Научная статья на тему 'Перспективы информационного сопровождения государственной национальной политики в гармонизации межнациональных и миграционных процессов'

Перспективы информационного сопровождения государственной национальной политики в гармонизации межнациональных и миграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
307
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ETHNOMIGRATION PROCESSES / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INFORMATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самсонова Анна Георгиевна

Межнациональные отношения в современном мире не только не утрачивают своей важности и актуальности, но зачастую начинают детерминировать социальную и экономическую ситуацию, особенно в территориях, подвергающихся массовой миграции населения. Предпринимаемые руководством страны и региона меры по стабилизации этномиграционной ситуации должны сопровождаться грамотной, научно обоснованной информационной политикой и конкретными информационными и коммуникационными мероприятиями. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 166610, содержит некоторые положения о ее информационном сопровождении. В данной публикации автор на основе проведенного исследования, формулирует предложения по оптимизации положений о информационном сопровождении реализуемой национальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы информационного сопровождения государственной национальной политики в гармонизации межнациональных и миграционных процессов»

Ermak A.S., Avetisyan.X. Image control for state and municipal employees. [electronic resource]. Access mode: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (accessed 12.11.2017). (In Russ.).

Kuzmin S.V. The role of the media in shaping the image of the politician. In: Izvestiya of Saratov University. Vol. 12. Ser. Sociology. Political science, vol. 2. 2012. P. 69-72. (In Russ.).

Marina R. Zheltukhinaa, Gennady G. Slyshkinb, Elena B. Ponomarenkoc, Maryana V. Busyginaa and Anatoly V. Omelchenkod. Role of Media Rumors in the Modern Society. In: International Journal of Environmental & Science Education. VOL. 11, No. 17. 2016. P. 10581- 10589.

Perelygina E. B. Psychology of image. M.: Aspect Press, 2002. P. 223 (In Russ.).

Ryabova T. M. Image of a civil servant. In: Innovative Technologies in Science and Studies: materials of the IX Intern. scientific-pract. conf. In 2 t. T. 1. - Cheboksary: CNS "Interactive plus". No. 1 (9). P. 248-250. (In Russ.).

Soloviev L. I. Political theory, political technologies: the textbook for University students. - 2nd ed. revised and don. M.: Aspect Press, 2014. P. 575 (In Russ.).

Patricia E. Salkin, Julie A. Tappendorf Social Media & Local Governments: Navigating the New Public Square. ABA Book Publishing, 2013. P. 162 Hakim Khalid Mehraj, Akhtar Neyaz Bhat, Hakeem Rameez Mehraj. Impacts of Media on Society: A Sociological Perspective. In: International Journal of Humanities and Social Science Invention ISSN (Online): 2319 - 7722, ISSN (Print): 2319 - 7714 www.ijhssi.org Vol. 3. Iss. 6. I June. 2014. P.56-64.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.

Для цитирования: Самсонова А.Г. Перспективы информационного сопровождения государственной национальной политики в гармонизации межнациональных и миграционных процессов // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4. 2017. С. 59-65.

Автор: САМСОНОВА. А.Г.

САМСОНОВА Анна Георгиевна - магистрант кафедры общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119571, г. Москва,

Проспект Вернадского, д. 84. E-mail: anya samsonova@,inbox.ru.

Аннотация: Межнациональные отношения в современном мире не только не утрачивают своей важности и актуальности, но зачастую начинают детерминировать социальную и экономическую ситуацию, особенно в территориях, подвергающихся массовой миграции населения. Предпринимаемые руководством страны и региона меры по стабилизации

этномиграционной ситуации должны сопровождаться грамотной, научно обоснованной информационной политикой и конкретными информационными и коммуникационными мероприятиями. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 166610, содержит некоторые положения о ее информационном сопровождении. В данной публикации автор на основе проведенного исследования, формулирует предложения по оптимизации положений о информационном сопровождении реализуемой национальной политики.

Ключевые слова: этномиграционные процессы, национальная политика, информационное сопровождение.

Совершенствование информационного сопровождения государственной национальной политики, прежде всего, лежит в русле создания и реализации современной и эффективной законодательной базы. Сегодня вполне очевидна потребность в ключевом правовом акте, направленном на урегулирование отношений в сфере укрепления единства многонационального народа России (российской нации), в которую органично входит и важная проблема управления этномиграционными процессами.

В таком документе, на наш взгляд, должен быть уточнён и дополнен перечень субъектов государственной политики РФ, к которым следовало бы отнести, во-первых, многонациональный народ Российской Федерации (российская нация); во-вторых, граждан России, соотечественников, проживающих за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства в установленных законом случаях; в-третьих, национально-культурные автономии и другие некоммерческие общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере этнокультурного развития народов Российской Федерации; в-четвёртых, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере реализации государственной национальной политики, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации и учреждения этнокультурной инфраструктуры; в-пятых, творческие союзы и объединения, культурные центры, художественные коллективы, музейные и др. организации и объединения, осуществляющие деятельность в сфере сохранения и развития традиций, культур и языков народов Российской Федерации; в-шестых, средства массовой информации, издательские организации и воспитательно-образовательные центры, деятельность которых касается вопросов

10 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666. Система ГАРАНТ: http://base.garantru/70284810/#ixzz5 1ЭТ1У475

межнационального (межэтнических отношений) и этнокультурного воспитания и образования.

