Научная статья на тему 'Перспективы и направления развития частного медицинского страхования'

Перспективы и направления развития частного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / ЧАСТНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / REGIONAL HEALTH INSURANCE / PRIVATE HEALTH INSURANCE / TERRITORIAL COMPULSORY HEALTH INSURANCE FUNDS / REGIONAL PROGRAM OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромашко Н. А.

В статье приводятся доказательства крайне низкого уровня развития частного медицинского страхования в России. Проанализированы проблемы развития частного медицинского страхования, выявлены факторы, как содействующие, так и препятствующие его развитию. По мнению автора, реформа системы обязательного медицинского страхования может вызвать сокращение спроса на традиционные услуги частного медицинского страхования. В этих условиях стратегия развития региональных систем медицинского страхования должна заключаться в повышении уровня интеграции социального и частного медицинского страхования на основе разработки и реализации совмещенных страховых продуктов, основанных на территориальной программе обязательного медицинского страхования. Предложено шире использовать опыт регионов, реализующих региональные программы развития частного медицинского страхования, в том числе за счет предоставления бюджетных субсидий на оплату части страховой премии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND DEVELOPMENT TRENDS OF PRIVATE HEALTH INSURANCE

The paper highlights extremely low level of private health insurance in Russia. The problems of private health insurance, factors contributing to or hindering its development are identified. The author believes that reform of the compulsory health insurance can cause a reduction in demand for traditional services of private health insurance. In these circumstances, the strategy of regional systems of health insurance should be to increase the level of integration of social and private health insurance through the development and implementation of combined insurance products based on regional programs of compulsory health insurance. Greater use of regional experience in implementing regional development programs of the private health insurance, including through budget subsidies for payment of insurance premiums is suggested.

Текст научной работы на тему «Перспективы и направления развития частного медицинского страхования»

1QS

4. Исаева Н. Создание холдинга путем реорганизации хозяйственных обществ. иР1_: http://www.sqlaw.ru/partners/84l/ article_871.html.

5. См.: Романенко О.А. Теоретический анализ мотивов слияний и поглощений // Наука и общество. Сер. «Финансы и кредит». 2011. № 2. С. 66.

6. Христенко Л. Этапы реорганизации компании // Финансовый директор. 2005. № 12.

7. Чеметов А.В. Повышение стоимости предприятия на основе реструктуризации бизнеса: дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2004. С. 27.

удк 368 Н.А. Ромашко

ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

В статье приводятся доказательства крайне низкого уровня развития частного медицинского страхования в России. Проанализированы проблемы развития частного медицинского страхования, выявлены факторы, как содействующие, так и препятствующие его развитию. По мнению автора, реформа системы обязательного медицинского страхования может вызвать сокращение спроса на традиционные услуги частного медицинского страхования. В этих условиях стратегия развития региональных систем медицинского страхования должна заключаться в повышении уровня интеграции социального и частного медицинского страхования на основе разработки и реализации совмещенных страховых продуктов, основанных на территориальной программе обязательного медицинского страхования. Предложено шире использовать опыт регионов, реализующих региональные программы развития частного медицинского страхования, в том числе за счет предоставления бюджетных субсидий на оплату части страховой премии.

Ключевые слова: региональная система медицинского страхования, частное медицинское страхование, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, территориальная программа обязательного медицинского страхования.

N.A. Romashko

PROSPECTS AND DEVELOPMENT TRENDS OF PRIVATE HEALTH INSURANCE

The paper highlights extremely low level of private health insurance in Russia. The problems of private health insurance, factors contributing to or hindering its development are identified. The author believes that reform of the compulsory health insurance can cause a reduction in demand for traditional services of private health insurance. In these circumstances, the strategy of regional systems of health insurance should be to increase the level of integration of social and private health insurance through the development and implementation of combined insurance products based on regional programs of compulsory health insurance. Greater use of regional experience in implementing regional development programs of the private health insurance, including through budget subsidies for payment of insurance premiums is suggested.

Key words: regional health insurance, private health insurance, territorial compulsory health insurance funds, regional program of compulsory health insurance.

