения;
- использование информационнообразовательных и интеллектуальных ресурсов научных и других учреждений АПК;
- проведение корпоративных конференций, научно-методических тренингов, дискуссий в режиме on-line, проведение мониторинга эффективности подготовки специалистов сельского хозяйства.
Показателями готовности студен-тов-выпускников к корпоративной профессии в сфере АПК являются:
- количество студентов, изучающих специализированные учебные предметы, выходящие за рамки стандартов;
- наличие курсовых и выпускных квалификационных работ, рекомен-
дованных к внедрению на предприятиях АПК, а также к публикациям для широкой общественности. В принципе, необходимо организовать присутствие представителей сферы АПК в ходе защиты названных выше работ студентов, а также выезд в хозяйство, которое сделало заказ на разработку практической задачи. При защите выпускной квалификационной работы должны присутствовать инженерно-технический и управленческий состав, который оценивает значимость, полезность работы студента и дает заключение на внедрение;
- количество студентов, проходящих производственную практику по профилю специальности;
- сотрудничество студентов с наставниками, научными руководителями из организаций и предприятий АПК;
- создание корпоративных кафедр для организации непрерывного образования специалистов сферы АПК [4, с. 17].
Корпоративное образование предусматривает единство образовательных, научных и других учреждений АПК и не требует глобальных из-
Здоровье
менений в структурном менеджменте и финансовом обеспечении.
Корпоративное образование нельзя считать законченным по выпуску студентов из вуза. Высшее образовательное учреждение сельскохозяйственного профиля должно иметь гибкие структурные группы преподавателей и практических специалистов, чтобы вовремя реагировать на запросы рынка дополнительных образовательных услуг.
Для этого они должны быть оснащены новейшей информационной техникой, наладить использование современных дистанционных технологий открытого образования. Важным аспектом в инновационных программах является то, что они создают возможности дистанционного консультирования, когда клиент и специалист находятся на больших расстояниях, но не только слушают, но и видят друг друга на мониторах.
Чтобы быть готовыми к работе в таких научных учреждениях, в образовательных учреждениях нужно использовать инновационные методы корпоративного образования.
Литература
1. Сёмин А.Н. Влияние кадрового потенциала на эффективность аграрного производства // Аграрный вестник Урала. -2008. - № 2. - С. 25-28.
2. Советский энциклопедический словарь. - М.: "Энциклопедия", 1985. - 633 с.
3. Гордеев А.В. Приоритетный национальный проект "Развитие АПК": итоги реализации в 2006-2007 годах // Аграрный вестник Урала. - №2. - С. 4-7.
4. Тараканова Е.В. Взаимодействие вуза и корпорации в условиях становления непрерывного корпоративного образования: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Тюмень, 2006. - 23 с.
АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ УрФО
К.А. СИДОРОВА,
доктор биологических наук, профессор ТА. СИДОРОВА,
преподаватель, Тюменская ГСХА, г. Тюмень О.А. ДРАГИЧ,
доктор биологических наук, профессор Л.Т. ГОРШКОВА,
преподаватель, Тюменская ГНГУ, г. Тюмень
Ключевые слова: здоровье, морфофункциональные параметры, физическое развитие, количественный состав массы тела, конституциональный тип, функциональные резервы, адаптационные возможности, региональная норма
Общепризнанно, что ведущими критериями здоровья являются физическое развитие и адаптационные возможности организма [5, 6, 7, 8, 9,
10, 11], хотя до сих пор не существует единого подхода к их оценке [1, 2,
3, 4].
Студенческий возраст в онтогенетическом аспекте представляет
здоровья в этот период может служить контролем эффективности всей системы гигиенических мероприятий, проводимых на предшествующих этапах онтогенеза при сложившемся
собой период, когда заканчивается биологическое созревание человека и все морфофункциональные показатели достигают своих дефинитивных размеров. В этот момент характерна отработка взаимодействия различных звеньев физиологических систем и взаимоотношения органов и систем. Поэтому уровень развития
Health, morfofunctionalis parameters, physical development, quantitative structure of weight of a body, the constitutional type, functional reserves, adaptable opportunities, regional norm