Полагаем, что перечень целей и задач в сфере регулирования этномиграционных процессов, целесообразно дополнить положением, касающимся проведения мер по эффективной информационной поддержке усилий органов власти в реализации национальной и миграционной политики.

Можно констатировать, что государство сегодня оказывает поддержку обеспечению сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации, межнационального (межэтнического) согласия, общероссийского патриотизма; формированию культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации; развитию межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей; обеспечению сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации; предпринимает иные меры, направленные на поддержку и защиту культур, родных языков и исторических традиций народов России.

Полагаем, что на перспективу целесообразно закладывать традиции задействования в реализации национальной и этномиграционной политики усилий следующих социальных институтов российского социума, располагающих обширными возможностями средств массовых коммуникаций.

На наш взгляд, заслуживает гораздо большего внимания и усилий именно информационное сопровождение государственной национальной политики в сфере гармонизации межнациональных и миграционных процессов, которые все чаще сливаются и взаимодействуют между собой, приводя к весьма противоречивым результатам.

По данным проведенного автором исследования освещения в отечественной и зарубежной прессе проблем этнической миграции на территории Российской Федерации, количество информационных сообщений немалое и его можно охарактеризовать данными, представленными в следующей ниже таблице11.

Таблица 1. Категории СМИ, отразивших в своих материалах проблемы этнической миграции за период с 01 января 2017 года по 07 ноября 2017 года (всего ___сообщений 9575)____

Уровни/ Категории Газеты Журналы Информ. агентства Интернет ТВ Радио Всего

Федеральный 67 82 175 3650 43 13 4030

Зарубежный 115 4 196 2954 3 0 3272

Региональный 173 19 145 1926 8 1 2272

Всего 355 105 516 8530 54 14 9574

11 Информационно-аналитическая система «Медиалогия». Контекст: этническая миграция. Категории СМИ: Газеты, Журналы, Интернет, Информагентства, Радио, ТВ. Временной период: с 01 января 2017 года по 07 ноября 2017 года. Дата подготовки отчета: 07 ноября 2017 года.

Уровень интереса к теме этнической миграции оставался стабильным за весь период замера.

Рис. 1 Распределение количества публикаций о проблеме этнической миграции за

период 01.01.2017-07.11.2017.

Лидером по популярности темы этнической миграции в СМИ среди регионов РФ стала Москва - 4203 материала за период с 1 января по 7 ноября 2017 г. Далее с большим отрывом идут Санкт-Петербург - 292 и Ставропольский край - 183. Далее следуют национальные республики: Республика Татарстан (80), Ханты-Мансийский Автономный округ (79), Республика Крым (72), Республика Дагестан (71). И столь же актуальна эта тема в экономически активных регионах, принимающих трудовых мигрантов: Московская область (63), Новосибирская область (62), Свердловская область (61).

Действительно, до последнего времени ошибочно считалось, что неловко фиксировать и аргументированно комментировать в СМИ реально существующие угрозы и вызовы, чтобы не быть заподозренными в ущемление прав этнических мигрантов [Кузьменко, Назаров]. Между тем, обстановка в ряде регионов, при попустительстве ряда газет и статей в интернете, становилась все более тревожной, порой вспыхивали волнения и стихийные бунты этнических мигрантов, а порой между ними и гражданами РФ из республик Северного Кавказа [Назарова: Концептуальные подходы...].

Изучение проекта федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»,

подготовленного ФАДН России 30 мая 2017г., и предполагаемого после доработки к вводу в действие с 1 января 2018г., показало, что в этом документе все же весьма поверхностно освещена деятельность по информационному сопровождению государственной политики в этом направлении. Так, например, отсутствуют пункты, касающиеся информационного сопровождения политики в сфере адаптации и интеграции этнических мигрантов в полномочиях федерального центра и в ФАДН, в частности.

Участвующим в пределах своих полномочий в этой работе другим федеральным органом исполнительной власти рекомендуется осуществлять функции в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним); электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра); почтовой связи, массовых коммуникаций и СМИ, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем ТВ-вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях); печати, издательской и полиграфической деятельности.

Было бы целесообразно на уровне Федеральной программы более подробно рассмотреть мероприятия по информационному сопровождению этномиграционных процессов в РФ. Тем более, что на уровень субъектов РФ перенесена организация информационного сопровождения реализации государственной политики в области социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории субъектов РФ.