Для обозначения той сферы медицинского страхования, которая не относится к социальному медицинскому страхованию и не основана на принципе социальной солидарности, в зарубежной практике, включая Всемирную организацию здравоохранения, применяется термин «частное медицинское страхование» [3, с. 23]. Слово «частное» в данном случае используется в значении, противоположном «общественному» (социальному), и указывает на более выраженный индивидуальный характер страхования. В России в отличие от зарубежного опыта устоявшимся в обозначении данной сферы отношений является понятие «добровольное медицинское страхование» (ДМС).

Частное медицинское страхование основывается на следующих базовых принципах: взаимности, оценки и учета индивидуального риска, зависимости объема гарантий от взносов. Его популярность обусловлена возможностью гарантированного получения медицинских услуг в объеме, видах и качестве, сверх установленных программами социального медицинского страхования

или предоставляемых в рамках бюджетной медицины. Застрахованный сам выбирает себе страховую программу, т.е. имеет место дифференциация страхового обеспечения в зависимости от потребностей и финансовых возможностей застрахованного (или страхователя).

Частное медицинское страхование используется в 120 странах. В целом по всему миру его доля в покрытии частных расходов на здравоохранение составляла в 2007 г. 45%. Особенно высока роль страхования в обеспечении частных затрат на здравоохранение в странах американского региона, т.е. там, где отсутствует всеобщее социальное медицинское страхование. Наиболее высокая доля частного медицинского страхования в обеспечении частных расходов выявлена автором во Франции (64%), в Намибии (64%), США (64%), Аргентине (52%), Колумбии (51%), Чили (47%), Словении (45%), Канаде (43%), Германии (40%).

За период с 2000 по 2007 гг. наблюдался рост доли частного медицинского страхования в покрытии частных расходов на здравоохранение в 77 странах. Во

Франции одно из самых высоких в мире значений показателя плотности частного медицинского страхования

- 622 долл. на человека. Обгоняют по этому показателю Францию, причем более чем в 4 раза, только США (2520 долл. на человека), что объясняется отсутствием в данной стране всеобщего социального медицинского страхования [1].

В России использование страхования как формы финансирования частных расходов на здравоохранение пока еще не получило существенного развития: доля частного медицинского страхования в оплате частных расходов составила в 2007 г. только 9,6%, увеличившись за 7 лет на 1,5 пункта. Плотность частного медицинского страхования в России (ЧМС), несмотря на более чем пятикратный рост за 7 лет (с 3 до 17 долл. на человека), свидетельствует о его небольшой распространенности. Данный показатель ниже среднемирового значения (146 долл. на человека) более чем в 8 раз, а по сравнению с США - ниже в 148 раз. По уровню развития ЧМС Россия примерно соответствует уровню африканских стран (14 долл. на человека).

Функционирование современных региональных систем частного медицинского страхования в России осуществляется в достаточно сложных условиях, о чем свидетельствуют:

- неравномерная динамика его развития в регионах

- вплоть до отрицательных значений (как на развитых, так и на неразвитых региональных рынках частного медицинского страхования);

- сохраняющийся высокий уровень убыточности операций отдельных страховщиков на отдельных региональных рынках;

- сворачивание бизнеса по ЧМС отдельными страховщиками в целом (например, «ЭРГО-Русь») либо только в отдельных регионах (например, «ВСК-Милосердие»);

- низкий уровень развития частного медицинского страхования во многих регионах - вплоть до его отсутствия.

Если недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания застрахованных в системе социального медицинского страхования способствует развитию частного медицинского страхования в регионах, то к факторам, препятствующим устойчивому функционированию региональных систем ЧМС, в настоящее время следует отнести:

- усиление кризисных явлений в экономике, финансовую нестабильность;

- недостаточный уровень платежеспособности и страховой культуры потенциальных клиентов;

- неразвитость рынка медицинских услуг и недостаток медицинских организаций в большей части регионов, способствующие высокому уровню медицинской инфляции и возможности диктата медиками своих условий страховщикам;

- конфликт интересов страховщиков и медицинских организаций, приводящий к проблеме роста медицинских тарифов, «гиперлечения», приписок к выставляемым счетам за лечение;

- повышение уровня социальной нагрузки на работодателей с 2011 г.;

- сохранение ценовых методов конкуренции - вплоть до демпинга со стороны отдельных страховщиков.

Перспективы будущего развития рынка частного медицинского страхования в России неоднозначны.

Реорганизация системы ОМС в России приведет к росту результативности функционирования базового уровня региональных систем медицинского страхования в каждом субъекте РФ, что неизбежно затронет основы существования взаимосвязанного с ним дополнительного уровня - частного медицинского страхования. Рост доступности и качества медико-страхового обслуживания по ОМС повысит уровень удовлетворенности застрахованных медицинским обслуживанием и, соответственно, сократит спрос на услуги частного медицинского страхования со стороны некоторой части клиентов.

Учитывая характер интеграции двух сегментов региональных систем медицинского страхования, для более точного определения эффекта влияния реформирования национальной системы ОМС на функционирование и среднесрочные перспективы развития сегмента ЧМС необходимо располагать достоверной информацией о степени улучшения обслуживания в системе ОМС, включая виды, объемы, порядки и условия оказания гарантированной медицинской помощи. Повышение качества и доступности медико-страхового обслуживания в определенной степени зависит и от активности вхождения частных медицинских организаций в систему ОМС. Ввиду сложности прогнозирования этих данных затруднительно дать точную оценку возможным изменениям количества застрахованных и сбора премий в сегменте ЧМС. Однако очевидны усиление конкуренции между двумя сегментами региональных систем медицинского страхования и еще большее обострение конкуренции внутри сегмента частного медицинского страхования. В этих условиях определяющим фактором сохранения, упрочения и развития бизнеса страховщиков в сфере частного медицинского страхования будут наличие, расширение и усиление конкурентных преимуществ продуктов ЧМС.

Модернизация системы ОМС в России определяет необходимость и предоставляет возможности полной трансформации сегмента ЧМС из уровня альтернативного, в большей степени дублирующего услуги сегмента социального медицинского страхования в дополняющий. По нашему мнению, долгосрочная стратегия развития частного медицинского страхования в целом по России и отдельным регионам должна заключаться в его позиционировании и продвижении как классического страхового продукта с такими базовыми характеристиками, как:

- совмещенность социального и частного страхования: продукт строится на основе медико-страхового обеспечения по территориальной программе ОМС и дополняется различными опциями ЧМС;

- ориентация на массового потребителя, определяющая многовариантный характер комбинированного полиса и его относительно невысокую стоимость.

В условиях всеобщего обязательного социального медицинского страхования только такая стратегия развития интегрированной системы медицинского страхования может быть признана наиболее эффективной, поскольку:

- устраняется противоречие в функционировании двух сфер медицинского страхования;

- повышается рациональность использования ресурсов, выделяемых на медицинское страхование и, следовательно, охрану здоровья;

- повышается мотивация к участию застрахованных и страхователей в солидарном медицинском страховании;

- расширяется число застрахованных, имеющих гарантии высококачественного медицинского обслуживания;

- появляется дополнительный фактор конкуренции между страховыми медицинскими организациями (СМО) в системе ОМС;

- стабилизируется деятельность страховщиков в сегменте ЧМС, в частности ее финансовые результаты [6, с. 32].

Результат развития региональных систем медицинского страхования в данном направлении будет выражаться как в повышении эффективности совокупных (государственных и частных) затрат на охрану здоровья, так и в росте результативных показателей функционирования региональной системы здравоохранения, в частности в увеличении продолжительности жизни, снижении заболеваемости и инвалидизации.

Инициатором реализации данной стратегии должны быть, по мнению автора, прежде всего региональные органы власти. Напомним, что в соответствии с законом 326-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере ОМС относится в том числе установление в территориальных программах ОМС дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС; финансовое обеспечение и реализация территориальных программ ОМС в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета федерального фонда бюджетам территориальных фондов [4].