Органы местного самоуправления, в свою очередь, теперь должны заниматься обеспечением информированности местного населения по вопросам социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество; взаимодействием со средствами массовой информации с целью формирования у местного населения муниципального образования положительного отношения к иностранным гражданам.

Однако в органах исполнительной власти федерального уровня до сих пор отсутствует чёткое представление о путях совершенствования информационного сопровождения государственной национальной политики в сфере гармонизации межнациональных и этномиграционных процессов, а Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), многие другие министерства и ведомства РФ зачастую недооценивают общественно-политическую и социальную значимость и важность работы.

Источники

Кузьменко Г.Н., Назаров А.Д. Теория моделирования этносоциальных процессов // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 1. С. 41-50.

Назаров А.Д. Единство и духовная общность многонационального народа России в координатах государственной национальной политики:

коммуникативные аспекты и особенности // Международное издание "Этносоциум и межнациональная культура". 2015. № 11 (89). С. 9-30.

Назаров А.Д. Русский язык в современном информационном пространстве: этнокультурный аспект // Коммуникология. 2014. Т. 4. № 2. С. 27-37.

Назарова Е.А. Концептуальные подходы к регулированию межнациональных отношений в полиэтнических регионах: коммуникативные аспекты// Коммуникология. 2014. Т. 4. № 2. С. 116-125.

Назарова Е.А. Миграционная политика российского государства. Монография. Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2009.

NATIONAL POLICY IN HARMONIZATION OF INTERETHNIC AND MIGRATION PROCESSES: PROSPECTS OF INFORMATION SUPPORT

For citation: Samsonova A. G. National Policy in Harmonization of Interethnic And Migration Processes: Prospects of Information Support. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No.4. 2017. P. 59-65.

Author: SAMSONOVA A.G.

SAMSONOVA Anna G., graduate student of the Department of Public Relations and Mediapolicy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: anya_samsonova@inbox.ru.

Abstract: Interethnic relations in the modern world not only do not lose their importance and relevance, but often begin to determine the social and economic situation, especially in the territories subjected to mass migration of the population. The measures taken by the leadership of the country and the region to stabilize the ethnomigrational situation must be accompanied by a competent, scientifically based information policy and specific information and communication activities. The strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period until 2025, approved by Presidential Decree No. 1666 of December 19, 2012 [Strategy], contains some provisions on its information support. In this publication, the author using the results of the conducted study formulates proposals to optimize the provisions on information support for the national policy being implemented.

Key words: ethnomigration processes, national policy, information support.

References

Kuzmenko GN, Nazarov A.D. Theory of modeling of ethnosocial processes. In: Russian State Social University: Scientific Notes. 2011. № 1. P. 41-50. (In Russ.).

Nazarov A.D. Unity and spiritual community of the multinational people of Russia in the coordinates of the state national policy: communicative aspects and

features. In: International magazine "Ethnosociology and interethnic culture". 2015. No. 11 (89). PP. 9-30. (In Russ.).

Nazarov A.D. Russian language in the modern information space: ethnocultural aspect. In: Kommunikologiya. 2014. T. 4. № 2. P. 27-37.

Nazarova E.A. Conceptual approaches to the regulation of interethnic relations in polyethnic regions: communicative aspects. In: Kommunikologiya. 2014. T. 4. №2 2. P. 116-125. (In Russ.).

Nazarova E.A. Migration policy of the Russian state. Monograph. Russian Acad. state. service under the President of the Russian Federation. Moscow, 2009. (In Russ.).

СУБЪЕКТНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПРОЦЕССАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АНТИРОССИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

Для цитирования: Кравцов Д.Н. Субъектность Русской Православной Церкви в процессах противодействия антироссийской религиозно-политической пропаганде в Восточной Европе // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4. 2017. С. 65-70.

Автор: КРАВЦОВ Д. Н.

КРАВЦОВ Дмитрий Николаевич - аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84. E-mail: dmitrykrav.row@gmail.com

Аннотация. В статье исследуются процессы ведения прозападными религиозными организациями и их адептами антироссийской религиозно -политической пропаганды в государствах Восточной Европы и, прежде всего, в странах постсоветского пространства. Антироссийская пропагандистская деятельность некоторых религиозных организаций рассматривается как угроза национальной и международной безопасности.

Автором предлагается комплекс мер противодействия антироссийской религиозно-политической пропаганде, а также характеризуется роль российских религиозных организаций в процессах реализации этих мер. Постулируется вывод о важности миссионерско-проповеднической деятельности Русской Православной Церкви в процессах донесения до жителей Восточной Европы достоверной информации о России и её внутри- и внешнеполитическом курсе. В этом контексте Московский Патриархат представляется негосударственным субъектом противодействия антироссийской пропаганде (в т.ч. религиозно-политической), который обладает значительным не только контрпропагандистским, но и миротворческим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.