Однако большая часть регионов не имеет финансовых возможностей предоставления расширенного по сравнению с базовой программой ОМС объема медикострахового обеспечения. Именно в таких регионах и должна проводиться более активная поддержка развития частного медицинского страхования. Территориальные фонды ОМС ни в коей мере не должны препятствовать реализации стратегии совмещенного медицинского страхования. Напротив, они должны выступить с инициативой и содействовать разработке и продвижению через СМО комбинированных полисов медицинского страхования, предусматривающих обслуживание в лучших медицинских организациях региона. Данные мероприятия необходимо проводить в рамках реализации региональной (городской, губернской) программы развития частного медицинского страхования, представляющей собой комплекс мер, нацеленных на повышение финансовой доступности высококачественной, современной медицинской помощи для всех слоев населения на основе использования страховых принципов. Программа может предполагать различного рода мероприятия, но ее основу составляют разработка и стимулирование реализации унифицированного, доступного по цене страхового продукта.

Примером может служить опыт Кемеровской области, где в целях повышения объема, доступности и качества гарантированной медицинской помощи для разных категорий населения Кузбасса по инициативе администрации области совместными усилиями специалистов Общественной палаты, представителей профсоюзных объединений, Департамента охраны здоровья населения и крупных страховых компаний был разработан продукт «Губернская программа ДМС». Эта программа рассчи-

тана на широкий охват населения и предполагает несколько возможных вариантов, разработанных с учетом потребностей в медицинской помощи людей разного возраста и состояния здоровья. Выгодность программы заключается в ее относительно небольшой стоимости, обеспечиваемой на основе совмещения социального и частного страхования. На амбулаторно-поликлиническом этапе первичное обращение осуществляется по месту прикрепления полиса ОМС; также программа включает в себя широкий диапазон диагностических мероприятий, в том числе в специализированных диагностических центрах; госпитальный этап включает в себя плановую или экстренную госпитализацию в общую палату, кура-цию высококвалифицированным медицинским персоналом, дополнительное медикаментозное обеспечение сверх программы государственных гарантий на этапе дневного стационара и на госпитальном этапе.

Основной вариант программы - базовый, страховой взнос по нему - 3600 руб. в год, страховая сумма -50 тыс. руб. Договоры по этому варианту программы могут заключаться коллективно (от 10 человек) и индивидуально. Заключение коллективного договора выгоднее предоставлением рассрочки платежа вплоть до 300 руб. в месяц. Кроме того, в рамках коллективного страхования могут быть застрахованы неработающие члены семьи, в том числе дети и пенсионеры. Индивидуальный договор с частными лицами заключается при условии, что возраст не превышает 60 лет, его можно заключить только в период подписной кампании, объявленной с сентября по ноябрь включительно.

По нашему мнению, для многих регионов России разработка подобной программы и сходных продуктов стала бы очень своевременной мерой, содействующей улучшению здоровья населения. Привлечение широких масс к приобретению комбинированных медицинских полисов обеспечивается относительно невысокой стоимостью страхования, а также широкой рекламной поддержкой в средствах массовой информации, содействующей повышению страховой культуры и заблаговременной заботе о здоровье. В свою очередь, доступность цены полиса ЧМС для физических лиц достигается как за счет совмещения с ОМС, так и за счет массового привлечения населения, позволяющего перераспределить затраты на дорогостоящее лечение отдельных заболеваний. Особый эффект в быстром распространении разработанных в рамках программы продуктов ЧМС могут иметь меры финансового стимулирования, например предоставление субсидий, покрывающих часть страхового взноса, за счет регионального бюджета [5, с. 18].

Подобная практика в России до сих пор применялась только в одном регионе - Пермском крае, где Министерство здравоохранения инициировало параллельно два проекта: первый - «Добровольное медицинское страхование» (рассчитан на рядовых граждан), второй - «Медицинский сертификат» (адресован работникам бюджетной сферы), в рамках которого застраховано более 50 тыс. человек. Программа ДМС, предложенная администрацией Пермского края, поистине уникальна: заплатив 50% стоимости полиса, пермяки могут рассчитывать на то, что оставшаяся часть страховой премии будет оплачена страховщику из средств краевого бюджета (но не более 3 тыс. руб.). С 2012 г. уровень софинансирова-ния из краевого бюджета по программам, рассчитанным

на бюджетников, повышен до 70% (но не более 5 тыс. руб.). Договор заключается сроком на год с одной из десяти отобранных страховых компаний региона. С учетом предоставляемых бюджетных субсидий страховщиками разработаны различные по стоимости и перечню медицинских услуг программы ЧМС, но все они основаны на совмещении социального и частного медицинского страхования: необходимым условием является прикрепление по полису ОМС к тому лечебному учреждению, которое будет оказывать медицинскую помощь по программе частного медицинского страхования.

Реализация указанных программ особо актуальна в тех регионах, которые относятся к третьему и четвертому уровням реализации программы ОМС и имеют низкие показатели развития частного медицинского страхования (плотность менее 100 руб. на человека, уровень проникновения не выше 0,05% от ВРП). Проведенный автором анализ по статистическим данным за 2010 г. выявил 35 таких субъектов РФ.

Претворение в жизнь данных в статье рекомендаций позволит расширить популярность частного медицин-

ского страхования и приведет к повышению эффективности функционирования интегрированных региональных систем социального и частного медицинского страхования.

1. См.: Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2010 г. Женева: ВОЗ, 2010. 1^1.: http://www.who.int/whosis/whostat/ RU_WHS10_Full.pdf.

2. Ермакова Е.А. Бюджетный менеджмент и его эффективность в современной России // Вестник СГСЭУ. 2008. № 1 (20). С. 63 - 66.

3. См.: Миронов А.А., Таранов А.М., Чейда А.А. Медицинское страхование. М.: Наука, 1994.

4. См.: Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/.

5. См.: Слепухина Ю.Э., Казак А.Ю. Финансовый потенциал страховой организации // Вестник СГСЭУ. 2009. № 4 (28). С. 175 - 179.

6. См.: Шейман И.М., Пономаренко А.А. Формирование объединенного рынка обязательного и добровольного медицинского страхования // Модернизация экономики и глобализация: в 3 кн. / отв. ред. Е.Г. Ясин. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. Кн. 2.

удк 658.15 Ю.В. Семернина

ОБЛИГАЦИОННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

В статье обосновывается необходимость привлечения облигационного финансирования хозяйствующими субъектами в контексте популярных теоретических концепций, рассматривающих проблему оптимальности структуры капитала (компромиссной теории финансирования, иерархической теории, поведенческой теории структуры капитала). Делается вывод о том, что использование хозяйствующим субъектом облигационного финансирования позволяет ему в короткие сроки изменять структуру капитала, приводя соотношение собственных и привлеченных финансовых ресурсов к оптимальному значению, а также разрабатывать эффективную долгосрочную стратегию распределения прибыли хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: облигационное финансирование, структура капитала, привлеченные источники финансирования, облигационный выпуск, оферта, купон по облигации.

Yu.V. Semernina

BOND FINANCING AS A MECHANISM OF CAPITAL STRUCTURE MANEGEMENT

The paper stresses the necessity to attract bond financing in the context of popular theoretical concepts that consider the problem of optimal capital structure (compromise theory of financing, hierarchical theory, behavioral theories of capital structure). It is concluded that the use of bond financing by business entities allows to quickly changing capital structure, resulting in the ratio of own and borrowed funds to be at the optimal value and develop effective long-term strategy for distribution of profit.

Key words: bond financing, capital structure, external finance sources, bond issue, offer, coupon on bonds.

Каждый хозяйствующий субъект, функционирующий в условиях рыночной экономики, в своей повседневной деятельности неизбежно сталкивается с вопросами оптимального выбора источников финансирования. Любой источник финансирования имеет свою стоимость, которая, как правило, выступает в качестве одного из ключевых факторов, определяющих общую структуру финансирования хозяйствующего субъекта.

Финансирование хозяйствующего субъекта является базовым понятием финансового менеджмента, поскольку рассмотрение деятельности любого предприятия невозможно без исследования вопросов его финансового обеспечения [1, с. 107]. Мы считаем, что облигационное финансирование необходимо рассматривать с точки зрения оптимальности структуры капитала хозяйствующего субъекта, которая является одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.